Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №15/2003

КЛАДОВАЯ МОСКОВСКОГО УЧИТЕЛЬСТВА

 

Интерес к уроку.
Как его добиться?

Современный ритм жизни детей увеличил нагрузку на нервную систему, мозг, сердце, сосуды и в то же время сократил работу мышц. Ни для кого не секрет, что школьники с трудом высиживают до конца урока и на перемене «выпускают пар» в хаотичных и зачастую небезопасных перемещениях по школе. В то же время вводно-подготовительная часть урока физкультуры проходит скучно, неинтересно. Разминка проводится из урока в урок одинаково с комплексом общеразвивающих упражнений типа «разорви грудь», и учащиеся с первых минут урока теряют интерес к нему и, следовательно, желание заниматься.
В связи с этим возникает проблема, как повысить эмоциональный настрой учащихся, их интерес к уроку в целом и к подготовительной его части в частности.
Эту проблему на примере 5-х классов я попыталась решить следующим образом:

– введением ритмической гимнастики на уроках;
– увеличением числа подвижных игр;
– дополнительной системой оценивания умений и навыков учащихся.

Повышение эмоционального настроя учащихся введением ритмической гимнастики

Ритмическая гимнастика – один из наиболее массовых видов физической культуры, доступный буквально всем. Введение в комплекс танцевальных движений, легко доступных в освоении, и положительное влияние музыкального сопровождения с первого урока стимулируют учащихся работать с оптимальной нагрузкой. В результате этого одновременно повышается организованность и дисциплина учащихся, а вследствие этого плотность урока увеличивается. Урок становится более интересным.

В качестве экспериментального я выбрала один из пятых классов, а остальные занимались по обычной программе.

Вводная часть урока в экспериментальном классе без непосредственного участия учителя как организатора занятий начинается еще на перемене по инициативе детей. Дети делятся на отделения самостоятельно. Мальчики играют в волейбол в кругу, бросают баскетбольные мячи в кольцо, прыгают через скакалку и т. д., девочки в основном повторяют разученные ранее движения.

Таким образом, еще до урока решаются три задачи:

– организация свободного времени учащихся на перемене,
– подготовка к уроку физкультуры,
– повышение эмоционального настроя учащихся.

Время, отведенное на вводно-подготовительную часть урока, сводится к минимуму.
Разминка проводится по отделениям, например:

– мальчики – прыжки со скакалкой с перерывами (одна скакалка на двоих: один прыгает, другой – отдыхает) на двух ногах, поочередно на каждой ноге, прыжки бегом через скакалку, вращение назад, в приседе и т. д. под руководством капитана, затем, когда задание учителя выполнено, подвижные игры: «картошка», «скакалка-подсекалка» и т. д.;
– девочки – занятия ритмической гимнастикой.

В качестве примера приведу комплекс упражнений, используемый для разминки:

Упражнение 1

И.п. – основная стойка, руки согнуты к плечам. 1 – правую руку выпрямить вправо в сторону (смотреть на правую кисть); 2 – левую руку выпрямить влево в сторону (смотреть на левую кисть), правую руку согнуть к правому плечу; 3 – поменять положение рук (правую руку выпрямить вправо в сторону, а левую согнуть к левому плечу); 4 – согнуть правую руку к плечу (и.п.); 5–8 – то же упражнение выполняйте начиная с левой руки.
То же упражнение выполняйте с продвижением (приставными шагами) вправо (1–4) и влево (5–8).

Упражнение 2

И.п. – ноги врозь, руки за головой, локти в стороны.
1 – полуприседая с поворотом направо, соединить локти спереди; 2 – и.п.; 3 – полуприседая с поворотом налево, соединить локти спереди; 4 – и.п.

Упражнение 3

И.п. – ноги врозь, руки за головой, локти в стороны. 1 – полуприседая, выпрямить руки вверх; 2 – и.п.; 3 – полуприседая, выпрямить руки в стороны; 4 – и.п.

