Я - ДИРЕКТОР
Рубрика «Я – директор» не очень-то
частая гостья на страницах нашего издания «Спорт
в школе». Почему? Я задавалась этим вопросом не
раз, хотя ответ лежал всегда на моем же столе. Ни
разу среди писем, приходящих в редакцию, не
видела письма от директора школы с
озабоченностью физическим воспитанием детей, их
физическим развитием. Помню, давно спрашивали
редакцию что-то о соревнованиях, о возможности
отпускать ребят на них во время учебы, была
когда-то острой и такая проблема – спортсмен в
классе. Теперь что-то не слышно. А один знакомый
директор так ответил на мое недоумение: "О чем
писать, о чем говорить, если я бессилен хоть
как-то оборудовать спортивный зал, приобрести
лыжи, привести в порядок спортивную площадку,
т. е. создать хотя бы элементарную основу для
занятий. После этого с проверкой, хотя сейчас это
и не очень принято, идти на урок к учителю
физкультуры стыдно – сам же оказываешься в
виноватых".
Вот такой расклад получается. И все-таки, когда
сама приходишь в кабинет к директору и в первые
минуты тоже чувствуешь его нежелание
разговаривать на заданную тему, но потом слово за
слово и оказывается – душа-то болит у директора
больше всего по поводу нездоровья детей, а
следовательно, и их физического развития. Больше
всего потому, что очень уж здесь серьезные
проблемы стоят, иногда даже принцип быть или не
быть. Ведь ничто не может быть дороже и
необходимее человеку, чем здоровье.
С этого начался наш разговор с директором лицея
№ 1 в Петрозаводске Эмилией Эргардовной
СЛАБУНОВОЙ.
Придется сделать небольшое
отступление. Ли-цей № 1 во все время проведения
в Петрозаводске Всероссийского смотра-конкурса
«Мастер педагогического труда» весной этого
года был сценической площадкой для конкурсантов
– спортивных педагогов. А главное –
исполнителями всех ролей в их постановках были
ученики этого лицея. Так что это уже главная
аттестация их хорошей физической подготовки,
впрочем, на фоне очень хорошего и
разностороннего образования. Не потому ли, что
физическая культура воспринимается в этом
учебном заведении как часть общей культуры.
Итак, от первого необходимого вопроса
никуда не деться. Какой он, петрозаводский лицей
№ 1 (первый номер, кстати, просто так не
присуждают). И тут первые слова могут быть и со
стороны.
Первое впечатление, первый шаг за
порог школы всегда очень характерный – это
первый глоток воздуха школы. В лицее он оказался
удивительно чистым и свежим, может быть, даже с
каким-то зимним привкусом, впрочем, последнее
неудивительно – по ночам в городе были еще
заморозки. Но воздух – это действительно очень
точное свидетельство порядка в школе, впрочем,
как и в каждом обычном доме.
А когда входишь в дом и пахнет пирогами
– становится теплее на душе. Именно так
встречали каждый день конкурсантов в лицейской
столовой, но ведь и каждого ученика, и каждого
учителя. О чудо-салатах, витаминных напитках я уж
и не говорю. Разве это не существенная часть
характеристики школы, организации здорового
образа жизни в ней. Конечно, да. Вместе с чистотой
классов и коридоров, влажной уборкой спортивных
залов (их несколько в школе и даже есть бассейн).
Вот такое хозяйство!
Послушаем теперь директора лицея
Эмилию Эргардовну.
– Директор я по стажу очень молодой,
руковожу лицеем всего второй год. До этого,
правда, работала здесь же заместителем
директора, а педагогический стаж у меня большой,
преподавала свой любимый предмет – историю, по
которой получила специализацию в педагогическом
институте.
