В.Г ЯКОВЛЕВ
Играя, дети учатся жить
Игры в начальной школе
Игры с разделением коллектива на
группы (команды)
«Музыкальные змейки»
Описание игры. Играющие строятся в
несколько колонн по одному. Колонны
располагаются рядом (на расстоянии 2–3 шагов одна
от другой) в определенном месте площадки. Каждой
колонне присваивается свое название, например,
«Пехотинцы», «Матросы», «Летчики», «Танкисты» и
т. д. В соответствии с наименованием для каждой
колонны подбирается определенный мотив,
например, «Яблочко», «Марш танкистов» и т. д.
Игра ведется под музыку (под аккомпанемент рояля,
баяна и т. п.); мотив указывается руководителем
или меняется по усмотрению аккомпаниатора.
Каждая колонна, услышав свой мотив, начинает
движение (обычным или заранее условленным
танцевальным шагом и с пением). Со сменой мотива
двигавшаяся колонна останавливается и начинает
движение другая. Каждая колонна передвигается в
любом направлении, вследствие чего колонны
занимают самые различные положения и
переплетаются между собой. В известное время по
сигналу руководителя раздается отрывистый
аккорд. По этому сигналу дети разбегаются
(врассыпную) и стараются быстрее построиться в
колонны на прежних местах. Участники игры, позже
всех построившиеся в колонну, проигрывают.
Правила игры:
1. При передвижении в колонне дети
должны соблюдать между собой надлежащее
расстояние (длина вытянутой вперед руки).
2. Участники игры должны стараться проделывать
движения стройно, согласованно, под музыку.
Примечание. Не следует слишком
часто менять мотивы. Не рекомендуется обрывать
музыкальную фразу. При выявлении победителей
колонна считается правильно построенной в том
случае, когда все игроки заняли в ней свои места и
успокоились.
Типичные движения: ритмическая
ходьба; быстрые короткие перебежки.
«Все к своим флажкам!»
Описание игры. Играющие разбиваются
на 3–4 группы. Каждая группа становится в кружок.
В центре каждого кружка находится один игрок с
цветным флажком в вытянутой вверх руке. По
первому сигналу руководителя (хлопок в ладоши)
все дети, кроме игроков с флажками, разбегаются
по площадке. По второму сигналу разбежавшиеся
игроки останавливаются, приседают и закрывают
глаза, а игроки с флажками по указанию
руководителя переходят на другие места.
После слов руководителя «Все к своим флажкам!»
играющие открывают глаза и спешат к флажку
своего цвета с тем, чтобы первыми построиться в
круг; группа, построившаяся в круг последней,
проигрывает.
Правила игры:
1. Игрок может сменять руку, в
которой он держит флажок.
2. Закрывать глаза надо на честность, без
обмана.
3. Кружок считается построенным, если он
ровный, игроки стоят спокойно, взявшись за руки.
Типичные движения: короткие
перебежки.
«Пятнашки маршем»
Описание игры. На расстоянии 3–4
шагов от каждой из противоположных коротких
сторон площадки чертится по одной линии.
Играющие, разделившись на две команды, равные по
количеству игроков, строятся в шеренги, каждая за
своей линией.
По команде руководителя игроки одной из шеренг,
сохраняя равнение, шагают вперед. Когда эти
игроки приближаются к игрокам противоположной
шеренги (команды) и находятся от них на
расстоянии 5–7 шагов, руководитель неожиданно
подает сигнал. По этому сигналу игроки
подошедшей шеренги быстро поворачиваются кругом
и убегают к себе за черту, а игроки другой команды
выбегают вперед, стараясь догнать убегающих и
остановить их касанием руки.
Убегающие игроки, настигнутые игроками
догоняющей команды, останавливаются на том
месте, где они были настигнуты. Руководитель
подсчитывает количество остановленных игроков.
После этого обе команды вновь занимают прежние
места за своими линиями. Остановленные игроки
возвращаются к своей команде. Затем игра
продолжается, но по сигналу руководителя шагают
вперед игроки другой шеренги. Игра повторяется
несколько раз, причем руководитель вызывает
команды на «марш» поочередно. Выигрывает
команда, у которой (при равном количестве
вызовов) окажется меньшее количество
остановленных игроков.
Правила игры:
1. Марширующим игрокам нельзя
останавливаться или отставать от товарищей до
сигнала к бегу.
2. Игроки догоняющей команды не могут выбегать
из-за своей черты раньше поданного сигнала.
3. Игрок, выбежавший за пределы площадки,
считается остановленным.
Примечание. При большом количестве
играющих их можно разделить на четыре команды и
расставить по четырем сторонам площадки, имеющей
форму квадрата. По сигналу руководителя каждая
команда по очереди выходит к противостоящей
шеренге.
Игру можно варьировать, например, перед сигналом
к бегу руководитель предлагает марширующей
шеренге обозначить шаг на месте, остановиться,
встать на одно колено или присесть и т. п.
Типичные движения: перебежки догоняя (или
убегая) с увертыванием. |