Архив |
А.А. ТАРАН,
Омская область К баскетболу – через русскую лапту В современном баскетболе каждый игрок должен уметь точно и своевременно сделать передачу и поймать мяч в самых неожиданных ситуациях, мгновенно изменить направление ведения мяча или сделать бросок в корзину без предварительной подготовки. Все это требует от игрока такого искусного владения мячом, которое прежде было уделом, пожалуй, только цирковых артистов. Активизация игры и связанные с ней изменения условий выполнения игровых приемов влекут за собой и определенные изменения в методике подготовки баскетболистов. Наиболее важным из этих изменений является процесс индивидуализации подготовки. В школьных условиях этого можно добиться методом опережающего обучения. В то же время этот метод, по моему мнению, должен перекликаться с истоками русских народных игр. Сейчас повсеместно идет возвращение к истокам своей народной культуры, вот и я решил обратиться к русским народным играм как средству, через которое возможно обучение игре в баскетбол. По опросу школьников, самой любимой народной игрой является лапта. Без этой подлинно народной игры трудно представить себе жизнь мальчишек и девчонок. Упоминания о лапте есть уже в древних русских летописях. Значит, более тысячи лет живет эта игра в народе! Так неужели наше поколение окажется первым, кто не сумеет передать дальше эстафету поколений?! Нет, надо сберечь без потерь наше национальное достояние. Кстати, игры, похожие на лапту, есть у многих народов: крикет – в Англии, бейсбол – в США, песа палло – в Финляндии, ойна – в Румынии. О значении лапты очень метко сказал знаменитый русский писатель А.И. Куприн: «Эта народная игра – одна из самых интересных и полезных игр... В лапте нужны: находчивость, глубокое дыхание, верность своей команде, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара рук и вечная уверенность в том, что тебя не победят». Я решил, что при определенной обработке лапту можно применять для обучения элементам баскетбола, и не только на открытом воздухе, но и в спортивном зале. В этой игре также существует определенная техника и тактика игры, освоение которых готовит учеников к восприятию более сложной технической и тактической игры в баскетбол. При этом в игровых условиях освоение технических элементов имеет значительно большую эмоциональную окраску в сравнении с обычным программным материалом, что очень важно для детей. Все наши упражнения я разрабатывал для применения в спортивном зале. Рассмотрим процесс обучения техническим приемам учащихся младших классов, применяемых в баскетболе, с применением элементов лапты. В лапте, так же как и в баскетболе, применяются следующие технические приемы: стойка, перемещения, ловля и передача мяча. Кроме того, применяются тактические взаимодействия и выполнение какого-либо технического приема в условиях дефицита времени. Следует учитывать, что в этот период обучения нецелесообразно формировать у учащихся жесткие динамические стереотипы перемещений, поскольку в ходе игры зачастую один вид перемещений сменяется другим, а перемещение, начатое в одну сторону, меняется на движение в противоположном направлении. При обучении надо наряду с глубиной изучения каждого вида перемещений применять различные их комбинации, возникающие как в заданной обстановке при обучении, так и в конкретной игровой ситуации. Техническое выполнение третьеклассниками стойки и перемещений, как правило, не представляет для них особых трудностей. Каждый учащийся при обучении игры в лапту может непроизвольно принять стойку в ожидании мяча, сделать несколько шагов к мячу, пусть и неумело. Сложность обучения заключается в том, что в игровых ситуациях движение надо выполнять при дефиците времени. Учащиеся должны знать, что правильно принятая стойка, выполненное перемещение не являются самостоятельными игровыми действиями. Это лишь способ подготовки к основному игровому действию с мячом. Однако от того, как быстро и точно игрок сумеет переместиться к подающему или отскочившему мячу, зависит успех основного игрового действия. И как часто из-за несвоевременного выхода к мячу игрок вынужден выполнять действие, неприемлемое в данной ситуации. Поэтому задача учителя – сделать так, чтобы каждый учащийся осознал важность правильной стойки и перемещений к мячу, уже в самом начале обучения понял зависимость от всех последующих игровых действий. Лапта, подвижные игры с ее элементами, упражнения на освоение игровой техники являются прекрасными средствами подготовки к ловле и передаче мяча в баскетболе. Упражнения, используемые при обучении лапте, позволяют выполнять большое количество бросков, ловли и подбора мяча с площадки, все это развивает координационные способности, чувство мяча. Перебежки в лапте аналогичны перемещениям игроков в баскетболе, где практикуются ускорения в быстрый прорыв и командная игра в нападении с быстрым возвращением в зону защиты. Единственным