Из множества проблем, стоящих сегодня
перед школьным учителем, врачом, родителями,
является проблема сохранения здоровья детей.
В законе «Об образовании» записано:
«Образовательное учреждение создает условия,
гарантирующие охрану и укрепление здоровья
обучающихся воспитанников».
Как решается эта проблема в условиях нашей
школы-лицея, я и хочу рассказать. Как педагог,
посвятивший работе с детьми более 25 лет, я на
основании статистических сведений о состоянии
здоровья школьников попытался сделать свою
работу современной и актуальной. А статистика
утверждает, что из более чем сорока миллионов
детей и подростков только 10–15% признаются после
окончания школы у нас практически здоровыми.
Детская смертность в 2–2,5 раза выше, чем в США,
Англии, Франции, 7–7,5 млн. детей имеют
психические и неврологические заболевания,
более 40% – хронические.
По прогнозам демографов и Минздрава Российской
Федерации в начале XXI в. половина школ в России
будут не нужны – в них некому будет учиться, так
как к 2005 году 97% учеников будут хронически
больными.
Естественно, вопросы охраны и укрепления
здоровья детей требуют безотлагательного
решения. Мы видим, как жизненное пространство
вокруг ребенка стремительно наполняется
негативными факторами: ухудшается экология,
урбанизация все более удаляет детей от
естественной природы. Заметно снизился
жизненный уровень в семьях, что сказывается на
питании детей. В худшую сторону изменился
психологический климат во взаимоотношениях
между учащимися.
Целью своего исследования я взял поиск
путей оздоровления детей через различные виды
игровой деятельности.
При этом поставил такие основные задачи:
1. Определение наиболее эффективных
организационных форм клубной
физкультурно-оздоровительной и спортивной
работы.
2. Создание новых технологий внеурочной
игровой деятельности, обеспечивающих
оздоровление детей.
3. Исследование мониторинга взаимосвязи
здоровья и успеваемости учащихся.
4. Обобщение и распространение опыта работы.
В работе над этой темой большое
внимание уделено описанию практической стороны
вопроса, используются как эмпирические, так и
теоретические методы исследования. Вся работа
прошла через 3 этапа исследования.
1-й этап: 1993–1994 годы.
Диагностико-проектировочный:
выявление проблемы и обоснование ее
актуальности, анализ состояния здоровья детей;
постановка целей и задач, разработка
программы деятельности;
создание оптимальной модели
физического воспитания.
2-й этап: 1994–1998 годы.
Организационно-практический:
диагностика классного коллектива;
создание и организация клуба;
поиск новых форм и приемов, методик
организации игровой деятельности, влияющих на
укрепление здоровья.
3-й этап: 1998–2000 годы.
Обобщающе-внедренческий:
Приоритетной задачей школы сейчас
стала концентрация усилий педагогического
коллектива, направленного на организацию
здорового образа жизни ребенка.
Как осуществляется эта задача в условиях нашего
небольшого города Козьмодемьянска?
Вот некоторые сведения.
Город Козьмодемьянск основан в 1583 г.
Население его составляет 28 тыс. человек. В
городе работают 6 общеобразовательных
учреждений. Средняя общеобразовательная школа
№ 4 с экспериментальным политехническим
лицеем, где я и работаю, построена в 1986 г. В
школе обучаются 1777 учащихся в 65 классах, в том
числе: начальных – 21 класс, общеобразовательных
– 19 классов, лицейских – 15 классов,
биологических – 4 класса, литературных – 7
классов. Школа-лицей переполнена на 48%, в первую
смену обучается 33 класса, во вторую – 32. На
территории школы есть 2 футбольных поля 60ґ80 м,
комплексная гимнастическая площадка, беговая
дорожка 4ґ100 м, две баскетбольные и две
волейбольные площадки. Имеется бассейн 6ґ12,5 м,
малый спортзал 8ґ6 м, спортзал 12ґ24 м,
медпункт.
