Тактика игры в ручной мяч состоит из
тактики защиты и тактики нападения. К обучению
тактики игры переходят, овладев всеми
необходимыми навыками техники игры в ручной мяч.
Освоение каждого технического приема проходит в
порядке постепенного нарастания трудности.
Изучение действий в защите проводят параллельно
с изучением приемов в нападении.
Тактика игры в защите
1. Личная защита
Личная защита по всей площадке
предполагает активную борьбу за мяч сразу же
после его потери. Защитники разбирают заранее
определенных или ближайших игроков и неотступно
сопровождают их, лишая возможности свободно
получать и передавать мяч и проходить к воротам.
Применение защиты по всему полю целесообразно,
когда защищающаяся команда имеет численное
превосходство, встречается с противником, не
умеющим нападать против такой системы защиты или
умышленно затягивающим игру для сохранения в
счете.
При личной защите на своей половине занимающиеся
отходят назад и у центральной линии или в 2–3 м
от линии свободных бросков встречают противника.
В этом случае разбор игроков проводится с учетом
особенностей технической и физической
подготовленности играющих. Владеющий мячом
игрок опекается плотно, а остальные – в
зависимости от расстояния до ворот: чем ближе
нападающий игрок к ним, тем плотнее его опека.
Эффективность такой защиты целиком зависит от
того, насколько тщательно будет выполнять свои
задачи каждый защитник.
Применение личной защиты целесообразно в
последние минуты игры при минимальном перевесе
противника или в момент вбрасывания мяча из аута.
2. Зонная защита
При зонной защите каждому игроку
определяется своя зона защиты. Это означает, что
против всякого нападающего, вошедшего в зону,
защитник применяет плотное держание. Вернувшись
в защиту, игроки занимают места на переднем краю
зоны, а затем отступают ближе к линии площади
вратаря, перемещаясь вместе с изменением
направления передачи мяча. К игроку с мячом
выходит ближайший защитник, а остальные
смещаются, заполняя освободившуюся зону.
Применяя зонную защиту, необходимо не только
преградить мячу и игроку с мячом путь к воротам,
но и лишить возможности нападающих передавать
мяч и передвигаться внутри зоны.
3. Смешанная защита
Смешанная защита объединяет лучшее из
того, что имеется в личной и зонной защите, когда
один из игроков прикреплен к сильнейшему бьющему
или разыгрывающему игроку.
Переход к защите чаще всего происходит после
броска в ворота. В этот момент сразу же
начинается рывок на свою половину.
Тактика игры в нападении
Обучение приемам нападения начинают с
взаимодействия двух нападающих против двух
защитников. Для этого используются следующие
упражнения.
1. Нападающие находятся за линией
свободных бросков (игроки построены в две
колонны на расстоянии 4–5 м), два защитника – у
линии площади вратаря. Игрок с мячом делает
передачу и устремляется к воротам, получив
обратно мяч, проходит между двумя защитниками и
делает бросок согнутой рукой сверху в прыжке.
Затем нападающие становятся защитниками, а
защитники идут в конец колонны.
2. Построение в две колонны за
средней линией, расстояние между колоннами
5–6 м. Напротив у линии ворот два защитника.
Нападающий с мячом делает три шага в сторону,
имитирует бросок, а затем кистью передает мяч
назад партнеру, двигающемуся за его спиной,
который производит бросок в прыжке при активном
сопротивлении защитников. После выполнения
защитники уходят в конец колонн, нападающие
становятся защитниками.
3. Мячи у крайних нападающих.
Игрок 1 передает мяч на выход игроку 2,
который продвигается на угол площадки, используя
ведение. В это время игрок 1, продолжая
движение, становится в линию и, получив обратную
передачу, выполняет бросок в ворота.
После того как основные приемы парного
взаимодействия будут освоены, переходят к
изучению согласованных действий трех нападающих
против трех защитников с использованием
следующих упражнений.
1. Построение в три колонны за линией
свободных бросков на расстоянии 4–5 м. У линии
ворот – три защитника. Мяч у первого номера, он
ведет мяч, а затем передает его двигающемуся к
воротам второму. Тот кистевой передачей назад
отдает мяч третьему, который в это время
пробегает за его спиной, затем второй идет в
линию, а третий, получив мяч, выполняет бросок в
ворота в прыжке. Защитники взаимодействуют
только у вратарской линии.
