Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №14/2003

ПО ЗАКАЗУ ЧИТАТЕЛЯ
 

Фризби

Уважаемая редакция! Здравствуйте!
С большим интересом прочитала заметки с VI смотра-конкурса «Мастер педагогического труда».
Я тоже участница этого же конкурса, только юга России, заняла 3-е место.
В вашей статье меня заинтересовало выступление И.А. Тишкова – преподавателя гимназии Санкт-Петербурга с темой «Фризби – как средство развития физических качеств». Есть ли возможность связаться с ним и приобрести экземпляр правил игры? Если можно, посодействуйте!
О.П. МАНВЕЛОВА,
преподаватель физкультуры
КРАСНОДАР

ИСТОРИЯ И ПРАВИЛА ИГРЫ

Основной задачей каждого урока и всего учебного процесса является укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию детей, обучению их важным двигательным навыкам и умениям; применение физических упражнений и игр с использованием средств закаливания – солнца, воздуха и воды.

Решая задачу всестороннего развития и оздоровления учащихся, необходимо воспитывать у детей чувство дружбы, коллективизма, дисциплины. Все эти задачи решаются новой спортивной игрой «Фризби», так как она проводится как в помещении, так и на воздухе, игра командная. Фризби позволяет развить все физические качества, как и в других игровых видах спорта.

Фризби – командная спортивная игра с участием двух команд. Но можно заниматься и индивидуально, в парах, что расширяет круг занятий не только на площадках, но и во дворе, сквере, на пляже, содействует активному отдыху.

Фризби является подводящим средством в обучении баскетболу, гандболу, футболу.

История фризби

В 1947 г. в Америке в одной из кондитерских школ в перерыве между занятиями студентам нечем было заняться, и от скуки они стали бросать крышки от кастрюль.

Это увидел конструктор Фред Моиссон и уже в 1948 г. из пластиката изготовил первую летающую тарелку.

Новое изобретение приобрело популярность, ибо форма тарелки напоминала популярное в то время НЛО. Первые соревнования состоялись в 1954 г. в одном из университетов.

В 1967 г. учредилась Международная ассоциация фризби. В этом же году, в одной из высших школ Колумбии родился альтернативный фризби, уже через год состоялся первый турнир. Сейчас в мире 66 государств, официально зарегистрированных в федерации фризби.

Существуют мировые рекорды:

  • на дальность летающих тарелок:

  • рекорд у мужчин – 207 м,

  • у женщин – 137 м;

  • метнув тарелку в беге и поймав ее:

  • рекорд у мужчин – 93 м,

  • у женщин – 60 м.

  • Самый быстрый бросок – 160 км/час.

Виды фризби

Существуют 9 официальных видов фризби: 2 – командные игры и 7 – индивидуальные виды. У каждого свои правила. Наиболее применимы в школе, легки в объяснении и не нуждаются в особых знаниях техники – альтернативный фризби, фризгольф и дискатлон.

Дискатлон

У играющего два диска. Выбрасывается один диск, пока он летит, выпускается второй диск, когда второй летит, первый ловится в беге, и игрок с диском продолжает бежать в указанном направлении.

Игру начинают со стартовой линии и по стартовому сигналу диск бросают. Побеждает тот, кто закончит всю дистанцию. Время заканчивается в тот момент, когда диск пересекает финишную линию.

Фризгольф

Это индивидуальная игра, и играют в нее наподобие гольфа. Считаются все броски от стартовой линии до финиша. Игра проводится на открытом воздухе, играют следующим образом.

Игрок, чей диск находится дальше всех от цели, бросает первым (другим игрокам нельзя двигаться дальше); метать диск со следующей линии старта начинает тот, у кого наименьшее число бросков в предыдущую цель. Бросают с того места, куда диск упал после предыдущего броска. В игре побеждает тот, кто закончил все этапы с наименьшим количеством бросков.

Альтернативный фризби

Это командная игра, в которую играют без судьи. В каждой команде по 7 игроков (в помещении – по 5).

Игра заканчивается тогда, когда результат одной из команд составит: 21 очко у мужчин, 19 очков у женщин, 13 очков у детей.

В помещении соответственно – 15 и 13 очков. Однако учитель может свободно изменить условия игры.