недостатком игры в лапту при обучении баскетболу является отсутствие ведения мяча. Но на этот недостаток можно возразить следующее. Дело в том, что обучение элементам баскетбола и всему баскетболу в целом надо начинать именно с ведения мяча, освоив этот элемент, учащиеся уже будут готовы к освоению следующих благодаря игре в лапту. А теперь разберем каждый элемент игры в лапту и методику разучивания во избежание ошибок, которые впоследствии будет трудно исправить. Стойка игрока Стойкой в лапте называют положение игрока, которое удобно для осуществления перемещений по площадке, выхода в исходное положение, позволяющее успешно выполнить технический прием. В зависимости от игровой ситуации игрок выбирает стойку, рациональную для последующего действия. Я сделал вывод, что достаточно двух видов стоек: высокая (угол сгибания ног в коленных суставах более 145°) и средняя (угол сгибания от 110° до 145°). Далее при обучении баскетболу знакомим учащихся с низкой стойкой (угол сгибания менее 110°). Принятие стойки баскетболиста сигнализирует о готовности игрока к выполнению необходимого технического действия. При этом соответствующим образом настраиваются функции зрительно-моторной системы, повышается сосредоточенность, концентрируется внимание на игровой ситуации, перераспределяется тонус мышц. В стойке ноги расположены на ширине плеч и согнуты в коленных суставах. Верхняя часть туловища наклонена вперед. Руки согнуты в локтевых суставах так, что предплечья расположены на уровне пояса и параллельны. Кисти свободны и опущены вниз. Взгляд направлен вперед, отсутствует чрезмерное напряжение мышц всего тела. Руки готовы как к ловле верхнего мяча, так и к ловле отскочившего от пола или катящегося мяча. Перемещения На начальном этапе обучения третьеклассникам наиболее доступны различные виды шагов и бег. В каждом из этих действий условно можно выделить три части: подготовительную, основную и заключительную. В подготовительной части необходимо научиться сосредоточивать свое внимание на действиях противника, угадывать по скрытным и едва заметным сигналам его намерения. Это либо предпринятый рывок с места после удачного удара партнера, либо резкое изменение направления движения во время бега, либо резкая остановка с последующим изменением направления и увеличением скорости движения. Простой и приставной шаги – самые доступные способы перемещения. Выполнение простого шага – как при обычной ходьбе, но в положении стойки баскетболиста. Движение в приставном шаге начинается с ноги, стоящей ближе по направлению движения. Выпад – более быстрое перемещение, чем шаг. Используется, когда расстояние до условного места падения мяча больше, чем один шаг, или при большой скорости полета мяча. Выполняется выпад из стойки маховым движением впередистоящей ноги с одновременным разгибанием опорной ноги в коленном суставе. Руки выпрямляются в локтевых суставах в направлении мяча, кисти образуют воронку. Бег выполняется в основном так же, как в баскетболе, рывки чередуются с остановками, бег по прямой с бегом с изменением направления. Бег выполняется в высокой стойке баскетболиста, корпус прямой, для увеличения обзора голову держать прямо, ноги готовы к различным остановкам и изменению направления. Методика разучивания стойки и перемещений Методика разучивания стойки известна всем, поэтому вначале осваиваются виды стоек в статических положениях, затем динамические стойки. После этого я перехожу к обучению отдельным видам перемещений. 1. Школьники располагаются лицом к учителю в положении средней стойки. По заранее обусловленным действиям учителя занимающиеся выполняют перемещения в баскетбольной стойке. Действия учителя: правая рука вправо – передвижения учеников влево; левая рука влево – передвижения учеников вправо; рука вперед – передвижения назад; рука вверх – передвижения вперед на учителя. 2. Те же передвижения выполняются обычным бегом, с тем условием, что на изменение направления движения учащиеся реагируют стартовым ускорением. 3. То же, но на жест учителя – сжатый кулак – учащиеся выполняют остановку прыжком в стойку баскетболиста. 4. Площадка делится на две равные части, и каждая команда работает на своей стороне площадки, делая ускорения зигзагом от стойки до стойки (это упражнение можно превратить в соревнование между командами), назад возвращается легким бегом, не мешая выполнять задание другим учащимся (рис. 1). 5. Движение вперед выполняется зигзагообразно с изменением скорости по всей площадке; закончив выполнение задания, учащийся принимает исходное положение спиной вперед; те, кто двигается вперед, стараются избежать столкновения (причем те, кто возвращается, не соблюдают дистанцию и порядок движения, то есть двигаются хаотично). 6. Передвижения спиной вперед по малым диагоналям с имитацией ловли отскочившего мяча, высоко летящего мяча, катящегося мяча, выбивания, передачи на дальность (рис. 2).
