Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №11/2003

ИНТЕРВЬЮ НА ВАЖНУЮ ТЕМУ
 

Государственный подход

Я позвонила Валерию Владимировичу Кузину, чтобы напомнить ему о его обещании дать интервью нашей газете и определить время встречи. Где-нибудь через день-другой, недельку, – думала я. А он сказал: «Приезжайте прямо сейчас. Можете?» – «Сейчас...» – в голосе моем прозвучало, видно, нечто такое, что Валерий Владимирович как хороший баскетболист тут же, ни на секунду не задерживаясь, перебросил мне пас: «А вы что, не мобильный человек?» Это уже был вызов. Сам-то Кузин куда как мобилен. Достаточно лишь назвать поприще, далеко не единственное, на котором он разворачивает свою деятельность: депутат Государственной думы, академик, вице-президент Олимпийского комитета, президент Попечительского совета Российского государственного университета физической культуры и спорта и туризма.
Не так давно он даже возглавлял альпинистскую экспедицию в Антарктиду. Наша газета писала об этом. Беседа состоялась в тот же день.

Валерий Владимирович Кузин

– Валерий Владимирович, у вас очень много аспектов деятельности. Мы уже собственно назвали их. Но сейчас, в начале нашего разговора, меня, да и наших читателей, думаю, тоже, интересует в первую очередь самый главный, наверное, на сей момент раздел вашей деятельности – думский. Что как депутат Думы сделали вы по защите интересов спорта, тем более вы ведь возглавляете думский подкомитет по физической культуре и спорту. Расскажите, что вам удалось сделать, что, может, не удалось, и чего бы вы хотели еще добиться как депутат, какие, возможно, провести законы или постановления, чтобы нашему детскому спорту в первую очередь было легче?

– У нас прошло недавно сотое юбилейное заседание комитета, у меня готов информационный материал по деятельности подкомитета по физической культуре и спорту. Он полностью отвечает на ваши вопросы. Там есть конкретные данные, что сделано, какие проблемы еще существуют... Все это в письменном виде вам вручу и вы получите полноценный ответ...

–Мы этот материал, если не возражаете, опубликуем вне рамок нашего интервью, параллельно с ним. А пока продолжим нашу беседу. Вот на днях буквально в нашем издательском доме «Первое сентября» редакцией газеты проведен педагогический марафон, как мы называем. Это своеобразные педагогические чтения, на которые собирались учителя физкультуры из разных городов. И по итогам их и в результате других каких-то впечатлений я поняла, что у нас есть разные точки зрения на реформу преподавания физической культуры в школе, этой основы основ разносторонней подготовки молодежи. Вот вы возглавляете университет, готовящий среди очень многих других профессий и учителей физкультуры. И тема эта вам, думается, небезразлична. Так вот одна точка зрения такова, что в школе должны быть два или лучше три урока, при этом учитель физкультуры может дать одно содержание урока или другое, занятия могут быть строго нормированные или, как сейчас, со свободой выбора, что больше приветствуется, авторские программы и прочее... Или же – другой взгляд – вывести эти уроки, так сказать, за сетку учебных часов и сделать нечто вроде секций, клубов...

– На сегодняшний момент я думаю, как таковая дискуссия эта зашла в тупик. Эта дискуссия давняя. Почему же она зашла в тупик? Потому что в прошлом году была совместная коллегия министерства образования и Госкомспорта Российской Федерации, на которой как раз и было принято решение об увеличении на один час еженедельных занятий для школьников. Иными словами, фактически мы с вами имеем признание того, что физическая культура должна быть в обязательной сетке часов, и сетка эта должна быть расширена, признание со стороны ведущих органов управления, со стороны по сути правительства. Такова на сегодня официальная позиция.
Но как ученый, я могу вам сказать: если бы была придумана форма, открылась возможность, которая позволяла бы действительно создать условия для 99,9 процентов школьников, чтобы они действительно во внеучебное время занимались физкультурой и спортом, а в течение непосредственно учебного дня у них просто были бы какие-то разминки, пятиминутки и еще что-то, ведь в любом случае физическая активность, учитывая количество учебных часов, объем получаемой школьниками информации, очень нужна, хотя бы по 5–10 минут по нескольку раз в день, то наверное я лично был бы за второй вариант развития школьной физкультуры. За то, чтобы она проводилась в основном во внеучебное время. Это, на мой взгляд, послужило бы еще хорошей организацией досуга детей и подростков, они привыкали бы в свободное время заниматься своим здоровьем, своим совершенствованием, в том числе не только физическим, а и психологическим – совершенствованием своего характера.
Давно известно как данность не только ученым, но и всем нашим людям, что спорт подготовил огромное количество бизнесменов, юристов, милиционеров, даже бандитов, т. е. людей дела. А почему он их подготовил? Потому что спорт воспитывает такие качества, как твердость характера, умение добиваться своей цели, умение противостоять трудностям, неудачам, внешним влияниям, особенно психологическому влиянию. Все это воспитывается спортом. И потому это было бы идеально... Такая, знаете, страна-утопия. Но я не хочу уподобляться Томасу Мору и его сподвижникам, авторам известной прекрасной сказки...
Приходится говорить о сегодняшних реалиях, и я, конечно, думаю, что должны быть три урока. Однако я не рад тому, что мы, как всегда, принимаем положительные решения, т. е. хотим как лучше – здесь без Черномырдина не обойтись, – а получается как всегда. За этими решениями были голоса, в частности мой голос был, что нужно рассмотреть увеличение фондов оплаты труда, увеличение штатов сотрудников, проверить оснащенность школьных залов, т. е. создать комплексную программу, ну если не революционную, то хотя бы эволюционную. Скажем, лет на пять сделать специальную программу «Физическая культура в школе» не с точки зрения содержания. Содержание мы стараемся подгонять, и сейчас уже существует достаточное количество учебников по физической культуре в школе для 1-го, 2-го классов. Сейчас вышел очень хороший учебник, одним из авторов которого являюсь и я (сам себя рекламирую), для 10–11-х классов. Там даются теоретические знания и методическая подготовка, вырабатывающие умение человека следить за самим собой, за своим физическим состоянием и здоровьем.
Но требуется комплексно по России решить проблему оснащения спортивных залов, обучения преподавателей, стимулирования их заработной платы. Ведь фактически мы с вами увеличили занятия на 50 процентов, т. е. вместо двух уроков сделали три, как ни считай, один урок – это одна треть, достаточно серьезное увеличение. И здесь без проработки различных подзаконных актов, конечно, тяжело, и сейчас мы сталкиваемся с этими проблемами. Я думаю, они будут решены, главное не потерять темп. Деваться некуда. Просто это необходимо.
Так что сам по себе вопрос: будет ли физическая культура или не будет в сетке часов снят: она будет и обязательность занятий нужна. У нас демократия, но не надо превращать ее в анархию. Государство должно в какой-то мере не только заботиться и предоставлять условия, но и диктовать своим молодым гражданам, что они обязаны, если хотите, быть здоровы, чтобы девушки могли рожать здоровых детей, мужчины могли трудиться или защищать Родину...

Окончание в газете "Спорт в школе" №11/2003г.

Беседу вела Нина ШКОЛЬНИКОВА

 

Рейтинг@Mail.ru