Развитие физических качеств посредством фризби

Фризби своей многогранностью развивает все физические качества человека.
Физическая подготовка – это процесс развития физических качеств, который связан с повышением функциональных возможностей организма и укреплением здоровья.
Задача физической подготовки в спортивной игре – повысить работоспособность спортсмена, возможность достижения технического и тактического мастерства.
Важнейшие компоненты, характеризующие подготовку спортсмена во фризби:

– быстрота перемещения;
– сила;
– выносливость;
– возможность преодолевать внешние сопротивления;
– быстрота выполнения технических приемов.

Во фризби, где игра длится от 40 до 100 мин., в меняющемся режиме выполняются ускорения, рывки, прыжки, броски. При быстрой смене сопротивления – требуется большая общая и специальная выносливость.
Главную роль в общей и специальной подготовке играет скорость, сила, ловкость, гибкость и выносливость.

Скорость и ее развитие

Скорость во фризби проявляется как возможность, быстро перемещаясь, выполнять технические приемы, прогнозировать игровые ситуации и вместе с тем опережать действия противника.
Упражнения, применяемые для развития скорости, разделяются на три группы:

1. ОРУ – упражнения на скорость.
2. Специальные упражнения фризбиста.
3. Упражнения для других видов спорта.

Этими упражнениями надо владеть хорошо, чтобы во время движения главное внимание было уделено не виду, а скорости выполнения.
Развивать надо все формы проявления скорости. В развитии скоростных качеств важную роль играют скорость движения и реакция. Чтобы развить быстроту реакции движений, применяются разные специальные упражнения, но главным образом создаются разные условия, характерные для фризби.

Ловкость

Ловкость – специфическое качество. Ловкость выражается также в способности ориентироваться в пространстве. Ловкость определяется способностью спортсмена быстро усвоить новые движения, а также умением быстро и точно реагировать на внезапные движения противника или изменение ситуации.
Ловкость во фризби главным образом связана с координированным выполнением движений, умением своевременно реагировать на быстро меняющиеся ситуации.

Гибкость

Во фризби важна хорошая гибкость как гарантия для здоровья, чтобы избежать травм, а также иметь возможность выполнять движения с большой амплитудой.

Сила

Силу определяют три фактора:

– межмышечная координация;
– внутримышечная координация двигательных единиц;
– реактивность мышц (характеризующая сила и быстрота, с какой мышца отвечает на первые импульсы).

Во фризби развивают быструю силу.

Выносливость

Выносливость – способность сопротивляться усталости, не уменьшая эффективности действий во всем процессе.
Выносливость разделяют на общую и специальную.
Чтобы развить общую выносливость, необходимо соблюдать:

– метод равномерных тренировок;
– разные варианты переменного метода;
– игры;
– круговую тренировку.

Развивать специальную выносливость необходимо специальными упражнениями, которые надо применять с помощью метода повторно-переменных тренировок, с постепенно увеличивающейся нагрузкой. Это могут быть тренировка с повышенной интенсивностью, продолжительностью игры, игровая выносливость.

Точность

Мастерство добыть очко, выполняя бросок, имеет решающее значение. Точность подачи зависит от того, насколько точно отработано само движение подачи. Каждое движение может быть выполнено только тогда, когда оно достаточно отработано. Точность необходима в игре, когда надо сделать точную передачу партнеру. В спортивных играх надо обеспечить пространственную точность броска.

Точность зависит от:

– веса снаряда;
– расстояния;
– тренированности;
– разминки;
– нагрузки;
– усталости.

Эстафеты

1. Встречная эстафета.

2. Эстафета на точность броска.

3. Эстафета с передачей, выходом, ловлей, передачей и перемещениями. Побеждает та команда, которая первая поменялась местами.

4. Скрестная эстафета. Задача: один диск не должен догнать второй.

5. В шеренгах. Участники стоят в двух шеренгах друг против друга. Передача диска стоящему напротив и бег в конец своего ряда. Побеждает команда, первая выполнившая передачу и передвинувшаяся на другую сторону.

6. В колоннах. Передают диск и становятся в конец своей колонны. Побеждает та пара колонн, все участники которой первыми закончили передачу.

