Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №21/1999
Архив

Каратэ - в школе?

Каратэ - в школе?

Кому-то, возможно, точка зрения автора покажется спорной. Ну так поспорьте! А высказываться каждому дано.

В целях пропаганды массовой физкультуры и спорта, а также патриотического воспитания молодежи в сентябре 1993 г. под моим руководством начал работу спортивный клуб от Международного Союза Дзёсинмон-Шоринрю, в состав которого вошли учащиеся общеобразовательных школ г. Москвы и Московской области.

Элитный стиль каратэдо Дзёсинмон-Шоринрю ("Школа непоколебимого духа") берет начало в системе боевого искусства монастыря Шаолинь. Основателем Шоринрю является японский мастер боевых искусств Мацумура Сокон (Мунехиде), правительственный чиновник, живший в XIX в. и в течение нескольких лет по специальному заданию совершенствовавший свои знания в воинских искусствах в Китае в монастыре Шаолинь. После долгого обучения у мастеров Шаолиня Мацумура Сокон систематизировал свои знания, создав школу Шоринрю (японская транскрипция Шаолинь). Сам Мацумура был удостоен звания Верховного наставника воинских искусств острова Окинава. Он пропагандировал жесткое, силовое каратэдо в классической старошаолиньской манере, обращая особое внимание на быстроту, резкость, силу и четкое знание базовой техники.

Современная интерпретация Дзёсинмон оформлена Со-Шиханом Хошу Икедой (Япония, 8-й дан, черный пояс). Хошу Икеда родился в 1942 г. Свои занятия каратэдо он начал в возрасте 12 лет. Многолетний труд и изучение громадного наследия школы Шоринрю позволили мастеру Икеде создать свою собственную интерпретацию под названием Дзёсинмон ("Школа непоколебимого духа"), которая была зарегистрирована во Всеяпонской федерации каратэдо в 1969 г. Его название как нельзя более точно отражает смысл традиционного боевого искусства, которое учит владеть не только телом и оружием, но и духом. Духом в первую очередь, ибо побеждает в конечном итоге не техника рук или ног, а совершенное владение самим собой. Побеждает тот, кто обладает "непоколебимым духом "(дзёсин), так как поколебать можно все что угодно, только не "пустоту отрешенности". Взгляды Верховного Учителя иллюстрирует следующее высказывание: "Вы не можете обучать каратэ как средству нанесения ущерба другому человеку, это нарушает гармонию Природы. Но вы можете учить каратэ как средству, позволяющему остановить того, кто хочет причинить вред вам или другим людям. Таким образом, вы восстанавливаете гармонию Природы".

Значительный вклад в развитие и совершенствование стиля был внесен Шиханом Раулем Рисо (Куба, 6-й дан, черный пояс). Стиль Дзёсинмон весьма популярен на Кубе, где является одним из основных стилей каратэ ("каратэ – оружие революционеров", как неоднократно говорил Фидель Кастро).

В СССР до 1991 г. стиль Дзёсинмон практиковали исключительно сотрудники КГБ и МВД под руководством Шихана Юрия Евгеньевича Маряшина (6-й дан, черный пояс) и Алексея Дмитриевича Александрова. В 1994 г. в Министерстве юстиции России была зарегистрирована международная общественная организация "Международный Союз Дзёсинмон-Шоринрю", президентом которой стал Юрий Евгеньевич Маряшин. Центральной идеей концепции этой организации стало формирование личности в ее физическом, интеллектуальном и нравственном аспектах. "Голая техника каратэ и грубая физическая сила, не оправленная этическими установками, приносит человеку лишь вред – и об этом следует помнить", – отмечал Ю.Е. Маряшин. В 1996 г. школа вошла во Всемирный союз организаций каратэдо (ВУКО). В настоящее время стиль Дзёсинмон имеет своих последователей более чем в 30 странах мира. В Москве сборная России тренируется под руководством Сэнсэев Вахтанга Юзовича Шарадзе (3-й дан, черный пояс) и Андрея Владимировича Маряшина (3-й дан, черный пояс).

Стиль Дзёсинмон включает в себя технику и методику традиционного каратэ (общий и специальный разделы), технику и методику кобудо (техника с использованием оружия), основанная на искусстве применения традиционных окинавских видов оружия (бо, дзё, нунчаку и т.п.) и разновидность мануальной терапии (сэйтайдо).

