Архив |
У рабочей окраины Палочка-выручалочка Зимний день короток. Туда-сюда повернешься, глядь – а за окнами темнота, метель заметает дороги, пора возвращаться восвояси. Вот и в Дзержинск – не хватало, катастрофически не хватало командировочных дней – заскочили мы на каких-то полдня и, конечно же, очень многого заслуживающего внимания не сумели здесь повидать. А город интересный. Оборонка, химия – сколько неординарных творческих людей! Нынче, конечно, многое потускнело немного, меньше строек, меньше денег, но люди-то остались. Довелось нам, к примеру, побывать на спартакиаде учителей города. Да, да, именно так: преподаватели разных школьных предметов с азартом играли в волейбол в высоком красивом спортзале, который кому сейчас принадлежит и не разберешься. Да и неважно это. Важно, что вот она, спартакиада учителей, вид за видом проходит в городе. А часто ли такое встретишь? Увы... В школе, где учитель сам приобщен к спорту, познал его азарт, живительную силу на собственном опыте, вряд ли встретишь пренебрежение к физической культуре. Но одного уважения к ней бывает еще недостаточно. Как скажем, приступиться к ней с пустого, можно сказать, места. Вот побывали мы в школе № 68. Было время учителя физкультуры тут не задерживались. Ну да, есть в школе зал. Но один зал, да и только. Голые стены! Что тут сделаешь? А потом появился в школе Виктор Александрович Береснев. Говорят, не было бы счастья... Виктор Александрович, тренер по волейболу, в ДЮСШ когда-то преподавал, одно время даже спортклуб «Пластик» возглавлял. Опытный, словом, человек. А вместе с ним другой еще специалист – Павел Николаевич Луконин. Директор Елена Павловна Ширконова и нарадоваться не могла – появились-таки серьезные люди, во всем им шла навстречу. Ну, а в том, что серьезные, сразу же стало видно, как за дело взялись. Решили они ребятишек увлечь игрой в волейбол и начали с малышей. Игра есть игра. Она для подрастающего человека как воздух, как даль манящая, он себя утверждает, осознает в ней, она если хотите, модель жизни. Для маленького человека любая игра. А уж волейбол! Тем более что ребятня в школе трудная – с рабочей окраины, среди родителей безработных полно, четверть семей неблагополучных. Ах, как нужны были, как близки стали им эти два мужика-физкультурника, которые шаг за шагом, дальше – больше, чувство гордости в них поднимали, уча, показывали, как же многое они могут. Уроки физкультуры сразу же приобрели другой как бы смысл, хотя базировались они на обычной комплексной программе, не ущемляющей ни гимнастики, ни легкой атлетики. А волейбол ведь он многого не требует: сетка, мяч... Это уж потом учителя-мудрецы наизобретали-поразвешивали по стенам разные схемы, на которых нагляднее и расстановка игроков, и их действия можно спрогнозировать в той или иной игровой ситуации. Что ни говорите, а появилась какая-то изюминка в этом еще недавно таком, казалось бы, скучном, однообразном спортзале. Но учителям мало этого. Они затеяли эксперимент. Взяли один класс, 1-й, с математическим уклоном (а потом и со спортивным) и потихоньку-полегоньку стали учить его волейболу. Основательно. Вначале самые-самые азы, во втором – чуть пошире. 3 часа в неделю уроков (директор пошла навстречу, как всегда), внеклассные занятия. С 5-го класса детишки стали заниматься по авторской программе Виктора Александровича Береснева*. Прежде, конечно, чем заняться с классом, проводили, как водится, тестирование, работу с родителями. О, далеко не все они были «за»: математика – это так ответственно, такая нагрузка, зачем еще волейбол? Четверть таких была сомневающихся. Поначалу только. А потом жизнь сама все выявила. «Вот, – рассказывает Виктор Александрович, – великолепный наш школьный психолог Ирина Ивановна Ершова проводила тестирование в 5-м классе на уровень тревожности, так в нашем спортивно-математическом порог этой тревожности куда как ниже оказался. Крепче наши ребята! В начале зимы был большой волейбольный турнир в Нижнем Новгороде, где школьники 68-й на равных состязались с воспитанниками СДЮШОР. Представьте, что они чувствовали! А взрослые и во время турнира тщательно следили за их состоянием. Психолог Ершова снова проводила тесты и до игр, и после, и после проигрыша, и после выигрыша... Интереснейшие открылись сведения». Что они выявили? «Нет, – улыбается Виктор Александрович, – это секретная информация, она для нашего внутреннего пользования, для индивидуального подхода и совершенствования». Что ж, Бог в помощь им, скромным и самоотверженным учителям нашим, которые, несмотря на все общественные катаклизмы, стремятся в меру сил своих сформировать крепких, устойчивых и хороших людей.
