Привычка к самостоятельным занятиям
Необходимость расширять
физкультурную и спортивную работу, улучшать ее
организацию по месту жительства и учебы является
одной из актуальных проблем физического
воспитания в школе. Большое значение здесь имеет
формирование у школьников стремления к
физическому самосовершенствованию.
В основных направлениях реформы
общеобразовательной школы нашел свое отражение
вопрос о необходимости организации ежедневных
занятий всех учащихся физической культурой на
уроках и во внеурочное время. Решение этой
проблемы во многом зависит от умения учащихся
использовать средства физической культуры для
укрепления своего здоровья, поддержания высокой
работоспособности, навыков самостоятельных
занятий.
В нашем городе неуклонно расширяется
сеть спортивных сооружений, увеличивается
количество квалифицированных кадров. Однако
вовлечение учащихся только в специально
организованные секции, группы недостаточно для
охвата абсолютного большинства школьников
систематическими занятиями физическими
упражнениями. Поэтому большое значение
приобретает обучение учащихся умению заниматься
физическими упражнениями. Этим и обусловлено
выделение в программе по физической культуре для
5–11-х классов раздела «Навыки и умения
самостоятельных занятий», способствующего
активизации работы по внедрению физической
культуры и спорта в быт школьников, повышению
двигательной активности учащихся.
Следует отметить, что обучение этим
навыкам и умениям не только способствует
внедрению физической культуры в быт, но и
развивает у молодежи качества
самостоятельности. Бесспорным является то, что
люди, обладающие развитой с детства
самостоятельностью (имеется в виду качество
личности), в различных жизненных ситуациях более
решительны, не ждут подсказки со стороны, умеют
отстаивать свое мнение, собственную позицию. Это
прямо относится и к данной теме – умению
самостоятельно заниматься физическими
упражнениями.
Человеческая деятельность существует
в форме действия или цели действий. По словам
психолога С.Л. Рубинштейна, произвольное
действие человека – это осуществление цели, и,
прежде чем действовать, надо осознать цель, для
достижения которой действие предпринимается.
Однако, как ни существенна цель, одного
осознания цели недостаточно. Для того, чтобы ее
осуществить, надо учесть условия, в которых
действие должно совершенствоваться.
Решение промежуточных задач по
самоконтролю
Под деятельностью понимается
совокупность действий, объединенных общей целью
и выполняющих определенную общественную
функцию. Обязательной предпосылкой всякой
деятельности является наличие потребности.
Именно потребности направляют и регулируют
конкретную деятельность. Одна из основных задач
физического воспитания в школе – формирование у
школьников потребности в личном физическом
совершенствовании.
Достижение этой цели возможно лишь при
решении ряда промежуточных задач:
– воспитания у школьников
устойчивого интереса к физической культуре;
– формирования у них навыков и умений
самостоятельных занятий;
– содействия внедрению занятий физической
культурой в режим дня.
Первой ступенью на этом пути является
заинтересовывание учащихся. Причем в
практической работе учителю важно, имея дело с
различным по возрасту контингентом учащихся,
различать интерес непосредственный (интерес к
самому процессу деятельности) и опосредованный
(интерес к результатам деятельности).
Младшего школьника мало волнует, как
отразятся его сегодняшние упражнения на его
завтрашнем самочувствии, состоянии. Для него
главное – получать сиюминутное удовлетворение
своих потребностей. Поэтому в начальной школе
большое значение имеют эмоциональная
окрашенность упражнений, их образное объяснение.
Учитель должен исподволь, постепенно прививать
ребятам навыки и умения, которые учащиеся
впоследствии будут осознанно применять для
достижения более отдаленных целей. Это свойство
психики учащихся младших классов обуславливает
ограничения в обучении их самостоятельным
занятиям по физической культуре.
Для начальной школы предусмотрены
виды занятий, которые содержат лишь элементы
самостоятельности. Например, домашнее задание:
учитель конкретно указывает, какие упражнения,
сколько раз, в какое время, как нужно проделать.