А вот теперь лицей, и, как вы заметили
правильно, не случайно № 1, хотя не хочется
выпячивать этот порядковый номер, потому что в
городе уже четыре лицея, один из них наш,
многопрофильный, с 1-го по 11-й класс, и в этом тоже
есть особенность. Размещаем мы учеников в двух
зданиях. В одном – начальная школа, совсем
автономно, потому что это совсем другое и вполне
самостоятельное образовательное учреждение. По
окончании его детям выдают даже аттестат, а
заканчивают они обучение большим выпускным
балом. Танцуют все – и девочки и мальчики, потому
что для всех танцы – обязательный предмет. Есть
еще ритмика. Как мы все считаем, третий урок
культуры физической. И раз мы можем в начальной
школе придать физкультуре, так сказать,
многопрофильный характер, дать ей собственный
статус, то ученики и в дальнейшем ее так
воспринимают.
– А если мы с вами, Эмилия
Эргардовна, еще ближе подойдем к культуре
физической, или конкретнее – к школьной
физкультуре, то имеет ли начальная школа какие-то
приоритеты в этой области?
– Очень большие. Начну с того, что у
нас два школьных бассейна...
– Два?! Это при том, что в городе, в
общем-то, нет ни одного, т. е. тот единственный,
что есть, сейчас на ремонте, и даже конкурсантов с
плавательными программами вынуждены вывозить
для показа своего творчества в Кандалакшу. Не
претендуют ли на ваши бассейны другие
организации? Извините, что перебиваю.
– Школьный бассейн только для
школьников – таково мое убеждение. К тому же в
начальной школе свои виды на него, так как именно
для младших школьников введен плавательный
всеобуч. Упустить это самое благоприятное время
для обучения детей плаванию – значит, позже
заплатить за то же обучение во много раз дороже. А
для жителей Карелии, страны тысячи озер, плавание
действительно должно быть, как говорили древние,
раньше умения читать.
– Тогда, наверное, в вашей
начальной школе, прежде чем научиться считать,
дети тоже осваивают какую-то необходимую науку?
– Вы угадали. В школе до совсем
недавнего времени был и шахматный всеобуч.
Только теперь базисный план заставил нас
несколько отодвинуть шахматы, но, думаю, мы
найдем выход из этой непростой ситуации и вернем
всем детям шахматы. Прибавьте еще ко всему
хореографию.
– В таком случае ваши ученики
перекрывают все требования к физическому
развитию в этом возрасте. Впрочем, я, наверное,
могла и не спрашивать об этом. Участие малышей в
программах педагогов-конкурсантов показало их
отличное физическое развитие, а главное, еще и
умение схватывать, как говорится, на лету слова
учителя, словом, уметь учиться. Это же целый
технологический процесс...
– Да, умение учиться тоже должно
закладываться в начальной школе. На мой взгляд,
оно теснейшим образом связано с системой
здорового образа жизни, прививаемой детям.
– Переход в среднюю школу, таким
образом, становится плавным и безболезненным,
ведь пятые-седьмые классы предъявляют детям
очень высокие требования.
– В нашем лицее эти классы по
трудности даже выше среднего уровня. Помимо
обязательной, так сказать, базовой программы мы
стараемся дать детям художественное,
техническое и эстетическое образование, глубоко
изучаются история и мифология, история искусства
и теория искусства. А ведь остается и углубленное
изучение языков. Чисто прикладные виды искусства
в последнее время увлекают многих ребят –
скажем, умение работать с керамикой. И для всех –
рисунок.
– Судя по экспонатам, целая
художественная академия в миниатюре развернута
в школе. Хватает ли на все время, да и силенок у
ребят, чем вы поддерживаете их старания, чисто
физическую форму?
– Детям предоставляется выбор. Все
зависит от желания самого ребенка, его
способностей и наклонностей. Есть классы с
углубленным изучением того или иного вида
искусства, а вот с 8-го класса уже начинается
профильное обучение.
Но отвечу на ваш вопрос. Что значит поддерживать
хорошую форму ребенка? Речь ведь идет не только о
чисто физических параметрах его развития. Может
быть, прежде всего – о его желании учиться, его
настроении, любви к школе, товарищам по классу.
Так вот я считаю, что именно множество
разнообразных дел и занятий, которые
предоставляет детям школа, заставляет их быть
все время на подъеме, радоваться каждому дню,
уметь радоваться узнаванию нового. Это и есть
умение поддерживать форму. Это очень трудная
наука, и большинство наших преподавателей ею
владеют, т. е. умеют увлечь своих учеников
своей любовью к предмету. Я уж не говорю об
учителях физкультуры, которые у нас самые
большие энтузиасты.