Установлено, что уровень состояния здоровья
детей наиболее целесообразно характеризовать по
пяти группам показателей:
1. Физическое развитие.
2. Физическая подготовленность.
3. Физическая работоспособность.
4. Общая заболеваемость органов и систем детского
организма, определяемая по международной
классификации болезней.
5. Группа здоровья детей и подростков.
С 1993 года по 1997 год я провел мониторинг
состояния здоровья детей и подростков в
школе-лицее по этим пяти показателям. Но
дополнительно включил еще 2 показателя:
6. Физкультурная группа.
7. Качество знаний в динамике (число отличников
и ударников).
Все эти показатели находятся в
динамике.
Проведенный мониторинг позволил сделать вывод,
что качество знаний и процент здоровых детей в
массовой школе в 1–4-х классах находится на одном
уровне, в 5, 9, 10, 11-х классах соотношение
ухудшается. В лицейских классах процент здоровых
детей снижается, а качество знаний улучшается.
Определились основные факторы, отрицательно
влияющие на здоровье детей и их успеваемость:
1. Неблагополучная экологическая
обстановка в городе.
2. Микроклимат помещений школы-лицея.
3. Гиподинамия.
4. Ухудшение питания.
5. Перегрузка детей.
6. Болезни нервной системы, органов дыхания и
органов чувств, костно-мышечной системы.
7. Кризис детства.
На 1-м месте стоят болезни органов
дыхания (ОРЗ).
На 2-м месте – болезни нервной системы и органов
чувств. Ухудшение зрения происходит обычно в
лицейских классах, так как с 5-го класса идет
резкое увеличение объема учебного материала и
резкое увеличение количества изучаемых
предметов ( с 7 предметов в начальных классах до 11
предметов в 5-х классах).
На 3-м месте – болезни костно-мышечной системы
(сколиоз, нарушение осанки).
На основе этого мониторинга в 1993/94 учебном году
мной была разработана модель оптимального
функционирования спортивной школы по
физическому воспитанию при лицее.
Работа по физическому воспитанию представляет
собой тесное взаимодействие следующих этапов:
диагностирование, анализ, целеполагание,
планирование, организация, координация,
контроль.
Как известно, важнейшим элементом
воспитательной системы школы является школьный
класс. Именно в нем формируются гуманистические
отношения между детьми. И главным условием
формирования таких отношений является
систематическое диагностирование состояния
класса, занимающихся в нем детей. Анализируя и
прослеживая меняющиеся тенденции развития детей
от возраста к возрасту (от класса к классу), можно
судить о качестве организованного в школе
учебно-воспитательного процесса, объективно
оценить проблемы классов, определить цели и
задачи воспитания.
В последнее время в литературе
появляются и предлагаются различные методики
изучения личности и коллективов. Однако
медленное их внедрение объясняется чаще всего
нехваткой времени педагога, загруженностью
классных руководителей, трудоемкостью и
сложностью в обработке методик, психологическим
учительским барьером. Многие учителя убеждены,
что хорошо знают положение дел в классе, знают
особенности своих учеников, но на деле
оказывается не так.
Учитывая все это, я поставил перед
собой задачу создать условия для развития
гармоничного, эмоционально и физически крепкого
школьника.
В 1993/94 учебном году в школе-лицее в двух пятых
классах – литературном (где большинство девочек)
и техническом (большинство мальчиков) – была
проведена диагностика классного коллектива по
методике В.Н. Зайцева (г. Донецк). Было
выявлено, что в техническом классе учились на «4»
и «5» 50% детей, в литературном – 70%. Выяснилось, что
ценностные ориентиры у ребят таковы: на низком
уровне находился интерес к ИЗО, музыке, кино. При
оценке комфортности 10% учащихся поставили оценку
«3». Нравственные качества личности оценивались
баллами среднего уровня. По физкультуре 80–90%
детей учились на «4» и «5», спортсекции никто не
посещал.
