Архив |
Нижегородские страницы Рукотворное чудо наших дней Арзамасский коммерческо-технический техникум на первый взгляд не вызывает особенного удивления. Здание как здание. Кирпичный, без архитектурных излишеств длинный дом в несколько этажей – что тут особенного? Подобные, а то и лучше даже, в изобилии понастроила в свое время советская власть для ПТУ и техникумов как раз в таких вот сравнительно небольших областного подчинения городах, каким и является Арзамас. Разве это словцо «коммерческо...» остановит взгляд, потянет вопрос: «А это частное учебное заведение? Не государственное?» Но ответ на этот вопрос находится сразу же, едва переступишь порог техникума и начнешь знакомиться с ним поближе. Ни одной платной даже группы здесь нет, а коммерческий потому, что помимо технических учат соответствующим специальностям – бухгалтер, социальный работник, секретарь-референт, коммерсант. Все тривиально, все, как у всех. Чему удивляться? И все-таки едва войдешь, невольно поразишься: мраморные лестницы, уложенные затейливой плиткой коридоры, картины на стенах, современного вида двери и окна. Евроремонт, да и только! Все чистенькое, с иголочки. И такой же чистенький, с иголочки спортивный зал, недавно отремонтированный, в котором – самое главное – пол из каких-то особых пород дерева, отопление новое. А рядом – благоустроенные раздевалки с душем, отдельно для девочек и мальчиков. Типовым проектом они не были предусмотрены, но вот сделали же! А есть еще и тренажерный зал отдельно. Кто же это в наше скудное время так позаботился о каких-то там провинциальных учащихся? Министерство? Городская администрация? Мощное предприятие? Или иной какой благодетель-спонсор сыскался? А все говорят: образование у нас бедное (в материальном смысле, конечно), плохо обеспеченное, зарплаты низкие, и те не всегда платят... Дальше – больше. Вот начинаем мы выяснять, как в техникуме поставлено физвоспитание учащихся, и удивление наше по мере знакомства все возрастает, а вопросы о материальных источниках все множатся. Судите сами. В учебном заведении 903 учащихся и 28 различных кружков и секций – спортивных, художественных, спортивно-технических. И какой вид спорта ни возьмешь – в каждом широкий разворот. Вот, к примеру, футбол. Состязания по нему идут весь год почти. В предзимье – в зале по мини-футболу. Зимой на снегу. Мало того, техникум со своим футболом и на город выходит. Его команда, не смотри, что юношеская, играет в чемпионате Арзамаса среди взрослых. Подрастают ребятишки и пополняют команды мастеров, сборную города. А Мишу Рябова брали даже в сборную России. В этом, 2000 году команда техникума заявилась на юношеское первенство страны. И это еще не все. Пять тренеров по футболу содержит техникум. Тренеров, которые работают со всеми жаждущими играть мальчишками, начиная с семилетних. В школах города формируются спортивные группы, над которыми техникум шефствует. Помогает с инвентарем, спортивной формой. Многие из этих подшефных приходят потом сюда учиться... Неподалеку от города у техникума – лыжная база «Снежинка», переделанная из бывшей водокачки. Лыж там предостаточно, трассы прекрасные. На них даже всероссийский лыжный марафон проводили. А взять спортивно-технический клуб. Ребята в нем сами проектируют и изготавливают спортивные автомобили. На них и выступают в соревнованиях. Самых разных, вплоть до первенства России. В 1999 г. выиграли Кубок правительства Москвы. Недаром Арзамас сами его жители называют столицей автомобильного спорта. Ведь арзамасцы держат 1-е место и по грузовикам, и по «Волгам». А учащийся техникума Денис Плешаков (папа у него серебряный призер по «Волгам») впервые в России в 14 лет стал чемпионом страны и мастером спорта. Неплохие в техникуме и баскетболисты. Тоже играют и в городских соревнованиях, и на выезде. Также обеспечены всем необходимым – и мячами и формой. И в других секциях все то же и так же. – Но только спорт, – говорит Зинаида Васильевна Гайдучкова, заместитель директора, – это было бы слишком однобоко. Он ведь не для всех. А мы стремимся охватить едва ли не каждого из 903 наших учащихся. Вот почему с 1997 года в техникуме осуществляется программа «Здоровье». Ребятишки приходят учиться из года в год все более слабые, сказывается и недостаток питания в семье, и другие материальные лишения. В техникуме они получают хороший обед и массу укрепляющих тело и дух занятий и мероприятий. Одни праздники здоровья и спорта чего стоят. Всегда они проходят с размахом и сочетаются с увлекательной культурной программой. А круглогодичные спартакиады по 9 видам спорта! Каждая