АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА:
КУЛЬТУРИЗМ, АТЛЕТИЗМ ИЛИ БОДИБИЛДИНГ?
В последнее время в различных системах
физического воспитания появилось очень много
разнообразных форм «силовой тренировки».
Выходит большое количество брошюр и
методических пособий, рекомендующих силовые
комплексы под заголовками «Атлетическая
гимнастика», хотя по сути они не соответствуют
«предмету гимнастики», ее средствам и методам. К
атлетической гимнастике, как к одному из видов
гимнастики, многие из этих комплексов имеют лишь
косвенное отношение.
В связи с этим следует определить
границы отдельных форм занятий силовыми
упражнениями, дать им соответствующее
определение и место в системе физического
воспитания.
Следует различать понятия «атлетизм»
и «атлетическая гимнастика». Атлетизм –
производное от слова «атлет», т. е. спортсмен
высокого класса – подразумевает высокий уровень
развития физических качеств или процесс
достижения наивысших результатов в занятиях
физическими упражнениями конкретной
направленности (вид спорта). Атлетическая же
гимнастика является одним из традиционных и
массовых видов занятий физическими упражнениями
силовой направленности, имеющая свои
отличительные особенности. Например, что такое
бодибилдинг? Это система физических упражнений,
направленных на увеличение объемов отдельных
мышечных групп и их гипертрофированное развитие,
формирование рельефной мышечной массы с целью
реализации результатов тренировок в
соревновательных или конкурсных условиях. Этот
вид занятий физическими упражнениями близок к
понятию «культуризм». Пауэрлифтинг – вид
физических упражнений, направленных на
преодоление максимального веса штанги в силовом
троеборье: жим штанги лежа, приседание со штангой
на плечах, тяга штанги в положении наклона,
т. е. основная задача заключается в
максимальном развитии силы тех групп мышц,
которые обеспечивают выполнение
соревновательных упражнений. Армрестлинг (или
армспорт) – силовое единоборство в конкретной
статической позе, требующее максимального
силового напряжения в действиях рабочей руки.
Не умаляя значимости и популярности
занятий различными видами силовых упражнений,
следует подчеркнуть, что атлетическая
гимнастика – это один из оздоровительных видов
гимнастики, представляющий собой систему
гимнастических упражнений силового характера,
направленных на гармоничное физическое развитие
человека и решение конкретных частных задач
силовой подготовки. Воздействие силовых
гимнастических упражнений на занимающегося
может быть как общего характера (на организм в
целом), так и локального (на группу мышц, звено
опорно-двигательного аппарата). Отсюда и эффект
занятий может быть поддерживающе-тонизирующим
или развивающим. При этом сохраняются основные
принципы и методы организации занятий
гимнастикой как при составлении отдельного
комплекса атлетической гимнастики, при
планировании конкретной тренировки, так и при
организации системы занятий атлетической
гимнастикой (циклы, этапы, периоды).
К средствам атлетической гимнастики
следует отнести шесть групп гимнастических
упражнений, отличающихся характером и условиями
выполнения:
1-я группа – упражнения без
отягощений и предметов, связанные с преодолением
сопротивления собственного веса тела (звена);
2-я группа – упражнения на снарядах
массового типа и гимнастического многоборья;
3-я группа – упражнения с
гимнастическими предметами определенной
конструкции и тяжести (мячи, палки, амортизаторы
и т.п.);
4-я группа – упражнения со
стандартными отягощениями (гантели, гири,
штанга);
5-я группа – упражнения с партнером
(в парах, тройках);
6-я группа – упражнения на
тренажерах и специальных устройствах.
Для обеспечения должного эффекта
силовой тренировки и управления тренировочным
процессом можно выделить вспомогательную группу
упражнений, в которую входят: физические
упражнения, сопутствующие силовому развитию (на
гибкость, ловкость, быстроту), для двигательного
переключения и активного отдыха, на растягивание
и расслабление.