В 90-х годах в школах исчезли комплекс
ГТО, пионерская, комсомольская организации. Не
стали проводиться игры «Зарница», «Орленок»,
«Старты надежд», которые помогали в физическом
развитии учащихся.
Все это не могло не сказаться на общем развитии
детей, на их физической подготовке. Мной была
найдена одна из форм клубной
физкультурно-оздоровительной и спортивной
работы, направленная на пропаганду здорового
образа жизни. Она стала популярна в ученической
среде.
Это подтолкнуло меня к созданию новой модели
работы с классным коллективом. Вместе с ребятами
мы организовали оздоровительно-познавательный
клуб под названием «ИКС». Расшифровывается эта
аббревиатура так: И – интеллект, К – культура, С
– свобода, самостоятельность.
Но мало придать смысловое значение клубу, надо
было продумать систему его работы, отследить
временные и возрастные отрезки развития клуба.
Основная цель клуба – воспитание здоровой,
интеллектуально-развитой, самостоятельной,
культурно-воспитанной личности. Основные задачи
клуба – формирование здорового образа жизни,
закаливание, воспитание привычки к
самостоятельным занятиям физической культурой и
спортом, сплочение коллектива и развитие
познавательного интереса.
Основное средство воспитания в клубе «Икс» –
интегрированная игра. На занятиях мы проводим
интеллектуальные, сюжетно-ролевые, народные,
спортивные, подвижные игры, игры-эстафеты,
конкурсы, различные по формам проведения.
Например, турниры: «Что? Где? Когда?», «Эрудит»,
«Рыцарский турнир». Интеллектуальные кроссы «По
лесным тропам». Игpa-путeшecтвиe «Робинзон Крузо на
необитаемом острове». Праздники «День скаута»,
«Экобиржа». Конкурс «Богатыри клуба «Икс»,
биоэстафеты. Походы выходного дня и экскурсии.
Все виды занятий и есть
интегрированные игры, которые мы проводим в
клубе «Икс». Интегрированные игры – комплексные
игры. Интегрированная игра соединяет творческие
занятия с играми, образуя единое целое. Это дает
большой педагогический эффект. Интегрированная
игра может иметь единый сюжет, как регулятор
творческого самовыражения детей, как идею-модель
действительности или воспроизводства
сказочного, фантастического сюжета. Комплексная
игра, как правило, длительна и объединяет ролевую
игру в одно целое с известными играми.
Мною разработана модель использования
интегрированных (двигательных,
интеллектуальных, сюжетно-ролевых) игр в разных
возрастных группах на учебный год.
Положительные эмоции в сочетании с движением
снимают у детей многочисленные стрессы,
оказывают благоприятное влияние на обмен
веществ в детском организме, тренируют
сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
Одновременно развивается и совершенствуется
опорно-двигательный и мышечный аппарат.
Используя благоприятные условия окружающей
среды, природные факторы, я стараюсь создать
условия для повышения уровня сопротивляемости
организма внешним воздействиям. Все это
оптимизирует подвижность нервных процессов,
приводит к ускорению обратных связей, усилению
умственной активности детей.
О чем еще может мечтать учитель?
Во время встреч с ребятами мы проводим дискотеки,
подводим итоги конкурса «Новая игра», награждаем
победителей, отмечаем дни рождения. Наши
помощники – родители, учителя, общественность.
Ищем и находим спонсоров.
На основании данных диагностики классного
коллектива, проведенных повторно в этих же
классах в 1997/98 учебном году и по той же методике,
можно увидеть, что у учащихся повысился интерес к
литературе с 60% до 90%. Учатся на «4» и «5» в
техническом классе 52% юношей, в литературном
классе процент успеваемости повысился с 70% до 92%.
Ребята стали чувствовать себя комфортнее, на
20–30% у них повысился интерес к ИЗО, музыке. По
физкультуре 100% детей учатся на «4» и «5».
В течение пяти лет – с 1993 по 1998 г.