Упражнение 4

И.п. – основная стойка. 1 – шаг правой вправо, правую руку в сторону; 2 – приставить левую ногу к правой в полуприсед, голову повернуть направо (смотреть на правую кисть); 3 – шаг левой влево, левую руку в сторону, правую руку опустить; 4 – приставить правую ногу к левой в полуприсед, голову повернуть налево (смотреть на левую кисть).
По мере освоения упражнения на счет 2 и 4 в полуприседе подниматься на носки.

Упражнение 5

И.п. – основная стойка, руки на поясе. 1 – шаг правой вперед, руки в стороны; 2 – приставить левую ногу к правой в полуприсед, правая рука согнута впереди, левая за спиной; 3 – шаг левой вперед, руки в стороны; 4 – приставить правую ногу к левой в полуприсед, левая рука согнута впереди, правая за спиной; на 5–8 – то же. Затем выполнить упражнение с продвижением назад.

Упражнение 6

И.п. – руки согнуты к плечам. Бег на месте с движением рук. 1 – левую руку вверх; 2 – правую руку вверх; 3 – правую руку к плечу; 4 – левую руку к плечу. Выполнять бег не менее 1 мин.

Упражнение 7

И.п. – ноги вместе, руки опущены. 1 – шаг правой ногой вправо, руки вперед; 2 – приставить левую ногу к правой в полуприсед, руки на пояс (локти назад); 3 – шаг левой ногой влево, руки вперед; 4 – приставить правую ногу к левой в полуприсед, руки на пояс (локти назад).

Упражнение 8

И.п. – ноги вместе, руки на поясе. 1 – прыжок на правой ноге, левую ногу в сторону на носок, левую руку в сторону; 2 – прыжок в и.п.; 3 – прыжок на левой ноге, правую ногу в сторону на носок, правую руку в сторону; 4 – прыжок в и.п.; 5 – прыжок на правой ноге, левую ногу вперед, руки вверх; 6 – прыжок в и.п.; 7 – прыжок на левой ноге, правую ногу вперед, руки вверх; 8 – прыжок в и.п. Выполнять прыжки не менее 30 сек.

Упражнение 9

Бег с продвижением вперед и назад (не менее 1 мин.).

Упражнение 10

И.п. – ноги вместе, руки на поясе. 1 – повернуть голову вправо; 2 – и.п.; 3 – повернуть голову влево; 4 – и.п.; 5–6 – два наклона головы вперед; 7–8 – два наклона головы назад.

Упражнение 11

И.п. – ноги врозь, руки на поясе. 1 – полуприседая, ссутулиться, вывести плечи и локти вперед; 2 – и.п.; 3 – полуприседая, прогнуться, отвести плечи и локти назад; 4 – и.п.; 5 – подняться на носки, поднять плечи вверх; 6 – и.п.

Упражнение 12

И.п. – ноги врозь, руки в стороны. 1–2 – потянуться за правой рукой в правую сторону; 3–4 – потянуться за левой рукой в левую сторону. Живот подобран, мышцы туловища напряжены.

Упражнение 13

И.п. – полуприсед, руки на коленях, голова опущена. 1 – выпрямляясь на левой ноге, правую ногу отвести в сторону на носок, руки вверх; 2 – и.п.; 3 – выпрямляясь на правой ноге, левую ногу отвести в сторону на носок, руки вверх; 4 – и.п.

Упражнение 14

И.п. – упор присев. 1 – выпрямляя ноги, правую руку отвести в сторону (вверх), левая рука касается пола; 2 – сгибая ноги и опуская правую руку, вернуться в и.п.; 3 – выпрямляя ноги, левую руку отвести в сторону (вверх), правая рука касается пола; 4 – вернуться в и.п.; 5 – выпрямляя ноги, руки развести в стороны, смотреть вперед; 6 – вернуться в и.п.

Упражнение 15

И.п. – ноги врозь, туловище наклонено вперед, ладони горизонтально лежат на полу между ног. 1–4 – четыре пружинящих приседания на правой ноге (левая нога вытянута в сторону, руки прижаты к полу); 5–8 – четыре пружинящих приседания на левой ноге (правая вытянута в сторону, руки прижаты к полу).