Когда освоены все передачи и броски, игроки учатся видам фризби. В старших классах играют во фризби по правилам.

Цель игры

Очко засчитывается тогда, когда игрок передаст диск игроку своей команды, который находится в зоне цели противника. Очко будет засчитано и в том случае, если игрок поймает летящий диск в прыжке и после этого с диском приземлится в зоне цели.
Игра начинается с построения игроков обеих команд на своей финишной линии А и В. Вбрасывает та команда, которая выиграла жеребьевку или получила очко после бросания диска в команде противника. Вбрасывание нельзя выполнять, если соперники не готовы. Нападающая команда должна попытаться, используя передачи, добраться до цели противника и заработать очко, поймав диск в зоне цели. Защищающейся команде нужно стремиться перехватывать передачу и в контратаке зарабатывать очко.

Шаги

Нельзя передвигаться с диском в руках. Поймав диск, нужно пытаться остановится как можно быстрее. Разрешается поворачиваться (как в баскетболе) на одной ноге. Игрок, поймавший диск, имеет 10 сек., чтобы сделать передачу другому игроку.

Ситуация потери диска (когда диск переходит к команде соперников):

– передача выполнена вне поля;
– команда не удержала передачу, и диск коснулся земли;
– передача произведена с задержкой;
– защищающаяся команда перехватила диск в воздухе.

Диск считается вне поля (в ауте), когда он перелетел через линию поля. Игра возобновляется с того места, где диск пересек линию поля.

Нарушения фиксируются:

– в случае контакта (соприкосновения игроков), так как контакты во время игры запрещены;
– нельзя касаться диска, когда он в руках нападающего;
– если нападающий делает больше шагов, чем положено (2 шага);
– если нападающий отрывает от земли ногу;
– если произошла блокировка.

Во фризби передачи выполняются бросками. Тарелка ловится одной и двумя руками (обратный хват одной рукой и «бутербродный» хват двумя руками).
Команда в игре фризби делится на защитников, центровых и нападающих. Защитники – это те, кто хорошо выполняет передачи.

Этапы обучения фризби

3-е классы – учатся метать диск;
6-е классы – играют эстафеты;
8-е классы – обучаются фризби с облегченными задачами;
11-е классы – играют фризби по правилам.

Методы обучения фризби

3-е классы – учатся держать диск, выполнять ловлю и передачи диска на месте, стоя друг против друга.

Обучение держания диска: хват диска в непарном броске, когда указательный палец лежит на ребре тарелки, а три пальца снизу (бросок выполняется от груди наружу).
Передачи, стоя друг перед другом на расстоянии одного шага (передача из рук в руки); то же, но с выпуском тарелки, стоя друг против друга на расстоянии 3–6 м.
Ловля тарелки одной рукой «С»-обратным хватом и двумя руками – «бутербродная» ловля.

5–6-е классы – учатся ловле и передаче тарелки в движении вперед, в стороны, параллельном направлении.

а) ловля и передачи на месте в параллельных колоннах;
б) то же с выходом вперед;
в) передачи и ловля с продвижением в параллельных колоннах;
г) броски на точность попадания (квадрат, круг, ворота).

6–7-е классы – совершенствование ловли и передачи тарелки в соревновательной форме, игра по упрощенным правилам.

Олтимат

Олтимат – игра с летающей тарелкой. В игре участвуют две команды по семь человек на прямоугольном поле с зонами в концах поля. Очко засчитывается, когда игрок пасует диск товарищу по команде и тот ловит его в чужой зоне. Диск передвигается по полю только пасом от одного игрока другому. Игрок не должен передвигаться, владея диском. В то время как команда, владеющая диском, перепасовывает диск к зоне противника, защищающаяся команда пытается помешать продвижению и вынудить переход владения. Переход владения происходит, когда пас не дошел до товарища по команде, пойман или сбит игроком другой команды, коснулся земли или пойман игроком вне поля. Физический контакт между игроками и отбирание диска запрещены. Все нарушения, владение диском и фолы объявляются игроками на поле.