– я проследил состояние здоровья учащихся,
занимающихся в клубе «ИКС», и тех, кто не посещал
занятий. Пришел к выводу, что у занимающихся в
клубе «ИКС» динамика спада здоровья ниже, чем у
других детей. Но дело не только в этом. Заметно
возросла сплоченность ребят, улучшились их
взаимоотношения, окрепли дружеские связи,
повысился интерес к самостоятельным занятиям
физическими упражнениями, пополнились ряды
школьных секций. Большинство детей из клуба
«ИКС» были выбраны в лицейский совет
самоуправления. И это неудивительно, ведь
наиболее интенсивное развитие личности
происходит не на уроке, как думает большинство
учителей, а в среде общения во время досуга,
труда, занятий, игр.
Конечно же, при виде оживленных лиц своих
воспитанников, получивших заряд бодрости, а
вместе с ним любовь к предмету «физическая
культура», огромное удовольствие получал и я. И
все это сделала интегрированная игра.
Поэтому я всегда с удовольствием провожу
семинарские занятия с учителями физической
культуры школ города, работниками
дополнительного образования, врачами,
воспитателями, охотно делюсь опытом на семинарах
и научно-практических конференциях.
Я выступал с докладами по этой теме на
научно-практических конференциях.
В 1999 г. мои тезисы «Игра как средство
физического воспитания и развития
познавательной активности школьника»
напечатаны в сборнике научных статей «Здоровье,
спорт, наука, образ жизни», который выпустило
Министерство общего и профессионального
образования Российской Федерации.
Марийский институт образования, управление
образования г. Козьмодемьянска выпустили в
1999 г. методические пособия «240 нетрадиционных
подвижных игр, конкурсов, аттракционов, забав,
шуток» и «20 интегрированных игр в клубе «ИКС».
Кроме того, занятия в клубе способствовали
развитию групповой сплоченности классных
коллективов, что подтверждалось впоследствии
данными анкетирований, и в некоторой степени
компенсировали учебную нагрузку спортивными
играми, систематическими
физкультурно-оздоровительными занятиями, что, по
мнению родителей и детей, укрепило здоровье
последних.
Ставя перед собой цель – укрепление здоровья
через интегрированные игры во внеурочное время,
я выявил следующие моменты:
1. Наличие ведущей оздоровительной,
досуговой деятельности.
2. Наличие познавательной идеи.
3. Обособление детей в игре во времени и
пространстве от реальной жизни в условиях
реальной жизни.
4. Разнообразие игровых ролей, игровых положений,
дающих выход самоактуализации, возможности
самоконтроля, самовнушения, самоорганизации,
самооценки.
Я считаю, что в условиях малого города
игровая среда – это сфера развития интеллекта,
культуры, состязательности, соперничества,
отмеривающая и оценивающая успехи и достоинства
каждого школьника. Внe ее немыслим процесс
развития личности. Я убежден, что нужно создавать
клубы, играющие школы, играющие города, чтобы
чувство радости не покидало наших детей. Пусть в
нашем городе будет больше школ радости и больше
здоровых счастливых детей!
1-й этап.
Диагностирование |
2-й этап. Анализ |
3-й этап.
Целеполагание |
4-й этап. Планирование |
5-й этап. Организация |
Урочная
деятельность |
Физкультурно-оздоровительные
мероприятия в режиме дня |
Уроки здоровья |
Уроки физкультуры |
Оздоровление детей в
лагере
Методическая работа с учителями,
родителями
Строительство спортсооружений и расширение
материальной базы |
Физическое воспитание –
есть педагогическая система физического
совершенствования человека, в процессе которой
используются разнообразные системы физических
упражнений в сочетании с естественными силами
природы и гигиеническими факторами |
Включение детей в
общешкольные дела (дни здоровья, соревнования,
походы)
Организация и включение детей в
клубную деятельность (работа секций, кружков)
Дополнительное образование. Работа по месту
жительства |
Внеурочная деятельность |
6-й этап. Координация |
7-й этап. Контроль |
г. КОЗЬМОДЕМЬЯНСК,
Республика Марий Эл |