В школе Дзёсинмон-Шоринрю строго следуют клятве каратэка: "Я обязуюсь всегда и везде придерживаться духа справедливости и нигде не применять полученных мною знаний, за исключением случаев самозащиты, защиты моей семьи или близких друзей в минуты крайней опасности для их жизни, а также для поддержания закона и порядка". Поэтому с первого дня своего существования работа клуба была направлена не только на физическую, но и духовную и моральную подготовку школьников в области боевых искусств, конечной целью которой являлось совершенствование характера занимающихся. С этой целью каждому принимаемому после испытательного срока в состав клуба новичку вручалась памятка Дух Воина, в которой были описаны традиции школы, основные правила поведения и нравственный этикет занимающихся боевыми искусствами.

Все занятия в клубе проводились и проводятся в строгом соответствии с программой для школ подготовки резерва мастеров региональных и национальных организаций Международного Союза Дзёсинмон-Шоринрю, утвержденной президентом Международного Союза Ю.Е. Маряшиным. При этом каждому занимающемуся выдаются "Квалификационные требования для сдачи экзаменов в школах подготовки резерва мастеров Дзёсинмон" и "Программа подготовки на год".

 

Впроцессе занятий в клубе организуются подготовка и сдача квалификационных экзаменов в Центре боевых искусств, проводятся семинары по изучению международных правил по соревновательному каратэ (WUKO, JKF), организуются и проводятся открытые чемпионаты города Москвы по каратэ (шобу-санбон, шобу-иппон) среди учащихся, показательные выступления по каратэ, осуществляется просмотр записей чемпионатов мира и Евразии. Так, в показательных выступлениях на первенстве Евразии 5 февраля 1999 г., проходившего в спортивном комплексе "Крылья Советов", за сборную России-2 выступили 9 учащихся – представителей клуба.

В ходе занятий клуб получал большую помощь от школы Дзёсинмон-Шоринрю в проведении показательных выступлений, соревнований, приеме экзаменов, обеспечении методической литературой. Все члены клуба, успешно сдавшие квалификационные экзамены, получили удостоверения, дипломы и журналы школы.

В общей сложности в клубе за все время его существования занималось более 300 человек. К сожалению, не все вопросы в работе клуба удалось решить. Прежде всего следует отметить большой отсев занимающихся. Причины этого отсева приведены в таблице 1.

Как видно из таблицы, большинство из выбывших (54%) разочаровались в своем ожидании "чуда" от занятий каратэ, другие (16%) не справились с нагрузками, третьи (10%) по своим моральным качествам не соответствовали духу каратэ, четвертые (7%) не были готовы к постоянной, кропотливой работе, пятые (5%) испугались трудностей и опасностей, встречающихся на тернистом пути каратэка, остальные (8%) называли другие причины, среди которых усталость от монотонной работы и потеря интереса к занятиям, переезд к другому месту жительства и связанные с этим трудности с поездками на занятия и др.

Большинство новичков (более 90%) приходят в клуб для того, чтобы научиться постоять за себя. При этом многие из них считают, что, позанимавшись две-три недели и изучив пару-тройку приемов, они станут "крутыми" и будут способны доказывать свое превосходство на улице. К сожалению, такому превратному представлению способствует множество низкопробных фильмов о каратэ, заполонивших экраны кинотеатров и телевизоров, в которых герой от каратэ одним ударом руки или ноги разметает толпу врагов, пробивает головой или протыкает пальцами железобетонные стены, уворачивается от пуль и совершает многие другие "чудеса", возможные только в кино. Поэтому частенько приходится разочаровывать вновь прибывших новичков в "сверхъестественных" возможностях каратэ, настраивая их на каждодневную тяжелую работу, в которой, как и во всем, 1% зависит от таланта и 99% – от труда.