Дух игры

Олтимат традиционно опирается на дух мастерства, накладывающий ответственность за справедливую игру на каждого игрока. Активная игра поощряется, но не в ущерб взаимному уважению между игроками, соблюдению правил или удовольствию от игры. Считается, что игрок не будет умышленно нарушать правила; нет наказаний за нарушение, скорее, есть метод возобновления игры, моделирующий то, что произошло бы, если бы не было нарушения.

Поле для игры

Поле для игры состоит из прямоугольника 64 на 37 м (игрового поля), с прямоугольниками 23 на 37 м (зонами), примыкающими к 37-метровым сторонам.

Инвентарь

С обоюдного согласия капитанов может использоваться любой диск.

Правила игры

1. Любое из правил может быть изменено с обоюдного согласия капитанов.
2. Игра продолжается, пока одна из команд не наберет 21 очко с преимуществом минимум в два очка или до 25 очков.
3. Тайм-ауты:

Командный:

а) тайм-аут может быть объявлен командой до ввода диска или может быть объявлен игроком, владеющим диском, во время игры;
б) при возобновлении игры после тайм-аута игрок, владевший диском до него, вводит диск в игру.

Игра возобновляется после чека, и игроки могут занимать любое положение на поле.

По причине травмы: тайм-аут по причине травмы может быть объявлен любым игроком.

Если диск был в воздухе, когда был объявлен тайм-аут, то игра продолжается, пока игрок не завладеет диском.
При возобновлении игры игрок, владевший диском до тайм-аута, вводит диск в после чека с того места, где был диск, когда игра остановилась. Остальные игроки занимают места на поле, в которых они находились, когда игра была остановлена.
Замена игроков производится до ввода или при замене травмированного игрока.
Начало игры: для определения владения один из капитанов подкидывает диск, другой произносит «верх» или «низ», когда диск находится в воздухе. Победитель выбирает ввод или прием первого ввода, либо выбирает зону, которую будет защищать его команда. Проигравший выбирает из оставшегося варианта.

В начале каждой половины и после каждого гола игра начинается с ввода диска.

1) После гола команды меняются зонами и команда, выигравшая очко, вводит диск.
2) Обе команды должны оставаться внутри своих зон до ввода диска.
3) Диск вводится после того, как раскидывающий и игрок принимающей команды поднимут руку в знак готовности команд начать игру.
4) Как только раскидывающий кидает диск, игроки могут покидать зоны.
5) Игроки вводящей команды не должны касаться введенного диска до того, как игроки принимающей команды коснутся его.
6) Если игрок принимающей команды овладевает введенным диском в пределах игрового поля, то он вводит диск в игру с этого места.
7) Если игрок овладевает диском в своей зоне, то он может ввести диск в игру с места, где он овладел диском, или отнести его к линии защиты и ввести его в игру оттуда.
8) Если игрок принимающей команды касается летящего диска и принимающая команда потом не ловит диск до его падения, вводившая команда восстанавливает владение диском.
9) Если принимающая команда не касается диска до его падения и диск приземляется в поле, то команда овладевает диском там, где он остановился.
10) Если введенный диск пойман за полем, то игрок, поймавший диск, относит его в точку на боковой линии, где он улетел за пределы поля, и вводит диск с этого места.

Если введенный диск приземляется вне поля, то принимающая команда вводит диск в игру из точки боковой линии, над которой диск вылетел за поле.

Чек.

Если игра останавливается не по причине гола, то она возобновляется касанием диска, который держит раскидывающий, блокирующим. Если пас отдается до касания, он не считается.
Если игра останавливается не по причине гола, то игроки должны остановиться так, чтобы их расположение во время прекращения игры было сохранено точно. Игроки остаются в соответствующих позициях до того, как блокирующий возобновит игру, коснувшись диска, который держит раскидывающий.

Аут.

а) Диск считается в ауте, когда он касается чего-нибудь за полем. Летящий диск может пролетать за полем и возвращаться, не будучи объявленным в ауте.
б) Принимающий считается в поле при приеме диска, если первая точка контакта с землей находится полностью в поле.
в) Игрок считается за пределами поля, если он касается земли за полем.
г) Если игрок выбегает за поле после приема диска на поле, то игрок считается в поле. Игрок возобновляет игру в точке, где он вышел за поле.
д) После выхода диска в аут, игрок до ввода диска относит его в точку на боковой линии, над которой диск вышел в аут, и ставит туда опорную ногу.
е) Раскидывающий может касаться земли вне поля, если часть его опорной ноги будет касаться поля.

