Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №19/2003

ПРИШЛО ПО ПОЧТЕ

 

Игра – педагогическая азбука нации

Огромное значение игры – и для воспитания, и для жизни – понимают все. Мы можем вспомнить теорию игр Фрейда и игровую теорию культуры Хейзинги и принять принцип обязательности использования игры для воспитания, психологической диагностики. Как говорил Эйнштейн, «теоретическая физика это детские игрушки по сравнению с игрой». Вначале для человека было не слово, а игра. Играя почти бессознательно, малыш осваивает формы и величины вещей и предметов, их расположение в пространстве, реагирует, наблюдает, контролирует движения, пополняет свой кругозор, радуется жизни.

Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад. В играх дети все как бы делают втроем: заняты их подсознание, разум и фантазия. Игры воспитывают в ребенке милосердие и память, впечатлительность и честность, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, координацию движений и осмысление их – словом, все, что составляет богатство человеческой личности. Игра является мощнейшей сферой «самости», самовыражения, самоопределения, самоосуществления, самореабилитации. В игровом мироощущении детей присутствует истина гораздо более глубокая, чем их рассудочный взгляд на мир.

В России игры называли забавами, развлечениями, потехами и даже утехами. Русская народная культура издавна богата играми, в которых живет уважение к прошлому и вера в будущее.

Игра – педагогическая азбука нации.

Детские психологи, психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с нарушениями психики, ставят диагноз: «Дети в детстве не доиграли». Есть даже такое выражение: «игровая дистрофия детей». Есть отрасль медицины и психологии – игротерапия. С помощью игры можно диагностировать, понять ребенка. Игрою можно одобрить и ободрить ребенка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества.

Эрик Берн писал: «Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть».

Детям чрезвычайно важно, чтобы в игре присутствовала как роль, так и воображаемая ситуация. Принимая на себя необходимые для игры обстоятельства, дети могут многому научиться, понять окружающий мир и себя в нем.

Сейчас существует огромное количество трудов психологов, анализирующих и объясняющих с научной точки зрения детские игры, детскую мотивацию, детские поступки. Однако понимание важности игры для процесса формирования детской психики существовало и задолго до оформления детской психологии как науки. История повествует о множестве игр, в которые играли давным-давно не только дети, но и взрослые. Вспомним русские кулачные бои – чем не игра? И сейчас некоторые ученые говорят о возможности использования традиций игр, сложившихся у отдельных народов, в процессе воспитания.

ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 Существует понятие народной педагогики – это исторически сложившийся опыт воспитания и обучения детей, первоначально передававшийся из поколения в поколение в устной форме, а затем зафиксированный в письменных памятниках в виде фольклорного героического эпоса, легенд, преданий, свода правил воспитания, правил поведения. Есть многочисленные методики, позволяющие включить народную педагогику в современный учебный процесс.

В основном используются народные подвижные и спортивные игры. В них можно играть без специальной спортивной подготовки в любом возрасте, так как в них нет сложной техники и тактики, а правила можно даже изменять – в зависимости от ситуации. Подвижных игр существует великое множество; они хороши еще и тем, что участник сам регулирует нагрузку в соответствии со своими возможностями. Именно отсутствие строго регламентированных правил, тактики обусловливает отсутствие необходимости специальной спортивной подготовки, что позволяет привлекать к участию детей независимо от возраста, способностей и уровня физической подготовки.

В наше неспокойное время, когда утрачены многие идеалы, свержены служившие целым поколениям идолы, люди возвращаются к общечеловеческим ценностям, заложенным в культуре и традициях народа.

НАРОДНЫЕ ИГРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Национальными в Ненецком автономном округе являются следующие виды спорта: прыжок через нарты, тройной прыжок, метание тынзея на точность, метание топора на дальность и бег с палкой на 3000 м. По ним регулярно проводятся чемпионаты России среди взрослых и юношей, чемпионаты округов. Проведение таких праздников и подготовка к ним имеет огромное значение для укрепления здоровья детей, для развития их физической подготовки. Красочное оформление спортивного зала, национальные костюмы, чумы не только разряжают обстановку состязаний, но и дают знания о ненцах участникам.

Ежегодно в Нарьян-Маре проходит спортивный праздник «Северное сияние». Участники соревнуются в таких видах спорта, как лыжи, гонки на буранах, гонки на оленьих упряжках, национальные виды спорта, зимний футбол. На празднике всегда присутствует огромное количество болельщиков и просто зрителей. Праздник призван пропагандировать здоровый образ жизни, и он успешно выполняет свое предназначение.

В своей школе помимо общей спартакиады мы периодически проводим соревнования по национальным видам спорта, праздник «День оленевода». За последние два года мною были проведены восемь спортивных праздников и «День оленевода».

Также стараемся развивать отношения и с другими школами, для чего устраиваем совместные праздники. Например, вместе с ненецкой школой-интернатом мы ездили на праздник «День оленевода» в поселок Красное, село Гельвиска.

