Игра – педагогическая азбука нации
Огромное значение игры – и для
воспитания, и для жизни – понимают все. Мы можем
вспомнить теорию игр Фрейда и игровую теорию
культуры Хейзинги и принять принцип
обязательности использования игры для
воспитания, психологической диагностики. Как
говорил Эйнштейн, «теоретическая физика это
детские игрушки по сравнению с игрой». Вначале
для человека было не слово, а игра. Играя почти
бессознательно, малыш осваивает формы и величины
вещей и предметов, их расположение в
пространстве, реагирует, наблюдает, контролирует
движения, пополняет свой кругозор, радуется
жизни.
Ребенок, играя, все время стремится
идти вперед, а не назад. В играх дети все как бы
делают втроем: заняты их подсознание, разум и
фантазия. Игры воспитывают в ребенке милосердие
и память, впечатлительность и честность,
интеллект и фантазию, справедливость и
наблюдательность, координацию движений и
осмысление их – словом, все, что составляет
богатство человеческой личности. Игра является
мощнейшей сферой «самости», самовыражения,
самоопределения, самоосуществления,
самореабилитации. В игровом мироощущении детей
присутствует истина гораздо более глубокая, чем
их рассудочный взгляд на мир.
В России игры называли забавами,
развлечениями, потехами и даже утехами. Русская
народная культура издавна богата играми, в
которых живет уважение к прошлому и вера в
будущее.
Игра – педагогическая азбука нации.
Детские психологи, психиатры,
сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с
нарушениями психики, ставят диагноз: «Дети в
детстве не доиграли». Есть даже такое выражение:
«игровая дистрофия детей». Есть отрасль медицины
и психологии – игротерапия. С помощью игры можно
диагностировать, понять ребенка. Игрою можно
одобрить и ободрить ребенка. С помощью игры можно
корректировать, улучшать, развивать в детях
важные психические свойства, человеческие
личностные качества.
Эрик Берн писал: «Весь процесс
воспитания ребенка мы рассматриваем как
обучение тому, в какие игры следует играть и как в
них играть».
Детям чрезвычайно важно, чтобы в игре
присутствовала как роль, так и воображаемая
ситуация. Принимая на себя необходимые для игры
обстоятельства, дети могут многому научиться,
понять окружающий мир и себя в нем.
Сейчас существует огромное количество
трудов психологов, анализирующих и объясняющих с
научной точки зрения детские игры, детскую
мотивацию, детские поступки. Однако понимание
важности игры для процесса формирования детской
психики существовало и задолго до оформления
детской психологии как науки. История повествует
о множестве игр, в которые играли давным-давно не
только дети, но и взрослые. Вспомним русские
кулачные бои – чем не игра? И сейчас некоторые
ученые говорят о возможности использования
традиций игр, сложившихся у отдельных народов, в
процессе воспитания.
ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Существует понятие народной
педагогики – это исторически сложившийся опыт
воспитания и обучения детей, первоначально
передававшийся из поколения в поколение в устной
форме, а затем зафиксированный в письменных
памятниках в виде фольклорного героического
эпоса, легенд, преданий, свода правил воспитания,
правил поведения. Есть многочисленные методики,
позволяющие включить народную педагогику в
современный учебный процесс.
В основном используются народные
подвижные и спортивные игры. В них можно играть
без специальной спортивной подготовки в любом
возрасте, так как в них нет сложной техники и
тактики, а правила можно даже изменять – в
зависимости от ситуации. Подвижных игр
существует великое множество; они хороши еще и
тем, что участник сам регулирует нагрузку в
соответствии со своими возможностями. Именно
отсутствие строго регламентированных правил,
тактики обусловливает отсутствие необходимости
специальной спортивной подготовки, что
позволяет привлекать к участию детей независимо
от возраста, способностей и уровня физической
подготовки.
В наше неспокойное время, когда
утрачены многие идеалы, свержены служившие целым
поколениям идолы, люди возвращаются к
общечеловеческим ценностям, заложенным в
культуре и традициях народа.
НАРОДНЫЕ ИГРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Национальными в Ненецком автономном
округе являются следующие виды спорта: прыжок
через нарты, тройной прыжок, метание тынзея на
точность, метание топора на дальность и бег с
палкой на 3000 м. По ним регулярно проводятся
чемпионаты России среди взрослых и юношей,
чемпионаты округов. Проведение таких праздников
и подготовка к ним имеет огромное значение для
укрепления здоровья детей, для развития их
физической подготовки. Красочное оформление
спортивного зала, национальные костюмы, чумы не
только разряжают обстановку состязаний, но и
дают знания о ненцах участникам.
Ежегодно в Нарьян-Маре проходит
спортивный праздник «Северное сияние».
Участники соревнуются в таких видах спорта, как
лыжи, гонки на буранах, гонки на оленьих упряжках,
национальные виды спорта, зимний футбол. На
празднике всегда присутствует огромное
количество болельщиков и просто зрителей.
Праздник призван пропагандировать здоровый
образ жизни, и он успешно выполняет свое
предназначение.
В своей школе помимо общей спартакиады
мы периодически проводим соревнования по
национальным видам спорта, праздник «День
оленевода». За последние два года мною были
проведены восемь спортивных праздников и «День
оленевода».
Также стараемся развивать отношения и
с другими школами, для чего устраиваем
совместные праздники. Например, вместе с
ненецкой школой-интернатом мы ездили на праздник
«День оленевода» в поселок Красное, село
Гельвиска.
По моей авторской программе в
различных населенных пунктах Ненецкого
автономного округа проводятся такие праздники.