Упражнение 16

И.п. – упор сидя сзади. 1 – коснуться правой рукой носка левой ноги (поднимая правую руку назад-вверх и левую ногу вверх); 2 – и.п.; 3 – коснуться левой рукой носка правой ноги (поднимая левую руку назад-вверх и правую ногу вверх); 4 – и.п.

Упражнение 17

И.п. – сед ноги вместе. 1–правую ногу поднять, отвести вправо и опустить на пол; 2 – и.п.; 3–левую ногу поднять, отвести влево и опустить на пол; 4 – и.п.; 5 – две ноги поднять, развести в стороны и опустить на пол; 6 – и.п. Отводить и соединять ноги следует по воздуху, медленно опуская их на пол.

Упражнение 18

И.п. – сед ноги врозь (колени согнуты), руки на коленях. 1 – наклон вперед (плечами коснуться колен); 2 – и.п.

Упражнение 19

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги подняты вертикально. 1–16 – «велосипед» ногами; 17–32 – движение ногами в другую сторону.

Упражнение 20

И.п. – лежа на спине, руки в стороны. 1 – поднять прямые ноги вертикально вверх; 2 – согнуть ноги в коленях (голень параллельно полу); 3 – положить на пол справа согнутые в коленях ноги; 4 – поднять согнутые ноги (принять положение 1); 5 – положить на пол слева согнутые в коленях ноги; 6–1; 7–8 – и.п. (медленно опуская ноги).

Упражнение 21

И.п. – лежа на животе, руки вытянуты вперед.
1 – поднять вверх правую руку и левую ногу (прогнуться, поднять голову вверх);
2 – и.п.;
3 – поднять вверх левую руку и правую ногу (прогнуться, поднять голову вверх);
4 – и.п.

Упражнение 22

И.п. – стоя на коленях, руки вверх; 1 – отводя правую руку назад и опуская ее вниз, коснуться кистью пятки правой ноги (изогнуться в тазобедренном суставе); 2 – и.п.; 3 – отводя левую руку назад и опуская ее вниз, коснуться кистью пятки левой ноги; 4 – и.п.

Упражнение 23

И.п. – сидя на пятках, руки опущены вниз. 1–2 – выпрямляясь в тазобедренном суставе (подняться с пяток), руки поднять вверх – потянуться; 3–4 – опускаясь на пятки, руками коснуться пола около носков, голову опустить на грудь, вернуться в и.п.

Когда разминка закончена, переходим к основной части урока. В первой и четвертой четвертях это специальные беговые, прыжковые упражнения из раздела легкой атлетики; во второй четверти – акробатические упражнения, работа на снарядах из раздела гимнастики, в третьей четверти – элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол, футбол). Сюда же входит проверка домашнего задания, тестовые упражнения и пр. В конце основной части урока – подвижные игры, эстафеты.

Повышение эмоционального настроя учащихся увеличением числа подвижных игр

Игра заменяет детям труд. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности. Она, как и трудовая деятельность, всегда имеет цель. В подвижных играх это, к примеру, суметь догнать и осалить товарища, перетянуть канат, метко бросить мяч, скорее закончить перебежку и т. п. Стремясь к достижению поставленной цели, ребята стараются быть внимательными, проявляют смекалку, инициативу, волю. К тому же развиваются физически, совершенствуют в игре многие умения, двигательные навыки, а также такие качества, как быстрота и ловкость, сила и выносливость.

Так как в каждой игре имеются правила, нарушать которые нельзя, то это дисциплинирует, воспитывает честность, требовательность к себе, выдержку.

Следует иметь в виду, что изменения игровой обстановки и внезапно возникающие разнообразные условия борьбы за победу требуют от участников верных решений и действий.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, с другой – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности.

Далее приведу описание некоторых подвижных игр и эстафет, используемых наиболее часто в экспериментальном классе.

