Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №15/2003

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

 

Что делать?

Все три задачи воплощать
В ребенке нам необходимо
И гармонично развивать
В любви все жизненные силы.

Не будем закрывать глаза на то, как любвеобильные родители пытаются приложить максимум усилий, чтобы достать справки с освобождением от физической культуры своим чадам. Не хочу сейчас касаться чистоплотности врачей.
Почему они так делают? Можно предположить, что родители:

  • Не хотят, чтобы дети служили в армии.

  • Не хотят плохих оценок в аттестат, а хотят медаль.

  • Недооценивая значение физической культуры, считают, что это занятие бесполезная трата времени.

  • Убеждены, что дети вырастут такими же здоровыми, как они.

  • Не догадываются о тех подводных камнях, которые разрушают здоровье их детей.

  • Твердо убеждены, что их-то детей обойдет все то зло (наркотики), что таится в обществе.

  • Есть и другие причины – чрезмерная якобы занятость родителей.

  • Не исключены и маленькие зарплаты.

Больно смотреть на ребят, попавших в лапы «родителей-монстров» и не умеющих в силу разных причин вырваться из них. Я считаю, любовь в лошадиных дозах еще опаснее, чем ее недостаток. Все должно быть в меру.

Недавно ко мне пришла мама восьмиклассника со слезами на глазах. Ее сын учился у нас до третьего класса, затем родители перевели его в лицей г. Москвы. За 3,5 года мальчик ростом в 182 см не научился ловить баскетбольный мяч от стены, бросать его в кольцо, прыгнуть через скакалку, отжаться от пола, просто подтянуть туловище – из положения лежа на спине.

Для него самым главным в жизни стал компьютер (в основном игры на нем). Мальчик стал разговаривать сам с собой, и только теперь мама стала беспокоиться за его психику и физическое развитие. Убеждение, что все спортсмены и физкультурники недалекие люди, твердо вошло в его сознание. Он был убежден, что здоровье что-то само собой разумеющееся и заниматься физической культурой необязательно. Только после двух часов беседы с ним я смогла перевернуть его понятие о значении физической культуры как профилактики здоровья, его будущих достижений в учебе, общении и т. д., необходимости вести Здоровый Образ Жизни.

Для этого пришлось разложить его здоровье по пунктам, определить цели и задачи его будущего. Мы говорили о физическом, психическом и социальном здоровье, о его месте в обществе, о будущей любимой работе и семье. К сожалению, таких детей становится все больше и больше. Так и хочется сказать родителям: «Не делайте из своих детей уродов и инвалидов. Вам Бог дал великое счастье произвести на свет здорового человека, так оцените это и продолжите дело природы!» В жизни много парадоксов, но чтобы родившийся тяжело больным ребенок стал к 16 годам крепче здорового, согласитесь, нонсенс!

Последние 15 лет нам, учителям физической культуры, приходится больше работать с родителями, чем с их детьми. И на разговор они идут ох как неохотно. Внушенное кем-то неуважение к физической культуре как к предмету пронизало наше общество, и с этим тяжело бороться. Одна мама моей ученицы, которая отстает в физическом развитии, была страшно удивлена, что из-за какой-то там «физ-ры» ее дочь не будет хорошисткой. Что можно на это сказать?

Получается острая вилка: мы говорим, надо двигаться, чтобы развиваться (и умственно в том числе), а родители и врачи запрещают это делать. Родителям нужны только пятерки без приложения усилий (необоснованная мечта), а врачи подстраховываются – как бы чего не вышло. А слова, прозвучавшие из уст десятиклассника: «Что вы тут дурью маетесь. Я уже студент!» Не слова ли это его родителей? Такая реакция уже, казалась бы, взрослого человека на наше желание улучшить его здоровье удивляет. В нашем лицее мы пытаемся улучшить здоровье своих детей через применение новых технологий на уроках физической культуры, увеличив их до трех-четырех раз в неделю. А также проводя большую внеклассную оздоровительную работу и убеждая детей заниматься дополнительно в секциях, чтобы уменьшить гиподинамию. Не хотят родители думать. Мы выпустим детей из школы с освобождением или с оценкой «3», а вот их детям придется ходить по больницам всю жизнь.

Престиж физической культуры стал падать давно по разным причинам. Самая главная в том, что образование, медицина, сельское хозяйство и армия стали для государства неприоритетными. На образование нет денег, на физическую культуру – часов в учебных планах. Уже давно высокий процент хорошистов в школах считается одним из главных критериев успешности учебного заведения. А почему не низкий процент заболеваемости? Слово «освобожден» вносился в аттестат об образовании, а медалисты получали медаль, имея освобождение по физической культуре. Работа с освобожденными от физической культуры учениками в школах и поликлиниках не ведется. Учителя физической культуры (их большинство) не имеют знаний по методике ведения занятий в группах ЛФК и спецмедгруппах.

По всей стране ликвидированы спортивные общества, кроме широко известных, шло массовое сокращение ДЮСШ.

