Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №16/2003

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УЧИТЕЛЯ
 

А освобожденных куда?

Недавно на методическом объединении учителей физической культуры я поделилась с коллегами своим опытом работы с освобожденными от физической культуры детьми. Вы думаете, меня поддержали? Большинство промолчали, некоторые напомнили об опасности, так как боятся ответственности, чувствуя недостаток знаний по физической культуре. Не скрою, были люди, которым стало все равно, что будет с его учеником. Равнодушие, неуверенность, страх за будущее своих детей стало главенствовать в наших душах. Нет того азарта, которым мы отличались от других учителей-предметников. А ведь мы все бывшие спортсмены! Есть такая поговорка – «Жизнь бьет ключом и все по голове». Мне не хочется подставлять свою голову, но и делать ведь что-то надо.

Когда человеку говорят, что он дебил, таковым он становится. Многие еще к тому же озлобляются.

Если человеку с детства внушать, что он больной, очень-очень больной, то он найдет в себе массу болячек. Психика человека поддается не только внушению, но и самовнушению. Пессимист болеет чаще и серьезнее, чем оптимист. Но если мы захотим, то можем научиться не болеть вообще или меньше, преодолевать боль и страх, побеждать свои хронические (к сожалению) болячки, улучшать свое здоровье, ведя Здоровый Образ Жизни. А можем, наоборот, его ухудшить, пренебрегая советами учителей физической культуры, валеологов, психологов. Все зависит от цели и задач, которые поставил перед собой сам обучающийся или его родители. Ребенок легко поддается внушению авторитетных взрослых (особенно родителей) и полностью зависим от семьи до того дня, когда попадает в дошкольное или школьное учебное заведение.

За 30 с лишним лет работы с детьми через меня прошла масса учеников, по разным причинам освобожденных от физкультуры. И как мне было жалко этих детей, смотревших голодными глазами на бегающих, прыгающих, играющих одноклассников.

Чувствуя в себе силы помочь им, я решила начать занятия с этими учениками и пошла по традиционному пути, дав согласие проводить занятия в группах ЛФК. Но возникли определенные трудности: детям некогда, группа по заболеваниям не набирается, занятость единственного спортивного зала не позволяет проводить занятия во второй половине дня, отсутствие знаний по методике проведения занятий с больными детьми, необходимость дополнительной оплаты и т. д.

Очень быстро стало ясно, что вести такие занятия надо на базе одной школы города или на базе поликлиники, объединяя детей по заболеваниям и заставляя родителей более ответственно относиться к лечению, но уже не медикаментами, а физическими упражнениями. С этими предложениями я 26 лет назад выступила на августовской педагогической конференции района, но меня не поддержали. Врачи продолжали выдавать справки с освобождениями или рекомендациями заниматься в специальных медицинских группах и группах ЛФК (так проще). Гороно делает экономию на подобных группах, на живых детях.

Взрослые себя подстраховывали, чиновники получали премии, а дети продолжали страдать и болеть.

Наверное, поэтому нам сейчас приходится говорить об ухудшении здоровья народа «Великой России».

Наверное, отсюда и пошли такие болячки, как нарушение обмена веществ, нарушение в опорно-двигательном аппарате и в зрении, ВСД, дискенизия ЖВП, ОРЗ и ОРВИ, заболевания дыхательной, нервной и сердечно-сосудистой систем. Большинство болезней являются у школьников приобретенными. Врожденных заболеваний значительно меньше, но с ними можно и нужно бороться с помощью упражнений физической культуры.

На моих уроках освобожденные от уроков физической культуры в большинстве случаев занимались всегда, но по своей программе. Главные мои условия – в занятиях не форсировать результаты; не делать того, что нельзя; самодисциплина во всем (режиме дня, питании, нагрузке и т. д.); изучение ПТБ, ЗОЖ, знакомство с родителями и выполнение требований учителя беспрекословно. Много слов благодарности я услышала за свою педагогическую деятельность от родителей, чьи дети поправили свое здоровье, и с моей помощью тоже. Союз родителей, врачей и учителя физической культуры может и дает отличные результаты.

В настоящее время я заведую кафедрой физического воспитания в Немчиновском лицее, где оздоровлению придается большое значение. Мы за 5 лет достигли значительных успехов, коллектив благополучно минует эпидемии гриппа, заболеваемость детей снизилась, на занятиях дети выдерживают температурный режим ниже определяемых медициной, короткая форма введена во всех классах, снизился процент курящих, увеличено количество уроков физической культуры до 3–4 в неделю, осуществляется тесная связь с медперсоналом лицея и поликлиники, улучшена материальная база лицея, проведен опрос мнений детей, родителей, выпускников о необходимости физической культуры. У нас есть победители и призеры «Конкурса здоровья» Одинцовского района и т. д. 57% учеников 10–11-х классов ставят значимость физической культуры на один уровень с русским языком, литературой и математикой.