«Салки в парах»

Игра с элементами бега. Развивает скоростные качества, координацию.
Выбирается пара водящих, которые берутся за руки. Если один из водящих осалил игрока, то осаленный встает между водящими, образуя тройку. Следующий осаленный игрок образует с первым осаленным пару, а водящие перестают быть салками.
Усложненный вариант: 2–3 пары салок, ограничение пространства игры.
Одна из разновидностей салок – салки с ведением мяча.
Салка ведет мяч, салит свободной рукой, осаленный выходит из игры. Если салка теряет мяч, то осаленный остается в игре. Выиграл тот, кого за определенное время не осалили. Если салка никого не осалила в течение отведенного времени, то ее меняют.
Запрещается салить мячом, заходить за пространство игры.

«Картошка»

Игра с элементами волейбола. Развивает быстроту реакции, точность передачи мяча.
Игроки встают по кругу, передают мяч игрокам напротив. Облегченный вариант: мяч можно поймать, а затем передать другому; усложненный вариант: мяч надо отбить так, чтобы другой игрок мог его принять. Если игрок не сумел передать или принять мяч (мяч упал), то он садится в круг – это картошка. Картошку можно выбивать одной рукой (упрощенный вариант атаки в волейболе). Выходит игрок, которого выбили. Если «картошка» поймала мяч, то все выходят играть, а садится тот, кто позволил поймать мяч. Выигрывает тот, кто остается последним непосаженным.

«Скакалка-подсекалка»

Эту игру нередко называют «Удочка». Для нее нужна скакалка или веревочка, на конце которой мешочек с песком.
Все играющие становятся в круг, а водящий – в середине круга с веревочкой в руках. Он вращает скакалку так, чтобы та скользила по полу, делая круг за кругом под ногами играющих. Они внимательно следят за движением скакалки и подпрыгивают, чтобы она не задела кого-либо из них. Тот, кто заденет скакалку, становится в середину и начинает вращать веревку, а бывший водящий занимает его место.
Пойманным игрок считается в том случае, если веревочка его коснулась не выше голеностопа. Не разрешается игрокам во время прыжков приближаться к водящему.

«Вышибалы»

Развивает скоростные качества, реакцию, внимание.
Игроки делятся на две команды. Одна команда вышибает («за кругом»), другая – «в кругу». Размечается площадка двумя лицевыми и двумя боковыми линиями. Та команда, которая вышибает, не должна заходить за лицевые линии на площадку, другая команда не должна выходить за боковые линии, т. е. должна находиться на площадке. Если игрока вышибли, то он выходит из игры. Игроки, которые «в кругу», могут ловить мяч (свечки). Свечка «сгорает», если выбитый игрок вновь становится «в круг». Когда «в кругу» остается один игрок, он не должен быть выбит за определенное количество бросков (обычно столько, сколько ему лет). Если игрок выбит, то команды меняются местами; если нет, выбитая команда снова встает «в круг» и игра начинается сначала.
Одна из разновидностей вышибал – вышибалы с фигурками. Дети очень ее любят. Выбивающая команда может бросить мяч и крикнуть ключевое слово, например, «салют», все должны ответить; «ура!». Кто не крикнул, считается выбитым. Ключевые слова и ответы оговариваются заранее.
Более сложный вариант этой игры – снайперы. В ней площадка делится на зоны нападения и тыл:

тыл II команды

зона нападения I команды

зона нападения II команды

тыл I команды

Игра начинается так: все игроки находятся в зоне нападения. Мяч можно ловить с броска и с отскока от пола и от стен. Если после отскока мяч упущен игроком, то он не считается выбитым. Если мяч после броска коснулся игрока, а затем пола, то игрок покидает зону нападения и перемещается в тыл. Проигравшей считается команда, первой покинувшая зону нападения.
Преимущество перед салками – выбитые игроки продолжают участвовать в игре; недостаток – требует дополнительной разметки.