Поскольку развитие силы – это прежде
всего функциональное совершенствование ведущих
систем организма при соответствующем сочетании
и взаимодействии физических и двигательных
качеств, то следует выделить несколько общих
закономерностей силовой тренировки:
1) основными показателями мышечной
силы являются: объем и масса мышц, скорость их
сокращения и длительность усилия, что определяет
формы силового проявления (максимальная
произвольная сила, взрывная сила и силовая
выносливость);
2) эффект выполнения того или иного
упражнения зависит от соответствующего
подкрепления – повторного воздействия, при этом
возможное привыкание к упражнению
предусматривает своевременное изменение
условий и характера упражнения с увеличением
требовательности;
3) индивидуальные и мотивационные
особенности занимающихся требуют выбора границ
напряженности воздействия (максимальных и
минимальных), что выражается в длительности
упражнения, величине нагрузки, режиме упражнения
и занятий, для силовой тренировки типичен
показатель «повторный максимум» (ПМ) или
максимальное количество повторений упражнения;
4) в силовой тренировке предпочтение
обычно отдается «преодолевающему режиму» при
условии, что последнее повторение в каждом
подходе должно быть с предельным напряжением, а
упражнения в статическом и уступающем режимах
должны лишь дополнять эффект первого;
5) важно тестирование исходного
уровня подготовленности занимающихся по
комплексу показателей: весоростовому
соотношению, оценке мышечной топографии тела и
отдельных звеньев тела, степени развития силы в
различных условиях проявления, показатель ПМ и
другие;
6) как фактор обеспечения силовой
тренировки надо рассматривать рациональное
питание с учетом трех основных функций
организма: создание запаса энергии, обеспечение
обмена веществ и соответствующее равновесие в
организме, обеспечение строительства клеток и
тканей, что определяется содержанием, объемом и
соотношением питательных элементов, а также
дополнительные стимулирующие средства
восстановления: массаж, тепловые процедуры и
другие.
Таким образом, широкий выбор средств
атлетической гимнастики и методические
возможности занятий силовыми гимнастическими
упражнениями позволяют в рамках атлетической
гимнастики помимо общих задач гармоничного
физического развития и силового
совершенствования решать множество частных
задач: коррекция фигуры, развитие общей и
локальной работоспособности, развитие силы
отдельных мышечных групп, развитие максимальной
силы или другого ее проявления, развитие силы с
прикладной направленностью (для конкретного
вида двигательной деятельности или вида спорта)
и другие.
Типичными формами организации
занимающихся атлетической гимнастикой являются:
групповые занятия, индивидуальные уроки,
круговая тренировка, игры, конкурсы и другие
формы соперничества.
Урок атлетической гимнастики при
сохранении общепринятой структуры
(подготовительная, основная и заключительная
части) может иметь различный характер:
«комплексного типа» – с набором различных
средств; «тренажерного типа» – с использованием
различных устройств и тренажеров; «узкой
направленности» – с акцентом на развитие
отдельных мышечных групп или качеств.
Приведем пример урока атлетической
гимнастики для начинающих. Основная задача –
гармоничное физическое развитие и общая силовая
подготовка. Особенность занятия – умеренная
силовая нагрузка на различные мышечные группы.
Средства занятия – общеразвивающие упражнения
силового характера с предметами и без предметов,
упражнения на снарядах, круговая силовая
тренировка. Продолжительность занятия от 30 до 45
минут в зависимости от уровня подготовленности
занимающихся и конкретных задач. Возможный
контингент занимающихся – школьники 10–14 лет.
Особенностью данного урока является
широкий диапазон регламентирующих параметров в
зависимости от условий проведения и
индивидуальных возможностей занимающихся. При
этом следует подчеркнуть следующее:
1) для получения ощутимого эффекта
занятий необходим трехразовый режим занятий в
неделю со сменой комплекса упражнений через
каждые 2–3 недели;
2) в подготовительной части урока
рекомендуется использовать комплекс из 6–8
упражнений общего силового характера, а основная
часть должна отличаться разнообразием средств и
воздействием на большинство мышечных групп
разных звеньев тела, при этом показатель
моторной плотности данной части урока должен
быть в пределах 80%;
3) желательно использование
вспомогательных упражнений на уроке
атлетической гимнастики: на гибкость,
координацию, вращения, равновесие, релаксацию и
другие, причем их местом может быть как окончание
занятия, так и основная часть, когда необходимы
активный отдых или двигательные переключения.