Вместе с тем я всегда рассказываю новичкам притчу о молодом человеке, решившем посвятить всю свою жизнь изучению приемов и способов борьбы с драконом, терроризировавшим его деревню. Когда после многих лет труда и лишений он наконец овладел искусством борьбы с драконом и вернулся к людям в родную деревню, то выяснилось, что никакого дракона в деревне уже давным-давно нет, и все, чему он выучился, никому не нужно. Поэтому я всегда задаю новичкам один и тот же вопрос: "Действительно ли вам необходимо каратэ? Миллионы людей даже не знают о его существовании, и многие из них живут счастливой жизнью. Подумайте, что вы хотите получить от каратэ?". После этого я назначаю новичкам двухнедельный испытательный срок, во время которого они занимаются вместе со всей группой, после чего вновь обращаюсь к ним с этим же вопросом.

Но мальчишеская психология есть мальчишеская психология, и подавляющее большинство из них заявляют, что каратэ им необходимо. Для них это модно, престижно, да и перед девочками можно похвастаться. Тем больше для них разочарований, когда изо дня в день идет кропотливая, в большинстве своем однообразная работа по отработке стоек, передвижений, ударов и блоков руками и ногами. В этом плане я всегда привожу в качестве примера слова гранд-мастера М. Ояма, заявившего, что только после 40 лет занятий каратэ он наконец понял, как правильно нужно наносить удар рукой, и привожу дневник его занятий по самосовершенствованию каратэ в течение 7 месяцев в уединении, в горах: подъем в 4 утра, после медитации в течение 2 часов бег по горам, затем после трапезы, совмещающей завтрак и обед, тренировка, включающая в себя тысячу отжиманий на пальцах и кулаках, сотню подниманий шестидесятикилограммовой штанги и подтягиваний на перекладине, упражнения на пресс, лазанье по канату, сотню повторений одного из выбранных ката, разработку приемов спарринга, упражнения с макиварой, разбивание камней. И так до 5 часов пополудни, после чего следовали ужин, медитация и отход ко сну. В добавление к сказанному и в назидание легкомысленным новичкам я замечаю, что многие подвижники и энтузиасты боевых искусств придерживались подобного распорядка дня не год и не два, а двадцать, тридцать лет или всю жизнь.

Многих школьников приводят в клуб родители, которые в большинстве своем так же поверхностно судят о каратэ, как и их дети. Для них каратэ – это тоже нечто экзотическое, с налетом таинственности, познав которое, их ребенок сможет стать суперменом. Я, как могу, стараюсь развеять представление этих родителей о каратэ, как о чем-то сверхъестественном, и всегда приглашаю их в зал на тренировку, чтобы они воочию посмотрели на то, чем занимаются их дети. Я всегда приветствую тех родителей, которые интересуются успехами и достижениями своих детей, регулярно посещают тренировки и соревнования с их участием, но я категорически против того, чтобы родители насильно заставляли ребенка заниматься каратэ, если у него не лежит к этому душа. Я всегда говорю таким родителям, что на свете есть много других прекраснейших и достойных занятий, в которых их ребенок может проявить себя, ну а, насколько мне известно, в истории человечества только один человек достиг высот гениальности, занимаясь из-под палки, – это Паганини.

 

Следует заметить, что некоторые из новичков попросту психологически не готовы к занятиям каратэ. Каратэ – это не балет. Здесь возможны и боль, и кровь. Хотя, конечно, возможности получить травму в каратэ гораздо меньше, чем при занятиях такими "жестокими", на мой взгляд, видами спорта, как футбол, хоккей, регби и др. Однако именно та потенциальная возможность получить от соперника сильный удар (а не та реальная опасность, как удар сзади бутсой по ногам в футболе или клюшкой по лицу в хоккее) является тем барьером, который не могут преодолеть некоторые новички. Хотя я должен заметить, что опасность получения сильного удара или травмы в каратэ очень мала. За более чем тринадцатилетний период занятий каратэ я не припомню ни одной травмы, связанной с поединком. Конечно, я не считаю травмой разбитую губу или расквашенный нос. Это бывает. Однако серьезных повреждений, связанных с сотрясением мозга или переломами, что-то не припомню.