Ученику остается следовать данным рекомендациям
и выполнять дома задания (повторение упражнений
и является элементом самостоятельности).
Перед младшими школьниками нужно
ставить такие цели, достижение которых возможно
за относительно короткий промежуток времени.
Поставленные цели должны быть эмоционально
окрашены, достижение их должно приносить
ощутимые, конкретные результаты. При изучении
сложных двигательных элементов их следует
разбивать на несколько более простых. Тогда
деятельность учащихся, подкрепляясь видимыми
сдвигами, будет более результативной.
Следует также учитывать, что любая
задача, поставленная перед школьником, должна
приобретать для него личностный смысл. Он должен
быть заинтересован в результатах своего труда и,
самое главное, видеть эти результаты не в
отдаленном будущем, а сейчас, сегодня.
Главным в воспитании привычки у
учащихся к самостоятельным занятиям является
четкое разъяснение, объяснение, доведение до
сознания учеников, что нужно долго и упорно
трудиться, чтобы получить ощутимые результаты.
Итак, чтобы подготовить учащихся к
самостоятельным занятиям физическими
упражнениями, необходимо дать им достаточно
широкий круг знаний, сформировать навыки и
умения, не ограничиваясь содержанием учебного
материала программы. Прежде всего учащиеся
должны овладеть двигательными навыками,
которыми они будут пользоваться во время
самостоятельных занятий.
Это, во-первых, общеразвивающие
упражнения. Они являются содержанием утренней
гимнастики, динамических пауз во время
приготовления уроков, входят в содержание
самостоятельных занятий по развитию основных
двигательных качеств.
Во-вторых, прочные навыки ходьбы и
бега. С них начинается, ими и заканчивается
каждое самостоятельное занятие. Важно, чтобы
учащиеся умели правильно ходить и бегать,
изменять скорость и темп движения, длину шага,
силу отталкивания в упражнениях, навыки и умения
в упражнениях, связанных с висами и упорами. Это
прежде всего подтягивание в висе, перевороты в
упор, лазание по канату и шесту.
Подготовка учащихся к самостоятельным
занятиям должна начинаться с четкого,
немногословного инструктирования школьников о
цели и задачах конкретных самостоятельных
занятий, постепенного вооружения знаниями о
системе самотренировок, привития необходимости
технических и организационных навыков. С первых
же занятий нужно требовать от учащихся
соблюдения дозировки времени и нагрузки.
Другим важным моментом является
выработка у ребят простейших приемов
самоконтроля за реакцией своего организма на
нагрузку. Но задача формирования у школьников
навыков и умений самостоятельных занятий не
будет эффективно решена, если ориентировать
ребят только на результат их деятельности. Важно,
чтобы учитель с помощью оценок, различных видов
морального поощрения переводил школьников с
ориентации только на результат к ориентации на
процесс, способ деятельности.
Что же конкретно должна включать
деятельность учителя при подготовке к работе по
обучению школьников навыкам и умениям
самостоятельных занятий?
Во-первых, следует определить, чему
учить школьников. Что имеется в виду? Взять,
например, программу для 4-го класса, в ней сказано:
«Выполнение утренней гимнастики. Контроль за
амплитудой и скоростью движений». В связи с этим
учителю нужно четко себе представить, какими
знаниями и умениями должен обладать ученик,
чтобы выполнить требование программы.
Во-вторых, учителю нужно решить, в
какое время урока удобнее сообщать учащимся
необходимые им сведения, когда учить навыкам и
умениям самостоятельных занятий.
В-третьих, очень важно наметить
способы поэтапного контроля за освоением
учащимися материала «Навыки и умения
самостоятельных занятий».
Примерно по такой же схеме должна
протекать и деятельность учителя при выполнении
этого раздела. Сначала следует дать школьникам
знания, необходимые для самостоятельного
выполнения конкретных упражнений, убедить ребят
в значимости, важности и полезности этих занятий.