– Доказательств это высказывание
не требует – во время смотра-конкурса рядом с
каждым конкурсантом его помощником выступал
один из учителей физкультуры лицея – отбирал
детей для показа, помогал наладить с ними
контакт, разучивал упражнения.
– Но вернемся к 5–7-м классам. Здесь
в обучении детей у нас настоящие структурные
преобразования. Ну, например, читается курс,
именно курс, а не отдельные разделы, скажем,
ботаники, дается целостное представление об этом
предмете и этой науке. Зато в старших классах
дети освобождены от уроков ботаники, значит,
высвобождается время на изучение языка, и не
одного – второго, третьего. То же с географией.
Неудивительно, что в старших классах мы смогли
ввести такие курсы, как юридические,
экономические, курс изучения лингвистики,
риторики.
– А кто же ведет специальные курсы
в школе?
– Сейчас у нас трудятся 20 вузовских
преподавателей. Но примечательно и то, что наших
школьных учителей приглашают в вузы читать тоже
специальные курсы, например курс по управлению
школой. В результате отдельные наши учителя
решили продолжить свое образование – поступили
в аспирантуры, работают над научной тематикой,
стали соискателями научных званий. В том числе и
я. Школа ведь прекрасная экспериментальная
площадка. Жаль было бы ею не воспользоваться. Да и
свой собственный опыт с годами требует выхода.
– При таком разнообразном, а
главное, глубоком подходе к общему развитию
ребенка, видимо, вы ищите и находите у каждого из
них определенные наклонности и можете
направлять своего ученика учиться именно по его
профилю. Значит, происходит своеобразная
профориентация в школе? То, чего ждут от школы и
сами ученики, и их родители.
– Совершенно верно.
Художественно-техническое училище, например, с
удовольствием отбирает себе учеников из наших
выпускников, на биологическое направление тоже
охотно берут ребят из нашего лицея. Все они, как
правило, на республиканских олимпиадах хорошо
показывают свои возможности.
– Вернемся к вопросу о том, нет ли
во всем этом многообразии слишком большой
занятости ребят? И как вы их разгружаете, каким
способом?
– Я считаю, что в рамках недельной
нагрузки мы все-таки выбрали оптимум объема
образования. И еще предусмотрели одно положение.
Физкультура – именно как разгрузочный предмет –
встала у нас в один ряд с важнейшими
дисциплинами. Не на словах – на деле. В школе
работают 8 учителей физкультуры с большим стажем,
опытом, большими методическими наработками.
Словом, это настоящая кафедра – одно из самых
больших профильных объединений учителей в лицее.
А это ведь совсем другой стиль работы педагога.
Не только уроки, не только соревнования, но и
обязательная исследовательская работа. Налажена
крепкая связь с медиками, межпредметные связи
имеют место. Я бы могла долго перечислять
спортивные достижения лицея – первые места в
соревнованиях, считать медали и очки. Но ведь не
это главное. Главное, что я вижу, – дети бодры,
жизнерадостны, учатся охотно. Конечно,
показатели здоровья, к сожалению, не столь
высоки, чтоб мы могли быть спокойны за детей и
утешать себя общими итогами. К тому же надо
принимать во внимание наш северный регион, его
особенность – меньше солнца, меньше витаминов и
т.д.
– А есть возможности в школе
восполнять недостаток если не солнца, то хотя бы
витаминов?
– Вы видели, даже пробовали наши
завтраки и обеды – ассортимент тот же, что и для
детей, – ни дня без свежих овощей, соков. Наши
искусные повара делают чудеса из, казалось бы,
самых простых продуктов. А если вкусно, это уже
значит полезно.
– Несмотря на северный климат, в
вашем лицее все плавают. А ходят ли на лыжах? В
силу ряда причин этот вид спорта начинает
исчезать из школ.
