Ветолет спешит
на помощь
Окончание. Начало см. № 22, 23/2002
Сигнальное зеркало
Сигнальное зеркало как средство
сигнализации применяется только при солнечной
погоде. Эффективность его использования
довольно высокая. Так, при угле стояния солнца 130°
яркость светового «зайчика» составляет 4 млн
свечей, а при угле 90° она возрастает до 7 млн
свечей. Вспышку солнечного «зайчика» можно
обнаружить гораздо раньше, чем любой другой
сигнал, подаваемый с поверхности земли в дневное
время при солнечной погоде. С самолета, летящего
на высоте 1–1,5 км, такую вспышку обнаруживают
на расстоянии до 24 км. Именно солнечный
«зайчик» сигнального зеркала, изготовленного
Чечони (механик дирижабля «Италия», потерпевшего
катастрофу в Центральной Арктике весной 1928 г.)
из деревянной дощечки, оклеенной станиолем
из-под плитки шоколада, оказался тем
единственным сигналом, который заметил командир
итальянского спасательного самолета.
Сигнальное зеркало может быть как стеклянным,
так и металлическим, желательно со сторонами
10–12 см, с небольшим отверстием в центре.
Стеклянное зеркало должно быть двусторонним, а
металлическое – иметь хорошо отполированные
поверхности пластины с обеих сторон.
При появлении летательного аппарата (вертолета
или самолета) необходимо встать против солнца и
смотреть через отверстие на летящий вертолет
(самолет), держа зеркало на небольшом расстоянии
перед собой в полусогнутой руке. Турист будет
видеть на поверхности зеркала отражение своего
лица и световое пятно на нем от отверстия в
зеркале. Для того чтобы отраженные от зеркала
лучи солнца были направлены на вертолет или
самолет, следует зеркало поворачивать или
наклонять до тех пор, пока световое пятно не
совместится с центральным отверстием. Яркая
блестящая поверхность зеркала или металлической
пластины при его покачивании дает прерывистые
вспышки, на которые в воздухе легко обратить
внимание экипажа летательного аппарата (рис. 10,
а).
Рис. 10
В случае, если отсутствует
двустороннее зеркало или металлическая
пластина, можно использовать в целях
сигнализации и обычное одностороннее зеркало
без отверстия, пользуясь следующей процедурой:
а) держа зеркало одной рукой близко у лица,
расположить его так, чтобы отраженный луч был
направлен примерно в нужном направлении, т. е.
на летящий вертолет или самолет; б) вытянуть
другую руку в направлении объекта визирования и
«посадить» его на конец отведенного большого
пальца; в) уточнить наклон зеркала, чтобы
отведенный большой палец был освещен отраженным
светом. Теперь отраженный луч направлен на
летящий вертолет. Точность наведения луча по
этому способу ниже, чем со специальным
сигнальным зеркалом (рис. 10, б).
В случае, если нет зеркала, в качестве
заменителя можно попытаться использовать
блестящее донышко от консервной банки, кусок
какой-либо металлической пластины, т. е. любые
предметы, отражающие солнечные лучи.
Подручные средства
Туристы, терпящие бедствие, для
обозначения своего местонахождения могут
использовать подручные средства, имеющиеся в их
распоряжении.
Яркие предметы одежды, снаряжение (палатки,
тенты, накидки, рюкзаки и др.) можно в виде флагов
развесить на деревьях, шестах и, желательно, на
более возвышенном месте по отношению к
окружающей местности. При наличии реки или ручья,
протекающих в лесном массиве, можно использовать
в целях сигнализации палатку или тент яркой
расцветки, натянув их над рекой или ручьем (рис.
11).