Затем необходимо довести до учащихся знания о
самом процессе самостоятельной деятельности.
Несколько слов надо сказать о
самостоятельном выполнении упражнений. Чтобы
самостоятельно выполнить упражнения, например
утреннюю гимнастику, или развивать физические
качества, ученик должен уметь контролировать
свои движения. Это представляет определенную
трудность: при отсутствии внешнего контроля,
оценки он должен руководствоваться своими
ощущениями, главным образом мышечным чувством,
которое Сеченов недаром называл «темным
мышечным чувством». Если ребят специально не
учить этому, они испытывают большие затруднения
при различении пространственных, временных и
динамических параметров движения. Как их научить
этому?
Прежде всего следует обращать
внимание учащихся на оценку таких положений,
т. е. когда ученик выполнил упражнение, учитель
не должен спешить сам оценивать правильность
выполнения, следует попросить сделать это
ученика (тем самым сосредоточить внимание на
этом вопросе).
Учить думать при выполнении
упражнений, самостоятельно подбирать упражнения
можно, давая школьникам соответствующие
возрасту задания. Например, школьники делают
наклоны касаясь – следует спросить ребят, какие
разновидности наклонов они знают (наклоны в
стороны, назад, наклоны с различными положениями
рук), учить школьников подбирать сходные,
типичные упражнения, развивать творчество,
критическое отношение. Ведь самостоятельность
близка к двум свойствам личности: критичности и
творчеству.
Важно не только обучать учащихся
воспроизведению каких-либо движений
самостоятельно, но и знакомить их с основными
положениями, правилами самостоятельных занятий.
Только тогда учащиеся в соответствии с теми
условиями, в которых они будут заниматься, смогут
правильно подобрать упражнения, спланировать
свои знания.
Определяя сложность того или иного
задания, учитель должен учитывать
индивидуальные особенности учащихся, их
склонности, с тем, чтобы, с одной стороны, задание
было посильно, доступно для них, а с другой –
имело определенную трудность, требующую
известного напряжения для преодоления.
Организация самостоятельной
деятельности
Очень важными моментами являются
вопросы организации самостоятельной
деятельности. Они тоже многоплановы: от
элементарных – организация самостоятельных
занятий при выполнении утренней гимнастики
(гигиенические условия, меры безопасности,
подготовка инвентаря и т. п.) – до таких, как
организация условий выбранных средств, способов
выполнения. Начинать обучение этому нужно с
простых элементов, например при организации
условий проведения учебных и внеклассных
занятий систематически привлекать в помощь
учеников. Причем использовать их не как простых
исполнителей, а советоваться с ними по различным
вопросам.
Самостоятельность – это всегда в
какой-то мере творчество. С этих позиций
самостоятельная деятельность различается по
уровню творческого подхода:
– есть виды самостоятельной
деятельности, когда ученику достаточно
воспроизвести то, что ему показал или о чем
рассказал учитель; наиболее простой, низший
уровень;
– второй уровень самостоятельной
деятельности – когда известное, хорошо знакомое,
освоенное ученик применяет в других ситуациях,
отличных от обычных, в иной обстановке;
– третий (высший) уровень творческого подхода
заключается в том, что на основе знаний, прежнего
опыта ученик находит иные способы выполнения
задания, придумывает другие средства, приводящие
в конечном счете к той же цели.
Вместе с тем, непосредственное
обучение навыкам и умениям самостоятельных
занятий – не единственный путь воспитания
привычки к занятиям физической культурой.
Достижению этой цели способствуют приемы,
обеспечивающие осознанное усвоение знаний,
умений и навыков на уроках физкультуры,
повышающие интерес к физическим упражнениям,
воспитывающие привычку к активному отдыху, а
также развитие у школьников самооценки движений,
учет индивидуальных особенностей учащихся при
определении для них домашних заданий по
физкультуре.
