Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №2/2003

ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
 

Время собирать камни

Не сомневаемся, дорогой читатель, что вы уже слышали, читали о заседании Совета при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту, которое состоялось в самом конце прошлого года. Такое вот высокое общественное признание отрасли, в которой мы с вами работаем.
Но интересны всегда подробности, согласитесь. Как сообщает нам пресс-служба Госкомспорта РФ, заседание Совета проходило под председательством Президента России В.В. Путина. А присутствовали на заседании и активно участвовали в нем заместитель председателя президиума Совета, председатель Госкомспорта РФ В.А. Фетисов, а также члены президиума Совета С.А. Абрамов, А.И. Вольский, А.Д. Жуков, А.А. Карелин, А.А. Котенков, А.Л. Кудрин, Ю.М. Лужков, Н.И. Меркушкин, Е.М. Примаков, И.К. Роднина, С.В. Степашин, П.И. Сумин, Ш.А. Тарпищев, В.А. Третьяк и др.
Такое вот созвездие имен, что большинству из них и титулы называть не нужно, слишком уж известны.
В своем вступительном слове В.В. Путин сказал о задачах и основных направлениях работы Совета. После чего председатель Госкомспорта РФ В.А. Фетисов доложил собравшимся о концептуальных подходах к развитию физической культуры и спорта в стране на период до 2010 г.
В обсуждении вопроса приняли участие олимпийская чемпионка И.К. Роднина, председатель комитета Госдумы А.Д. Жуков, П.И. Сумин – губернатор Челябинской области, заместитель председателя Госкомспорта России В.В. Балахничев, президент ОКР Л.В. Тягачев, представитель президента в Госдуме А.А. Котенков, Ш.А. Тарпищев и др.
В итоге был принят план работы Совета на 2003–2004 гг., а также создан ряд авторитетных комиссий и рабочих групп по самым различным направлениям и проблемам развития физической культуры и спорта в стране.
Таков официальный протокол.

Но после заседания Совета состоялась представительная пресс-конференция, из которой журналисты узнали много интересного, и мы с большим удовольствием поделимся этим с вами.
Первым слово на пресс-конференции взял председатель Госкомспорта России Вячеслав Александрович Фетисов. Вот что он рассказал.

Фетисов: Заседание Совета при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту, сам факт создания его можно без преувеличения сказать – событие историческое.
В Совет вошли представители государственных и общественных организаций, регионов, ветеранов спорта. Несмотря на свою широкую представительность, Совет призван быть мобильным, работоспособным, отчего численность его стремились сделать оптимальной. Созданы, как вы знаете, различные комиссии и рабочие группы, их возглавили весьма авторитетные люди нашей страны. Будем работать вместе, напрямую. Каждый начальник управления Госкомспорта будет ответственным секретарем того или иного органа. Вместе будут вырабатываться соглашения, общие решения, и затем они будут выноситься на Совет, нашему президенту. Полагаем, что Совет окажется действенным механизмом, способным помочь в решении различных проблем.
И тем не менее, несмотря на то что в Совет вошли авторитетные люди из властной элиты, я не думаю, что следует ожидать каких-то революционных изменений в ближайшее время. Предстоит напряженная кропотливая работа.
Частичные изменения, да, будут. Это прежде всего создание цивилизованного спортивного общества со всеми его составляющими. Прежде всего – необходимое законодательство. Закон, который действует в области физкультуры и спорта с 1999 г., устарел, отстал от жизни, от проблемы разделения полномочий, он, можно сказать, не устанавливает правил игры. Нет закона о профессиональном спорте. А в результате из одного, по существу, кармана идут средства и на большой спорт, и на массовый.
Широкий спектр проблем в создании спортивной индустрии в стране, в производстве инвентаря. На заседании поднимался вопрос о каких-то льготах для отечественных производителей. Ведь если для большого спорта можно приобретать инвентарь и оборудование за рубежом, то для массового спорта нужны свои, у нас в стране произведенные доступные товары.
Большая проблема – материально-техническая база. Нам надо иметь такие сооружения, на которых можно проводить соревнования самого высокого класса. На сегодняшний день таких сооружений у нас по пальцам перечесть. Даже Москва сейчас, на данный момент, не готова к проведению Олимпийских игр. Многие ее базы устарели, современным требованиям не соответствуют.
Задача задач – создание эффективной системы управления развитием физической культуры и спорта в стране, совершенствование нормативно-правовой базы, о чем я уже упоминал, повышение научно-образовательного потенциала и – повторюсь – базы, базы и инвентарь, и еще раз инвентарь.
В заключение заседания Совета Президент России отметил, что само заседание было хорошо подготовлено, и если мы все вместе, добавил он, будем также хорошо работать, тогда все задачи решим.

