Пресс-конференция в Российском
спорткомитете была устроена и проведена по всем
принятым ныне правилам и этикету – гости, т. е.
герои происходящего события, зрители,
журналисты, руководящие работники ведомства,
заинтересованные в пропаганде их деяний,
накрытый стол и пр.
И все это было бы обыденно, если бы не
редкостный случай – увидеть и послушать
действительно героев нынешнего российского
спорта, к тому же одних из самых не знакомых
многим спортсменов, – а именно сборную команду
по прыжкам на батуте. Представлять ее, может быть,
и не надо – все ее заслуги давно известны, и если
выразить их одним словом – это все золото мира.
Ныне же, в последние дни октября, к ним
прибавилась победа на этапе Кубка мира в
Португалии.
А редкостным это свидание с
журналистами я назвала потому, что действительно
очень редко бывают спортсмены в Москве: взрослые
люди, взрослые заботы, почти все они родом с юга
России, почти все тренируются в Краснодаре и
почти все время у одних и тех же тренеров –
Виталия Федоровича Дубко и Людмилы Семеновны
Немежан. Это ведь тоже уникальное явление. И,
по-моему, на разгадку такого явления надо
смотреть, как говорил Козьма Прутков, глядя в
корень, – помните? – «зри в корень».
Выслушав все похвалы в адрес
спортсменов и тренеров, узнав о том, как много и
ответственно все они работают, и проникнувшись
значимостью для общего развития человека этого
вида спорта, я задала вопрос: а может ли батут
придти в обычные школы, более того, стать частью
школьной программы? Надо же в конце концов
радикально посмотреть на ее обновление, и именно
сейчас, в период реформаторства школы.
И услышала такой поспешный, такой
решительный и, можно сказать, уничижающий всех
ответ от одного из руководителей спорта, что даже
растерялась: о чем вы говорите? В школах денег на
мячи нет, дай Бог у них один найдется на всех... А
сколько стоит батут? И горько подумала: а у кого
же это у них – у школ, Министерства образования?
Почему спортивный комитет сразу ставит
разделение – мы и вы, почему отделяет от себя
школу? Надо ли объяснять, что все и начинается в
школе.
Но тут слово взял Виталий Федорович
Дубко и объяснил ситуацию. «Батут в школах, –
сказал он, – может принести большую пользу в
общем развитии детей, не говоря уж об
удовольствии, которое получают от занятий все
без исключения дети. А дело в том, что обучать
детей должны подготовленные специалисты. Их нет,
нет в программах подготовки учителей
физкультуры такой подготовки. И хотя цена батута
немалая, спортивный батут может быть заменен
мини-снарядом, который уже хорошо известен во
всем мире и используется в зарубежных школах, –
на нем проще обучать детишек, проще и
осуществлять контроль за ними».
Вот такой поворот... Позже я
разговорилась с Виталием Федоровичем, и к его
утверждениям добавился такой факт. Оказывается,
прыжки на батуте начинались в Краснодаре как раз
в обычной общеобразовательной школе, оттуда и
пошло восхождение краснодарских спортсменов к
мировым вершинам. И еще интересное добавление –
сам Виталий Федорович начинал учителем
физкультуры в школе, его школа выигрывала все
спартакиады, а это, кто помнит, были многоборные
соревнования с десятком видов спорта. И помогали
тоже прыжки. На этом можно было бы поставить
точку и сделать вывод о том, что когда-то все-таки
надо радикально пересматривать содержание
физического воспитания в школе, и прежде всего
программы воспитания самих воспитателей –
учителей физкультуры. Но когда это будет? А пока
интересно было услышать от такого много
повидавшего и испытавшего наставника юных, как
В.Ф. Дубко, мнение о нынешнем состоянии
физического воспитания в школе, ведь откуда же,
если не из школы, приходят его ученики,
становящиеся потом мировыми звездами. Это
заслуженные мастера Ирина Караваева и Герман
Хнычев, Наталья Чернова и Александр Москаленко.
