Авторская программа А.Б. Лагутина,
кандидата педагогических наук,
старшего преподавателя кафедры гимнастики РГАФК
Традиционный урок гимнастики в школе с
характерными для него строгой регламентацией
учебного процесса, относительно низкими
показателями моторной плотности, повышенной
травмоопасностью, связанной с выполнением
упражнений на снарядах, сохраняющих свой
неизменный вид уже многие десятилетия,
ограниченными возможностями для проявления
творческих способностей учащихся, в последнее
время начал уступать свои позиции более
динамичным и эмоциональным видам
физкультурно-спортивной деятельности – игровым
и спортивным единоборствам.
Эти тенденции обусловливают
необходимость поиска новых образовательных
видов гимнастики, которые, сохраняя ее главные
достоинства – многообразие упражнений,
разносторонность и гармоничность их влияния на
формирование физических кондиций занимающихся,
воспитание социально приемлемых форм
межличностных отношений, построенных на
стратегии партнерства и сотрудничества, были бы
доступны и привлекательны для мальчиков и
девочек с обычным уровнем физического развития,
находящих интерес в занятиях гимнастическими
упражнениями в школьном возрасте.
К таким видам гимнастики наряду с уже
получившими распространение спортивной
аэробикой и многочисленными разновидностями
фитнес-гимнастики относится общая гимнастика,
включающая в себя наиболее интересные (в первую
очередь для мальчиков) виды гимнастических
упражнений: групповые вольные упражнения,
акробатические и гимнастические прыжки, которые
на первых стадиях обучения выполняются с опорой
руками о снаряд, а затем – с мини-батута. При этом
все названные виды гимнастического троеборья
выполняются с музыкальным сопровождением.
Важной отличительной особенностью
общей гимнастики является то, что участники
соревнуются только в составе команды, а их
мастерство оценивается не только по уровню
техники исполнения упражнения каждым участником
в отдельности (что традиционно для гимнастики
вообще), но и по уровню согласованности и
артистизма действий всех членов гимнастической
команды.
Общей гимнастике присуща
динамичность, музыкальность, выраженная
двигательно-образовательная направленность,
низкий уровень травмоопасности, обусловленный
оптимальной сложностью упражнений и повышенными
требованиями к обеспечению безопасности при их
выполнении. Доступность общей гимнастики для
широкого контингента занимающихся обусловлена
возможностью для каждого занимающегося
тренироваться и выступать по выбору в одном, двух
или трех видах гимнастического многоборья.
Занятия общей гимнастикой позволяют
на основе обогащения индивидуального
двигательного опыта разнообразными
гимнастическими упражнениями комплексно
воздействовать на формирование основных
физических качеств – силы, быстроты, гибкости
при приоритете развития
двигательно-координационных способностей, что
особенно ценно в младшем школьном возрасте.
Методика проведения занятий позволяет
активно и разносторонне влиять на формирование
личности занимающихся в ее интеллектуальной и
социально-культурной сферах, оставляя место для
развития творческих начал в двигательном
самообразовании.
Соответствие двигательного
содержания занятий требованиям программы по
предмету физическая культура для учащихся
общеобразовательных школ, использование в
учебном процессе типового гимнастического
оборудования повышенной пропускной способности,
высокая моторная плотность занятий позволяют
рассматривать общую гимнастику как один из
базовых видов двигательной активности в урочных
и секционных формах занятий с учащимися
начальной и средней школы.
Настоящий сборник инструктивных
материалов ориентирован на учителей физической
культуры, знающих гимнастику и понимающих ее
значение для полноценного физкультурного
образования школьников. Он дает возможность
организовать подготовку и проведение
соревнований как в своей школе, так и принимать
участие в соревнованиях школьников более
высокого уровня. В сборнике собраны положение о
проведении соревнований, программа и регламент
их проведения, основные положения правил
судейства соревнований по общей гимнастике
среди учащихся общеобразовательных школ.
Программа соревнований разделена на 4
уровня сложности – «А», «В», «С» и «D»,
соответствующих содержанию раздела гимнастики
программы по физической культуре для учащихся
начальных и средних классов.
Программы категории сложности «А», «В»
и «С» имеют строго обязательный характер. Они
рассчитаны на учащихся соответственно 1–2-х, 3–4-х
и 5–6-х классов, включая обязательные комплексы
групповых вольных упражнений общеразвивающего
характера, серии акробатических элементов и
опорные прыжки.
Групповые вольные упражнения,
составленные из разнообразных движений
общеразвивающего характера на 40, 48 и 64 счета,
являются эффективным средством воспитания
двигательно-ритмических способностей,
тренировки вестибулярного анализатора, развития
общей гибкости. Незаменимы вольные упражнения и
как средство развития памяти на движения,
помогающей в дальнейшем быстро и прочно
осваивать более сложные двигательные действия.
Акробатические и гимнастические
прыжки выполняются из исходного положения в
колонне по одному индивидуально-поточным
способом, при котором очередной участник
начинает выполнение упражнения сразу же после
того, как предыдущий освободил акробатическую
дорожку или площадку приземления в опорных
прыжках. Переход от выполнения первого
упражнения ко второму, четкость выполнения
которого также оценивается судьями, совершается
участниками в колонне по одному под фоновое
музыкальное сопровождение. Тренировка прыжковых
упражнений формирует у занимающихся жизненно
важные двигательные навыки, активно развивает
скоростно-силовые и координационные
способности.
Программа категории сложности «D»
рассчитана на учащихся 7–8-х классов,
последовательно освоивших программный материал
первых трех уровней, или на школьников,
занимающихся гимнастикой в системе
дополнительного физкультурного образования.
Отличительной особенностью программы является
произвольность составления композиции
групповых вольных упражнений, в которую могут
включаться движения танцевального характера как
без предмета, так и с предметом, одинаковым у всех
участников, элементы ритмической гимнастики и
спортивной аэробики, простейшие акробатические
соединения.
«Регламент соревнований по общей
гимнастике» дает представление об общем порядке
деятельности участников, тренеров и судей,
обеспечивающих четкость и организованность
проведения соревнований.
«Основные положения правил судейства
соревнований по общей гимнастике» ориентируют
учителя физкультуры на требования,
предъявляемые к качеству и стилю выполнения
гимнастических элементов и соединений,
демонстрируемых участниками на соревнованиях. |