Продолжаем публикацию работ,
присланных на конкурс (см. N№ 1/2002 г.).
Срок его продлен до 1 октября 2002 г.
Готовмся к экзаменам
Краткий словарь-справочник по
физической культуре
В краткий словарь-справочник включены
специальные спортивные термины, краткие
сведения о развитии спорта, врачебном контроле.
Словарь предназначен для учащихся школ,
гимназий, при подготовке к экзаменам, а также
может быть использован учителями и
преподавателями в практической работе.
Теория физического воспитания
Влияние физических упражнений
характеризуется многообразными процессами в
организме – повышением функции дыхания,
кровообращения, усилением обмена веществ,
активизацией функций нервной системы. (3,
стр. 1.)
Гимнастика – это слово появилось
почти три тысячи лет назад в Древней Греции.
Происходит оно от греческого слова «гимнос», что
значит «обнаженный». Это потому, что атлеты в те
далекие времена выступали в состязаниях
обнаженными. (1, стр. 31.)
Двигательный опыт. Под
двигательным опытом понимают объем освоенных
человеком двигательных действий и способов их
использования. Чем большим количеством этих
действий и способов владеет человек, тем
разностороннее его двигательный опыт. (4/6,
стр. 12.)
Динамика физических упражнений.
Один из основных разделов биомеханики
физических упражнений, в котором изучаются
закономерности движений отдельных частей тела и
всего тела человека в пространстве и во времени.
(12, стр. 258.)
Игровой метод в физическом
воспитании. Игровой метод в физическом
воспитании отражает методические особенности
игры. (3, стр. 74.)
Игровые упражнения – физические
упражнения, проводимые с использованием тех или
иных методических особенностей игры; в этом
случае физические упражнения, сохраняя свою
сущность, могут приобретать своеобразную
игровую окраску. (12, стр. 311.)
Индивидуальный контроль за
состоянием организма. Такой контроль можно
проводить с помощью пробы Руфье Диксона не реже
одного раза в месяц в одно и то же время суток.
Данная проба проводится следующим образом.
Необходимо лечь на спину и побыть в таком
положении в течение 5 мин., после чего надо
измерить ЧСС за 15 сек. (P1). Затем в течение 45 сек.
надо выполнить 30 приседаний, вновь лечь на спину
и замерить ЧСС за первые (Р2) и последние (Р3)
15 сек. первой минуты восстановления.
Работоспособность рассчитывается по формуле:
При значениях от 0 до 2,9
работоспособность считается хорошей; от 3,0 до 6,0
– средней; от 6,0 до 8,0 – удовлетворительной; свыше
8,0 – плохой.
Пробы Руфье Диксона помогают
объективно судить о функциональном состоянии
организма. (4/2, стр. 13.)
Индивидуальный режим дня. Под
режимом дня понимают распределение основных дел
и мероприятий, осуществляемых человеком
относительно постоянно в течение каждого дня.
Основное назначение режима – обеспечивать
оптимальную активность деятельности организма
человека, основных его функций и систем. Основой
регуляции режима дня является чередование видов
деятельности. (4/1, стр. 17.)
Координация движений – умение
согласовывать движения различными частями тела
при выполнении элементов и соединений. (12,
стр. 33.)
Локомоции (с латинского – место +
движение) – совокупность движений,
обеспечивающих животным и человеку возможность
активно перемещаться в пространстве.
Нормативы физической
работоспособности – величина-мера,
принимаемая за унифицированный показатель того,
что должно быть достигнуто в результате
физической деятельности. (3, стр. 24.)
Общая работоспособность человека.
В течение дня имеет волнообразную динамику,
которая зависит как от особенностей
биологического ритма организма, так и от
особенностей жизнедеятельности человека:
характера и содержания его трудовой
деятельности, режима дня, устойчивости организма
к внешним воздействиям, к физическим и
психическим напряжениям. (4/1, стр. 13.)
Общая и специальная выносливость.