К методам и приемам, способствующим
формированию привычки у школьников регулярно
заниматься физическими упражнениями, относятся,
в частности, методы убеждения – беседы, лекции,
информации, объяснения и т. п. Применяя эти
методы, учитель формирует социально значимые
мотивы возникновения привычки к занятиям
физической культурой, развивает к ним интерес,
вооружает учащихся необходимыми теоретическими
знаниями в области физической культуры и спорта.
Беседа, например, может выполнять и
образовательную, и воспитательную функции, когда
ученик получает определенную информацию,
пополняет свои знания, знакомится с теми или
иными требованиями.
Беседа помогает убедить учащихся в
необходимости воспитывать в себе положительные
качества личности. Постановка перспективы
усиливает метод убеждения, конкретизирует цель
приобретения знаний и навыков, дискуссия
активизирует их на самосовершенствование.
Наряду с методами убеждения важную
роль в формировании привычки к занятиям
физической культурой играют практические методы
– показ, демонстрация, инструктаж, проверка
знаний и умений, консультирование, пример,
корректировка и стимулирование деятельности
учащихся (поощрение и порицание).
Приведенные методы необходимо
применять при сообщении теоретических сведений
– о разделах программы по физической культуре,
при обучении двигательным действиям.
Учитель, руководствуясь целью и
задачами урока, должен строить свою работу в
следующей последовательности: разъяснение,
доказательство, показ, практические упражнения с
обязательным инструктажем о дозировке, темпе,
ритме исполнения. В зависимости от возраста
учащихся последовательность работы может
меняться.
Проводя вводную беседу, учитель должен
коротко рассказать об основных воспитательных и
образовательных задачах физической культуры.
Например, объясняя содержание «Тест-программы
мэра Москвы», следует раскрыть ее значение,
показать важность выполнения всех норм
программы. Пользуясь методом примера, следует
чаще рассказывать школьникам о спортивных путях
выдающихся рекордсменов, чемпионов Олимпийских
игр, мира и Европы.
Прежде всего у школьников надо
пробудить интерес к самому процессу занятий
физкультурой. Поэтому уроки следует проводить
так, чтобы они оставляли в сознании подростков
глубокий след, приносили удовлетворение и были
эмоционально притягательными, что создает
благоприятные возможности для все больших
волевых напряжений при преодолении трудностей
во время занятий физкультурой. Следует заметить,
что целенаправленная работа по физическому
совершенствованию школьников, которая ведется
главным образом учителем на уроках, включает в
себя и элементы самостоятельности учащихся, в
основном это выполнение домашних заданий или
периодические дополнительные занятия с целью
подготовки к сдаче каких-либо нормативов.
Однако в связи с тем, что вооружение
ребят знаниями, формирование соответствующих
умений и навыков, без которых невозможны
самостоятельные занятия, – важное условие для
внедрения физической культуры в быт, для
акцентирования внимания на этих вопросах в
программе выделен специальный раздел. В нем с
учетом возраста и реальных возможностей
школьников дан материал, для изучения которого
нужно приложить немало усилий при формировании у
ребят навыков и умений самостоятельных занятий.
Например, развитие качества
выносливости предопределено наличием учебных
нормативов в беге на 500–1000 м уже с 1-го класса.
Естественно, преподаватель на уроках учит
школьников сохранять определенную скорость
бега, распределять силы на дистанции, правильно
дышать, дает конкретные задания на дом. В течение
всех лет обучения он развивает у школьников
выносливость, и наряду с этим учащиеся понемногу
получают сведения о приемах, способах
воздействия на это качество, у них формируются
определенные умения и навыки.
Гармоническое физическое развитие,
воспитание основных физических качеств должны
осуществляться с начальных классов. Однако
выполнение упражнений для развития физических
качеств требует достаточно точной дозировки
физических нагрузок и контроля за реакцией
организма.
Содержание самостоятельных занятий
Теперь перейдем к содержанию
самостоятельных занятий, какие упражнения можно
(и нужно) рекомендовать школьникам для
самостоятельных занятий.
Но прежде нужно выяснить отличие
самостоятельных занятий от домашних заданий.