Голь на выдумку хитра Следующий наш заезд – в школу № 13. Летучий заезд. И прямо на урок физкультуры. Урок, прямо скажем, совсем особенный. Представьте себе обычный из обычнейших школьный зал, в меру потрепанный временем... А урок – не урок, фейерверк. Потому что весь этот зал – зальчик буквально усеян хитроумнейшими самодельными приборами, описание любого из них заняло бы не одну страницу. Вот баскетбольное кольцо – снабжено датчиками. Гаснут, зажигаются лампочки, высвечиваются баллы – ученик сам судит об эффективности собственных усилий. Тумбочка не тумбочка – прибор для измерения гибкости. Устанавливаете номер класса, рост, вес: наклоняйтесь, пожалуйста, как можно ниже – отметка высветится сама собой. Неподалеку – замер длины прыжка на особой дорожке... Всех приборов, один хитроумнее другого, не менее двадцати. Ребятишкам очень интересно. Короткое построение, команда – и они стайками разбегаются по своим станциям, переходя с одной на другую. Ни одного ученика стоящего, сидящего, лениво прохаживающегося. Все в движении, у всех – огонек в глазах. У каждого прибора стихийно возникающее соперничество, соревнование, если хотите: кто дальше, кто больше, кто точнее, кто гибче... А в конце урока – уж для расслабления, скорее – простенькая, но не менее азартная подвижная игра. Подобный урок нельзя, наверное, даже распространить как полезный опыт. Разве что как идею. Потому что каждый прибор здесь – сугубо индивидуален, произведение искусства. На каждом индивидуальная как бы печать его изобретателя – учителя физкультуры Евгения Ивановича Урядова, который тут с 1986 года работает. И какими только профессиями не владеет – и сваркой, и электроникой, и многим, многим другим. Оказался его единомышленником и другой учитель – Александр Александрович Бас. «Нам необычайно повезло, – говорит директор школы Римма Петровна Данковская, которая сама 31 год отдала школе и из них 12 директорствует, – что у нас такие замечательные преподаватели физкультуры. Любят свой предмет беззаветно, и дети любят их. Недавно у нас проходило фронтальное тестирование с 5-го по 11-й класс, и, верите ли, все ребятишки выбрали физкультуру. – Наша школа, – продолжает директор, – не всегда гремит, контингент у нас средний. Зато как приятно, что в физкультуре, спорте у нас первые места и по Дзержинску, и по области. Наши ученики даже на юг ездили на соревнования по легкой атлетике. Рядом со школой у нас стадиончик есть, опять же все учительскими руками сделанный. Вот завод «Капролактам» помог с брусьями, турником...» А вообще-то финансирование школы, считай, на нуле. Если какие средства или оборудование поступит – это когда команды школы призы получают за хорошее выступление. Вот и приходится учителям самим стараться. «Голь на выдумку хитра», – сами о себе они шутят. Но шутки шутками, ребятишки всерьез считают, что школа их со спортивным уклоном, и даже гордятся этим. Дзержинск – город химиков, хорошего здоровья здесь ждать не приходится. Вот и стараются учителя. Они пригласили в свой зал тренеров ДЮСШ, теперь в школе как бы ее филиал. Работают секции борьбы, ОФП, баскетбола (три тренера), коньков, атлетической гимнастики, футбола, самбо, каратэ, радиоспорта. Охвачены практически все ребята с 1-го по 11-й класс. Действует спорткласс по легкой атлетике – 3 занятия в неделю, ведется тестирование, анкетирование... Особое внимание к здоровью школьников дает свои плоды, хотя и не во всем, как хотелось бы. И как отрадно, что есть люди, которые не жалеют сил для этого ни физических, ни творческих. Спасибо им. |