Выносливость подразделяется на общую и
специальную. Общая выносливость характеризует
возможность человека осуществлять работу
безотносительно к ее специфике и условиям
выполнения. Специальная выносливость, наоборот,
характеризует возможности длительно выполнять
конкретную специфическую работу, причем в
относительно определенных условиях. (4/1,
стр. 15.)
Общая физическая подготовка. Под
общей физической подготовкой понимают
тренировочный процесс, направленный на
всестороннее развитие физических качеств
человека.
Психологические черты личности.
Это такие черты, которые выражаются во всем
поведении человека, в его отношении к
общественным явлениям, к другим людям, к учебе и
труду. Психологические черты личности
развиваются в процессе жизни, профессиональной
деятельности. (3, стр. 5.)
Разминка – выполнение комплекса
физических упражнений незадолго перед
тренировкой или соревнованиями с целью
заблаговременной мобилизации функций организма
спортсмена, подготовки к выполнению предстоящих
упражнений на высоком уровне. (12, стр. 344.)
Реакция (с латинского –
против + действие) (в психологии и
физиологии) – целостный ответ организма на любое
воздействие внутренней или внешней среды. (10,
стр. 283.)
Рефлексия (с латинского –
отражение) – вид самонаблюдения, анализ
собственного психического состояния. (10,
стр. 283.)
Скоростно-силовые и собственно
силовые способности человека. Это особенности
человека, которые проявляются в способах
(умениях) регулировать характер и режимы
мышечных напряжений. При этом характер и режимы
напряжений задаются двигательными действиями,
которые выполняет человек. Скоростно-силовые
способности развиваются с помощью упражнений
скоростно-силовой направленности. Их
обязательно надо выполнять с максимально
возможной скоростью. Собственно силовые
способности развивают с помощью физических
упражнений силовой направленности. (4/1, стр. 14.)
Спортивная форма – это состояние
оптимальной готовности спортсмена к
соревнованиям. (3, стр. 474.)
Тестирование физической
подготовленности. При переводе на русский язык
слово «тест» означает испытание, с помощью
которого оценивают определенные свойства и
особенности человека. Процесс непосредственного
выполнения тестов называют тестированием. (4/6,
стр. 14.)
Техника физических упражнений. Под
техникой понимают такой способ выполнения
движения, который позволяет наиболее эффективно
решить поставленную задачу. В технике любого
двигательного действия выделяют основу, ведущее
звено и детали техники. Под основой техники
подразумевают состав и последовательность
движений и элементов, входящих в двигательное
действие. Под ведущим звеном техники понимают
такой элемент двигательного действия, без
которого данное действие невозможно выполнить.
Детали техники – это отдельные элементы и
особенности выполнения целостного
двигательного действия, которые зависят от
индивидуальных особенностей. (4/6, стр.13.)
Урок физической культуры
подразделяется на три части: подготовительную,
основную и заключительную. Назначение
подготовительной части – подготовить организм к
физической работе. В основной части урока решают
основные его задачи, которые могут быть связаны
либо с обучением двигательным действиям и
совершенствованием в них, либо с развитием
физических качеств. Заключительная часть урока
имеет задачей обеспечить восстановление
организма после физических нагрузок основной
части. (4/6, стр. 11.)
Утренняя гимнастика способствует
переходу организма от пассивного состояния
после сна к активному, необходимому для
предстоящей деятельности.
Физическое воспитание –
органическая часть общего воспитания;
социально-педагогический процесс, направленный
на укрепление здоровья, гармоническое развитие
форм и функций организма человека. Это обучение
различным двигательным умениям и навыкам,
передача знаний о физической культуре
(образовательная сторона); направленное
улучшение физического здоровья учащихся. (3,
стр. 4.)
Физическое качество быстрота. Под
быстротой понимают свойства человека,
позволяющие ему возможность совершать движения
за минимально короткое время. Быстрота
проявляется в скорости реакции и скорости
перемещения тела или его звеньев в пространстве.
(4/5, стр. 8.)
Физическое качество выносливость.
