Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №1/2002

Здравствуйте!
Пишет вам ваш постоянный подписчик и читатель. Высылаю очередную свою методическую разработку. В свое время мной была создана авторская программа «Туристское многоборье». В ноябре 1999 г. в вашей газете напечатана моя разработка «Узлы – это важно», за что большое спасибо. Думаю, организация и проведение соревнований по туристскому многоборью 1-го класса заинтересует многих, так как литературы по данному вопросу не достаточно.
В последнее время туристское многоборье, как молодой вид спорта, становится популярным среди всех слоев населения.
И.В. ЗАМАЛЕТДИНОВ

 

Методическая разработка дает практические советы по разделам: подготовка и проведение соревнований по туристскому многоборью, судейство этих соревнований, присвоение спортивных разрядов и категорий по судейству в разрезе требований программы кружков по туристскому многоборью.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Организация соревнований

«Соревноваться – состязаться, стараясь превзойти» – такое определение дано в толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова.
Соревнование служит активизации спортивно-оздоровительного туризма в школе, учреждениях дополнительного образования, повышению спортивного мастерства учащихся. На первом этапе соревнования по туристскому многоборью (ТМ) проводятся в образовательных заведениях, а затем сборные команды могут участвовать в районных, городских и республиканских соревнованиях.
За два-три месяца готовится и рассылается положение о соревнованиях, чтобы учителя, педагоги и дети знали их условия. При разработке положения надо исходить из конкретных целей, задач и возможностей проводящей организации и уровня развития спортивно-оздоровительного туризма на местах.
В положении должны быть освещены:
Цели и задачи. В этом разделе необходимо подчеркнуть, что основная задача соревнований по ТМ – пропаганда спортивно-оздоровительного туризма и здорового образа жизни, выявление сильнейших команд, выполнение спортивных разрядов.
Время и место проведения. Указывается дата проведения, время прибытия команд, место проведения, способы подъезда. Желательно приурочивать проведение к знаменательным событиям вашего района.
Руководство подготовкой и проведением. Подготовку ведет оргкомитет, на который возлагается проведение соревнований. Назначается главный судья соревнований. В главной судейской коллегии достаточно трех-пяти человек.
Участники. В этом разделе перечисляются команды, их возрастной и количественный состав, туристская подготовка. По видам, включающим переправы через водные преграды, умение плавать и т. д.
Определение результатов и награждение. В этом разделе по каждому виду программы сообщаются принципы распределения мест и зачетных очков в соответствии с правилами соревнований, какими наградами будут отмечаться команды и отдельные участники (победители, призеры) в зависимости от финансовых возможностей проводящей организации.
Документация и сроки ее сдачи. Указывается срок подачи предварительной заявки на участие в соревнованиях и именной заявки на команду, а также паспортов, свидетельств о рождении, справок из школы, командировочных удостоверений и других документов.
Условия приема участников. В разделе разъясняются условия размещения участников (особенно в полевых условиях), приготовления пищи (костер, примус), перечень необходимого снаряжения и др.
Финансирование. Здесь необходимо указать, какие расходы несут организаторы и командирующие организации, стартовый взнос и др.
К положению желательно приложить условия проведения каждого вида дистанции, информацию о количестве этапов, длине дистанции, действиях участников, системе судейства.

2. Комплектование судейской коллегии

Одно из важных условий успешного проведения соревнований по ТМ – своевременное и тщательное комплектование судейской коллегии. Состав коллегии формируется обычно клубом туристов, школой, центром детско-юношеского туризма и утверждается организацией, проводящей соревнования. Для руководства всей судейской коллегией создается главная судейская коллегия (ГСК), в состав которой входят: главный судья, главный секретарь, начальники дистанций, судьи-инспекторы, врач (желательно с педагогическим и туристским опытом). Рядовыми судьями могут быть школьники, занимающиеся в туристских кружках и имеющие опыт участия в соревнованиях по ТМ. Для соревнований на дистанциях 1-х и 2-х классов достаточно трех-пяти учителей (педагогов), имеющих туристский или соревновательный опыт.

3. Район соревнований

При выборе района соревнований надо разумно сочетать условия размещения участников, подъезда, подхода к месту, пригодность местности и рельефа к проведению соревнования по ТМ. В дальнейшем этот полигон для соревнований может служить много лет. В зимнее время желательно, чтобы центр соревнований, подготовка к старту и переодевание после финиша были рядом с теплым помещением. Дистанция должна базироваться около населенных пунктов, где есть школы, клуб и другие общественные помещения. Желательно применять компактную схему дистанций, т. е. совмещать старт и финиш. Местность должна быть в достаточной мере закрыта растительностью, с разнообразным рельефом. Однако при отсутствии естественного рельефа можно использовать отдельно стоящие деревья, каменоломни, старые постройки.