Рис. 11
В целях сигнализации можно
использовать и окружающую местность, внося в нее
изменения, хорошо заметные с воздуха. В этих
целях можно вырубить кустарник в виде круга,
квадрата или иных геометрических фигур,
вытоптать ногами или лыжами аналогичные или
другие фигуры на снегу. Желательно, если
позволяет местность, размеры знаков или фигур
довести до 30–50 м по сторонам или диаметру,
чтобы их легче было заметить с воздуха. В случае,
если имеется водоем со стоячей водой,
поверхность воды можно окрасить порошком
флюоресцеина или уранина, образовавшееся пятно
от которого бывает хорошо заметно с воздуха и,
как правило, привлекает внимание не только
поисковых вертолетов, но и пролетающих в данном
районе экипажей летательных аппаратов.
В качестве средства сигнализации можно
использовать изготовленный плот, закрепить его
на поверхности водоема с помощью якорей и
разжечь на нем костер при появлении вертолета.
Можно использовать валуны, складывая из них
различные фигуры, которые могли бы привлечь
внимание поискового вертолета, деревья, соорудив
из них какие-либо геометрические фигуры.
В ночное время для сигнализации пригодны обычные
фонари. Сигналы с помощью электрофонаря более
заметны, если они подаются включением и
выключением.
Кроме упомянутых средств сигнализации участники
туристских групп, совершающих походы с активными
способами передвижения, маршруты которых
проходят вдали от населенных пунктов, особенно в
труднопроходимых районах, должны знать кодовую
таблицу международных визуальных сигналов
«Земля – Воздух», подаваемых экипажу любого
летательного аппарата в случае какого-либо
чрезвычайного происшествия (рис. 12).
Международная кодовая таблица воздушных
сигналов «Земля – Воздух»:
Рис. 12
1 – нужен врач – серьезные телесные
повреждения; 2 – нужны медикаменты; 3 – не
способны двигаться; 4 – нужны пища и вода; 5 –
требуются оружие и боеприпасы; 6 – требуются
карта и компас; 7 – нужны сигнальная лампа с
батареей и радиостанция; 8 – укажите направление
следования; 9 – я двигаюсь в этом направлении; 10 –
попытаемся взлететь; 11 – судно серьезно
повреждено; 12 – здесь можно безопасно совершить
посадку; 13 – требуются топливо и масло; 14 – все в
порядке; 15 – нет или отрицательно; 16 – да или
положительно; 17– не понял; 18 –требуется механик;
19 – операции закончены; 20 – ничего не обнаружено,
продолжаем поиски; 21 – получены сведения, что
воздушное судно находится в этом направлении; 22
– мы нашли всех людей; 23 – мы нашли только
несколько человек; 24 – мы не в состоянии
продолжать, возвращаемся на базу; 25 –
разделились на две группы, каждая следует в
указанном направлении.
Примечание.
1. Сигналы 1–9, 12, 14–17, 20, 22–25
используются участниками туристской группы, в
которой произошло чрезвычайное происшествие,
или по указанию начальника
поисково-спасательной службы принимают участие
в поисках (оказании помощи) другой туристской
группе.
2. Сигналы 19–25 используют в основном при
наземном поиске пропавшей туристской группы.
Сигналы международной кодовой таблицы
можно выложить из ярких предметов одежды и
снаряжения, а при внезапном появлении вертолета
или самолета сигнал могут изобразить сами
туристы, для чего следует лечь на поверхность
земли или снежного покрова. В зимний период, если
позволяет снежный покров, знаки можно вытоптать
на открытой и относительно ровной местности. Для
того чтобы знаки были более заметны с воздуха, их
можно (при наличии в спасфонде или при подземных
исследовательских работах) окрасить с помощью
порошка флюоресцеина или уранина.
Сигнал можно также выложить, использовав в этих
целях лыжи и лыжные палки, стволы деревьев и
другой подручный материал.
Если туристской группе, обнаруженной поисковым
вертолетом, сброшен вымпел с вопросами, то
отвечать в первую очередь следует на
поставленные вопросы. Например, с вертолета
сброшен вымпел со следующими вопросами:
«Являетесь ли вы группой из школы 46 города
Новосибирска (условно), руководитель Паршин?»
