Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №23/2000
Архив
В НАГРАДУ БЫЛ "ХРУСТАЛЬНЫЙ КЛЮЧ"

В НАГРАДУ БЫЛ "ХРУСТАЛЬНЫЙ КЛЮЧ"


В.А.ШЕЛОХНЕВА с губернатором Санкт-Петербурга В.А.ЯКОВЛЕВЫМ

Такого приза удостоились победители третьего Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», который проходил в городе на Неве. В семи номинациях, среди которых была и «Физкультурно-спортивная», соревновалось около 100 педагогов из 70 регионов России. В составе жюри был даже олимпийский чемпион Мельбурна Николай Николаевич Соловьев.

Все виды спорта, которые пользуются популярностью у ребят, представляли на конкурсе их преподаватели. Юрий Дюбченко из Самарской области обучает мальчишек армейскому рукопашному бою. Преподаватель Ершова из Пермской области и Михайленко из Тюмени увлекли своих воспитанников шахматами, а Николай Рогаткин из Твери заразил мальчишек и девчонок игрой в дартс. Марина Копанева из Белгородской области продемонстрировала свою программу, по которой занимаются юные поклонники циркового искусства с элементами акробатики и жонглирования. Юрий Дюбченко и Виктор Романов из Орла провели открытый урок по рукопашному бою. Чтобы выставить оценку тренеру по плаванию из Туапсе Наталье Циприанович, пришлось из спортивного зала отправиться жюри в плавательный бассейн...

Целую неделю экзаменовали преподавателей. Правда, остались в воспоминаниях не только конкурсные этапы, но и приятные походы в музеи и театры, поездки на экскурсии, полезное общение с коллегами. Еще приятнее было услышать свое имя во время торжественного закрытия конкурса. В номинации «Физкультурно-спортивная» мужчины по-джентльменски пропустили вперед прекрасную половину человечества. Лучшей была названа петербурженка, мастер спорта по гимнастике, тренер и педагог Валентина Алексеевна Шелохнева, которой был вручен главный приз – «Хрустальный ключ». Второе и третье места присудили Юрию Дюбченко и Светлане Ершовой.

А теперь о победительнице.

Корни и крылья – основа и продолжение

Знаете, из чего складывается формула педагогического успеха? Наверное, у каждого найдется свой ответ. Валентина Алексеевна Шелохнева, тренер-преподаватель специализированной детской спортивной школы олимпийского резерва по спортивной гимнастике и педагог школы раннего развития Дворца творчества юных в одном лице, сделала свое определение. Успех – это когда есть надежные прочные корни, коллектив, который помогает реализовать задуманные планы, черпать силы для деятельности. И, конечно же, есть крылья, означающие вдохновение, творческий процесс, спортивные взлеты твоих учеников, их восхождение на новые высоты...

На третьем всероссийском конкурсе педагогов дополнительного образования Валентина Шелохнева стала победительницей, как в былые годы на гимнастическом помосте.

Четверть века она считает своим вторым домом Дворец творчества юных. Сколько ребятишек делали свои первые шаги в спортивную жизнь под опекой Валентины Алексеевны, трудно сосчитать. Обычно называют имена самых ярких и талантливых, но она всегда радовалась не только удачным выступлениям воспитанников на престижных соревнованиях, но и маленьким победам подготовишек в родном спортзале, сумевших побороть страх и забраться на гимнастическую стенку, выполнить неподдающийся элемент. Среди ее самых именитых воспитанников – гордость питерских болельщиков гимнаст Егор Гребеньков. Валентина Алексеевна, можно сказать, с пеленок (а как еще выразиться, если в группу школы раннего развития Дворца творчества юных набирают детишек трех лет от роду) пестовала юное дарование и ставила хореографию на вольные. В Бремене на последнем чемпионате Европы Егор стал обладателем золотой медали за победу в вольных упражнениях. Конечно, теперь он редко тренируется в родном спортивном зале, так как большую часть времени проводит со сборной России, но, возвращаясь домой, не забывает заглядывать в свою спортшколу. Кстати, по программе «Хореография в спортивной гимнастике», автором которой является Шелохнева, занимался Егор Гребеньков, а сейчас и восходящая гимнастическая звездочка Антон Лобанов. Антон стал победителем в вольных упражнениях на чемпионате России прошлого года.

На всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования Валентина Алексеевна попала, одержав убедительную победу на городском конкурсе. Неизвестно, что труднее было сделать – пройти сито отбора среди нескольких десятков претендентов из питерских школ или состязаться с двенадцатью соперниками из российских городов и весей.

– Сложность состояла в том, что я вышла на конкурс сразу с двумя авторскими программами – «Хореография в спортивной гимнастике» и «Физическое воспитание в школе раннего развития», – рассказывает Валентина Алексеевна. – Без помощи методистов Дворца творчества юных я вряд ли смогла бы успешно справиться с их защитой. Мы решили сделать упор на общий принцип разработки программ и реализации. Конечно, мы рисковали тем, что могли быть не поняты, но все получилось как нельзя лучше.

Все четыре тура конкурсанты не знали, кто вышел в лидеры. Жюри оценивало действия каждого, но результаты каждого из этапов можно было узнать только на финише конкурса. С домашними заданиями Валентина Алексеевна справилась без проблем. В конкурсе «Я сам, я сама» она преподнесла членам жюри подарок – рукотворный цветок, в сердцевине которого был изображен ребенок, окруженный лепестками со словами «успех», «радость», «действие» и многоточие, как нескончаемый творческий процесс. Семь минут давалось конкурсанту на то, чтобы рассказать о себе, своем кредо, убеждениях, поисках, находках, своих воспитанниках.

Формулу педагогического успеха педагог Шелохнева тоже «вывела» не задумываясь – ведь это формула, по которой она живет и работает. А вот воплотить ее на творческом экзамене за 30 минут с ребятишками, которых она видит впервые, понадобилось действительно педагогическое мастерство.

– Открытый урок я должна была провести с 6–7-летними детьми в спортивной школе Фрунзенского района, – продолжает рассказ Валентина Алексеевна. – Я могла пойти по проторенному пути, провести сюжетный урок, как это сделала победитель прошлогоднего конкурса. Но в последнее время основной акцент своей программы школы раннего развития я делала на психическое развитие, поэтому решила дать урок с учетом психологической направленности. С моими маленькими союзниками мы сделали первый шаг к успеху, как когда-то наши олимпийцы. Мы делали физические упражнения, и наши руки становились ловкими и гибкими, как веревки, мы были неуловимыми и смелыми и превращались в змеек, которые прятались в траву, и игра была совсем нестрашной, а очень даже интересной...

Вот так, сочетая серьезную научную защиту своих программ с открытым уроком, наполненным увлекательными играми, Валентина Алексеевна обошла своих соперников, которые представляли не только виды спорта, такие, как самбо, дзюдо, плавание, ритмическую гимнастику, но и... цирковую студию, клубы по интересам. Она считает, что получила первое место за волю к победе. Жюри виднее, кто какой оценки заслуживает. По крайней мере, судя по тому, что поток желающих отдать своих детей в школу раннего развития не уменьшается, значит она нужна. Принимают в нее всех без исключения. Три года занятий достаточно для того, чтобы ребенок окреп, заложил фундамент здоровья. Ну а если он проявит желание заниматься дальше в спортивной группе и докажет право на это усердием к тренировкам, если уж не ярким талантом, то тогда на петербургском гимнастическом небосклоне появится новая спортивная звездочка...

К знаку «Отличник физической культуры», который Валентина Алексеевна Шелохнева получила после успешного выступления Егора Гребенькова на Всемирных молодежных играх, в белоколонном зале Смольного губернатор Санкт-Петербурга вручил ей награду за победу во Всероссийском конкурсе – знак «За гуманизацию школы Петербурга». Возможно, через четыре года ее воспитанник Егор Гребеньков блеснет на Олимпийских играх, и тогда...

Галина СЕНЬКОВА

Рейтинг@Mail.ru