группа вовлечена в них. Руководитель физвоспитания Николай Алексеевич Спирин рассказывает, что редко-редко какая неделя выпадает, чтоб без соревнований. То зональные, то городские, то секции – море внеклассной работы. Спирин и два других преподавателя физвоспитания – Михаил Иванович Сурнин и Наталья Викторовна Сахарова самоотверженно справляются с нею, не считаясь со своим личным временем и силами. Конечно, наш беглый рассказ не может, не способен передать всего многообразия и сложности спортивной жизни юных коммерсантов и техников. Да и сколько бы мы ни вникали в эту жизнь, в суть ее, разгадки тут не сыщем: откуда сие? Даже в лучшие годы жизни нашей страны почти не приходилось встречаться с таким... какое бы слово подобрать?.. изобилием, что ли, всего и вся. Разве что в Прибалтике или в иной какой республике, которые куда как лучше снабжались и финансировались в то время. Но чтоб в России!.. И тут мы вступаем в область, которая не есть собственно спортивная, но без нее и спорту не быть. Предоставим слово директору техникума, заслуженному учителю России Петру Алексеевичу Коннову. Он пришел в техникум в 1987 году. За плечами два высших образования: педагогическое (физмат) и инженерное (Московский авиационный институт). Успел и на производстве поработать, и в комсомоле, и в партии, и поучительствовать. Послушаем, что он рассказывает: – В свое время, в начале 90-х, наше родное государство как бы сказало нам: вас бросаем. В нашей богатейшей стране самое нищее правительство, оно не может обеспечить нормальное существование государственным служащим. И держит их нищими. Мы это поняли давно. И сказали себе: если кто-то хочет на нищенской пайке сидеть, то, пожалуйста, занимайтесь своими делами и больше ни во что не вникайте, получайте добросовестно, и все тут. А если хотите что-то двигать дальше, то занимайтесь, шевелитесь. Мы в техникуме практически под каждую будущую профессию ребятишек создали свое производство или учреждение. Допустим, коммерсанты имеют сеть своих магазинов в городе, автомеханики ведут сборку грузовиков, радиомеханики – сборку электронных игр, телевизоров, магнитофонов, газоэлектросварщики сваривают заборы, емкости, ставят металлические двери, гаражи. Секретари-референты изготавливают печатный текст. Только в самое последнее время надо было сделать три тысячи страниц методических программ, учебных планов... Нам государство вручило это здание, материальные ценности. Но заработав, мы еще столько всего накупили. Начать все это было ой как непросто. Надо было не раз и не два по кругу пройти с протянутой рукой. С пустого места не начнешь. А потом ведь и к стенке могут поставить, если не отдашь вовремя. Риск был, конечно. Но если за дело с умом взяться... Сейчас мы выпускаем 80 грузовиков в месяц, зарегистрированы как сборочный завод в Госстандарте, внесены в Международный код классификации. Техпаспорта выдаем – наш код там стоит, где бы ни была машина – наша ответственность. Мальчишечки на сборке зарабатывают в месяц по полторы тысячи и больше. Некоторые даже основными кормильцами выступают в семье. Сколько работают? На первом курсе – один день в неделю, на втором – два. А если сплошная практика – 6 часов в день. Иной раз ребятишки уговаривают мастера, чтобы прийти поработать в выходные. Все это большой стимул, чтоб хорошо учиться. Раньше, когда я только пришел сюда работать, в техникуме были так называемые «мертвые души». Он, скажем, числился, а на занятия не ходил. Его уговаривали: «Приходи, все тебе бесплатно». Сейчас ситуация резко изменилась. Вопросы с дисциплиной возникают, но очень мало. Попасть к нам на учебу непросто. Надо пройти конкурс. Но зато и выпускников наших охотно берут на работу. Иных и раньше, до окончания еще запрашивают. Из выпуска, может, десяток всего не сразу находят работу. Мы работаем как центр непрерывного профессионального образования. Я вообще сторонник непрерывности в образовании. Это означает, что нельзя рассматривать все учреждения образования как жестко изолированные друг от друга. Они, на мой взгляд, должны составлять единую систему. О ней все говорят. Но ее как не было, так и нет. Институт, техникум и школа должны иметь согласованные учебные планы. Окончил техникум – иди в институт по родственной специальности не на первый курс, а выше. Иначе знания, полученные в техникуме, как бы заново приходится осваивать. Система должна работать как эскалатор: встал на первую ступеньку – и тебя она, система, потащит вверх, должна тащить. Любому надо дать возможность двигаться вверх. И не надо останавливаться на той или иной ступеньке. Все должны