2. Игрок 4 становится между вторым
и третьим защитниками. Игрок 3 с мячом начинает
проход в коридор, затем старается резко
прорваться между крайними защитниками (3 и 4),
одновременно передавая мяч смещающемуся в угол
игроку 2. За игроком 2 устремляется
защитник 4. Теперь нападающий игрок 3
прижимает защитника 3 к линии площади вратаря,
а нападающий игрок 4 использует этот заслон,
выбегая в сторону края, получает мяч от игрока 2 и
завершает комбинацию.
3. Расстановка нападающих такая же.
Нападающий 3 начинает то же движение в коридор,
но мяч отдает № 2 несколько раньше, а сам
отступает назад. Нападающий 2 имитирует атаку на
ворота в сторону центра. За ним в коридор
устремляется № 3. № 4 ставит заслон
защитнику 3, сдерживая его движение в сторону
центра, а нападающий 3 выбегает из-под заслона,
получает мяч и бросает его в ворота. Защитник
№ 2 в это время смещается для опеки
нападающего № 2.
4. Расстановка нападающих такая же.
Нападающий № 3 отдает мяч игроку 2, который
начинает смещаться по линии свободных бросков в
сторону края. Неожиданно № 3 поворачивается и
идет на свое место. Нападающий № 4 к этому
времени занимает позицию между защитниками 3 и 4.
Теперь задача – из-под заслона № 4 выйти на
ударную позицию и получить мяч от № 2, который,
в свою очередь, увел защитника 4 далеко на фланг.
Обучение нападению против личной
защиты. Для обучения нападению против личной
защиты применяются следующие упражнения.
1. Игроки 2, 3, 4 выстраиваются в одну
колонну друг за другом. Мяч находится у игрока 2.
№ 5 ставит заслон защитнику № 6. Игрок № 7
обходит защитника № 6 и при выходе на ворота
получает мяч от игрока 2. Игрок № 3 становится
на место игрока № 2, последний становится на
место игрока 5. Игрок № 7, выполнив упражнение,
становится за игроком № 4, после чего
упражнение повторяется. Упражнение можно
усложнить броском мяча в ворота.
2. Занимающиеся выстраиваются в три
колонны. Игрок 8 передает мяч игроку 5 и ставит
заслон защитнику № 3. Игрок 9, получив мяч от
игрока 5, продвигается вперед и бросает мяч в
ворота. Игрок № 5 становится сзади своей
колонны. Игрок 9 становится сзади колонны Б. Игрок
8 становится сзади колонны А. Упражнение
повторяется.
3. Занимающиеся выстраиваются в две
колонны. Игрок 6 передает мяч игроку 2 и ставит
заслон защитнику 3. Игрок 2, обойдя защитника,
производит бросок в ворота. Игрок 2 становится
сзади в колонну А. Игрок 6 становится сзади в
колонну Б и т. д.
Обучение нападению против зонной
защиты. При обучении нападению против зонной
защиты используются следующие упражнения:
1. Занимающиеся строятся в три
колонны. Все игроки колонны Б имеют по мячу. Игрок
№ 5 колонны Б ведет мяч за линию свободных
бросков, привлекая внимание ближайших
защитников, передает мяч на выход игроку № 1 из
колонны А. Последний заходит в образуемый
коридор и производит бросок мяча в ворота. После
броска оба игрока становятся сзади своей
колонны. Затем таким же образом начинает вести
мяч игрок 6 колонны Б и передает его игроку 8
колонны В и т. д.
2. Игроки стоят в колоннах А и Б.
Игрок 9 поочередно передает мяч игрокам 10 и 11,
которых блокируют рядом стоящие защитники.
Игроки 1, 2, 3, 4 колонны А и 5, 6, 7, 8 колонны Б, получив
мяч от игроков 10 и 11, поочередно производят
броски мяча в ворота под острым углом в прыжке
или падении.
3. Игроки располагаются в колоннах.
Мячи у игроков 1 и 2. Игроки 3 и 6, продвигаясь,
получают от них мяч и производят поочередно
броски мяча в ворота с различных расстояний.
После броска становятся сзади противоположной
колонны.
Обучение командным действиям в
нападении начинается с быстрого прорыва. Быстрый
прорыв ставит своей целью использовать
временную неорганизованность противника,
возникшую в момент потери мяча. Самый простой и
эффективный способ атаки – быстрый прорыв
длинной передачей на выходящего вперед игрока.
Быстрый прорыв короткими передачами
организуют в тех случаях, когда отрывающегося
первым надежно подстраховывают.