Короче, когда физическая культура в умах людей стала обзываться «физ-рой», тогда она и потеряла свое значение.

Воспитать, образовать – понимаю!
Но зачем оздоровлять?
Время тратить на прыжки...
Они вовсе не больны,
Лучше книжку почитать,
На компьютере сыграть,
Можно просто погулять!
Но зачем оздоровлять?

Мы не только говорим о трудностях, но и пытаемся их решать своими силами, пытаемся силами энтузиастов изменить ситуацию.

Почему же нас не слышат чиновники? Наверное, так проще жить? Мы пытались выйти на статус оздоровительного лицея с углубленным изучением гуманитарных предметов.

У нас были и есть победители олимпиад района и области по литературе, иностранному языку, экологии при значительных достижениях в спорте (призеры района, области, России). Отличена в районе работа ученического коллектива школьной газеты «Свалка».

Нами была проведена огромная работа по разработке документации, оздоровительной и учебно-воспитательной работе, проводится масса интересных мероприятий по физической культуре.

Но аттестационная комиссия из Министерства образования Московской области меня убила просто наповал приблизительно такими словами: «Оздоровительных лицеев нет и быть не может». А почему?

Кто доказал, что нельзя сочетать успешную научную работу в лицее с занятиями физическими упражнениями вне уроков физической культуры, и не мы ли должны вместе с родителями и правительством растить самых умных детей здоровыми?

Мы продолжаем работу по оздоровлению в нашем лицее. Успехи наши не падают, а растут. Где улучшается здоровье, повышается интеллект обучающегося, там растут и спортивные результаты. За три года мы с десятого места перешли на третье в Спартакиаде Одинцовского района среди школьников. И очень часто за лицей выступают наши призеры олимпиад района по другим предметам (Яшина, Семаков, Болотников, Гаталов, Орлова, Кнауб).

По результатам анкетирования обучающихся 10–11-х классов (всего 5 классов) на вопрос: «Изучение каких предметов в лицее позволяет вам развивать способность и проявлять творчество и готовит к будущей самостоятельной жизни?» – 57% учеников подчеркнули значение физкультуры, поставив ее в один ряд с русским языком (56%), литературой (59%) и математикой (55%), уступив только иностранному языку (61%) и информатике (66%).

Я считаю, что мы в состоянии изменить отношение к физической культуре в школе и изменить сознание обучающихся – будущих родителей.

На вопрос анкеты для бывших выпускников 1985–2002 гг., занимались ли вы в секциях в школе, положительно ответили 60%, после школы – положительно ответили 70%; пригодились ли вам знания по физической культуре – положительно ответили почти все (6 человек из 137 ответили «нет»).

Что же делать? Давайте подумаем вместе, что может сделать учитель-практик при минимуме затрат? Извините, но я предложениям педагогов, которые в кабинетах сидят чаще, чем проводят уроки в спортивных залах, не доверяю. Я предлагаю создать такие рамки для учеников-лентяев, при которых было бы невыгодно лениться. Это может быть обязательная оценка по физкультуре, и у медалистов в особенности, сдача обязательных экзаменационных зачетов в 9-х и 11-х классах, увеличение уроков физической культуры до 3–4 в неделю, правильно организованное и доступное питание в школе на деньги самих же ребят, улучшение материально-технической базы школы. В целях разрядки психических и умственных перегрузок проводить школьные, а не районные спартакиады и «Дни здоровья» в сторону увеличения комплексных и игровых видов спорта со 100-процентным охватом обучающихся, агитации за Здоровый Образ Жизни, вовлекать детей в спортивные секции поселка или города, привлекать к работе с детьми специалистов: тренеров, психологов, валеологов, врачей и т. д. Вести карточки здоровья с 1-го по 11-й классы, применять педагогику сотрудничества, смелее вводить новые формы контроля и новые подходы к оценке успеваемости, которые ориентированы на обучение без принуждения, беречь свои традиции («Бережное отношение к традициям это не сохранение пепла, а поддержание огня»).

В нашем лицее все это осуществляется. Что бы я еще изменила в просвещении по отношению к физической культуре? Возможно, слишком смело, но скажу. Я ввела бы тестирование по ОФП в колледжах и в вузах при сдаче документов, оставила бы физическую культуру на всех курсах, кроме выпускного, запретила бы курение (особенно в лицеях и педвузах) не на словах, а на деле (вплоть до отчисления), запретила бы платные, на коммерческой основе подготовительные курсы, из-за которых дети пропускают школу и ходят голодными (кроме суббот), не считала бы студентами учеников, у которых на руках еще нет аттестата.

Я уверена, что есть полезные и осуществимые предложения и у других учителей физической культуры. Я предлагаю выступать с ними в печати лично, от школы, от методических объединений района. Подумаем о наших детях, внуках и правнуках!!!

H.А. КОРНЕВА,
учитель физической культуры высшей категории
г. ОДИНЦОВО, Москвовская область

 

Рейтинг@Mail.ru