– В Карелии без лыж трудно
представить себе зимнее времяпрепровождение,
хотя в некоторых наших школах лыжи отменились
сами собой ввиду их дороговизны. В нашем лицее
все то же, что и у других. Но нам все-таки удалось
сохранить старый инвентарь благодаря
бережливости детей, но главным образом из-за
умения его ремонтировать. Учителя физкультуры –
они же все с золотыми руками! Так что проблем с
лыжами пока нет. К тому же друзья иногда помогают
материально.
– Кого вы имеете в виду, шефов ведь
не осталось?
– Я хотела сказать о наших
американских друзьях. Лицей поддерживает связи с
американскими школами уже восьмой год.
Американцы приезжают к нам, мы – к ним. Не только
в гости, а главным образом учиться. По полгода и
больше наши дети посещали американскую школу. А
что это значит для овладения языком – объяснять
не надо. Но и американские школьники с
удовольствием садятся за наши парты. Вот
американская община и помогает нашему лицею
принимать зарубежных учеников, остается часть
средств и на приобретение лыж, другого
спортивного инвентаря.
– Какие виды спорта у вас в большем
почете?
– Каждую зиму на школьном дворе мы
заливаем каток. Интерес к конькам у детей не
иссякает. Так же как и к мини-футболу. И тот и
другой вид спорта доступны каждому ученику и не
требуют каких-то вложений. А на смотре-конкурсе
мальчики насмотрелись единоборств и теперь, надо
думать, мне покоя не дадут – как и этот вид спорта
сделать доступным всем.
– Эмилия Эргардовна, а поступить в
ваш лицей, наверное, непросто, идет ли какой-то
отбор будущих учеников?
– При формировании классов, а это
часто и средние, и старшие, отбора нет. А вот во
время учебы может быть отсев, но тут уже ребята
держатся изо всех сил.
Каждый год мы отмечаем 100 лучших лицеистов,
попасть в их число непросто, но заслуги для этого
могут быть самые разнообразные. Вот одним из них
стал шахматист Дима Скляров. Теперь о нем знают
уже и в шахматном мире.
Любой лицеист может выдвинуть себя на звание
лучшего из 100, сам определить свои добродетели.
– А как школа помогает детям, так
сказать, держаться на плаву, к тому же еще
стремиться попасть в герои? Я опять же об их
физической форме, здоровье, самочувствии.
– Оздоровление детей сейчас у нас
стоит наравне с задачей их разностороннего
образования и воспитания, если не впереди даже.
Тут помощь с первого класса следует для каждого
персонально. Я имею в виду оздоровительные меры,
связанные с применением физиоаппаратуры,
кварцевого облучения. Фельдшер и подростковые
врачи строго контролируют эти процедуры.
Оздоровительный режим включает и элементарные
меры, такие, как закаливание, гимнастика,
туристские походы. Надо сказать, что на эти
архиважные мероприятия лицей не получает
никакого финансирования. Тех денег, которые нам
отпускают, хватает лишь на несколько килограммов
краски да на несколько десятков веников –
чистота-то тоже залог здоровья. За этим мы очень
следим. А на все остальное идут, как сейчас
говорят, поборы с родителей. Правда,
добровольные, но неизбежные годовые взносы. Ищем,
конечно, и спонсоров, что-то в аренду сдаем. Так с
миру по нитке удалось скопить на подержанную
автомашину. Открыли автошколу. Вот радости-то
было у всех! Сделали ремонт к смотру-конкурсу,
знали, что показ педагогического мастерства
именно в нашем лицее оплатиться нам сторицей. И
не ошиблись. Вот теперь надо что-то решать с
единоборствами, да и для девочек найти
обновление.
– Скажите, Эмилия Эргардовна, а
бывают в вашем лицее случаи недовольства
учителей своей жизнью?
– А как же без этого? Это необходимо,
надо жить так, чтобы желание лучшего никогда не
пропадало. А вот бастовать нам некогда, так же как
нашим ученикам болтаться без дела. Здесь у нас
полное взаимопонимание.
Маргарита ШАРГИНА,
наш специальный корреспондент
Петрозаводск,
Карелия |