Что делать?
Все три задачи воплощать
В ребенке нам необходимо
И гармонично развивать
В любви все жизненные силы.
Не будем закрывать глаза на то, как
любвеобильные родители пытаются приложить
максимум усилий, чтобы достать справки с
освобождением от физической культуры своим
чадам. Не хочу сейчас касаться чистоплотности
врачей.
Почему они так делают? Можно предположить, что
родители:
Не хотят, чтобы дети служили в армии.
Не хотят плохих оценок в аттестат, а
хотят медаль.
Недооценивая значение физической
культуры, считают, что это занятие бесполезная
трата времени.
Убеждены, что дети вырастут такими же
здоровыми, как они.
Не догадываются о тех подводных
камнях, которые разрушают здоровье их детей.
Твердо убеждены, что их-то детей
обойдет все то зло (наркотики), что таится в
обществе.
Есть и другие причины – чрезмерная
якобы занятость родителей.
Не исключены и маленькие зарплаты.
Больно смотреть на ребят, попавших в
лапы «родителей-монстров» и не умеющих в силу
разных причин вырваться из них. Я считаю, любовь в
лошадиных дозах еще опаснее, чем ее недостаток.
Все должно быть в меру.
Недавно ко мне пришла мама
восьмиклассника со слезами на глазах. Ее сын
учился у нас до третьего класса, затем родители
перевели его в лицей г. Москвы. За 3,5 года
мальчик ростом в 182 см не научился ловить
баскетбольный мяч от стены, бросать его в кольцо,
прыгнуть через скакалку, отжаться от пола, просто
подтянуть туловище – из положения лежа на спине.
Для него самым главным в жизни стал
компьютер (в основном игры на нем). Мальчик стал
разговаривать сам с собой, и только теперь мама
стала беспокоиться за его психику и физическое
развитие. Убеждение, что все спортсмены и
физкультурники недалекие люди, твердо вошло в
его сознание. Он был убежден, что здоровье что-то
само собой разумеющееся и заниматься физической
культурой необязательно. Только после двух часов
беседы с ним я смогла перевернуть его понятие о
значении физической культуры как профилактики
здоровья, его будущих достижений в учебе, общении
и т. д., необходимости вести Здоровый Образ
Жизни.
Для этого пришлось разложить его
здоровье по пунктам, определить цели и задачи его
будущего. Мы говорили о физическом, психическом и
социальном здоровье, о его месте в обществе, о
будущей любимой работе и семье. К сожалению,
таких детей становится все больше и больше. Так и
хочется сказать родителям: «Не делайте из своих
детей уродов и инвалидов. Вам Бог дал великое
счастье произвести на свет здорового человека,
так оцените это и продолжите дело природы!» В
жизни много парадоксов, но чтобы родившийся
тяжело больным ребенок стал к 16 годам крепче
здорового, согласитесь, нонсенс!
Последние 15 лет нам, учителям
физической культуры, приходится больше работать
с родителями, чем с их детьми. И на разговор они
идут ох как неохотно. Внушенное кем-то неуважение
к физической культуре как к предмету пронизало
наше общество, и с этим тяжело бороться. Одна мама
моей ученицы, которая отстает в физическом
развитии, была страшно удивлена, что из-за
какой-то там «физ-ры» ее дочь не будет
хорошисткой. Что можно на это сказать?
Получается острая вилка: мы говорим,
надо двигаться, чтобы развиваться (и умственно в
том числе), а родители и врачи запрещают это
делать. Родителям нужны только пятерки без
приложения усилий (необоснованная мечта), а врачи
подстраховываются – как бы чего не вышло. А
слова, прозвучавшие из уст десятиклассника: «Что
вы тут дурью маетесь. Я уже студент!» Не слова ли
это его родителей? Такая реакция уже, казалась бы,
взрослого человека на наше желание улучшить его
здоровье удивляет. В нашем лицее мы пытаемся
улучшить здоровье своих детей через применение
новых технологий на уроках физической культуры,
увеличив их до трех-четырех раз в неделю. А также
проводя большую внеклассную оздоровительную
работу и убеждая детей заниматься дополнительно
в секциях, чтобы уменьшить гиподинамию. Не хотят
родители думать. Мы выпустим детей из школы с
освобождением или с оценкой «3», а вот их детям
придется ходить по больницам всю жизнь.
Престиж физической культуры стал
падать давно по разным причинам. Самая главная в
том, что образование, медицина, сельское
хозяйство и армия стали для государства
неприоритетными. На образование нет денег, на
физическую культуру – часов в учебных планах.
Уже давно высокий процент хорошистов в школах
считается одним из главных критериев успешности
учебного заведения. А почему не низкий процент
заболеваемости? Слово «освобожден» вносился в
аттестат об образовании, а медалисты получали
медаль, имея освобождение по физической
культуре. Работа с освобожденными от физической
культуры учениками в школах и поликлиниках не
ведется. Учителя физической культуры (их
большинство) не имеют знаний по методике ведения
занятий в группах ЛФК и спецмедгруппах.
По всей стране ликвидированы
спортивные общества, кроме широко известных, шло
массовое сокращение ДЮСШ.
