Подвижные игры для юных легкоатлетов
Игровая деятельность особенно важна в
период наиболее активного формирования
характера – в детские и юношеские годы. Играя,
дети усваивают жизненно необходимые
двигательные привычки и умения, у них
вырабатывается смелость и воля,
сообразительность. В этот период игровой метод
занимает ведущее место, приобретает характер
универсального метода физического воспитания.
Следует отметить, что, несмотря на
соответствующий уровень системной
сформированности подвижных игр, процесс их не
прекратился, а неустанно продолжается.
Методика проведения подвижных игр
Подвижные игры следует подбирать
такие, которые воспитывают у учеников высокие
моральные и волевые качества, укрепляют
здоровье, содействуют правильному физическому
развитию и формированию жизненно важных
двигательных привычек и умений. Недопустимо в
процессе игры унижать человеческое достоинство,
проявлять грубость. Таким образом, подвижные
игры имеют большую роль в воспитании
сознательной дисциплины у детей, которая
является непременным условием каждой
коллективной игры. Организованное проведение
игры во многом зависит от того, как дети усвоили
ее правила. В процессе игр у детей формируются
понятия о нормах общественного поведения,
воспитываются определенные культурные привычки.
Однако игра приносит пользу только тогда, когда
учитель хорошо владеет педагогическими
задачами, которые решаются во время игры.
Большинство подвижных игр имеет широкий
возрастной диапазон, они доступны детям разных
возрастов. Наибольшая близость той или другой
игры определенному возрасту предопределяется
степенью ее доступности. Важное условие
успешности игровой деятельности – понимание
содержания и правил игры. Объяснение их можно
дополнить показом отдельных приемов и действий.
Обучение детей целесообразно начинать с простых
некомандных игр, потом перейти к переходным и
завершить сложными – командными. К более сложным
играм следует переходить своевременно, пока
ученики не утратили заинтересованности к
изучению. Это поможет закрепить привычки и
умения. Перед тем как выбрать определенную игру,
следует поставить конкретную педагогическую
задачу, решению которой она оказывает
содействие, учитывая состав участников, их
возрастные особенности, развитие и физическую
подготовку. При отборе игры надо учитывать форму
проведения занятий, а также, что очень важно,
придерживаться известного в педагогике правила
постепенного перехода от легкого к сложному. Для
этого чтобы определить степень сложности той или
другой игры, учитывается количество элементов,
которые входят в ее состав. Игры, которые состоят
из меньшего количества элементов и в которых нет
распределения на команды, считаются более
легкими. Отбор игры зависит и от места
проведения. В небольшом узком зале или коридоре
можно проводить игры выстраиванием, а также те, в
которых игроки принимают участие поочередно. В
большом зале или на площадке – игры большой
подвижности с бегом врассыпную, с метанием
больших и маленьких мячей, с элементами
спортивных игр. При отборе игры следует помнить о
наличии специального инвентаря. Если игроки
стоят и долго ждут необходимый инвентарь, они
теряют интерес к игре. Таким образом,
эффективность проведения игры зависит от
адекватности решения таких организационных
факторов, как:
– умение доходчиво и интересно
объяснять игру,
– размещение игроков во время ее проведения,
– определение ведущих,
– распределение на команды,
– определение помощников и судей,
– руководство процессом игры,
– дозирование нагрузок,
– окончание игры.
Перед объяснением учеников следует
разместить в исходное положение, из которого они
будут начинать игру. Объясняя, учитель сообщает
название игры, ее цель и ход, рассказывает о роли
каждого игрока, его месте. При объяснении и
проведении игры учитель может стоять в таком
месте, на котором все игроки могли бы его хорошо
видеть и слышать. Для лучшего усвоения игры
рассказ можно сопровождать показом отдельных
сложных движений. Особое внимание игроков
следует обратить на правила игры. И если эта игра
проводится впервые, учитель проверяет, все ли
игроки понимают ее правила.
Существует несколько способов
определения ведущего, а применяют их в
зависимости от условий занятий, характера игры и
количества игроков. Учитель может назначить
ведущим одного из игроков на свое усмотрение,
коротко обосновав свой выбор. Ведущего также
могут избрать сами игроки. Однако для этого
необходимо, чтобы они хорошо знали друг друга.
Можно назначить ведущего и по результатам
предшествующих игр. Этот выбор стимулирует
учеников добиваться лучших результатов. Часто
применяют жеребьевку в виде счета. Роли ведущего
могут быть разнообразные и оказывать содействие
формированию организаторских привычек и
активности. В командных играх и эстафетах
соревнуются между собой две большие команды, а
распределение игроков на команды может
осуществляться учителем одним из следующих
способов:
– с помощью расчета,
– фигурной маршировкой,
– по указанию руководителя,
– по выбору капитанов, которые поочередно
добирают себе игроков.