Владение диском в зоне.

а) Если команда овладевает диском в своей зоне, то игрок, взявший диск, или вводит диск в игру с места, где он овладел им, или относит его на линию защиты и вводит оттуда.
Если игрок делает обманные движения или медлит с вводом диска после получения владения в своей зоне, значит, он будет вводить диск там, где овладел им.
Если игрок получает пас от товарища по команде в своей зоне, то он не может отнести диск на линию защиты, а должен раскидывать диск из точки овладения им.

б) Если игрок перехватывает пас в чужой зоне, то он относит диск на линию защиты и вводит диск оттуда.

Выигрыш.

а) Гол засчитывается, когда раскидывающий делает пас и принимающий ловит диск в зоне противника.
б) Диск считается пойманным в зоне, если первый контакт принимающего с землей после приема диска, находится в зоне.
в) Если принимающий вбегает в зону по инерции после приема диска, то он относит его на линию защиты и вводит диск оттуда.
г) Если игрок случайно роняет диск, то гол не засчитывается.

Смена владеющей команды.

Смена владеющей команды происходит всякий раз, когда происходит переход владения.
Смена владеющей команды должна происходить с чеком, если:

а) счет блокирующего доходит до максимально возможного значения;
б) диск передан от игрока игроку;
в) раскидывающий ловит свой пас.

Раскидывающий.

а) Игрок становится «раскидывающим», принимая введенный диск, получая или перехватывая пас или поднимая диск после перехода владения.
б) Перед броском раскидывающий должен установить опорную ногу и не имеет права менять ее до отдачи паса. Раскидывающий имеет право вращаться на опорной ноге в любую сторону.
в) Если раскидывающий уронил диск без вмешательства блокирующего, то это считается пасом.

Блокирующий.

Только один защитник может блокировать раскидывающего. Игрок считается блокирующим, если он находится в пределах 3 м от опорной ноги раскидывающего и не в пределах 3 м от любого другого нападающего. Раскидывающий, блокируемый более чем одним защитником, объявляет «Дабл тим». Если это происходит в первый раз во время счета, то блокирующий вычитает 2 сек. и продолжает счет. Если это происходит во второй раз, то счет обнуляется с чеком.
Корпус блокирующего должен быть на расстоянии не менее диаметра диска от корпуса раскидывающего. Ответственность за это лежит на обоих игроках.
Блокирующий не может располагать руки так, чтобы мешать вращению раскидывающего.
Блокирующий может вести счет. Он объявляет «Столинг» и начинает считать до десяти с перерывом в секунду. Если раскидывающий не выпустил диск до слова «десять», то происходит смена владеющей команды через чек. При смене блокирующего счет обнуляется.
Если счет блокирующего прерван объявлением нарушения, то после решения проблемы счет возобновляется следующим образом:

а) если нарушение было сделано защитником, то счет обнуляется;
б) если нарушение сделано нападающим, то счет возобновляется с места прерывания.

При возобновлении игры после тайм-аута счет продолжается.
Если блокирующий считает слишком быстро, то раскидывающий объявляет «Фаст каунт». Когда это происходит впервые, во время счета блокирующий вычитает две секунды из счета и продолжает счет. Если это происходит во второй раз, то счет обнуляется.

Принимающий.

Если игрок ловит пас в движении, то он должен сделать наименьшее количество шагов, требуемых ему для остановки, и установить опорную ногу. Принимающий, поймавший диск в движении, может отдать пас на бегу до третьего касания земли. Нарушение этой главы является пробежкой.
Если диск пойман одновременно нападающим и защитником, то владение остается за нападающим.

Нарушения.