Отсутствие травм обусловлено, с одной стороны, тем, что в том возрасте, в котором начинают заниматься каратэ, а это в основном 1–5-й классы, удары не имеют достаточной силы и жесткости. Ну а по мере занятий растет мастерство защиты и контроля ударов. Кроме того, я категорически против того, чтобы выставлять новичка против спортсмена, имеющего опыт тренировок. Тем не менее после года тренировок я рекомендую новичкам участие в традиционном, проводимом раз в год открытом первенстве города Москвы по каратэ-кумитэ школы Дзёсинмон-Шоринрю среди учащихся. Пусть техника их еще несовершенна, но опытный рефери всегда способен предотвратить опасность получения травмы, вовремя среагировав на неправильный удар или остановив поединок с низким уровнем техники. А где как не в соревнованиях можно закалить свою волю и укрепить свой дух? Учебные поединки не идут ни в какое сравнение с соревновательными. Именно в соревнованиях воспитывается способность стойко преодолевать возникающие на жизненном пути трудности и хладнокровно смотреть в лицо опасности. При этом я никогда не ставлю перед своими учениками задачу победить во что бы то ни стало. Нет, главное, что я требую от них, – это уметь вести поединок грамотно, хладнокровно, без боязни. А победы? Ну, они, конечно, со временем придут, но главное не победа, главное – научиться владеть собой в любых ситуациях, воспитать "непоколебимый дух".

Воспитанию "непоколебимого духа" способствует и режим тренировок, когда приходится преодолевать себя при выполнении упражнений, когда так хочется просто упасть на пол и полежать несколько минут, испытывая при этом неизъяснимое блаженство. Некоторые и "ломаются" на этом, когда им становится тяжело, трудно, жалко себя. Я частенько встречал таких людей в жизни, для которых борьба – это не для них. Им нужен покой, отдых, самолелеяние. Однако не секрет, что жизнь – это борьба. Борьба с самим собой: с нежеланием рано вставать, идти на улицу, на холод, делать зарядку, трудиться и т. д.

Вот для того, чтобы укрепить волю, воспитать умение преодолевать себя, и служат тренировки по каратэ, где каждое занятие, каждое упражнение заставляет одерживать над собой хоть маленькие, но победы. Тем самым воспитывается характер, а в конечном итоге и судьба тех, кто все вытерпел и выполнил.

Некоторые из новичков, пришедших в школу каратэ, оказались неподготовленными к занятиям боевыми искусствами по своим моральным качествам. Для них каратэ представлялось как средство получения преимущества над другими людьми, как способ возвыситься. Очень быстро эти "горе-каратэки" проявляли себя неуважительным отношением к партнерам на тренировках, нарушением дисциплины, демонстрацией своей силы над сверстниками на улице. Поэтому с такими учениками я расставался незамедлительно и без сожаления. Да и сами они очень скоро понимали свою непригодность к занятиям каратэ, где каждая тренировка начинается и заканчивается с поклона знамени, создателю стиля и друг другу, где за любое неуважительное отношение к партнеру следовало наказание в виде дополнительной физической нагрузки, а нарушитель этических норм поведения занимающихся каратэ немедленно изгонялся из клуба.

Одной из причин отсева занимающихся стала "звездная болезнь" некоторых ее членов, когда, прозанимавшись 1,5–2 года, ученик воображал себя непревзойденным мастером, которому не нужно уже отрабатывать стойки, передвижения в стойках, работать над ударами и блоками, а подавай только ката для черных поясов и свободный спарринг. Результат не заставил себя ждать, когда новички, упорно занимающиеся на тренировках, стали обходить их в ката и в кумитэ. Многие из этих "мастеров" не выдержали такого удара по самолюбию и вынуждены были оставить клуб.

 

Возвращаясь к заголовку статьи, я хотел бы постараться ответить на главный вопрос: "Нужны ли занятия боевыми искусствами в школе?". Частично ответ на этот вопрос уже прозвучал, однако я хотел бы его более конкретизировать и прежде всего постараться ответить на такой вопрос: "Что значат занятия боевыми искусствами в школе?". Опыт моей работы позволяет говорить – это дополнительное воспитание учащихся, это формирование у детей и подростков уважительного отношения к Учителю, женщине, вообще к окружающему их миру. Ведь каратэ учит не только почтению к старшим, наставникам, но и к бережному отношению ко всему тому, что окружает человека. Так, например, входя в зал (додзё) каждый каратэка приветствует его, а после занятия благодарит зал за то, что он дал ему возможность позаниматься. Разве такое воспитание будет способствовать тому, чтобы ученик портил школьную мебель, разрисовывал стены и столы, портил учебники?