А.В. МЕНХИН,
доцент, кандидат педагогических наук кафедры
гимнастики РГАФК,
М.А. ЛУБШЕВ,
старший преподаватель кафедры гимнастики
РГАФК
Содержание |
Дозировка |
Методические особенности |
I. Подготовительная часть (6–10 мин.) |
1. Челночный бег
вокруг двух-трех гимнастических скамеек. |
35–40
сек. |
Пульсовая
зона 120 уд./мин. |
2. Из стойки ноги
врозь – наклоны вперед и назад с касанием руками
носков и пяток. |
20–30 повторений |
При наклоне
назад небольшое сгибание ног в коленях. |
3. В парах, стоя
лицом друг к другу, руки вперед – поочередные
сгибания и разгибания рук с сопротивлением. |
10–12 раз |
Сопротивление
близкое к максимальному. |
4. У опоры –
приседания на одной ноге, другая – вперед. |
8–10 раз на
каждой |
Помощь опорной
рукой минимальная. |
5. В парах, из
стойки ноги врозь, выпрямляясь после наклона
вперед, бросок набивного мяча (1 кг) снизу. |
10–12 раз |
Расстояние
между партнерами 3–5 м. |
6. Из стойки руки
вниз с мячом (см. упр. 5) бросок мяча вверх,
поворот на месте на 360° и ловля мяча. |
8–10 раз |
Чередование
поворотов влево и вправо. |
7. Толчком двух
ног прыжки через гимнастическую скамейку:
вперед-назад или влево-вправо. |
12–14 повторений |
Без остановок,
темп умеренный. |
8. Из стойки руки
вниз, набивной мяч в руках (1 кг), приседая,
перекат назад в группировке, то же вперед в
присед, прыжок вверх – руки с мячом вверх. |
6–8 раз |
Мяч прижимать к
груди, прыжок вверх максимальный. |
II. Основная часть (20–30 мин.) |
1. Лазанье по
канату (3–4 м) с помощью рук и ног в два или три
приема. |
3
подхода |
Каждый
подход без остановок, отдых между ними 30 сек. |
2. Конь (козел),
высота 1 м – лежа на животе, ноги закреплены
или зафиксированы партнером, руки за головой, в
руках набивной мяч или гантеля (1 кг) –
поднимание и опускание туловища. |
2 подхода по 10
раз |
Регламентация:
по весу отягощения или положению рук. |
3. Брусья
параллельные – из упора на концах брусьев,
толчком двух рук перескоки вперед вдоль жердей. |
3 подхода |
Избегать
сильного сгибания рук. |
4. Перекладина
высокая – из виса подтягивание и подъем силой в
упор с поочередным переводом рук в упор и
медленное опускание вперед в вис. |
2 подхода по 8 раз |
Оказание помощи
или сопровождение при подъеме. |
5. Кольца – из
виса поднимание прямых ног в вис согнувшись и
опускание в вис сзади, затем обратный переход в
вис. |
2 подхода по 6 раз |
Возможны
проводка и помощь при выполнении. |
6. Лазанье по
гимнастической стенке вверх-вниз с отягощением,
например, партнер сидит на плечах. |
3 подхода |
Подбор
отягощений индивидуален. |
7. Круговая
тренировка – шесть станций:
– из приседа
выпрыгивание вверх;
– отжимание в упоре лежа, руки шире плеч;
– поднимание прямых ног в висе;
– прыжки через скакалку: два простых и один с
двойным вращением;
– из положения стоя ноги врозь, в руках
отягощение (2,5 кг), наклон вперед, выпрямляясь,
поднять руки вверх, и.п.
– из положения лежа на спине сед согнувшись и
вернуться в исходное положение.
|
1–2 круга |
Каждое
задание выполняется без пауз в течение 30 сек.,
на смену станций – по 10 сек., возможна
регламентация по темпу и продолжительности
выполнения заданий. |
III. Заключительная часть (4–6 мин.) |
1. Стоя спиной
у гимнастической стенки, руки хватом на уровне
плеч – прогибание вперед и возвращение в и.п. |
4–6
повторений |
Медленное
движение с максимальным выпрямлением рук. |
2. Выпрямление
и вытягивание в висе (на гимнастической стенке,
перекладине, высоких брусьях и т.п.) с удержанием
максимально прямого положения. |
2 подхода по 10–15
сек. |
Движение
произвольное или с отягощением. |
3. Стоя ноги
врозь на гимнастической стенке, руки хватом на
уровне пояса – наклон вперед со сгибанием в
тазобедренных суставах, возвращение в и. п. |
6–8 раз |
Сохранять
прямое положение рук и ног. |
|