Игры-эстафеты

Эстафетных игр много. Однако при организации игровых эстафет важно соблюдать следующие правила:

1. Количество игроков в командах должно быть равное.
2. Впереди в колоннах стоят ребята меньшего роста, сзади – большего.
3. Забеги в командах выполняются строго по очереди, которую никто не пропускает.
4. Раньше времени выбегать за линию старта (принимать эстафету) не разрешается.
5. Заканчивает эстафету в команде всегда тот игрок, который ее начинал.
6. Независимо от окончания игры одной командой она продолжается до тех пор, пока задания не выполнят все игроки команды.
7. Результат подводится по количеству завоеванных очков. Для этого каждая команда перед началом игры получает по 20 очков. Команда, закончившая первой, сохраняет это число, закончившая второй – получает 18 очков, третьей –16 очков и т. д.
8. За каждую ошибку в ходе игры начисляется одно штрафное очко (судья при команде).
9. При подведении итогов игры определяется порядок окончания командами эстафеты и опрашиваются судьи. Штрафные очки команд высчитываются из того числа очков, которое сохранила команда к концу игры.
10. Побеждает команда, набравшая больше очков (не обязательно закончившая эстафету первой).

Последний способ повышения эмоционального настроя учащихся и как следствие стимулирование занятий физическими упражнениями – это дополнительная система поощрений умений и навыков учащихся.

Пятибалльная система оценок уровня подготовки учащихся, принятых в нашей системе образования, по сути является трехбалльной: 5 – отлично, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно. Неудовлетворительная оценка – 2 – ставится зачастую вопреки правилам за отсутствие формы, прогул, безобразное поведение на уроке.

Кроме того, принятая система оценок не всегда точно отражает истинное положение дел, поскольку ученик мог пропустить уроки по болезни и не успеть достаточно хорошо овладеть тем или иным навыком, у ученика может быть неважное самочувствие в момент проведения тестовых упражнений. Есть дети, например, с избыточной массой тела, которые не могут выполнить на положительную оценку практически ни одно тестовое упражнение, однако старающиеся выполнять любое задание учителя.

В конце концов, у ученика могут быть проблемы в семье, школе. Все эти моменты учитель не в состоянии отследить и адекватно оценить умение ученика.

С другой стороны, есть дети, которые имеют прекрасные физические данные, но совершенно не умеют работать в коллективе, мешают другим, постоянно нарушают дисциплину.

Предлагаемая мною система позволяет скорректировать оценки учащихся и как следствие увеличить желание учащихся заниматься и демонстрировать свои спортивные достижения. Кроме того, сразу решается проблема выставления неудовлетворительных оценок.

Эта система очень проста. Если ученик выполнил упражнение лучше, чем другие, он получает «+», т. е. +1 балл. Если ученик нарушил правила игры или дисциплину, или он просто небрежно выполняет задание учителя, то он получает «–», т. е. –1 балл. В конце каждого урока подводятся итоги. Например, ученик заработал ++–+++. Значит, он заработал +4 балла. По его желанию эта оценка ставится в журнал помимо других оценок. Если оценка выставлена, то со следующего урока подсчет плюсов и минусов начинается заново. Если оценка не выставлена, то все плюсы и минусы переходят на следующий урок.

Например, ученик в течение четверти выполнил 3 тестовых упражнения на оценку 3, но он активно участвовал в спортивных играх, в судействе и прочем и заработал еще 9 плюсов. Я с удовольствием поставлю ему еще 4 и 5 в журнал, и эти оценки будут не «с потолка». Каждый балл был заработан тяжелым трудом. Конечно, главная цель уроков физкультуры не в получении хорошей отметки, а в формировании здорового образа жизни человека, но оценки для детей имеют такое огромное значение, что очень трудно убедить ученика в целесообразности занятий, если у него все время только удовлетворительные результаты. Если же ребенок видит плоды своих трудов в качестве положительной оценки, даже если у него не все получается, то он доволен и счастлив и готов еще и еще заниматься. А это и является главной целью уроков физкультуры в школе.

Напротив, ученик, постоянно нарушающий дисциплину, правила игры, получает минусы. И если он за прекрасное выполнение тестовых упражнений получает положительную оценку, то из этой оценки вычитаются отрицательные баллы. У ученика появляется стимул играть по правилам, так как он не может получить оценку, на которую он рассчитывает. Это дисциплинирует учащихся, заставляет их задуматься над своими ошибками. Как результат увеличивается плотность урока.

Ю.В. РАТНИКОВА,
учитель физкультуры школы № 763
МОСКВА

 

Рейтинг@Mail.ru