Упражнения на перемещения с мячами 7. Бег с изменением направления и с броском в вертикальную неподвижную цель (в ту, которая свободна). 8. Бег по прямой с передачами мяча и ловлей подыгрывающему № 1 и № 2, затем бросок в неподвижную цель с расстояния 3 м, затем занимает место подыгрывающего № 2, тот переходит на место подыгрывающего № 1, а первый подыгрывающий становится в конец колонны (в зависимости от количества игроков можно сделать две команды) (рис. 3). 9. Это упражнение могут выполнять одновременно от четырех до восьми пар. Один из партнеров занимает место на лицевой линии волейбольной или баскетбольной площадки (в зависимости от размеров зала, можно выполнять и на боковых линиях спортивного зала), другой встает напротив на расстоянии трех метров. Первый делает пас стоящему напротив и старается пробежать мимо неосаленным (рис. 4). С каждым разом траектория передачи мяча увеличивается. 10. Упражнение выполняется двумя командами. Спортивный зал делится центральной линией на две части. Каждая команда делится пополам, и учащиеся занимают места на боковых линиях волейбольной площадки. Капитаны противоположных команд занимают места в центрах площадок. Подкидывая мячи вверх на высоту не менее двух метров, они дают сигнал игрокам поменяться местами. Во время перебежки капитаны набирают очки, попадая мячами в игроков команды соперников (забежавшего за боковую линию игрока выбивать нельзя). Каждому капитану дается по 10 мячей. Игроки тоже могут набирать очки, поймав мячи с лета. Игроки, столкнувшиеся во время перебежки, наказываются штрафными очками. 11. Игроки двух команд разделяются центральной линией. У каждого игрока по одному мячу. Цель игры – оставить на своей половине как можно меньше мячей. Удары по мячу наносить ладошкой, как битой (можно на начальном этапе просто бросать мячи руками), по сигналу учителя смена площадок, по другому сигналу все разом прекращают игру (за брошенный после сигнала мяч – штрафное очко). Методика разучивания ловли и передачи мяча На начальном этапе обучения передаче (броску) мяча, как правило, долго не задерживаемся, это движение присуще учащимся начальных классов в той или иной степени. Все мальчики в большей степени, девочки – в меньшей знакомы с навыками метания, приходилось лишь подправлять у каждого индивидуально технику броска. В основном я заострял внимание на положении ног и корпуса ученика при броске. А вот на технике ловли мяча останавливаемся и изучаем подробнее. 1. Статическое положение ловли: ноги на ширине плеч либо одна впереди (главное, чтобы у игрока была устойчивость); корпус чуть наклонен вперед; руки вытянуты в направлении приближающегося мяча, чуть согнуты в локтях, кисти рук раскрыты и образуют воронку, основания ладоней могут касаться друг друга. Часто встречающаяся ошибка, когда при ловле мяч прижимается к корпусу. Затем даю упражнения на ловлю мяча на месте и в движении. Эти упражнения применяются при обучении ловле, передаче в баскетболе, они хорошо известны всем специалистам. Однако я ввел маленькое новшество, позволяющее увеличить эффективность занятий при обучении ловле, передаче. Проводя наблюдение за учениками младших классов при обучении ловле, передаче, я обратил внимание на большое количество потерь мяча, причем каждый ученик, теряя мяч, старается взять не тот, который ближе к нему, а именно свой мяч, мешая при этом своим товарищам выполнять задание. И тогда я решил воспользоваться тем, что мячи у нас матерчатые. Берем шнур или резинку длиной один метр пятьдесят сантиметров и пришиваем один конец к мячу, другой прикрепляем к запястью руки. Теперь можно выполнять задание, не теряя мяч (так выполняются задания только на начальном этапе). Для выполнения упражнений игроки располагаются либо хаотично по всей площадке, либо в строго определенном порядке, заданном учителем. Я предпочитаю дать детям возможность выбрать место для занятий самостоятельно. Упражнения с прикрепленным мячом 1. Ловля мяча с собственного подбрасывания, постепенно увеличивая высоту. 