Роднина: Я первый раз присутствовала на таком заседании, где шел очень серьезный деловой разговор. Если раньше спортсменов пускали куда-то там, то в первую очередь затем, чтобы красиво представлять достижения советского спорта. Теперь иначе. На заседании в первую очередь было отмечено плачевное состояние массового спорта. Практически отсутствуют спортивные площадки во дворах, бездействует большинство школьных спортивных помещений и достаточно плохое, а, может, где-то и унизительное даже, положение преподавателей физической культуры и спорта, тренеров.
За последние годы много изменений произошло в школьных программах по разным предметам – математике, физике, литературе, я уже не говорю об истории. Единственным предметом, которого не коснулись изменения, – это физическое воспитание.
И наконец-то я услышала, что будут приниматься какие-то новые правовые нормы, законы. За последние 10–15 лет много чего изменилось в нашей экономике, культуре. Только у нас – ничего. Никакой защиты у спортсмена.
Это только в хоккее мы знаем, сколько нужно для подготовки классного спортсмена, сколько тратит наша страна. А фигуриста, скажем?
Мы практически потеряли, если говорить о фигурном катании, да и о многих других видах спорта, имеющих мировое значение, самое главное – наши тренерские школы. Конечно, в институте многому можно научиться, но опыт, специальные знания и навыки, они передаются, что называется, из рук в руки, из поколения в поколение. А у нас произошел разрыв в десять лет, которые трудно будет компенсировать. Потребуется много усилий педагогических, тренерских кадров. Они так быстро невосполнимы. Это золотой фонд страны, и мы не можем его утратить.

Сальников. Все понимают, в какой ситуации оказалась массовая физическая культура. Такой вот пример. По опросу, проведенному Госкомспортом, половина детей из всех видов спорта выбирает плавание. А у нас только пять процентов населения может пользоваться услугами бассейна, тренера.
Все наши успехи на Олимпиаде – это лишь верхушка пирамиды. И зачастую, к сожалению, спортсмены выигрывают в плавании не благодаря системе, а как бы вопреки ей. Лидеры предпочитают тренироваться вне сборной, находят свои пути, кто-то им помогает. Ну вы знаете Попова, звезду нашего плавания, – тренируется в Австралии! И благодаря этому он смог выдержать длительную спортивную карьеру и обеспечить себя в материальном плане.
Но когда-то надо начинать высказываться. Сейчас как раз такой момент, когда мы, объединившись, можем выстроить стройную структуру снизу доверху, которая дала бы возможность для развития массового спорта, а также послужила бы и спорту высших достижений.
Если в 80-х годах в стране было 10 плавательных центров, то теперь один! Сборная команда, выезжая на основную базу подготовки, платит за один человеко-день около 1400 рублей. Да дешевле поехать на Кипр, в Грецию, Испанию. Все это ненормально. Сейчас настал переломный момент, который мы все должны использовать. И он назрел уже настолько, что медлить никак нельзя. Я не хочу сказать, что с завтрашнего дня все будет по-другому. Это вопрос очень серьезный, и на его проработку и создание стройного механизма управления должно уйти какое-то время. Но я взираю на дело с оптимизмом: старания Фетисова по объединению усилий всех спортивных организаций, и не только их, должны дать свои плоды. Просто не может быть иначе. Если мы хотим чего-то достичь, нам следует не разбегаться в разные стороны, а быть вместе.
К сожалению, за последнее время получила распространение практика, когда федерации замыкались в себе, пытались самостоятельно решить все вопросы. У кого-то получалось, у кого-то не очень. Но в плавании, которое по традиции является спортом № 1 по массовости в мире, без государственной дотации, без бассейнов, которых, вы знаете, у нас очень мало, никакая серьезная программа осуществлена быть не может.
Сравним: по нормам Евросоюза на 20 тысяч населения положен один бассейн. А у нас в стране бассейнов всего 2–3 сотни, которые исправно функционируют как спортивные, призванные решать задачи обучения плаванию и росту мастерства. Я не говорю о банно-прачечных комбинатах с бассейнами, я о настоящих бассейнах говорю.
Сейчас была высказана идея о реализации программы создания тысячи доступных клубов в стране. Но наш начальный опыт с ФОКами вы все помните прекрасно. Их сделали настолько дешевыми, не приспособленными для решения важных задач, что они сами собой и умерли. Потому что нельзя заниматься физкультурой и спортом в подлинном смысле в сарае. Для этого должны быть соблюдены необходимые нормы и в эстетике тоже.
А в школе физра как была, так физра и осталась. Некое такое нарицательное, можно сказать, слово. И преподаватель по физре самый последний человек, поскольку ничего другого он делать не умеет. Вот это надо изменить и поставить с головы на ноги. Сейчас во многом задача Совета – донести эту мысль до тех организаций, до тех людей, которые способны решить ее на местах, помочь решить ее на государственном уровне.

