Когда бывают счастливы дети
Заметки с VI смотра-конкурса «Мастер
педагогического труда» по внеучебным формам
физкультурно-оздоровительной и спортивной
работы в Северо-Западном регионе России
Из школы в школу по неровной дороге
Вологда встречала участников конкурса
таким желанным всегда для северян солнцем,
кружевными морозными узорами и горячими
пирогами. Было тепло, дружески уютно, но, как и на
всяком конкурсе, волнительно и даже несколько
тревожно.
Одним из последних по времени
смотр-конкурс «Мастер педагогического труда»
прошел в 2002 г. в Северо-Западном регионе
страны. За двухлетний перерыв с предыдущего
конкурса спортивные педагоги, наверное, успели
соскучиться по столь масштабному общению, а
главное, по желанию показать все новое, что
появилось в школе, точнее, в спортивном зале, в их
арсенале педагогических средств. И в который раз
хочется выразить от имени спортивных педагогов
большую благодарность физкультурно-спортивному
объединению «Юность России», вот уже 10 лет
уверенно ведущему этот конкурс, несмотря на все
препоны и подводные камни, встречающиеся на его
пути. В конце прошлого года (2002-го) объединение
обрело новый статус, преобразовавшись из
общественного в государственно-общественное
объединение, а значит, обрело новые права и
возможности. Но одной из первых обязанностей и
забот стала организация очередного, VI
смотра-конкурса «Мастер педагогического труда».
В Вологду съехались представители
почти всех северо-западных регионов: Мурманской,
Архангельской, Вологодской областей, республик:
Карелии, Коми, Ненецкого автономного округа,
города Санкт-Петербурга – городских и сельских
образовательных учреждений этих территорий.
Словом, это был праздник педагогов Севера. И,
конечно, прежде всего детей Севера, делегирующих
на конкурс своих самых любимых учителей.
Начну с Крайнего Севера, а точнее, с
тех, кто появился в истории этого смотра-конкурса
впервые – делегации из Ненецкого автономного
округа. Дети Севера – это ставшее почти идиомой
словосочетание обросло уже и легендами, и
небылицами, и устрашающей статистикой,
свидетельствующей о неблагополучии со здоровьем
детей. Не буду приводить ее, на слуху у всех
показатели нездоровья и слабой физической
подготовленности подростков во всех регионах
страны. Но вот такой факт. Директор муниципальной
начальной школы-сада Ольга Дмитриевна Ганичко,
бывшая в делегации, с упоением рассказывала об
успехах своих экологических программ и о
выигранном гранте, направленном на оздоровление
детей. Выбирая сувениры, неожиданно для меня
остановилась перед искусственной елкой. «У вас
не хватает своих, натуральных?» – ответ был строг
и неумолим: «С первых лет мы воспитываем детей в
любви к природе, к охране ее». Приехавшие с ней в
Вологду педагоги не пропустили, наверное, ни
одного выступления на конкурсе, собирая все
ценное в свою копилку педагогических идей. В том
числе и экологических. Об одном из участников
этой делегации – Викторе Павловиче Булгакове
хочется сказать особо. Он, наверное, мог бы стать
одним из патриархов конкурса, после пятидесяти
лет учителя физкультуры редко бывают уже
способны соревноваться с молодыми. Здесь
энтузиазм и страстное желание – не обязательно
победить, а именно обратить внимание на
маленький мужественный народ, на его
сопротивляемость всем невзгодам, на его мужество
и стойкость – двигало Виктором Павловичем. Не
месяцы – годы он убеждает всех, что народные,
национальные игры, национальные виды спорта это
лучшее средство физического, да и вообще общего
воспитания и развития детей и подростков.
Крайний Север, говорит он, имеет
богатейшую историю национальных игр, до сих пор
их сохранилось сотни. Еще много веков назад люди
воспитывали в норах детей, и особенно мальчиков,
для жизни в сложных климатических условиях. И
использовать опыт предков он считает своей
обязанностью. Его выступление в антураже
северного сияния с главными героями –
охотниками и рыбаками в национальных костюмах, с
появлением почти всамделишных оленей, на рога
которых так хорошо набрасывать кольца, с
тюленями и гагарами – помните в «Буревестнике»
картину: чайки мечутся над морем? – произвело
впечатление открывшей занавес сказки. По форме
это и был праздник оленевода с играми,
состязаниями, появлением шамана-кудесника,
мчавшимися наперегонки санками. И награждением
победителей – нет, не медалями, а по охотничьим
обычаям – шкурками. А приоткрыв завесу, во всем
этом можно было видеть отработку у детей самых
обыкновенных физических качеств – силы,
скорости, ловкости. Виктор Павлович более 30 лет
живет на Севере (хотя он южанин), сам охотник и
рыболов. Угощал пойманной дома рыбой. А после
узнали, что эта рыба чуть не стоила ему жизни –
захлестывали волны, запутав вокруг тела
рыболовные сети, приближался, как говорят, уже
девятый вал, и спастись можно было лишь
мгновенной реакцией на него. Впрочем, зачем
пересказывать перипетии борьбы… Мне сразу
вспомнился хемингуэевский «Старик и море» –
пусть не обидится Виктор Павлович: вот уж
стариком его никак не назовешь.