Короче, когда физическая культура в
умах людей стала обзываться «физ-рой», тогда она
и потеряла свое значение.
Воспитать, образовать – понимаю!
Но зачем оздоровлять?
Время тратить на прыжки...
Они вовсе не больны,
Лучше книжку почитать,
На компьютере сыграть,
Можно просто погулять!
Но зачем оздоровлять?
Мы не только говорим о трудностях, но и
пытаемся их решать своими силами, пытаемся
силами энтузиастов изменить ситуацию.
Почему же нас не слышат чиновники?
Наверное, так проще жить? Мы пытались выйти на
статус оздоровительного лицея с углубленным
изучением гуманитарных предметов.
У нас были и есть победители олимпиад
района и области по литературе, иностранному
языку, экологии при значительных достижениях в
спорте (призеры района, области, России). Отличена
в районе работа ученического коллектива
школьной газеты «Свалка».
Нами была проведена огромная работа по
разработке документации, оздоровительной и
учебно-воспитательной работе, проводится масса
интересных мероприятий по физической культуре.
Но аттестационная комиссия из
Министерства образования Московской области
меня убила просто наповал приблизительно такими
словами: «Оздоровительных лицеев нет и быть не
может». А почему?
Кто доказал, что нельзя сочетать
успешную научную работу в лицее с занятиями
физическими упражнениями вне уроков физической
культуры, и не мы ли должны вместе с родителями и
правительством растить самых умных детей
здоровыми?
Мы продолжаем работу по оздоровлению в
нашем лицее. Успехи наши не падают, а растут. Где
улучшается здоровье, повышается интеллект
обучающегося, там растут и спортивные
результаты. За три года мы с десятого места
перешли на третье в Спартакиаде Одинцовского
района среди школьников. И очень часто за лицей
выступают наши призеры олимпиад района по другим
предметам (Яшина, Семаков, Болотников, Гаталов,
Орлова, Кнауб).
По результатам анкетирования
обучающихся 10–11-х классов (всего 5 классов) на
вопрос: «Изучение каких предметов в лицее
позволяет вам развивать способность и проявлять
творчество и готовит к будущей самостоятельной
жизни?» – 57% учеников подчеркнули значение
физкультуры, поставив ее в один ряд с русским
языком (56%), литературой (59%) и математикой (55%),
уступив только иностранному языку (61%) и
информатике (66%).
Я считаю, что мы в состоянии изменить
отношение к физической культуре в школе и
изменить сознание обучающихся – будущих
родителей.
На вопрос анкеты для бывших
выпускников 1985–2002 гг., занимались ли вы в
секциях в школе, положительно ответили 60%, после
школы – положительно ответили 70%; пригодились ли
вам знания по физической культуре –
положительно ответили почти все (6 человек из
137 ответили «нет»).
Что же делать? Давайте подумаем вместе,
что может сделать учитель-практик при минимуме
затрат? Извините, но я предложениям педагогов,
которые в кабинетах сидят чаще, чем проводят
уроки в спортивных залах, не доверяю. Я предлагаю
создать такие рамки для учеников-лентяев, при
которых было бы невыгодно лениться. Это может
быть обязательная оценка по физкультуре, и у
медалистов в особенности, сдача обязательных
экзаменационных зачетов в 9-х и 11-х классах,
увеличение уроков физической культуры до 3–4 в
неделю, правильно организованное и доступное
питание в школе на деньги самих же ребят,
улучшение материально-технической базы школы. В
целях разрядки психических и умственных
перегрузок проводить школьные, а не районные
спартакиады и «Дни здоровья» в сторону
увеличения комплексных и игровых видов спорта со
100-процентным охватом обучающихся, агитации за
Здоровый Образ Жизни, вовлекать детей в
спортивные секции поселка или города, привлекать
к работе с детьми специалистов: тренеров,
психологов, валеологов, врачей и т. д. Вести
карточки здоровья с 1-го по 11-й классы, применять
педагогику сотрудничества, смелее вводить новые
формы контроля и новые подходы к оценке
успеваемости, которые ориентированы на обучение
без принуждения, беречь свои традиции («Бережное
отношение к традициям это не сохранение пепла, а
поддержание огня»).
В нашем лицее все это осуществляется.
Что бы я еще изменила в просвещении по отношению
к физической культуре? Возможно, слишком смело,
но скажу. Я ввела бы тестирование по ОФП в
колледжах и в вузах при сдаче документов,
оставила бы физическую культуру на всех курсах,
кроме выпускного, запретила бы курение (особенно
в лицеях и педвузах) не на словах, а на деле
(вплоть до отчисления), запретила бы платные, на
коммерческой основе подготовительные курсы,
из-за которых дети пропускают школу и ходят
голодными (кроме суббот), не считала бы
студентами учеников, у которых на руках еще нет
аттестата.
Я уверена, что есть полезные и
осуществимые предложения и у других учителей
физической культуры. Я предлагаю выступать с
ними в печати лично, от школы, от методических
объединений района. Подумаем о наших детях,
внуках и правнуках!!!
H.А. КОРНЕВА,
учитель физической культуры высшей категории
г. ОДИНЦОВО, Москвовская область
|