Архив |
6 компонентов совершенствования личности
Главное педагогическое открытие древних греков – целостность, а говоря современным языком, системность воспитательных воздействий, формирующих в единстве физический облик, мир нравственности, глубину интеллекта и запас здоровья человека. В нашей жизни постепенно нарушилось соотношение требований к разуму и телу – первые из них завышены, а вторые занижены. И как следствие образовалась одна из деградаций современного человека – гиподинамия – недостаток естественных движений. А отсюда недостатки сердечно-сосудистой системы, отклонения в осанке, быстрая утомляемость, вялость, огромное число простудных заболеваний, плохое усвоение учебного материала, отклонения в психике. Это привело к печальной статистике, отражающей государственную политику по вопросам охраны здоровья: – 95% детей рождаются с патологией (данные Минздрава России 1995 г.); – 40% выпускников школ по состоянию здоровья имеют ограничения в выборе профессии; – 30% учащихся составляют группу риска; – 10% допризывников не соответствуют требованиям кондиций военнослужащего; – каждый третий ребенок начальной школы психически нездоров, не получив в школе в достаточной степени движений в силу объективных и субъективных причин (по данным Р.В. Силлы 45% уроков проводятся с недостаточной нагрузкой, нехватка инвентаря, оборудования, спортзалов, учителей-профессионалов, реально выполняемых программ, информации и т.п.) и не получив в достаточной степени представлений о культуре физической, школьники становятся абитуриентами. В наше Ичалковское педучилище-колледж ежегодно поступают первокурсники, из которых: – 20% освобождены от занятий физической культурой (ФК); – 35% имеют отклонения от нормы росто-весовых показателей в сторону астеничного (эктоморфного) и дигестивного (эндоморфного) типов телосложения. Имеют плохие показатели: – в скоростно-силовых качествах свыше 50%; – силовых качествах около 40%; – быстроте около 30%; – общей выносливости далеко за 50%. Все это лишний раз подтверждает то, что давно назрела необходимость изменения государственной политики в отношении статуса учебного предмета физическая культура. Дело в том, что ее невостребованность (об этом свидетельствуют и статистические данные, и мнения ученых РАО и РГАФК) неизбежно ведет к однобокости формирования человека. Замечено также, что физическая культура, спорт, здоровый образ жизни являются важнейшим противовесом в корреляции многих параметров здоровья и уровня физического потенциала, необходимого для воспроизводства личности, как целостности, в своем телесно-духовном единстве. Поэтому общество, которое хочет быть цивилизованно-развитым, должно быть заинтересовано в решении одной из главных задач – через повышенный статус предмета ФК и через организацию диагностической системы мониторинга (форма организации, сбор, обработка, распространение информации) формировать у обучаемых здоровый образ жизни (ЗОЖ), включающий осознание и освоение в первую очередь двух основных компонентов: 1. Отношение личности к своему телу как к ценности. По выражению М.М. Котлярова: «Тело – храм, в котором живет твоя душа, и если ты уважаешь себя, то содержи этот храм в надлежащем порядке». 2. Овладение личностью знаниями, умениями, искусством для формирования и содержания целостности своего храма (тела), исходя из многообразия средств и методик, ориентированных в конечном итоге на поддержание необходимого уровня здоровья в своей профессиональной деятельности. Всем нам известно множество вариантов организации системного подхода формирования ЗОЖ среди учащейся молодежи. Об этом свидетельствуют сотни страниц печатной продукции. Позвольте вас познакомить с одной из таких систем, формирующей ЗОЖ студентов нашего учебного заведения, состоящей из 6 взаимосвязанных блоков и соответствующей реальным условиям ее функционирования:
Ни у кого нет сомнения в том, что ведущим, основным блоком в этой системе является учебный блок. Потому что через него идет реализация государственных и авторских программ, в которых заложен огромный культурный пласт формирования человека, формирования его здорового образа жизни. К примеру, наше Ичалковское педучилище работает по авторской программе «Искусство быть здоровым». В ее основу положен принцип К. Купера «Если нет равновесия, нет здоровья и благополучия» как один из величайших принципов мироздания. в ней отражена новая идея о разностороннем физкультурном образовании, которая соответствует новым подходам в поиске индивидуального стиля жизни. Следует заметить, что нормативная база программы нужна не столько для достижения, сколько для планирования темпов прироста физического потенциала, на которые можно ориентироваться и опираться в индивидуальной работе. Результаты работы по реализации программы ежегодно отражаются в паспортах физического потенциала, которые свидетельствуют об индивидуальных темпах прироста или снижения физических кондиций и являются своего рода показателем сертификата качества здоровья. В одно и то же время учебный блок нуждается в существенной государственной корректировке для повышения своего статуса. Для этого нужно в ближайшие временные рамки реализовать два условия: 1-е условие – признать наконец физическую культуру равноправным предметом через введение в учебные планы обязательного экзамена. Он необходим для того, чтобы дать возможность: – обучаемым повысить и двигательную активность (да), и физкультурную образованность как важнейшие слагаемые в воспроизводстве здоровья; – обучаемым в большей степени реализовывать возможности учебной программы для получения необходимой грамотности, направленной на выбор индивидуальной оздоровительной системы и умения каждому учащемуся держать свое здоровье под контролем; – освобожденным от ФК наравне со всеми заниматься в полном объеме физическими движениями в зависимости от своего индивидуально-физического состояния организма, готовя себя к будущей профессии и не чувствуя себя ущербным по отношению к своим сверстникам. 2-е условие – увеличить количество практических уроков по ФК как минимум до четырех. Ну что такое два урока ФК в неделю? Как подмечено специалистами, это всего лишь 11% организованной двигательной активности. И не отсюда ли приведенная выше печальная статистика? Наверное, отсюда. Отсюда также и то, что, по мнению многих учителей, педагогов, детских тренеров, ученых, безграничный валеологический потенциал ФК до настоящего времени далеко еще не востребован. Таким образом, если эти два условия будут выполнены государством, то велика реальность в том, что постепенно будет искореняться однобокость формирования личности. Появится целевая установка (идеология) у занимающихся – от осознанного и освоенного умения заниматься упражнениями – для познания себя, или для самопринятия одной из множеств оздоровительных систем, или для устранения разбалансированности физических качеств или других целей в зависимости от интеллекта личности. В конечном счете, если второй блок будет государственно откорректирован, он существенно повысит в целом и статус многих реально существующих систем по формированию ЗОЖ, что вполне будет соответствовать познанию и самопринятию учащимися важнейшего аспекта бытия – искусства быть здоровым. И еще об одном. Множество рассуждений о проблемах жизнедеятельности наталкивают на мысль о том или подкрепляют те или иные суждения, что настало время разработки и внедрения в жизнь вкладыша в документ об образовании, свидетельствующего о состоянии здоровья и соответствии физических кондиций перечню профессий, пригодных для будущего молодого специалиста. Это будет еще одним весомым аргументом в пользу того, что молодой человек будет искать в себе волю, способности, силы, искусство для того, чтобы прийти в мир здоровья и благополучия. Таким образом, если эти вопросы будут решены в ближайшее время, то базовая стратегия ФК, направленная на формирование ЗОЖ обучаемых, получит новый импульс в XXI в. Новый импульс получит и лесгафтовское направленное физическое упражнение, способствующее развитию внутренних когнитивно-репрезентативных структур, при помощи которых человек смотрит на окружающий мир и на самого себя в этом мире. А.П. ЗАБРОДИН, |