Балахничев: Только 15% наших спортсооружений могут предоставлять оздоровительные услуги по существующей норме. Что же касается производства спортинвентаря и оборудования, то статистические данные на этот счет есть только по 1995 г. Так вот, по сравнению с 1988 г. в стране производится только 6% того, что было ранее. В 1988 г. было до тысячи наименований спортивной продукции. Подавляющее большинство предприятий к 1995 г. прекратили свое существование.
Эти вопросы были подняты на заседании Совета и нашли отклик у президента. Он просил нас разработать предложения, чтобы на основании их были даны поручения соответствующим министерствам и ведомствам для исправления положения. Вячеслав Александрович должен в ближайшее время доложить этот вопрос. Среди всего прочего мы хотели бы предложить совместное использование весьма неплохих баз, которые были созданы в Газпроме, в РАО «ЕС» и других концернах. Использовать сеть спортсооружений общеобразовательных школ, создавая там спортивные секции, организуя занятия по физической культуре и спорту. Необходимо также продумать вопрос о доступности баз инвалидам. И, конечно же, создание условий для занятий по месту жительства. Петр Иванович Сумин, выступая на заседании Совета, сказал, что у них в области введены ставки инструкторов физкультуры и спорта для работы с населением по месту жительства. В Советском Союзе существовало правило отчисления 3% коммунальных платежей для организации работы по месту жительства. Предложено вернуться к такой практике.
По производству инвентаря и оборудования было внесено предложение о выделении 70 миллионов рублей Минэкономразвития в течение 67 лет для осуществления госзаказа нашим предприятиям.

Все вопросы материально-технической базы подробно были рассмотрены на заседании Совета.