2. Подбросив мяч, чуть вперед (чуть в сторону, чуть назад) переместиться и поймать. 3. Броски мяча из-за головы на месте на правильность выполнения. Если бросок выполняется правой рукой, левая нога вперед, ступня чуть повернута внутрь, корпус развернут направо, правая рука отведена, согнута в локте до прямого угла, мяч удерживается пальцами, центр тяжести перенесен на правую ногу, левая рука впереди. При выполнении броска центр тяжести переносится на левую ногу (правая выпрямляется, ставится на носок, но от пола не отрывать), корпус поворачивается по направлению броска, правая распрямляется в направление броска, движение кистью завершает бросок. 4. Учащиеся передвигаются по всему спортивному залу в различных направлениях, выполняя броски друг в друга. Цель игры – осалить наибольшее количество учеников, стараясь не быть осаленным самому. Упражнения на ловлю мяча. (Сразу уточняем, что предлагаемое упражнение сначала выполняется на месте, а затем в движении, причем движения выполняются сначала в одном направлении, указанном учителем, затем хаотично, для того чтобы дети научились избегать столкновений.) 1. Подбросив мяч над собой, выполнить хлопок перед собой, поймать мяч. 2. То же, но хлопок за спиной. 3. То же, но хлопки перед собой и за спиной. 4. То же, с хлопком под правой ногой, согнутой в колене (можно поочередно). 5. То же, с касанием пятки ладонью (можно поочередно). 6. То же, с хлопком между ног в выпаде прыжком (можно поочередно). 7. То же, с касанием ладонью пола (можно двумя). 8. То же, с ловлей мяча в прыжке (можно усложнить поворотом в прыжке или до прыжка). Применяя теннисный мяч: 1. Ловля мяча после отскока перед собой. 2. Ловля мяча после отскока от стены. 3. То же после поворота. 4. То же после удара в пол и стену. 5. Ловля после удара в стену и отскока в пол между ног с поворотом. Упражнения в парах (выполняются в шеренгах по боковым линиям) 1. Передачи на месте, стараться, чтобы мяч падал на грудь партнера (расстояние от полутора метров и постепенно увеличивать до восьми-девяти метров). 2. Катание мячей по полу друг другу. 3. Набрасываем мяч в точку на расстоянии одного метра ближе от партнера (заставляем двигаться вперед к мячу). 4. Все занимающиеся одной шеренги набрасывают мяч в точку на один метр правее партнера. 5. То же на один шаг левее партнера. 6. Передачи с ловлей мяча в прыжке. 7. Партнеры во время передач выполняют движения на один, два шага вперед и назад (передвижения в спокойном темпе).
Упражнения выполняются в четверках: 1. Два игрока становятся на боковой линии волейбольной площадки друг за другом, другие два напротив. Первый игрок первой пары выполняет передачу первому игроку второй пары и становится за спину своего второго номера, первый номер второй пары выполняет передачу второму номеру первой пары и становится за спину второго номера своей пары и так далее. 2. То же, но расстояние между парами три метра и смена игроков идет не в своей паре, а с забеганием за спину другой пары (перебежки идут только по правой стороне от колонн). 3. То же, но смена идет с передачей мяча на близком расстоянии при перебегании игроков за спину другой пары (перебежки по правой стороне).
