Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №20/2000
Архив
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

ШАГ ЗА ШАГОМ К СОВЕРШЕНСТВУ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

В.А.ЛЕПЕШКИН,
Дубна, Московской области

Комплексы упражнений для учащихся 1 - 9 классов

Предлагаю вниманию коллег комплексы гимнастических упражнений с 1-го по 9-й класс, они общедоступны и не требуют специального оборудования. Прекрасно развивают силу, ловкость, гибкость и выносливость. Формируют правильную осанку. Целесообразно воздействуют на разные группы мышц. Позволяют легко дозировать нагрузку. Особое внимание в комплексах уделено ловкости (или координации движений). Это ценнейшее качество необходимо во многих жизненных ситуациях. Эти комплексы упражнений рекомендуются для домашнего задания.
С 1-го по 6-й класс комплексы упражнений для мальчиков и девочек одинаковые, а с 7-го по 9-й – разные. Для девушек 7–9-х классов используются комплексы, разработанные И.В. Шефер. Они соответствуют возрастным и половым особенностям девушек и очень хорошо себя зарекомендовали в нашей практике. Поэтому не вижу большого смысла в их переделывании.
На первый взгляд упражнения могут показаться сложными и недоступными. Однако, уверяю вас, это лишь первое впечатление. При определенном упорстве упражнения быстро станут доступными и легкими, а следовательно, и менее интересными.
Взрослым нередко свойственно рассматривать упражнения применительно к себе: «А смогу ли я?». Забывая при этом, что ребенок значительно легче, поэтому для выполнения упражнений ему требуется значительно меньше усилий. И то, что с трудом дается взрослому, достаточно легко проделывают дети. Простой пример. Некоторые родители приходят в ужас, когда видят в домашнем задании ребенка – приседание на одной ноге с опорой рукой о стул. Хотя практически каждый ребенок может выполнить это упражнение 10 раз без подготовки, а многие способны сделать его более 60 раз. Особенно это касается учащихся первых классов.
Не случайно ведь в секции спортивной гимнастики детей набирают с 7–9-летнего возраста. К этому времени у ребенка уже сформированы все физиологические системы, необходимые для занятий гимнастикой, в то время как к волейболу, баскетболу, футболу ребенок готов лишь к 10–13 годам, лыжным гонкам – к 9–12.
Предложенные нами комплексы выполняются учащимися в течение одной четверти. Поэтому для каждого класса имеется 4 комплекса. Они имеют следующее обозначение: 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 Первая цифра означает класс, для которого предназначен комплекс, а вторая – номер четверти. В летнее время рекомендуется продолжать занятия и выполнять все четыре комплекса, чередуя их на каждом занятии. Например, 1-е занятие – первый комплекс, 2-е занятие – второй комплекс и т. д.
Под всеми комплексами имеется календарь, в котором учащиеся отмечают дни выполнения упражнений. Закрашивая «кирпичики», они выстраивают свой фундамент здоровья. А учитель, анализируя результаты, может поправить ученика в случае ошибки.
Комплексы разучиваются на первых двух уроках в начале четверти (или, например, в конце первой – на вторую), а проверка осуществляется в конце каждой четверти.
Учитель может проверить весь комплекс в целом или выборочно 4–5 упражнений. Обычно тех, кто выполнял упражнения дома, сразу видно. Оценивая упражнения, надо обращать внимание на качество, легкость и красоту их выполнения в течение указанного количества раз.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ

Заниматься по комплексам надо 3–5 раз в неделю, включая школьные и домашние задания. Каждое упражнение выполняют 10–15 раз в один подход, т. е., выполнив одно упражнение (после отдыха), переходят к следующему.

Продолжительность отдыха зависит от уровня физической подготовленности занимающегося. Чем он выше, тем короче отдых. Для определения индивидуальной продолжительности отдыха после каждого упражнения рекомендуется ориентироваться на частоту сердечных сокращений (ЧСС) или на частоту дыхания.