Давая задания на дом, учитель говорит школьникам,
какие упражнения надо делать, сколько раз их
повторять, с какой интенсивностью,
последовательностью, на какой период (неделю,
месяц или больше) рассчитано задание. Кроме
этого, учитель рассказывает учащимся, в каких
условиях следует выполнять заданные упражнения
и как эти условия создать. Через обусловленное
время учитель проверяет качество освоения
упражнений и с учетом этого дает другие задания.
Самостоятельные задания схематично
представляют собой следующее. Перед учеником
ставится определенная цель, например выполнить
норматив в подтягивании. Ученик должен сам
подобрать средства, спланировать тренировки,
обеспечить себе соответствующие условия,
самостоятельно контролировать свое состояние,
нагрузку, изменение подготовленности на каждом
занятии и через определенные им самим промежутки
времени анализировать свою деятельность.
Учитель может рекомендовать школьнику примерные
комплексы упражнений для самостоятельных
занятий, но выбрать из этих комплексов
необходимое с учетом своих индивидуальных
особенностей учащийся должен сам.
При выполнении комплексов на
самостоятельных занятиях школьники должны
строить занятия по следующей схеме. В начале
занятия идет подготовка к выполнению комплекса
– общеразвивающие упражнения типа разминки:
движения рук с постепенно увеличивающейся
амплитудой, наклоны и круговые движения
туловища, приседания и поочередные взмахи ногами
вперед, в стороны, назад, медленный бег или
подскоки на месте, ходьба на месте. Каждое
упражнение разминки выполняется 6–8 раз. Если в
комплексе имеются особо трудные упражнения,
следует специально к ним подготовиться. В
основной части занятия желательно планировать
следующую их очередность: упражнения для
развития быстроты, гибкости, ловкости, силы и
выносливости. В конце занятий следует
обязательно предусмотреть упражнения,
способствующие постепенной перестройке работы
систем и функций организма от напряженной
деятельности к спокойному состоянию.
Ориентируя школьников на
самостоятельные занятия по физической культуре,
нужно рекомендовать им заниматься не реже двух
раз в неделю. Продолжительность зависит от
содержания и интенсивности тренировки (но не
более полутора-двух часов). Постепенно переходя
от конкретных домашних заданий ко все более
общим задачам, учителю следует создавать
учащимся такие условия, чтобы затруднения не
охлаждали их стремления заниматься. Для этого
применяют различные варианты. Например,
использовать для своих целей спортивный зал.
Таким образом, он может консультировать
школьников, помогая им разрешать возникающие
сомнения, исправлять ошибки. Другой вариант –
объединение ребят в небольшие группы, когда
имеется лидер – квалифицированный спортсмен,
инструктор-общественник.
Учитель физкультуры В.А. Зинченко
внедряет домашние задания среди учащихся 1–6-х
классов, а начиная с 7-го класса –
самостоятельные занятия физическими
упражнениями. Им разработана система заданий:
общих для юношей и девушек (одни и те же
упражнения, но разная нагрузка); общие только для
юношей; общие только для девушек; индивидуальные
– в зависимости от подготовленности.
Общие для всех упражнения учащиеся
выполняют ежедневно, включая их в зарядку, в
физкультурные паузы между приготовлением
домашних заданий по другим предметам, в
самостоятельные тренировочные занятия. Учащимся
предлагается перечень упражнений, из которого
они по своему усмотрению выбирают 3–5 упражнений
на каждый день.
Индивидуальные задания направлены,
как правило, на подготовку к сдаче учебных
нормативов, на ликвидацию отставания в развитии
двигательных качеств. Поэтому в каждом
конкретном случае их планируют особо, на
определенные промежутки времени.
Общие задания рассчитаны на месяц.
После повторения их в течение этого времени они
обновляются, изменяется нагрузка. В конце каждой
четверти определяется эффективность
самостоятельных занятий – показатели
двигательной подготовленности каждого
учащегося сравнивают со специально
разработанными требованиями к учащимся данной
школы, которые отражены в таблицах.