Под выносливостью понимают свойства человека,
обеспечивающие ему возможность противостоять
утомлению и длительно выполнять физическую
работу без снижения ее мощности. Выносливость
человека зависит от возможностей систем дыхания
и кровообращения, энергообеспечения работающих
мышц. Главным критерием при подборе упражнений
является не величина нагрузки, а время
выполнения. (4/6, стр. 11.)
Физическое качество гибкость. Под
гибкостью понимают анатомо-морфологические
свойства двигательного аппарата человека,
позволяющие ему совершать движения с большей
амплитудой. Основное требование при развитии
гибкости – предварительное «разогревание» мышц,
достигаемое интенсивной разминкой, (4/6, стр. 10.)
Физическое качество сила. Под
силой понимают свойства человека, позволяющие
ему воздействовать на внешние силы или активно
им противодействовать за счет мышечных
напряжений. Основное правило применения силовых
упражнений – обязательное выполнение их до
первых признаков утомления. (4/5, стр. 7.)
Под физической культурой личности
понимается достигнутый уровень в физическом
совершенстве человека и степень использования
приобретенных качеств, навыков и специальных
знаний в повседневной жизни. (3, стр. 3.)
Физическая культура – часть общей
культуры общества, одна из сфер социальной
деятельности, направленная на укрепление
здоровья, развитие физических способностей
человека. (3, стр. 2.)
Физическая нагрузка. Под
физической нагрузкой понимают меру воздействия
физических упражнений на организм человека,
которая складывается из чередования физической
работы и отдыха. Во время занятий физической
культурой величина нагрузки на организм
обеспечивается скоростью выполнения упражнения;
величиной отягощения на работающие мышцы:
продолжительностью выполнения упражнения,
количеством его повторений, интервалом отдыха
между повторениями упражнения. (4/1, стр. 17.)
Физическая подготовленность –
результат физической подготовки, т. е.
целенаправленно организованного
педагогического процесса. Физическая
подготовленность оценивается с помощью
специальных нормативов (стандартов, требований,
тестового контроля). (3, стр. 1.)
Физическая работоспособность
человека. Это способность человека выполнять
большой объем физической работы за отведенный
промежуток времени. Человек, обладающий высокой
работоспособностью, медленнее утомляется и
быстрее восстанавливается. (4/5, стр. 9.)
Физическое развитие – процесс
морфологического и функционального развития
организма человека, его физических качеств,
обусловленных внутренними факторами и условиями
жизни. (3, стр. 1.)
Физическое совершенство
характеризуется полноценным здоровьем,
высокоразвитыми качествами, владением многими
прикладными и спортивными навыками, гармоничным
развитием форм тела и другими показателями. (3,
стр. 3.)
Физические способности –
свойственные человеку возможности, реализуемые
в жизни, особенно в двигательной деятельности,
основу которых составляют его физические
качества, (3, стр. 16.)
Физические упражнения
используются в целях совершенствования форм и
функций организма, укрепления здоровья, развития
физических способностей, формирования и
совершенствования необходимых в жизни
двигательных умений и навыков. (3, стр. 1.)
Функции дыхательной системы при
занятиях физическими упражнениями. У
спортсменов увеличивается объем грудной клетки,
становятся более глубокими вдох и выдох,
возрастает содержание гемоглобина в крови. Все
это способствует лучшему снабжению нервной
системы, и особенно головного мозга, кислородом.
При систематических занятиях физическими
упражнениями возрастает сила межреберных
дыхательных мышц и диафрагмы, увеличивается
подвижность грудной клетки и повышается
двигательный объем легких. Важным показателем
эффективности дыхания считается жизненная
емкость легких (ЖЕЛ), которая измеряется
максимальным количеством выдыхаемого воздуха
после полного вдоха. (3, стр. 6.)
Практика физического воспитания
См. газету "Спорт в школе" №16/2002
Лариса КАРПАШЕВИЧ,
Татьяна БЯШАРОВА
Москва
|