К изучению постепенного нападения
приступают вскоре после начала изучения
быстрого прорыва.
Постепенное нападение в главном
характеризуется так: активные действия без мяча,
получение мяча только в движении. На уроках
изучаются примерные комбинации такого
нападения.
Например:
1. Атака по центру. Игрок 2 атакует с
мячом, сближаясь с защитой, передает мяч игроку 3,
а сам выполняет заслон центральному защитнику. В
момент атаки игрока 3 на него обычно выходит
защитник. Если же защитник не выходит вперед, то
нападающий 5 ставит ему заслон. Теперь между
заслонами 2 и 5 нет игрока соперника и в эту щель
устремляется игрок 4, получающий мяч от игрока 3.
2. Нападающий 2 атакует по центру,
неожиданно отбрасывая мяч игроку 3, выполнявшему
параллельное смещение. Без мяча входит в линию.
№ 3 атакует и также неожиданно длинным пасом
передает мяч набегающему вперед № 4, а сам
отходит немного назад и вправо и затем вновь
набегает вперед. № 4 с ходу завершает атаку.
№ 2 выполняет заслон.
3. Нападающий 2, атакуя по центру,
неожиданно отбрасывая мяч игроку 3, продвигается
вперед и ставит заслон защитнику 2. Нападающий 5
ставит заслон защитнику 3. В эту щель
устремляется игрок 4, получая мяч от нападающего 3
и завершая атаку броском по воротам.
4. Нападающий 2 с мячом атакует с
ходу, смещаясь несколько в сторону. В момент
максимального стягивания защиты отдает мяч
пробегающему сзади игроку 3, который смещает
защиту по ходу своего движения к центру и
передает мяч пробегающему сзади игроку 4. Тот
завершает комбинацию броском в ворота. Игроки 2 и
3, передав мяч, блокируют защитников.
5. Игрок 2, атакуя с ходу со смещением
в сторону фланга, быстро передает мяч игроку 3,
набегающему вперед. Защита смещается за мячом.
Мяч также быстро передается игроку 4, а от него –
продолжающему набегание (в сторону фланга)
игроку 2, который использует заслон игрока 5 и
завершает атаку.
6. Игрок 2, атакуя с ходу со смещением,
отдает мяч крайнему игроку 3, а сам уходит в линию.
Место его занимает игрок 4. № 3 входит в коридор
(со встречными передачами с игроком 4), а затем
резко переводит мяч набегающему от боковой линии
игроку 5, выпрыгивающему на бросок раньше, чем
защитники успевают поставить блок.
7. В момент передачи мяча игроком 2
игроку 3 игрок 4 отрывается от опекуна и без мяча
входит в коридор. В момент атаки игрока 3 игрок 4
использует заслон игрока 5, получает мяч от
игрока 3 и завершает атаку.
8. Игрок 2 отдает мяч игроку 3, а сам
входит в линию. Игрок 3 атакует, стягивая на себя
защиту, и переводит мяч игроку 4, который с ходу с
финтом уводит (в сторону фланга) выходящего
защитника. Одновременно игрок 5 выбегает из-под
заслона игрока 2, получает мяч от игрока 4 и
завершает атаку.
9. Игрок 2, усыпив бдительность
защитника 5, передает мяч игроку 3 и резко убегает
в коридор без мяча. Игрок 3 переводит атаку на
набегающего игрока 4. Сюда же смещается и
защитник № 2. Используя заслон игрока 5, игрок 2
получает мяч от игрока 4 и завершает атаку
броском с линии.
10. Игрок 2 без мяча входит в коридор.
Игрок 3 передает мяч игроку 4. Тот смещается в
сторону края и неожиданно передает мяч игроку 5. К
этому моменту игрок 2 вбегает на место защитника,
выходящего на игрока 5, получает мяч и завершает
атаку броском с линии.
11. Игрок 2 передает мяч игроку 3. Тот,
передав мяч игроку 4, входит в зону и ставит
заслон. Игрок 4, передав мяч игроку 5, продвигается
вперед и, получив мяч от игрока 5, который после
передачи ставит заслон левому защитнику,
проходит в коридор и завершает атаку.
Программа, представленная в этой
работе, апробирована на уроках физкультуры в
7–11-х классах в течение семи лет. Результатом
являются успехи в соревнованиях между школами,
где сборные команды этих классов ежегодно
занимают призовые места.
Елена ТЮРИНА,
учитель физической культуры
школы № 861
Москва |