Упражнения выполняются в восьмерках: 1. Игроки располагаются попарно друг за другом в углах одной половины волейбольной площадки. Первый номер первой пары добегает до середины, делает остановку, поворачивает направо и отдает пас первому номеру пары, стоящей справа, а сам забегает за спину этой пары и так далее. 2. То же с передачей влево. Упражнения выполняются всем классом. Для подготовки учащихся к освоению перемещений в лапте на первом этапе подходят русские народные игры, которые отнесены мною к простым в классификации русских народных игр: «Салки», «Ловишки», «Пятнашки», «Платочек-летуночек», «Каравай», «Горелки», «У медведя во бору» и их варианты. На втором этапе применяем игры, отнесенные к переходным, это: «Волк во рву», «Волк и овцы», «Гуси-лебеди», «Дедушка-рожок», «Рыбаки», «Невод», «Пчелки и ласточки», «Зайцы и морковка». На третьем этапе подготовки к обучению лапте применяются командные русские народные игры, например: «Вороны и воробьи», «Охотники и утки», «Встречный бой», «Вышибалы» и их различные варианты и, конечно же, сама лапта. Упражнения на овладение удара битой по мячу (выполняются в парах, тройках) 1. Бита в одной (двух) руках удерживается горизонтально. Положив на нее мяч, постараться не уронить его (партнер ведет счет). 2. То же, но подбивая мяч вверх битой, партнер ведет счет. 3. Выполняем удары битой по мячу, подвешенному на леске. 4. То же, но мяч покачивается из стороны в сторону. 5. Мяч находится на подставке из резины. Игрок выполняет удар по мячу битой, партнер в поле ловит летящий мяч. 6. Учащийся набрасывает себе мяч и наносит удар ладонью, партнер выполняет ловлю мяча. 7. Учащийся выполняет удар ладонью по мячу, набрасываемому партнером. 8. Учащийся набрасывает себе мяч и наносит удар битой (ракеткой). Партнер выполняет ловлю летящего мяча. 9. Учащийся наносит удар битой (ракеткой) по мячу, подброшенному партнером (игроки находятся на расстоянии полутора метров от стены лицом к ней). Площадкой для игры служит спортивный зал с нанесенной на полу разметкой для игры в лапту. При проведении других игр она не мешает. При касании мячом стены игра продолжается, а вот при касании потолка игра останавливается и команда штрафуется очком. Я ввел это правило для того, чтобы сохранить светильники от попадания в них мячей. Так как ограниченная стенами площадка дает преимущество команде в поле, мы сделали островки безопасности у средней линии, встав на которые, перебегающие находятся в безопасности и при следующем удачном ударе могут продолжать бег. В остальном правила, изданные В.А. Лепешкиным, применяются нами без изменений. Методика овладения лаптой 1. На начальном этапе обучения все упражнения выполняются либо индивидуально, либо в парах. 2. При усвоении элементарных навыков технических приемов объединяем учащихся в четверки, восьмерки и применяем выполнение упражнений в движении. 3. Занятия с учениками провожу методом круговой тренировки на этапе освоения техническим приемам. 4. В перерывах между занятиями на станциях на технику выполнения упражнений даю дозированную нагрузку на физические качества. Преимущества моей методики заключаются в осваивании и совершенствовании двигательных действий на протяжении всего учебного года, так как они будут многократно повторяться до полного их усвоения. А хорошо усвоенный материал учащиеся могут широко использовать и в самостоятельных играх на досуге. Важно также, что игра в лапту соответствует психологическим особенностям детей, повышает содержание учебной деятельности, формирует потребность в систематических занятиях спортом. Снаряжение В качестве биты используется: 1-й класс – ракетка от настольного тенниса, повышающая площадь удара и сравнительно недалеко удаленная от кисти. 2-й класс – ракетка от большого тенниса, имеющая большую площадь ударной части, но более удаленная от кисти бьющего. 3-й класс – бита с увеличенной ударной частью, имеющая форму круга или эллипса. Размеры рукоятки приспособлены для захвата ее двумя руками. 4-й класс – стандартная бита (обычно изготавливается детьми), имеющая вид плоской дощечки с рукояткой. Для игры применяются поролоновые мячи либо тряпичные, набитые ватой или шерстью. По весу они легче мячей для большого тенниса, кроме того, обладают большей парусностью. Желательно иметь мячи разного цвета (красного, желтого, зеленого, синего, черного) для того, чтобы детям было легче ориентироваться при выполнении задания. Если в школе нет формы, можно изготовить накидки (70–80 см в длину, 30 см в ширину, с прорезью для головы, тесемки на уровне пояса) из любого материала, имеющегося в наличии. Если материала нет, то можно использовать в качества отличия одной команды легкоатлетические номера, имеющиеся в любой школе. После того как игрок завоевывает очко, ему на руку надевается цветная резинка. При подведении итогов легко определить лучшего по количеству резинок. Так как пробегание игроков распределено по зонам (при проведении игры в зале), то стены, расположенные напротив зон, желательно защитить матами. |