Еще одно дополнение: «болеть» за него в
Вологду приехал его друг Константин Николаевич
Казацкий, допускаю, что и подвигнувший Булгакова
на участие в конкурсе. Казацкий – дважды
чемпион этого конкурса, взялся помочь другу. Но
не успели, к сожалению, они довести все номера до
кондиции. Мчались вдвоем на машине, загруженной
самодельным инвентарем, к месту старта. Мерзли,
ломались. Успели. Но победителями не стали. Но
разве в этом счастье, ведь показали свой край,
свою школу. Спасибо!
Номинация общеобразовательных школ и
оказалась в Вологде самой многочисленной. Не
удивительно – так оно ведь и в жизни. Но к этому
шли долго, первые годы преобладали педагоги
профессиональных училищ, внешкольных учреждений
– домов и дворцов пионеров. Но где они теперь? Но
не об этом здесь и сейчас. А о школах. Об учителях
физкультуры, всех их даже без подсчета очков
можно назвать если не победителями, то
лауреатами конкурса. Ведь внеклассная,
внешкольная, как обозначено в Положении
конкурса, работа сейчас идет далеко не во всех
школах, да и уроки физкультуры даже в Москве
проводятся не во всех школах по причине самой
главной – нехватки педагогов.
Так честь и хвала учителям, считающим
школу своим родным домом и не покидающим его даже
в самые тяжелые времена.
Итак, теперь о победителях этой
номинации – Наталье Николаевне Жильевой из
школы № 5 г. Вологды и Игоре Александровиче
Тишкове из гимназии № 5 Санкт-Петербурга.
Маленькая хрупкая женщина, грациозно
вышедшая в зал и приведшая за собой столь похожих
на себя учениц-десятиклассниц. В их возрасте,
конечно же, очень многие думают не только о
красоте души, но и о внешности, теле. Преподавать
девочкам девичье, а мальчишкам мужское – на это
давно были ориентированы лучшие спортивные
педагоги. В школе № 5 г. Вологды так оно и есть.
И собственным примером, и всеми средствами,
которыми богата педагогика и культура
физическая, подтверждают это. Одно из них
популярнейшая аэробика, еще лет десять назад
бывшая в диковинку в школах, а ныне ставшая чуть
ли не самостоятельным предметом, в котором тоже
свои законы. Не только движения, но главное –
реакция ребенка на нагрузку. Учитель обязан в
каждую минуту видеть каждую девочку. Слаженно,
быстро, как некогда курьерский поезд, прошло
40-минутное выступление Жильевой. Даже замеченные
судьями ошибки не снизили общего высокого балла
за выступление.
Под стать была и аэробика Светланы
Савельевны Радишевской из гимназии № 1
Североморска Мурманской области.
Второе место и возможность тоже
участвовать во Всероссийском финале
смотра-конкурса «Мастер педагогического труда»
завоевал Игорь Александрович Тишков,
преподаватель гимназии № 5 Санкт-Петербурга, с
темой «Фризби как средство развития физических
качеств» – еще мало знакомой школам. В показе
участвовали лишь мальчики, и надо было видеть,
как многогранно и многофункционально
использовались в занятиях, казалось бы, давно
приевшиеся нам пластиковые тарелки или диски. В
этом признался и сам учитель, однажды
подглядевший, с каким интересом на небольшой
площадке играют дисками иностранцы, не знал, что
это игра уже давно изобретена. Но главное то, что
и на долю других остались в ней десятки
неиспользованных возможностей. Диски подключают
к различным подвижным и спортивным играм. Это
было открытие, это было ново в свое время для
Тишкова, а здесь, на конкурсе стало новостью для
его коллег. Ученики же его школы во время поездки
в Америку раздобыли и привезли правила, которые
он, кстати, размножил и раздал в Вологде.
По давним меркам конкурса именно
новизна методики, нововведения в обучение детей
и должны составлять главные критерии оценки. Но
не так легко дойти до этого учителю, не так легко
с уверенностью рекомендовать другим. Игорь
Александрович стал таким пропагандистом, что
изобрел многие новые аспекты применения
простейшего инвентаря. А это ведь сегодня
особенно важно – нет или не хватает в школах
мячей, а купить их не хватает денег. И по
сравнению с сотнями рублей за один мяч
десятки – за диск кажутся мелочью.
А в каком упоении были мальчики,
впрочем, отнюдь не мальчики – старшие школьники
из 41-й школы Вологды, в залах которой и проходил
конкурс. Директор школы Олег Васильевич Молодцов
тут же пообещал ребятам купить для школы тарелки.