В нашей школе за 17 лет воспитаны 15
мастеров спорта, около ста перворазрядников,
многие учащиеся выполняют нормативы второго,
третьего разрядов и юношеских разрядов.
В повседневные тренировки и уроки
физкультуры я всегда включаю различные элементы
национальных видов спорта. Это прыжок через
нарты, тройной прыжок, метание тынзея на
точность. Может, это покажется удивительным, но в
ходе таких тренировок у детей заметно быстрее
развиваются координация движений, выносливость,
быстрота, сила.
Был даже проведен следующий
эксперимент. Наблюдение производилось за двумя
группами юношей-баскетболистов 12–13 лет. Два
месяца одна группа занималась баскетболом с
элементами национальных видов спорта,
другая – по обычной программе. Результаты
оказались очень неожиданными. У баскетболистов
экспериментальной группы быстрота двигательных
действий оказалась значительно выше, чем у
баскетболистов другой группы.
В школе регулярно проводятся
спортивные праздники: «День здоровья», «День
бегуна», праздник «День оленевода», «День
защитника отечества», «Северное сияние»,
спортивное шоу «Сегодня играем в мини, завтра – в
большой баскетбол».
Таким образом, даже в условиях
Заполярья при правильной постановке физического
воспитания можно добиться значительного
укрепления здоровья детей. Учитывая
отрицательное влияние климатических условий, в
школе ведем планомерную работу по привлечению
учащихся, имеющих отклонения в состоянии
здоровья, к систематическим занятиям физической
культурой. Для них организованы группы ОФП,
здоровья. И в итоге за последние три года
показатели общей заболеваемости учащихся
снизились на 38%, уменьшилось количество ребят с
нарушением осанки (по данным школьного врача).
Школьный возраст должен быть не только
временем биологического и интеллектуального
развития, но и периодом активного физического
воспитания, укрепления здоровья детей.
Следовательно, школа по праву может быть названа
институтом здоровья. Опыт работы в школе
подтверждает, что в трудных условиях Крайнего
Севера можно обеспечить полноценное развитие
детей, растить их крепкими и закаленными людьми.
* * *
Россия – родина для многих народов,
отличающихся от русских культурой, традициями и
обычаями. Очень важно не допустить полной
ассимиляции, полного слияния этих народов с
русским, потому что у каждого – богатейшая
история, накопленный за сотни лет существования
опыт. Для того чтобы считать себя настоящим сыном
или дочерью того или иного народа, необходимо
ощущать его духовную жизнь, творчески утверждать
себя в ней и помимо русского языка и русской
культуры знать свои собственные язык и культуру.
Духовный творческий патриотизм надо
прививать с раннего детства. Но подобно любому
другому чувству патриотизм обретается
самостоятельно и переживается индивидуально. Он
прямо связан с духовностью человека, его
глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, педагог
не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к
Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в
основе патриотизма лежит духовное
самоопределение.
Именно поэтому родная культура, как
отец и мать, должна стать неотъемлемой частью
души ребенка, началом, порождающим личность.
Я очень люблю ненецкий народ, его
обычаи, традиции, помогавшие выживать в сложных
климатических условиях, воспитывать из
мальчиков настоящих сильных мужчин.
Я поклоняюсь болотной кочке и смотрю
на скромный морошковый листочек. Пять белых
лепестков собраны природой в подобие волшебной
чащи. Пройдет некоторое время, и на хрупком
стебельке будет ярко светиться на солнце
янтарная ягода. Та самая, что стала символом
торжества тепла и света в нашем студеном краю.
Эти пять лепестков напоминают мне пять
национальных видов спорта ненецкого народа. Они
помогают человеку развивать способность
концентрироваться, развивать жизненные силы,
выносливость, сноровку, которые так необходимы
тундровикам.
В условиях полярной ночи, когда стоят
сильные морозы и нет солнца, детям очень сложно
сохранить здоровье. Я считаю, что именно народные
игры, сложившиеся и используемые в течение
столетий, должны служить для укрепления здоровья
детей. Они рождены самой жизнью, появившись из
окружающей природы, благодаря складывающимся
обстоятельствам, они способны не только
физически развить детей, сделать из них сильных и
выносливых взрослых, но и дать им возможность
прикоснуться к родной культуре, понять и
осознать менталитет и мироощущение ненецкого
народа. Знать историю своего народа, более того,
восстанавливать его культуру – благородное
занятие, достойное каждого человека, любящего
свой народ.
Наиболее популярные ненецкие игры
Качества,
развиваемые играми |
Характеристика
игрового действия |
Примеры игр |
Ловкость |
Игры, побуждающие
немедленно переходить от одних действий к
другим, не задерживаясь, сочетать свои действия с
действиями других занимающихся. Игры, требующие
умения сосредоточить внимание одновременно на
нескольких действиях |
Зайцы и медведи
Ловля – подача
Ловкая рыба |
Быстрота |
Игры, требующие
своевременных двигательных ответов на
зрительные, тактильные, звуковые сигналы. Игры с
преодолением кратчайших расстояний в кратчайший
срок |
Шишки, желуди, орехи
Ездовые собаки
Ну, заяц, погоди! |
Сила |
Игры с
кратковременным напряжением динамического и
статического характера |
Побороть медведя
Небо, держись! |
Выносливость |
Игры с неоднократными
повторениями активных, энергично выполняемых
действий, связанных с непрерывными интенсивными
движениями, в которых активные действия
чередуются с короткими паузами для отдыха |
Не давай тынзей
водящему!
Рыбные косяки |
В.П. БУЛГАКОВ,
учитель физкультуры
школы № 6
г. НАРЬЯН-МАР,
Ненецкий АО |