учиться. Исполняя свои задумки, мы заключили договор с Арзамасским пединститутом и Нижегородским политехническим университетом. Их преподаватели работают у нас по сплошному учебному плану. Конечно, этому предшествовал длительный период различного рода согласований, разрешений. Но все это позади. И в прошлом году 29 выпускников сдавали экзамены – половина наших, половина от университета. Считались одновременно и вступительными. Из 29 человек 25 были приняты в университет. Выдающийся, я считаю, результат для системы профессионального образования. «Оазис капитализма» – писали о нас газеты. Но одновременно указывали, что мы сделали распределение по труду – а это социализм. А нужно просто научиться считать. Нам бюджет дает на зарплату всем работникам порядка 100 тысяч рублей. А наши объемы производства 8 миллионов в месяц. 100 тысяч и 8 миллионов – сопоставьте. И мы за счет собственных заработанных средств выходим из положения. Зарплату платим вовремя, методлитературу всю выдаем. К Дню учителя по 200–500 рублей каждому. Да и сама зарплата исчисляется у нас с коэффициентами надбавки. Это для тех, кто непосредственно не связан с производством. Коэффициент этот от 0,5 до 2,5. А на производстве зарплата увязана с его итогами. Были ли у меня единомышленники, когда я все это начинал? Я считаю, что руководитель, который с какой-то идеей приходит в коллектив, должен или подобрать себе подобных, или обратить в свою веру коллектив. Мне удалось второе. Коллектив у нас хороший, работоспособный. Вот только представьте, что это такое – объем производства 8 миллионов в месяц. Это большой нормальный завод. По объему мы в городе на 5-м месте. А у нас есть крупнейшие предприятия, где больше тысячи работающих. У нас же всего 20 взрослых людей. Остальное все ребята делают. И все, что мы зарабатываем, мы вкладываем в развитие производства, в благоустройство, в людей. Все пожелания мастеров стараемся выполнять. И за что бьемся – чтобы люди не стояли на месте, двигались вперед. Мы готовы хоть куда их отправить, в саму Америку даже, но только чтобы с пользой, чтобы привезли что-нибудь новенькое. Да у нас уже и ездили – в Финляндию, Германию, Израиль... Появились в техникуме хорошие кабинеты. Я считаю, что лицо преподавателя – это его кабинет. Вот я хожу и смотрю на их лица. Компьютерный класс приобрели, почти миллион рублей своих кровных отдали. Ремонт техникума обошелся нам почти в 4 миллиона. Крышу новую оцинкованную сделали и прочее – да вы видели сами... Да, мы видели многое, в том числе и уникальное это производство. Несколько больших, соединенных между собой ангаров, готовые грузовички меж ними. А внутри – ни соринки, ни пылинки. Ходят подростки, раскладывают по местам детали – сборка идет вручную, неторопливо, основательно... Налаженное дело всегда смотрится таким естественным, таким простым, что невозможно было не спросить у Петра Алексеевича: – А есть ли у вас последователи? Неужто никто не соблазнился вашим примером? – Немногие. Гораздо больше тех, кто хотел бы считать деньги в наших карманах. Ведь поднять такую махину очень тяжело. На сегодняшний день рискнет не каждый. Хотя мы с открытой душой, всех принимаем, рассказываем, показываем и даже делаем попытки помочь это организовать. Вот, скажем, один тоже директор техникума. Хороший руководитель, кандидат экономических наук. Предложили: берите все то же самое, ребятишкам поможем, научим. И помогли. А они собрали три машины с нашей помощью, продали, деньги поделили. Ну и что? Деньги же надо вложить, двигаться дальше... Или вот другой пример. Сейчас пытаемся помочь одному ПТУ. Все со своей стороны сделали. 10 комплектов машин поставили. Сказали только: приведите в порядок территорию (она есть), чтобы чистота была, чтобы никто ничего не украл... Недавно приехали туда: 50 позиций не хватает. Но ты расписывался, считал, смотрел. Как же так? Это очень серьезное дело – автомобиль. Не бумажку написать. Мы несем полную ответственность за это транспортное средство. Вот иногда возникает соблазн взять какие-то детали подешевле. Но я никогда не возьму без сертификата. Не дай бог что случится... Своих учеников Петр Алексеевич иначе как «мальчишечка», «мальчишечки», «ребятки» не называет. Его моложавое лицо светится добротой и слегка лукавством. Но прежде всего он человек дела, и за дело ради самой доброты и спрос. И все вокруг и маленькие и большие хорошо чувствуют это. Арзамас древнее Нижнего Новгорода. Земля святая, глубинно русская – совсем рядом Саратов, Дивеево. Что ж удивляться рукотворному чуду наших дней, что сумел сотворить еще один арзамасец. |