Кстати, в Санкт-Петербурге не без помощи гимназии
создан уже клуб «Фризби», и еще в 1998 г. проходил
турнир с участием 12 команд. А во всем мире 75 стран
признали эту игру своей. Теперь, надо надеяться, и
в Северо-Западном регионе школы узнают об этой
игре, имеющей не только спортивную, но и большую
оздоровительную направленность, ведь играть-то
не хуже, чем в зале – на открытой площадке, даже и
на заснеженной. А как засиделись наши ребята под
крышами. Даже в Вологде, на этой встрече северных
школ, в такие солнечные, снежные и просто
хрустальные дни ни одно занятие не было
проведено на свежем воздухе, ни один показ зимних
игр. Да что говорить, трудно поверить, но ведь и
лыжи, исконный вид спорта, не попал в программу
выступлений, не говоря о коньках. Впрочем, ведь не
злонамеренно во многих школах просто-напросто
отменили лыжные уроки по причине, вроде бы
лежащей на поверхности, дороговизны инвентаря, а
если глубже заглянуть – и по причине
трудоемкости этого раздела школьной программы.
Но какой же русский, россиянин не любит быстрой
езды – на лыжах тоже.
И потому, честно говоря, как ни
старались педагоги показывать на паркете
калейдоскопы зимних игр и развлечений
замечательных в чистых, ухоженных спортивных
залах 41-й школы, как всем не хватало при этом
глотка свежего воздуха. Даже и таким показам, как
говорят, выходящим из ряда привычных, какие были
у Валентины Юрьевны Антонкиной из школы № 6
Петрозаводска и у Сергея Юрьевича Гудкова из
школы № 16 Вологды. И оставившие особенно
большое впечатление программы Константина
Викторовича Доможилкина – учителя школы № 20
Северодвинска Архангельской области.
Разыгранный учителем спортивный праздник
назывался, может быть, и несколько претенциозно
– «Компьютерная страна – путешествие в
виртуальную реальность», но затронул многие души
и сердца, став отражением проблем сегодняшнего
дня. Бороться с компьютероманией, поражающей все
новые и новые слои детей, начиная уже с младшего
возраста, можно только весело и зажигательно,
когда сам учитель увлечен играми, от него
зажигаются огоньки в глазах детей. Таким вышел на
арену Константин Викторович, и закрутилась
карусель, начавшаяся с разведения костерка, у
которого обогрелись и поверили в учителя дети. Со
сборов – с рюкзаками за плечами – в трудную
дорогу, где предстояла им встреча с монстрами,
надо понимать, нынешними нашими, мягко говоря,
перекосами в жизни. Бороться с ними может ведь
только сильный, только мужественный человек. Вот
и надо воспитывать детей умеющими взобраться на
высокий помост, пробежать в кроссе, преодолеть
пропасть. И все это в непрерывном движении, в
темпе. Вечный двигатель, вечное движение. Но вот и
подсказка для тех, у кого нет спортивных
просторных площадей, соединить вместе
старшеклассников с малышами и дать задания тем и
другим с взаимопомощью, а главное, интересом друг
к другу. Не это ли задача воспитания, в том числе
физического воспитания? А нагрузки в таком
занятии могут показаться и виртуальными – и
плотность занятий, и даже иногда риск – спорт не
бывает без него. А еще и большое взаимопонимание
– кажется, учителю и нечего делать. А в конце и он
прошелся акробатической дорожкой.
Наверное, ни одному Доможилкину
хотелось приблизиться к реальностям нынешнего
дня.
В программе Валентины Викторовны
Грасевич из 38-й школы Петрозаводска значилось:
«Спортивный праздник "Властелин колец"» –
вроде бы согласно с покоряющей сейчас юных
книгой американской писательницы и с желанием,
чтобы ее прочитали все. Но задача ли это учителя
физкультуры, да и стоит ли внимания учителя
литературы по своим художественным достоинствам
книга? А праздник как праздник. Можно ведь
провести его и под знаком народного эпоса.
Не в критику, а в обиду за наше, свое,
истинное.
Порадовало, что еще не окончательно
ушел туризм из наших общеобразовательных школ,
хотя опять же спрятался под крышу.
Что сказать еще о тенденциях в
развитии физкультуры общеобразовательных школ,
как в зеркале отразившихся на конкурсе? А иначе
ведь и быть не могло. Очень замедленное это
развитие. Не увидели мы гимнастики – ни
спортивной, ни художественной, куда же
разбежались девочки с лентами и обручами, если уж
гимнастические снаряды учителя клянут как могут
и, думаю, не по причине их отсутствия, а тоже из-за
сложности проведения занятий на них, обеспечения
безопасности. Нет, не может аэробика заменить
классическую гимнастику, хотя бы и в вольных
только упражнениях.
А на аэробике горят уже страсти между
учителями и учениками и даже судьями. Очень
пристрастное к ней отношение. Ну не об этом речь,
а о том, как удержать школьную физкультуру от
оскудения, как не замутить чистых грез наших
девчонок о себе как личности, как помочь
мальчишкам с возмужанием, и всем им – с
проявлением интереса к учителю, к себе, к тому,
как быть или еще только стать сильным и
выносливым.
О продолжении конкурса среди
преподавателей профессиональных училищ, детских
садов и детских внешкольных учреждений в
следующий раз.
Продолжение следует
Маргарита ШАРГИНА,
наш специальный корреспондент
г. Вологда
Фото Л. ЛАРИОНОВОЙ
|