А.К. Атаев советует в
самостоятельные занятия, проводимые с целью
физического совершенствования, включать
упражнения, укрепляющие основные мышечные
группы, развивающие ручную ловкость, гибкость и
другие качества, формирующие правильную осанку,
способствующие подготовке к освоению на уроках
сложных двигательных навыков. Тренировочное
занятие должно включать 2–3 серии по 4–8
упражнений в каждой. Заниматься нужно 2–3 раза в
неделю.
Эффективность выполнения заданий
значительно повышается при коллективных
занятиях. В этом случае увеличивается
эмоциональность занятий, школьники имеют
возможность получать срочную информацию от
товарищей. Кроме того, коллективные занятия
благотворно влияют на стеснительных, не
уверенных в себе учащихся, которым самим трудно
регулярно тренироваться.
Нельзя оставлять без внимания и такое
благоприятное для самостоятельных занятий
время, как летние каникулы. Практика показывает,
что, если школьники пассивно проводят свой
летний отдых, у них, несмотря на увеличение роста,
веса, существенно снижаются результаты,
отражающие их подготовленность. Поэтому очень
важно убедить ребят в необходимости для них
летних занятий.
Содержанием таких занятий должны быть
общеразвивающие упражнения типа зарядки. Но в
связи с тем что летом распорядок дня у школьников
не насыщен различными обязательными делами, как
в течение учебного года, можно увеличить число
повторений упражнений, разнообразить их. Каждому
ученику необходимо хотя бы поддерживать свой
уровень развития силы, выносливости,
систематически выполняя соответствующие
упражнения.
Для поддержания быстроты, скорости
бега, ловкости надо убеждать мальчиков и девочек
в преимуществе активного отдыха, рекомендовать
им играть в спортивные игры: футбол, волейбол,
баскетбол, бадминтон, теннис, ручной мяч. Одним из
ведущих дидактических принципов, на которых
строятся занятия физической культурой и спортом
(в том числе и самостоятельные), являются
постепенность в повышении нагрузок и
регулярность их выполнения. При чрезмерной
нагрузке не произойдет роста тренированности, а
будет накапливаться утомление. Это состояние
можно определить по субъективным показателям.
При утомлении, как правило, отмечается чувство
усталости, снижается работоспособность,
ухудшается качество выполнения движений.
Для того чтобы предотвратить
нежелательное отрицательное влияние
самостоятельных занятий, целесообразно
использовать методы самоконтроля. Самоконтроль
– это систематические самостоятельные
наблюдения школьника, занимающегося физическими
упражнениями и спортом, за изменениями своего
здоровья, физического развития и физической
подготовленности. Важно объяснить значение
самоконтроля при самостоятельных занятиях
школьников физическими упражнениями и
родителям, заинтересовать их, привлечь к этому
важному средству воспитания целеустремленности
и трудолюбия, ответственного отношения к своему
здоровью.
В качестве показателей самоконтроля,
как правило, используются субъективные и
объективные признаки изменения функционального
состояния организма под влиянием физических
нагрузок.
В качестве субъективных показателей
самоконтроля чаще всего используются
самочувствие, степень усталости, настроение, сон,
аппетит, а объективных – частота сердечных
сокращений, динамика массы тела, силы кисти и пр.
Показатели самоконтроля следует вносить в
специальный дневник.
Учет содержания нагрузки и режима
занятий, анализ динамики результатов и роста
тренированности в сопоставлении с данными
самоконтроля помогут педагогу оценить
правильность режима тренировочных занятий,
своевременно устранить отрицательное влияние
чрезмерных нагрузок, а самому школьнику
убедиться в эффективности занятий и их
благотворном влиянии на физическое развитие и
состояние здоровья.
Таким образом, самоконтроль,
регулярный и правильно организованный, может
стать большим подспорьем учителю в воспитании
здоровых и хорошо физически развитых школьников.
Г.А. ГУСЬКОВА,
школа № 761,
Москва
|