Снижение ЧСС во время отдыха до 120–130 уд/мин. говорит о готовности организма к выполнению следующего упражнения. ЧСС подсчитывают за 6 секунд и умножают на 10.

Частоту дыхания подсчитывать не надо (это самому сделать невозможно), достаточно понаблюдать – успокоилось дыхание или нет. Если дыхание стало спокойным, значит, можно начинать следующее упражнение.

На продолжительность отдыха (и на здоровье в целом) влияет правильность дыхания во время выполнения упражнений. Здесь следует придерживаться следующих принципов:

  • Вдох выполняется при расширении грудной клетки, выпрямлении туловища, подъеме рук вверх и отведении их назад. Выдох – при сужении грудной клетки, сжимании живота (наклоне), опускании рук вниз и скрещивании их перед грудью.

  • Начало движения должно совпадать с началом вдоха (выдоха), а окончание движения с окончанием вдоха (выдоха).

  • Категорически запрещается задерживать дыхание во время выполнения упражнений. Если это происходит, значит, нагрузка чрезмерна.

Если все упражнения комплекса выполняются легко, то можно использовать отягощения весом 0,5–1 кг (гантели, пластиковые бутылки с водой или песком, толстые книги и т. п.).

По завершении комплекса необходимо выполнить пробежку (3–6 мин. в медленном темпе) или попрыгать со скакалкой (1,5–3 мин.). Это важно для здоровья.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ С ЛИТЫМИ ГАНТЕЛЯМИ
( 9 класс)

Все комплексы разучиваются на уроках физкультуры, а выполняются в домашних условиях. В течение одной четверти выполняется только один комплекс. В летнее время рекомендуется продолжать занятия. Однако летом выполняют одновременно 4 комплекса, чередуя их на каждом занятии. Например: 1-е занятие –1-й комплекс, 2-е – 2-й, 3-е – 3-й, 4-е – 4-й, 5-е – 1-й, 6-е – 2-й и т. д.

Заниматься по комплексам надо 3 раза в неделю. Каждое упражнение выполняют 8–10 раз в один подход, т. е., выполнив одно упражнение (после отдыха), переходят к следующему. Через 3 занятия – в два подхода, т.е. после отдыха выполняют еще раз это же упражнение. Еще через 3 занятия – в три подхода. 2-й, 3-й и 4-й комплексы можно сразу начинать с 2–3-х подходов.

Все упражнения комплекса выполняются с гантелями одного веса. Вес гантелей подбирается таким образом, чтобы самое трудное упражнение можно было выполнить не менее 8 раз в последнем подходе. Когда все упражнения комплекса можно свободно выполнить в каждом подходе по 10 раз – увеличивают вес на 1 килограмм.

Продолжительность отдыха зависит от уровня физической подготовленности занимающегося. Чем он выше, тем короче отдых. Для определения индивидуальной продолжительности отдыха после каждого упражнения рекомендуется ориентироваться на частоту сердечных сокращений (ЧСС) или на частоту дыхания.

Снижение ЧСС во время отдыха до 120 уд/мин. говорит о готовности организма к выполнению следующего упражнения. ЧСС подсчитывают за 6 секунд и умножают на 10.

Частоту дыхания подсчитывать не надо (так как это самому сделать невозможно), достаточно понаблюдать – успокоилось дыхание или нет. Если дыхание стало спокойным, значит, можно начинать следующее упражнение.

На продолжительность отдыха (и на здоровье в целом) влияет правильность дыхания во время выполнения упражнений. Здесь следует придерживаться следующих принципов:

  • Вдох выполняется при расширении грудной клетки, выпрямлении туловища, подъеме рук вверх и отведении их назад. Выдох – при сужении грудной клетки, сжимании живота (наклоне), опускании рук вниз и скрещивании их перед грудью.

  • Начало движения должно совпадать с началом вдоха (выдоха), а окончание движения с окончанием вдоха (выдоха).

  • Категорически запрещается задерживать дыхание во время выполнения упражнений. Если это происходит, значит, нагрузка чрезмерна.

