Задание на дом
Как сделать его эффективным?
Физическая культура
является неотъемлемой частью
учебно-воспитательного процесса в школе.
Качество урока следует оценивать не столько по
объему физической нагрузки, сколько по объему
знаний и накопленному двигательному опыту,
которые учащийся использует в самостоятельных
занятиях во внеучебное время. В ходе урока
учитель должен проверить качество выполнения
домашних заданий, исправить ошибки в выполнении
заданных на дом упражнений, обучить школьников
новому учебному материалу, дать новые домашние
задания с разъяснением дозировки и
интенсивности выполнения упражнений,
содействовать возникновению интереса и
потребности к систематическим регулярным
занятиям физической культурой. Выполнение
домашних заданий по физической культуре
обеспечивает подготовку к изучению последующего
программного материала, расширяет и углубляет
приобретенные знания, умения и навыки,
увеличивает объем двигательной активности
учащихся, что, в свою очередь, способствует
укреплению их здоровья, повышению умственной и
физической работоспособности, включает элементы
творчества. Несмотря на большую значимость
самостоятельных занятий, в литературе вопросы
методики их проведения освещены недостаточно.
Поэтому передо мной возник ряд сложных вопросов,
связанных с выбором необходимого содержания
домашних работ, способами заданий, контроля и
оценки их выполнения.
Опытным путем был установлен уровень
развития двигательных качеств в каждом
возрастном периоде и определена система
домашних заданий. Она включает в себя три вида
упражнений:
1. Упражнения для подготовки к
выполнению учебных требований в подтягивании и
лазаньи по канату.
2. Упражнения для подготовки к выполнению
учебных требований в упорах.
3. Упражнения для подготовки к выполнению
учебных требований в беге и прыжках.
Мною опробовано несколько вариантов
домашних заданий:
1. Выполнение комплекса упражнений
гигиенической зарядки;
2. Задания по выполнению беговых и прыжковых
упражнений, упражнений в подтягивании, сгибании
и разгибании рук, упражнений со скакалкой и
т. п. – с последующей проверкой выполнения
домашнего задания на уроках.
3. Ведение «Дневника здоровья», куда
записывались задания общее и индивидуальное для
учащегося с привлечением к контролю за
выполнением родителей. (В школе с этой целью
работал «Клуб любителей бега», в котором
занимались и родители.)
Не отказываясь от предыдущих
вариантов, начиная с учащихся 5-х классов, во всех
последующих классах на протяжении последних 10
лет предлагаю учащимся комплекс из восьми
упражнений. Назначение комплекса – укрепление
основных мышечных групп и комплексное развитие
двигательных качеств. Упражнения доступны для
всех возрастных групп и позволяют достичь
максимального тренировочного эффекта за
максимально ограниченное время. Количество
повторений каждого упражнения за определенный
(15-секундный) отрезок времени выражается в
баллах, поэтому каждому ученику легко следить за
динамикой своих результатов, сравнивать с
показателями товарищей. Это активизирует
учащихся, побуждает к систематическим занятиям.
Перед выполнением комплекса
рекомендуется измерить пульс, пробежать до пяти
минут, выполнить несколько общеразвивающих
упражнений.
Оценка результатов в выполнении
комплекса
Класс |
Пол |
Оценка в
баллах |
удовлетворительно |
хорошо |
Отлично |
5-й
6-й
7-й
8-й
9-й
10-й
11-й |
девочки
мальчики
девочки
мальчики
девочки
мальчики
девочки
мальчики
девочки
мальчики
девочки
юноши
девочки
юноши |
50
55
55
55
65
70
75
80
85
85
90
95
95
100 |
60
65
65
70
75
80
85
85
90
95
95
105
100
110 |
70
75
75
80
85
85
90
95
95
100
100
110
105
120 |
Содержание комплекса
1. Упражнение на равновесие.
Выполняется стоя на одной ноге, другая, согнутая,
упирается стопой о колено опорной ноги, руки
вперед, глаза закрыты. Сохранение равновесия в
течение пятнадцати секунд, не сходя с места, не
нарушая положения рук, приносит 15 очков. На какой
секунде потеряно равновесие, столько очков.
2. «Пистолет» – попеременно на одной
и другой ноге. Менее физически развитые
опираются одной рукой о пол. Количество
приседаний за пятнадцать секунд дает столько же
очков.
3. Упражнение для укрепления мышц и
плечевого пояса. В упоре лежа на полу (для менее
развитых – упор лежа на повышенной опоре),
сгибание и разгибание рук. Количество разгибаний
рук за пятнадцать секунд приносит столько же
очков.
4. Упражнение на выносливость в
прыжках. Прыжки выполняются через препятствия
высотой 30 см. Стоя боком к препятствию, прыжки
на обеих через препятствия с одной стороны на
другую. Количество перепрыгиваний за пятнадцать
секунд дает столько же очков. Счет ведется на
одну сторону.
5. Упражнение на укрепление косых
мышц живота. Сидя в положении упора сзади,
перенесение ног слева направо и справа налево
через предмет длиной 80–90 см. Счет ведется на
одну сторону.
6. Упражнение на скоростную
выносливость. В упоре стоя (упор о стол,
подоконник, стену) бег с высоким подниманием
бедра. Количество беговых шагов, выполненных за
пятнадцать секунд, разделить на пять
(коэффициент для уравнения с другими
показателями). Для удобства подсчитываются шаги
только одной ногой, затем число удваивается и
сумма делится на пять.
7. Упражнение на подвижность в
тазобедренных суставах. Стоя, палка в руках
хватом сверху, поочередное перенесение ног через
палку, сохраняя вертикальное положение туловища
и не опуская палку. Движение вперед и назад одной
ногой дает одно очко. Упражнение выполняется
пятнадцать секунд.
8. Упражнение на прыжковую и общую
выносливость. Прыжки, вращая скакалку в течение
одной минуты. Коэффициент десять.
Форма записи контроля
Класс Фамилия, имя ………………..
Ориентировочный норматив
Дата |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Всего очков |
Оценка |
Равно- весие |
«Писто- лет» |
Отжима- ние |
Прыжки через
препятствие |
Упражне- ние для
косых мышц живота |
Бег, высоко
поднимая бедро |
Упражне- ние на
подвиж- ность в тазобед- ренных суставах |
Прыжки через
скакалку |
Разучивается каждое упражнение на
уроках отдельно, при этом указывать во втором
упражнении – приседать глубже, в третьем –
туловище не прогибать, в пятом – ноги в коленях
не сгибать, в шестом – высоко поднимать бедро,
туловище держать прямо, в седьмом – туловище не
наклонять, а поднимать ногу повыше.
Когда все ученики усвоят основные
положения контроля, дается форма записи
самоконтроля (см. табл.) в процессе
самостоятельных занятий. Периодически (один-два
раза в четверть) контроль за динамикой
результатов (для уточнения правильности
самоконтроля) осуществляется на уроке. Проверка
одного упражнения занимает одну минуту: 15 секунд
выполнение, 45 секунд – отдых (запись результата,
подготовка места для очередного упражнения). В
конце проверки – подсчет пульса, подсчет
количества набранных очков, определение уровня
своих показателей, краткий комментарий учителя.
Это позволяет упражняться целенаправленно,
вовремя обращать большее внимание на
слаборазвитые мышцы согласно наглядному
ориентиру.
А.Т.НАЗИН,
учитель физической культуры
школы № 797 ВАО,
отличник народного образования
МОСКВА
|