Вот что рассказал В.Ф. Дубко: «Мы
совершаем сейчас глобальный непростительный
промах, забывая о том, что нация должна быть
прежде всего здоровой. Начинать надо со школы, с
ответственности педагогов за здоровье детей и их
физическое развитие. Считаю, что в каждой школе
помимо современного спортивного зала должен
быть маленький тренажерный зал со всем
необходимым оборудованием. Считаю, что на группу
школ необходим и небольшой бассейн. Считаю, что
уроки физкультуры должны быть минимум пять раз в
неделю».
– Помимо всех трудностей, связанных с таким
режимом, – спросила я, – не будут ли детям просто
скучны такие частые занятия? Ведь не секрет, что
они нередко сбегают и с двух уроков.
– Верно, сбегают, потому что нынешние уроки
физкультуры часто неинтересны и очень устарела
учебная программа, по которой учат детей. И
другое – устарела методика проведения уроков:
двое-трое занимаются на снарядах, учитель за ними
наблюдает, остальные сидят на скамейках.
Считайте, что их уже оттолкнули от спорта и они
никогда не придут к нему.
У нас в Краснодаре такой эксперимент
провели – поставили в одном из детских садов
батут и направили туда тренера,
проинструктировали воспитателей и начали с
малышами занятия. Как все поздоровели! Батут –
очень интересная игрушка для детей: покачался,
повертелся, попрыгал – от этого ребенка не
оторвать. Такая подготовка в раннем возрасте
дает основательную разностороннюю подготовку и
для других видов спорта. На мини-батутах тренеру
и страховать нетрудно, контролировать ребенка
все время. Спортивный результат сказался,
конечно, через несколько лет – некоторые из
ребят, воспитанников этого детского сада, стали
мастерами спорта.
Надо думать, надо очень серьезно думать о
здоровье детей, а значит, и о здоровье нации, о
будущем нашего спорта.
В заключение еще одно мнение – Натальи
Черновой – заслуженного мастера спорта и тоже,
конечно, обладательницы всего золота мира в
прыжках на батуте. Я спросила ее о том, что самое
главное в умении побеждать.
– Любовь к своему спорту, – сказала она.
А как и где ее обрести?
И вот ответ:
– Спортивная школа по батуту была прямо во
дворе нашей общеобразовательной школы, и тренер
часто приходил в наш класс. Все мы с первых дней
учебы все видели и все знали об этом спорте. И
главное – нас всех приглашали в спортивный зал.
Так что я даже не помню, когда возникла любовь к
батуту. Мне кажется, что она всегда была со мной,
как какой-то праздник.
Позволю себе остановиться на этом
высказывании. Значит, в школе, именно в школе,
человек обретает настоящую привязанность – к
спорту ли, искусству, рисованию... Ну что
доказывать аксиому?!
Это уже позже Наташа поняла, что спорт
ставит ее в центр внимания одноклассниц, да и
старшеклассников, что она больше видит, лучше
разбирается во многом. Словом, поняла ценность и
широкого кругозора, и жизненного опыта. У Наташи
растет дочь, она постоянная соучастница всех
побед мамы и отца – Германа Хнычева.
А вот еще о таком: не беспокоило ли
Наташу, когда училась в школе, что спорт отнимает
у нее не просто время, а желание заняться чем-то
другим, обедняет ее жизнь?
– Что вы, совсем наоборот! Я видела, насколько моя
жизнь по сравнению с одноклассниками полнее,
интереснее, серьезнее. Ребята больше тянулись ко
мне, чем я чувствовала необходимость что-то
позаимствовать у них.
Вопреки расхожему мнению вот такое авторитетное
и проверенное временем мнение.
– И последний вопрос. А вот об этих своих
выводах вы, Наташа, говорите когда-нибудь с
нынешними школьниками, бываете в школе?
– К сожалению, нет. Самой мне как-то недосуг
забежать в школу, но ведь и не приглашают...
Как прав тренер Наташи В.Ф. Дубко: «Школа
должна быть заинтересованной и в развитии
спортивных талантов».
Маргарита ШАРГИНА |