С 2002/03 учебного года мы работаем под лозунгом «Освобожденных у нас нет!» Форма работы осталась прежняя. Освобожденные дети работают со всем классом, не чувствуя своей ущербности, по своей программе, после простудных заболеваний – в длинной форме и все обязаны следить за своим самочувствием. Эти дети имеют право переходить на шаг самостоятельно или вообще не бегать, заменять вредные для них упражнения другими. Упражнения ОФП делать (если нельзя, только на технику), следить за правильным дыханием и выполнять дыхательные упражнения при первом намеке на усталость и т. д.

Наверное, у вас возник вопрос: а что мы делаем, когда проходят уроки по лыжной подготовке?

Дети, страдающие хроническими заболеваниями простудного характера, астматики, которым противопоказан холод, после болезни верхних дыхательных путей могут в это время заниматься в спортивном зале с одним из учителей физкультуры, класс которого мы подхватываем. На нашей кафедре все учителя взаимозаменяемы по необходимости, и любой ученик это знает, поэтому когда мы ведем уроки в других классах, то не испытываем особенных трудностей.

А не мешают ли освобожденные остальным во время бега, спросите вы? Чтобы этого не было, мы определили два круга, по которому бегают дети. Бег за баскетбольной площадкой – привилегия здоровых детей, бег или ходьба по разметке волейбольной площадки – привилегия освобожденных детей и очень слабых еще физически.

Прежде чем окончательно решить заниматься без освобожденных, мы проверили все справки обучающихся и медицинские карты после диспансеризации.

Выявили фиктивные справки, приняли меры. Теперь и надобность в них отпадает. В справках после болезни мы смотрим на диагноз, а не на сроки. По нашей просьбе школьная медсестра с разрешения заведующего поликлиники по необходимости пишет девушкам не освобождение от урока физической культуры, а ограничение в физических нагрузках на уроках физкультуры.

Наблюдая за детьми (и за своим сыном в частности), я сделала вывод, что организм ребенка всегда даст команду, когда остановиться или заниматься. Многие родители кричат на малыша за шум, за беготню, за крик, за ту радость, что он испытывает, когда играет, и забывают они, что в движении ребенок развивается и физически и умственно. Болтает Петя ножками, значит, так надо, прыгает на одной ножке – организм требует нагрузки, лезет на дерево – руки, ноги, туловище ждут своей порции физического труда. Помоги ребенку, подстрахуй, а не запрещай. Тогда в будущем у него будет меньше шишек.

Колготки не порви, платье не испачкай! Так и растут цветочки, от первых морозов-микробов погибающие. Полнота ребенка не признак здоровья. Наоборот, признак близкой болезни. Значит, что-то в его физическом или психическом развитии не так. Маме, врачам бить тревогу! А зачем? Ребенка не слышно – нам хорошо, спокойно.

Маленький человек – деятельная натура, он созидатель. Он творит себя, так не мешай ему, а помоги. Да, это страшно, когда ребенок болеет, и не дай бог тяжело. Натерпевшись страха один раз, побегав по больницам и аптекам, паникуя и не найдя в себе мужества, родители делают большую ошибку, внушая своему любимому и дорогому человеку, что он болен, что он умрет, если... Чуть из одной ноздри потекло, тут же справка на месяц. А в голове подсознательно стучит: нельзя, опасно, страшно. Было страшно и мне, когда я не знала, будет ли жить мой ребенок. А потом наступает момент, когда уже и лень что-либо делать. «Лень редко объясняется плохим состоянием здоровья. Лень развивается благодаря неправильному воспитанию детей, когда с малого возраста родители не приучат ребенка преодолевать препятствия» (А.С. Макаренко.)

На мой вопрос: «Почему в зале класс может пробежать 15–20 минут в среднем темпе без остановки, а на улице быстро переходит на шаг?» – пятиклассник ответил: «Наверное, мы себя убедили, что не сможем».

Мужества вам, дорогие коллеги, в работе с любыми детьми и мужества родителям, имеющим детей, освобожденных пока от физкультуры.

H.А. КОРНЕВА,
учитель физической культуры высшей категории
г. ОДИНЦОВО, Москвовская область

 

Рейтинг@Mail.ru