Фол является результатом физического контакта между игроками. Нарушение объявляется пострадавшим игроком и должно быть объявлено словом «фол» сразу.
Фол при броске может быть объявлен, когда до отдачи паса произошел контакт между раскидывающим и блокирующим. Контакт во время выполнения броска не является достаточным основанием для объявления фола, но его необходимо избегать по возможности.
Когда фол совершен раскидывающим или блокирующим, игра останавливается и владение, после чека, возвращается к раскидывающему.
Если фол против раскидывающего совершен во время броска и пас закончен, то фол не засчитывается, и игра продолжается.
Если фол против блокирующего совершен во время броска и пас не закончен, то игра продолжается. Если пас закончен, то диск возвращается раскидывающему после чека и остановленный счет возобновляется от точки прерывания.
Фол при приеме может быть объявлен, когда в процессе попытки приема или сбивания диска произошел контакт между игроками противоположных команд. Контакт в течение или сразу после попытки приема часто неизбежен и не должен считаться фолом.
Если игрок вступает в контакт с противником до прибытия диска и поэтому мешает попытке противника контактировать с диском, то игрок совершает фол.
Контакт со стоящим противником до или после прибытия диска считается фолом.
Если фол происходит при приеме и не оспаривается, то пострадавший игрок овладевает диском в точке нарушения. Если объявление фола оспорено, то владение диском возвращается назад к раскидывающему. Если неоспариваемый фол происходит в зоне защищающейся команды, то пострадавший игрок овладевает диском в ближайшей к нарушению точке линии защиты. Неоспариваемый стрип в зоне является голом.
После объявления фола и до возобновления игры все игроки должны оставаться в положениях, которые они занимали во время фола.

Расположение.

Игрок не должен никого касаться.
Ответственность всех игроков избегать контакта любым возможным путем.

Пик.

Игрок не может занимать позицию или двигаться так, чтобы мешать движению игрока другой команды. В случае пика пострадавший игрок объявляет «Пик». Игра останавливается и возобновляется после чека с продолжением счета с места прерывания.

Нарушения.

Нарушение объявляется игроком, который увидел, что произошло нарушение. Игрок объявляет «фол» или название нарушения.
Раскидывающий должен сохранять контакт части опорной ноги с точкой вращения. Потеря контакта считается пробежкой.
Если во время счета объявлена пробежка, остановленный счет надо возобновить от точки прерывания.
Защитник не должен касаться диска, если диск находится у нападающего. Если защитник касается диска и из-за этого нападающий роняет диск, то владевший игрок объявляет «Стрип».
Владевший игрок подбирает диск, и игра продолжается от точки, где игрок восстанавливает владение.
Если велся счет, когда диск был выбит, то счет обнуляется.

Прекращение игры.

За исключением причины гола, игра останавливается и диск вводится в игру с чеком в точке последнего владения диском до остановки игры, или как обусловлено правилами.

Правило продолжения.

Если диск находился в воздухе, когда был объявлен фол, то игра продолжается до тех пор, пока владение диском не получено одной из команд.
Если команда, которой было выгодно объявление нарушения, овладевает диском в результате паса, совершенного прямо перед или во время объявления нарушения, то игра продолжается без остановки. Игрок, сделавший объявление, должен объявить «Плэй он», чтобы указать, что игра продолжается.
Если в споре из-за нарушения стороны не могут достигнуть согласия, то диск должен быть возвращен раскидывавшему через чек.

Взаимные нарушения.

Если были объявлены нарушения нападающими и защитниками по одному игровому моменту, то диск возвращается раскидывающему в его точке владения через чек.

Этикет.

В нетурнирных играх, когда игрок совершает нарушение из-за незнания правил, принято останавливать игру и объяснять нарушение и правила игроку.

Словарь

Защитник – игрок защищающейся команды.
Защищающаяся команда – команда, не владеющая диском.
Зона – часть поля, на которой засчитываются очки.
Нападающая команда – команда, владеющая диском.
Нападающий – игрок нападающей команды.
Опорная нога – нога, используемая игроком для установки позиции после получения владения.
Принимающие – все нападающие, кроме раскидывающего.
Раскидывающий – игрок, владеющий диском или только что выпустивший диск.
Чек – временное владение диском блокирующим прямо перед возобновлением игры для проверки расположения и готовности игроков.

И.А. ТИШКОВ,
школа № 105
САНКТ-ПЕТЕБРУРГ

_____________________________

Всемирная федерация летающих дисков (WFDF) имеет полное авторское право на эти правила. Русское издание напечатано благодаря UrbanSoft Ltd. 1996.

 

Рейтинг@Mail.ru