По завершении комплекса необходимо выполнить пробежку (3–6 мин. в медленном темпе) или попрыгать со скакалкой (1,5–3 мин.). Это очень важно для здоровья. В противном случае могут появиться боли в сердце в виде покалывания.

Рядом с комплексами приводятся упражнения (в прямоугольниках) на координацию. В них надо разобраться самостоятельно и выполнять в начале каждого комплекса.

Комплекс 1.1

1. И.п.: стоя, руки вперед. 1 – опуская руки вниз и назад, выполнить полуприсед на носках; 2 – обратным движением вернуться в и.п.

2. И.п.: упор на коленях. Одновременно отталкиваясь двумя руками, перемещать руки как можно дальше от коленей. Затем аналогично вернуться в и.п. Кому легко, выполняют упражнение в упоре лежа.

3. И.п.: упор на коленях. 1 – отвести левую руку в сторону, стараясь поднять ее как можно выше; 2 – задержать руку в этом положении; 3 – вернуться в и.п.; 4–6 – выполнить другой рукой.

4. И.п.: стойка ноги врозь. Медленно наклониться в сторону, стараясь не наклоняться вперед, рука скользит по боковой поверхности бедра. Если не получается точно в сторону, то упражнение выполняют прислонившись спиной к стене. Медленно вернуться в и.п. Повторить упражнение в другую сторону.

5. И.п.: сед, носки оттянуты, ноги в коленях полностью выпрямлены (напряжены). Поочередное поднимание прямых ног.

6. И.п.: сед со скрещенными ногами. 1 – руки к плечам, спина прямая; 2 – руки вверх; 3 – отвести руки как можно дальше назад; 4 – наклониться вперед, положив локти на пол.

7. И.п.: ноги вместе, стойка руки в стороны. 1–2 – прыжком развернуть нижнюю часть туловища (ноги и таз) вправо, выполнив два прыжка; 3–4 – то же в левую сторону. Верхняя часть туловища разворачиваться не должна.

8. И.п. о.с.: приседание на носках с прямой спиной и подниманием рук вперед.

9. И.п.: упор присев. 1 – выпрямить ноги, оставляя руки на полу; 2 – и.п.

10. И.п.: стоя руки на поясе. Прыжки на разную высоту.

Комплекс 1.2

1. И.п.: стоя на слегка согнутых и расставленных ногах. Круговые движения правой рукой в переднезадней плоскости. 10 кругов в одну сторону и 10 – в другую. Повторить упражнение левой рукой.

2. И.п. о.с.: 1 – наклониться вперед и положить ладони на пол, не сгибая ног в коленях; 2 – переставляя руки, перейти в упор лежа; 3 – переставляя ноги, перейти в положение наклона; 4–6 – выполняя движения в обратном порядке, вернуться в и.п.

3. И.п.: сед со скрещенными ногами, руки вверху и соединены в замок. 1–2 – повернуться в левую сторону, максимально выпрямляя руки и отводя их назад; 3–4 – то же в правую сторону.

4. И.п.: сед с опорой на локти сзади, ноги согнуты в коленях. 1 – не меняя положения рук, положить бедра на пол в левую сторону; 2 – и.п.; 3–4 – то же в правую сторону.

5. И.п.: лежа на спине, руки вверх. 1–2 – плавно подняться и потянуться руками к носкам, не сгибая ног в коленях; 3 – и.п.

6. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги выгнуты в коленях. 1 – опираясь на плечи и ступни поднять таз как можно выше; 2 – и.п.

7. И.п.: лежа. 1 – прижать позвоночник к полу; 2 – поднять живот как можно выше.

8. И.п.: стойка ноги врозь. 1 – встать на носки и поднять руки через стороны вверх; 2 – оставляя руки и ступни в том же положении, выполнить небольшой присед; 3–4 – в обратном порядке вернуться в и.п.

9. И.п.: упор лежа с подтянутой к груди правой ногой. Опираясь на руки, прыжком поменять положение ног.

10. И.п. о.с.: 1–2 – два прыжка; 3 – прыжок с поворотом на 90°.

Рейтинг@Mail.ru