Тарпищев: Я хочу кое-что добавить в развитие тех мыслей, что уже высказывались здесь моими коллегами.
Самое главное, на мой взгляд, еще раз подчеркнуть, что впервые создан такой представительный орган – Совет при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту, который рассматривает всю сферу нашей отрасли по всем направлениям. И, наверное, о будущей работе Совета можно судить по тем комиссиям, что были организованы, и по тем задачам, которые поставил президент, – это глобальное участие государства в развитии физической культуры и спорта в России.
К сожалению, существующая ныне система управления спортом не соответствует требованиям изменившегося времени. По многим причинам. Прежде всего, как сказал Вячеслав Александрович, та законодательная база в нашей области, что была создана в 1999 г., была смещена в сторону общественных организаций. На сегодня это не соответствует интересам страны как государства ни с точки зрения спортивных достижений, ни с точки зрения выполнения крайне необходимых задач – укрепления здоровья нации, развития массового спорта. Известно, массовость рождает кумиров, звезд спорта, а кумиры, в свою очередь, множат ряды активных поклонников спорта. В настоящее время эта связь – увы! – утеряна.
И, наверное, одна из первейших задач Совета – выработать рекомендации и предложения по всем этим аспектам. С этой целью и были предложены Вячеславом Александровичем комиссии для обсуждения на Совете.
Парадоксально, но факт, что ныне государственный орган, призванный, казалось бы, решать стратегические задачи, не может на сегодня эффективно влиять на развитие спорта высших достижений. Нет у него на то реальных рычагов и механизмов.
Я часто выступаю по радио, телевидению, и зрители, слушатели меня спрашивают: вот плохо дела идут в футболе, почему же Госкомспорт России не может вызвать Колосова, повлиять на те или иные решения федерации? Не может. Потому что общественные организации абсолютно не подчиняются государственному органу. Хотя государство как бы отвечает за развитие физической культуры и спорта в стране, финансирует детско-юношеские спортшколы, резервы, ближайшие резервы. А когда дело касается подготовки к Олимпийским играм, другим соревнованиям высшего порядка, приоритет переходит к общественным организациям, которые ни перед кем не отчитываются. Возникает конфликт интересов. Не Министерства спорта и общественных организаций, а конфликт понятия государственной деятельности в области физической культуры и спорта. А в итоге – и это самое страшное – мы в спорте высших достижений теряем методическую вертикаль. То, чем силен был Советский Союз. Именно благодаря этой вертикали мы занимали ведущие позиции в мире.
А сейчас в силу различных таких разногласий мы можем потерять эту вертикаль окончательно в ближайшие два-три года. И в перспективе нам надо будет очень и очень долго доставать весь мир. Это реальная картина и одна из больных тем, которые снова возникнут уже на ближайших Олимпийских играх. Вопрос, кто будет отвечать за них, открыт. Пока еще государственный орган не имеет таких полномочий.
А необходима такая система управления, когда бы государственный орган решал и отвечал за глобальные задачи.
В прессе пишут, что американский спорт имеет бюджет в один миллиард долларов. Государство не помогает ни одной общественной организации, но законодательная база работает так, что общественные организации, в том числе и олимпийский комитет, сами зарабатывают эти деньги и выступают. Одна реклама в Америке дает коэффициент 7,5, в Европе – 3,5, а в России – 0. А это те деньги, что должны обратно идти на спорт, на детей и так далее. Та же ситуация и по спонсорству.
Естественно, что модель системы управления на сегодняшний день будет временной, переходной, пока не выйдет законодательная база. А она делается от 4 до 6 лет. За это время в той ситуации разорванности спортивного движения можно просто умереть.
Поэтому задача совершенствования модели управления – глобальная.
Есть разные федерации, иные не могут ничего заработать и находятся на дотации. Есть федерации, которые как-то справляются сами и выживают. Дать и тем и другим методическую вертикаль, о которой я уже говорил.
Ясно, что свою промышленность надо развивать. Надо придумать такие механизмы, чтобы она могла встать на ноги и быть конкурентноспособной с западной. Если насыщать дешевым иностранным спортивным инвентарем наш рынок, наша промышленность никогда не встанет на ноги. Это все звенья одной цепи.
На Совете было рассмотрено много спорных вопросов и спорных предложений. Для того, чтобы определить оптимальный путь развития. Поэтому Совет надо рассматривать как ту консолидирующую силу, когда разные мнения и разные точки отсчета превращаются в единое целое, вырабатываются рекомендации наилучшего управления спортивным движением. Это, наверное, главное.
Но я не завидую Вячеславу Александровичу. Сам был министром спорта и советником президента. Тот пласт проблем и те задачи, что стоят перед физкультурно-спортивным движением, невозможно решить в ближайшие три-четыре года. Сейчас можно создать лишь базисную основу развития, чтобы в перспективе к 2012 г. спорт наш был настолько же непобедим, как в Советском Союзе. В каждой федерации чтобы было 7–8 резервных составов. Сегодня они истощены и равны нулю. Это надо объективно представлять. И чтобы ни говорили о том, сколько медалей мы выигрываем на сегодняшних чемпионатах мира, это несравнимо с тем, что будет на Олимпийских играх. Голый подсчет тут абсолютно неуместен. Потому что конкуренция несравнима.
Китай в 2008 г. несомненно выиграет свои Олимпийские игры, то, что они делают, – это отдельная тема. И делают, используя разработки Советского Союза и наших специалистов. К сожалению, так получается, что спорт на сегодня – это колоссальный бизнес.
Нам деньги никто со стороны не даст. Задача Вячеслава Александровича вместе с комиссией добиться того, чтобы заработало внебюджетное финансирование в том цивилизованном процессе, который может быть в нашем физкультурном движении. Это и спортивные агентства, и ассоциация профессионального спорта, и многие другие вещи.
Заканчивая, я бы так сказал: работы очень много, спектр ее очень большой. И наша задача – всеми силами помочь председателю Госкомспорта России Вячеславу Александровичу Фетисову.

В заключение участники пресс-конференции ответили на вопросы журналистов.

Записала Н. ШКОЛЬНИКОВА

 

Рейтинг@Mail.ru