По моей авторской программе в различных населенных пунктах Ненецкого автономного округа проводятся такие праздники.

В нашей школе за 17 лет воспитаны 15 мастеров спорта, около ста перворазрядников, многие учащиеся выполняют нормативы второго, третьего разрядов и юношеских разрядов.

В повседневные тренировки и уроки физкультуры я всегда включаю различные элементы национальных видов спорта. Это прыжок через нарты, тройной прыжок, метание тынзея на точность. Может, это покажется удивительным, но в ходе таких тренировок у детей заметно быстрее развиваются координация движений, выносливость, быстрота, сила.

Был даже проведен следующий эксперимент. Наблюдение производилось за двумя группами юношей-баскетболистов 12–13 лет. Два месяца одна группа занималась баскетболом с элементами национальных видов спорта, другая – по обычной программе. Результаты оказались очень неожиданными. У баскетболистов экспериментальной группы быстрота двигательных действий оказалась значительно выше, чем у баскетболистов другой группы.

В школе регулярно проводятся спортивные праздники: «День здоровья», «День бегуна», праздник «День оленевода», «День защитника отечества», «Северное сияние», спортивное шоу «Сегодня играем в мини, завтра – в большой баскетбол».

Таким образом, даже в условиях Заполярья при правильной постановке физического воспитания можно добиться значительного укрепления здоровья детей. Учитывая отрицательное влияние климатических условий, в школе ведем планомерную работу по привлечению учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, к систематическим занятиям физической культурой. Для них организованы группы ОФП, здоровья. И в итоге за последние три года показатели общей заболеваемости учащихся снизились на 38%, уменьшилось количество ребят с нарушением осанки (по данным школьного врача).

Школьный возраст должен быть не только временем биологического и интеллектуального развития, но и периодом активного физического воспитания, укрепления здоровья детей. Следовательно, школа по праву может быть названа институтом здоровья. Опыт работы в школе подтверждает, что в трудных условиях Крайнего Севера можно обеспечить полноценное развитие детей, растить их крепкими и закаленными людьми.

* * *

Россия – родина для многих народов, отличающихся от русских культурой, традициями и обычаями. Очень важно не допустить полной ассимиляции, полного слияния этих народов с русским, потому что у каждого – богатейшая история, накопленный за сотни лет существования опыт. Для того чтобы считать себя настоящим сыном или дочерью того или иного народа, необходимо ощущать его духовную жизнь, творчески утверждать себя в ней и помимо русского языка и русской культуры знать свои собственные язык и культуру.

Духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, его глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Я очень люблю ненецкий народ, его обычаи, традиции, помогавшие выживать в сложных климатических условиях, воспитывать из мальчиков настоящих сильных мужчин.

Я поклоняюсь болотной кочке и смотрю на скромный морошковый листочек. Пять белых лепестков собраны природой в подобие волшебной чащи. Пройдет некоторое время, и на хрупком стебельке будет ярко светиться на солнце янтарная ягода. Та самая, что стала символом торжества тепла и света в нашем студеном краю.

Эти пять лепестков напоминают мне пять национальных видов спорта ненецкого народа. Они помогают человеку развивать способность концентрироваться, развивать жизненные силы, выносливость, сноровку, которые так необходимы тундровикам.

В условиях полярной ночи, когда стоят сильные морозы и нет солнца, детям очень сложно сохранить здоровье. Я считаю, что именно народные игры, сложившиеся и используемые в течение столетий, должны служить для укрепления здоровья детей. Они рождены самой жизнью, появившись из окружающей природы, благодаря складывающимся обстоятельствам, они способны не только физически развить детей, сделать из них сильных и выносливых взрослых, но и дать им возможность прикоснуться к родной культуре, понять и осознать менталитет и мироощущение ненецкого народа. Знать историю своего народа, более того, восстанавливать его культуру – благородное занятие, достойное каждого человека, любящего свой народ.

Наиболее популярные ненецкие игры

Качества, развиваемые играми

Характеристика игрового действия

Примеры игр

Ловкость

Игры, побуждающие немедленно переходить от одних действий к другим, не задерживаясь, сочетать свои действия с действиями других занимающихся. Игры, требующие умения сосредоточить внимание одновременно на нескольких действиях

Зайцы и медведи
Ловля – подача
Ловкая рыба

 Быстрота

Игры, требующие своевременных двигательных ответов на зрительные, тактильные, звуковые сигналы. Игры с преодолением кратчайших расстояний в кратчайший срок

Шишки, желуди, орехи
Ездовые собаки
Ну, заяц, погоди!

Сила

Игры с кратковременным напряжением динамического и статического характера

Побороть медведя
Небо, держись!

Выносливость

Игры с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, в которых активные действия чередуются с короткими паузами для отдыха

Не давай тынзей водящему!
Рыбные косяки

В.П. БУЛГАКОВ,
учитель физкультуры
школы № 6
г. НАРЬЯН-МАР,
Ненецкий АО

Рейтинг@Mail.ru