Если являетесь, то ответ необходимо выложить в
виде знака 16, что означает: «Да». Вполне
естественно будет задан вопрос о необходимости
оказания какой-либо помощи. В случае надобности
медицинской помощи, если даже и не являетесь
вышеуказанной группой, следует выложить один из
знаков (1–3) или последовательно все три в
зависимости от сложившейся ситуации.
Сигнализация с воды
Не исключено, что с туристской группой,
совершающей поход по большой водной акватории,
может произойти какое-либо чрезвычайное
происшествие, для ликвидации последствий
которого потребуется помощь извне. Для подачи
сигнала бедствия могут быть использованы:
мобильные средства связи;
радиобуй для подачи сигнала через
систему КОСПАС-САРСАТ;
сигнальное зеркало (в солнечную
погоду и при появлении летательного аппарата);
ракеты, сигнальные патроны;
электрофонари в ночное время и
импровизированный факел из подручных средств;
специальный порошок (флюоресцеин или
уранин) для окрашивания воды.
Порошок для окрашивания воды,
сигнальное зеркало, ракеты, сигнальные патроны,
электрофонари, факел – все это используется
только в случае появления вертолета или
самолета. Следует помнить, что цветовое пятно,
образующееся от порошка, при наличии волнения
или довольно сильных поверхностных течениях
быстро исчезает.
Сигналы, подаваемые с помощью электрофонаря, как
уже говорилось, более заметны, если подаются
включением и выключением. При отсутствии
электрофонаря или отказе источников питания
(батареек) сигнал при появлении вертолета можно
подать с помощью факела, предварительно его
приготовив из рубашки, майки и других предметов
одежды или снаряжения. Наготове следует держать
необходимое количество горючего, отлитого из
примуса или запасной канистры, если таковая
имеется. При отсутствии металлических стоек для
палатки можно для изготовления факела
использовать весло. В случае потери весел можно
использовать предметы посуды (миску, котелок и
др.), положив в них тряпки, смоченные горючим,
которые следует поджечь в момент появления
вертолета, соблюдая, естественно, все меры
предосторожности, чтобы не получить ожог
какой-либо части тела.
Вот те основные тонкости применения вертолета
при проведении поисково-спасательных работ,
которые нам рассказали приютившие нас спасатели
на время выздоровления Андрея Ильича».
Заключение
Поисково-спасательная служба при
возникновении чрезвычайного происшествия в
какой-либо туристской группе нередко привлекает
к проводимым работам участников не только той
группы, в которой произошло чрезвычайное
происшествие, но и участников других туристских
групп, путешествующих в данном районе или
прибывших в поисково-спасательную службу для
постановки на учет с целью совершения
заявленного путешествия, что предусмотрено
Инструкцией по организации и проведению
туристских походов, экспедиций и экскурсий
(путешествий) с учащимися, воспитанниками и
студентами Российской Федерации, утвержденной
приказом Министерства образования РФ от 13 июля
1992 г. № 293.
Поэтому и тем и другим необходимо иметь если не
навыки, то хотя бы элементарные представления об
основных моментах, связанных с организацией и
проведением поисково-спасательных работ с
применением вертолета. В первую очередь это
касается туристских групп, которые, как уже было
сказано, совершают свои походы вдали от
населенных пунктов и в условиях сложного
рельефа. В случае возникновения чрезвычайного
происшествия в туристской группе доставка
спасателей в короткие сроки возможна, как
правило, только с помощью вертолета. И не только
доставка спасателей, но и поиск туристской
группы, просрочившей установленный контрольный
срок окончания похода. Знание и умение
организовать подачу различных сигналов с земли
поисковому вертолету, подобрать и оборудовать
временную посадочную площадку для вертолета,
поместить пострадавшего в носилки, спущенные с
вертолета, в случае невозможности его
приземления в месте чрезвычайного происшествия
– все это является одним из залогов успешного
проведения поисково-спасательной операции.
P.S. Рассказ Марины, участницы
похода, записал, дополнил, исправил,
проиллюстрировал, а также написал заключение
Генрих СТУКОВ
|