Другим положительным моментом, связанным с занятиями каратэ в школе, является самоорганизующая роль каратэ. Каратэ учит собранности, внимательности, умению не упускать из виду мелочи, детали. Разве это не способствует процессу обучения школьников?! На собственном опыте я убедился в том, что занятия спортом вообще и каратэ в частности – это не потеря времени, а его приобретение. Не позанимавшись физическими упражнениями, пропустив тренировку, чувствуешь себя вялым, несосредоточенным. В то время как систематические занятия спортом дают энергию, собранность, волю, умение довести начатое дело до конца. А тому, какую важную и неоценимую помощь дает каратэ преподавателям школ в плане поддержания дисциплины среди учащихся, могут служить многочисленные примеры, когда нарушители дисциплины по истечении некоторого времени занятий в школе боевых искусств становились помощниками учителей в поддержании дисциплины на уроках. В целом для учителей школ каратэ – это дополнительный рычаг по поддержанию дисциплины, один из способов воздействия на учеников, склонных к ее нарушению. На собственном опыте знаю, какой страшной угрозой становится для учеников предупреждение об отчислении из клуба, если не прекратятся жалобы со стороны учителей на их дисциплину и успеваемость.

А какую пользу приносят занятия каратэ тем, что просто отрывают подростков от пагубного влияния улицы. Занятия каратэ занимают время учащихся и отвлекают их мысли от экспериментов с курением, употреблением спиртных напитков, наркотиков и т. п. Вместо того чтобы идти в подворотню в пьяную компанию, этот подросток пойдет в светлый и чистый спортивный зал, где вместо отравы для организма ему предложат упражнения для его оздоровления, где вместо бесцельного времяпрепровождения он будет заниматься по целевой программе самосовершенствования, где вместо подлости будут учить благородству, а вместо пьяных рассказов о "подвигах" блатных и приблатненных он услышит рассказы о мастерах боевых искусств, увидит на экране фрагменты их выступлений, сможет воочию убедиться в их искусстве, да и сам со временем сможет продемонстрировать свое искусство и умение.

 

Здесь я хотел бы отметить особую необходимость и целесообразность занятий боевыми искусствами в плане подготовки подростков к службе в армии. Опыт чеченской войны показал слабый уровень физической подготовки многих солдат и офицеров ВС и МВД РФ. Поэтому введение в программу подготовки старших классов средних учебных заведений обязательных занятий рукопашным боем со сдачей экзаменов и соответствующей отметкой в аттестационных документах – вот, на мой взгляд, одна из первоочередных задач реформы образования в современных условиях.

Говоря о пользе занятий каратэ в школе, я хотел бы отметить и такой момент. В отличие от большинства других видов спорта, где преимущественное развитие получают отдельные группы мышц (например, в футболе – ноги, в волейболе, теннисе – руки), занятия каратэ способствуют гармоничному развитию всего организма. Кроме того, как уже было отмечено, каратэ способствует развитию внимания, собранности, сосредоточенности, т. е. всего того, что необходимо для интеллектуального развития школьника, ну а о влиянии каратэ на их духовное развитие говорить не приходится. Об этом уже много сказано на этих страницах.

В соответствии с вышеизложенным я считаю, что есть смысл включить занятия боевыми искусствами в программу обучения школьников начиная с первого класса. Такой опыт есть. Такие программы действуют и в Китае, и в Японии, и в Корее. И не без успехов, не без пользы делу. Был такой опыт и у нас, когда, например, бокс входил в программу обучения кадетов суворовских училищ. Поэтому я и хотел бы предложить Министерству общего и профессионального образования ввести в программу обучения школьников дисциплину "Рукопашный бой" с обязательной сдачей экзаменов не реже одного раза в год. Школа Дзёсинмон-Шоринрю способна оказать помощь в этом деле, тем более что у нее есть большой опыт проведения занятий по каратэ с учениками школ. Тех, кто опасается, что при таком массовом охвате занятиями каратэ им будут заниматься, мягко говоря, "не те люди", которые впоследствии будут использовать каратэ не по назначению, т. е. не для обороны и защиты, смею заверить, что такие люди проводят свое время не в школе, а совсем в другом месте, ну а те из них, кто все-таки начинает заниматься каратэ, очень скоро меняют свои взгляды на жизнь и на окружающий их мир.