4. Организация работ

Обычно дистанцию соревнований готовит бригада из ближайшей школы. При этом начальник дистанции и его помощники выходят на местность в выходные дни, иногда приглашая высококвалифицированного иногороднего судью для оказания помощи. Одновременно готовятся положение и условия соревнований.
Этапы желательно ставить в местах, где они логичны, т. е. отвечают своему назначению. Наиболее сложные этапы размещают в начале дистанции. Это повышает зрелищность и позволяет в случае необходимости на первых же этапах произвести классификацию (разделение на группы) команд. На правильно поставленных дистанциях в день можно пропустить до 25 команд, а при введении на отдельных этапах дополнительных параллельных ниток маршрута можно увеличить количество команд до 40. Последовательность постановки этапов, количество их в значительной мере зависят от рельефа местности и подготовленности участников соревнований.
За месяц до соревнований готовится лыжня, чтобы снег на лыжне достаточно уплотнился. Трасса пробивается в четыре параллельных следа – два крайних используются для отталкивания палками. Трасса должна быть шириной около 2 м, свободной от кустарника, веток, валежника. На спусках (вне этапа) ширина должна быть такой, чтобы спортсмен мог свободно затормозить или объехать упавшего участника. Особенно тщательно надо готовить спуски. Наиболее целесообразны спуски открытые, т. е. видимые полностью с верхней точки. В конце спуска склон должен становиться пологим, а трасса иметь длинный прямолинейный участок для выката. Разметка, установленная на трассе, должна быть яркого, бросающегося в глаза цвета, резко выделяющегося на фоне снега и зелени растительности, она устанавливается не ближе одного метра от следа лыжни для палок – иначе ее собьют первые команды. Обычно разметка ставится справа от лыжни. Однако поворот ограничивают с внешней стороны или с обеих сторон (коридором). В ходе соревнований по ТМ на трассе все время должны находиться представители службы дистанции. При планировании этапа ни в коем случае нельзя заставлять команды прокладывать новый след (кроме этапа тропления), ибо при этом нарушается спортивная справедливость: команда, стартовавшая позднее, может воспользоваться следом и получить преимущество.
В местах наиболее вероятного сбора, скученности и на финишном отрезке лыжню целесообразно дублировать.
При проведении соревнований по лыжному туризму в сравнении с пешеходным есть ряд особенностей, которые надо учитывать:

  • изменение погоды может резко нарушить условия спортивной справедливости;

  • гораздо труднее обеспечить безопасность участников. Спортсмен, получивший травму зимой, особенно в случае неспособности передвигаться самостоятельно, подвергается опасности обморожения. Служба дистанции должна иметь необходимые средства для оказания быстрой помощи пострадавшему;

  • для лыжного туризма подходит далеко не всякая местность.

5. Оформление дистанции

По существующему положению дистанция соревнований должна инспектироваться. Такое требование вызвано тем, что победитель соревнований по ТМ получает право на присвоение разряда. Поэтому организация, проводящая соревнования, должна иметь полную гарантию того, что качество дистанции и условия проведения соревнований соответствуют необходимому уровню.
Цель инспектирования – выяснить пригодность дистанции для состязаний в каждой возрастной группе, определить качество работы службы дистанции, и, наконец, как правило, более опытный судья-инспектор зачастую помогает начальнику дистанции избежать ошибок. Для работы инспектором целесообразно приглашать судей высокой квалификации (возможно их приглашение из центра). Особое внимание обращать на этапы спуска, которые надо готовить до выпадения снега – расчистить от растительности. Следует выбирать такие параметры и сложность этапов, чтобы они соответствовали опыту более 50 процентов участников, чтобы предполагаемое суммарное время победителей не превышало 30 мин. После приема трассы судья-инспектор подписывает составленный службой дистанции акт сдачи дистанции. В акте указывается, для какого класса соревнований пригодна дистанция, оценка этапов в баллах по соответствующим методикам (см. «Русский турист»).

6. Техническое оборудование

Вопросы технического оборудования дистанции соревнований по лыжному ТМ во многом схожи с аналогичными в пешеходном ТМ. Важный атрибут оборудования дистанции – разметка. Наиболее удобны обычные флажки на палочках. Если не удалось достать их, то можно применить использованные перфокарты, предварительно раскрасив их, или плотную цветную бумагу или ленту. Разметка может устанавливаться на палочках или непосредственно в снегу. В последнем случае перфокарту надо предварительно согнуть посередине вдоль длинной стороны и воткнуть в снег углом, тогда она не «ляжет» при отсыревании. Можно крепить разметку на деревьях, нанизывая ее на ветки. Этот способ незаменим при твердом насте. Следует учитывать, что лучше всего в лесу видны оранжевый, ярко-красный, голубой, ярко-зеленый цвета. Для лета более пригодны первые два цвета и белый.
Линии старта и финиша оборудуются условными или ограничительными линиями из отрезков цветного шнура-ленты или шнура с флажками. Площадки старта и финиша должны быть достаточными для размещения двух-трех команд и находиться в безопасном месте. На участках склона-спуска, предназначенного для установки дистанции, допускается исключение легких дистанций с помощью замкнутых ограничительных линий.
Еще надо предусмотреть и готовить разминочную лыжню. Она прокладывается в непосредственной близости от места старта. Готовить ее надо одновременно с основной дистанцией.
Учитывая специфику работы службы дистанции в дни соревнований (раньше всех встает, позже всех ложится), следует продумать вопрос о питании всех его членов, т. е. договориться о раннем завтраке, сухом пайке на обед и позднем ужине.
Иногда, особенно на соревнованиях низко квалифицированных команд, спортсмены сходят с дистанции и уходят домой, в лагерь, не предупредив судейскую коллегию. Такие случаи надо предвидеть и проводить разъяснительно-воспитательную работу с представителями команд до старта.

Продолжение читайте в газете №1/2002 г.

Рейтинг@Mail.ru