А то ведь дело доходит до абсурда, когда по программе ОБЖ для учащихся средних учебных заведений предусмотрено обучение приемам самозащиты от безоружного и вооруженного противника в течение аж 8 часов. А в школе Дзёсинмон-Шоринрю, например, в которой занимаюсь я, обучать приемам противодействия вооруженному противнику начинают не ранее как после 8 лет занятий и получения квалификации 1 кю, т. е. овладения базовой техникой и умением вести поединок с безоружным противником. А к чему могут привести попытки применить "изученные" в течение двух часов приемы самозащиты от вооруженного противника, когда, по мнению авторов программы по ОБЖ, ученик или ученица могут смело действовать против ножа, а при попытке достать пистолет "мгновенно обезоружить" любого, посмелевшего это сделать, – об этом лучше и не думать. Мне стало не по себе, когда первый раз прочитал об этих приемах и представил себе своих учениц 11-х классов, с которыми проводил занятия по физкультуре, как они лихо выбивают ножи, да что там ножи – пистолеты из рук противника. А ведь преступники достают оружие не для того, чтобы только его показать, и уж, наверное, умеют с ним обращаться, если носят его с собой. Печальный опыт израильских спортсменов в 1972 г. в Мюнхене наглядно это показал. А ведь эти спортсмены были не дилетанты, а являлись членами сборной страны по борьбе и боксу.

И последнее, о чем я хотел бы сказать на этих страницах, – это о взаимоотношении с другими школами боевых искусств и представителями других видов спорта. Не секрет, что многие школы боевых искусств претендуют на свою исключительную роль, называя себя "школой абсолютной истины", "школой неограниченного мастерства" и т. п. Частенько можно встретить на страницах книг, газет, журналов, наблюдать на экранах телевизоров, как представители одной школы огульно охаивают другие школы, не удосужившись даже вникнуть в их суть или хотя бы посетить тренировки или соревнования, проводимые этими школами.

В связи с этим следует сказать, что создатель нашего стиля X. Икеда, президент Международного Союза Дзёсинмон-Шоринрю Ю.Е. Маряшин, учителя В.Ю. Шарадзе, А.В. Маряшин, да и все мы придерживаемся того мнения, что нет плохих школ, есть плохие их представители, к которым, увы, относятся и авторы некоторых публикаций. Об этом мы неустанно говорим на тренировках, так мы воспитываем своих учеников. По нашему мнению, самое главное состоит в том, чтобы у школы был свой стиль, свое лицо, по которому ее можно было бы отличить от других школ, ну а какие школы лучше – это, на мой взгляд, те, которые способствуют гармоничному развитию личности, воспитывают учеников в духе почтительного и доброжелательного отношения к Учителю, старшим, женщинам, вообще к окружающему нас миру.

Ну и, наконец, тем представителям других видов спорта, которые охаивают каратэ с "великорусских" позиций, призывая заниматься исключительно национальными видами спорта, следует заметить, что нашу страну прославили Александр Карелин, занимающийся аж иностранной греко-римской борьбой, Борис Лагутин, защищавший честь страны в английском боксе, Евгений Кафельников и многие, многие другие, занимающиеся "иностранными" видами спорта.

 

Конечно, я не против национальных видов спорта и сам с удовольствием играл в свое время в русский хоккей (бенди) и до сих пор с увлечением играю в русские городки, однако не буду отказываться от письменности только потому, что ее изобрели китайцы, или же от пользования электричеством, потому что его открыл англичанин Фарадей. Я всегда приветствовал пропаганду национальных видов спорта и тех людей, кто ими занимается. Уже одно то, что они занимаются спортом, достойно уважения. Однако это не является поводом для отказа от тех видов спорта, которые создали другие народы, особенно если именно этот вид спорта подходит для конкретного человека. В конце концов мы живем на одной Земле и ходим под одним небом.

В.Ю. Микрюков,
заместитель директора школы, кандидат технических наук, СНС, инструктор по каратэ (1-й дан-хо, черный пояс)

Рейтинг@Mail.ru