Все способы распределения на команды
надо вводить соответственно характеру и
условиям проведения игры, а также составу
игроков. В сложных играх с большим количеством
игроков необходимо привлекать судей –
помощников, они считают очки или время, наблюдают
за порядком и состоянием места для игры.
Помощники и судьи назначаются из
учеников, освобожденных по состоянию здоровья от
выполнения физических упражнений средней и
большой интенсивности, для которых физическая
нагрузка игры противопоказана. Если таких
учеников нет, то помощников и судей назначают из
числа игроков. Руководство игрой, бесспорно,
тяжелейший и вместе с тем решающий момент в
работе педагога, так как только это может
обеспечить достижение запланированного
педагогического результата. Руководство игрой
включает несколько обязательных элементов:
– наблюдение за действиями
учеников,
– устранение ошибок,
– коллективных приемов,
– пресечение проявлений индивидуализма,
грубого отношения к игрокам,
– регулировка нагрузок,
– стимулирование необходимого уровня
эмоциональной активности на протяжении всей
игры.
Направляя игровую деятельность,
учитель помогает выбрать способ решения игровой
задачи, добиваясь самостоятельности и
творческой активности игроков. В отдельных
случаях он может включиться в игру сам,
демонстрируя, как лучше действовать в той или
другой ситуации. Важно своевременно исправлять
ошибки. Объяснять ошибку нужно сжато,
демонстрируя правильные действия. Если этих
приемов недостаточно, применять специальные
упражнения, в отдельности анализируя ту или
другую ситуацию. Ответственный момент в
руководстве подвижными играми – дозирование
физической нагрузки. Игровая деятельность своей
эмоциональностью захватывает детей, и они не
ощущают усталости. Во избежание переутомления
учеников необходимо своевременно прекратить
игру или изменить ее интенсивность. Регулируя
физическую нагрузку в игре, учитель может
использовать разнообразные приемы: уменьшать
или увеличивать время, отведенное на игру,
изменять количество повторений игры. Окончание
игры должно быть своевременным. Преждевременное
или внезапное окончание игры вызовет
неудовольствие учеников. Во избежание этого
педагог должен уложиться во время, отведенное
для игры. После окончания игры необходимо
подвести итог. При сообщении результатов следует
указать командам и отдельным игрокам на
допущенные ошибки и отрицательные и
положительные моменты в их поведении.
Игра может быть включена во все части
тренировки. Подготовительная часть – игры
небольшой подвижности и сложности, которые
помогают сосредоточить внимание учеников.
Характерными видами движений для этих игр
является ходьба. Основная часть – игры с бегом на
скорость, с преодолением препятствий, метанием,
прыжками и другими упражнениями, которые требуют
большой подвижности. Игры в основной части
должны помогать изучению и усовершенствованию
техники выполнения тех или других упражнений.
Заключительная часть – игры незначительной и
средней подвижности с простыми движениями,
правилами организации. Они должны содействовать
активному отдыху после интенсивной нагрузки в
основной части.
Характеристика подвижных игр
Подвижные игры как средство
физического воспитания имеют ряд особенностей.
Наиболее характерные из них состоят из
активности и самостоятельности играющих,
коллективности действий и непрерывности
изменения условий деятельности. Деятельность
играющих подчинена правилам игры, которые
регламентируют их поведение и отношения. Правила
облегчают выбор тактики действия и руководство
игрой. Взаимоотношения между играющими
определяются прежде всего содержанием игры.
Различие в отношениях между игроками разрешает
выделить две основные группы – некомандные и
командные игры, которые дополняются небольшой
группой переходных игр. Некомандные игры можно
поделить на игры с ведущим и без ведущего. Так же
командные игры делятся на два основных вида: игры
с одновременным участием всех играющих, игры с
поочередным участием. Командные игры
различаются и по форме поединка играющих.
Существуют игры без вступления игроков в борьбу
с соперником, а в других, наоборот, активно ведут
борьбу с ними. Различают игры: имитационные, с
перебежками, с преодолением препятствий, с мячом,
с палками. Выбор той или иной игры определяется
конкретными задачами и условиями проведения. Для
каждой возрастной группы характерны свои
особенности в выборе и методике проведения игры.
Разнообразие подвижных игр
Игры и упражнения, которые
оказывают содействие усвоению техники прыжков и
развитию скоростно-силовых качеств
«Получить мячик»
Инвентарь – мячик, шнурок.
Основная цель – усвоение ритма
выполнения последних трех шагов и отталкивания.
Организация – подвесить на шнурке
мячик на доступной ученикам высоте. Установить
очередность выполнения упражнений.
Проведение – ученик выполняет три
шага разбега, отталкивается одной ногой и
старается тронуть рукой подвешенный на шнурке
мячик. Высота, на которой подвешен мячик,
постепенно увеличивается для того, чтобы знать,
на сколько сантиметров поднимается мячик. Для
определения личного или командного первенства
за каждый удачный прыжок начисляется одно очко.
Удачным считается прыжок, если ученик коснулся
рукой мячика. На каждой высоте выполняется одна
попытка.
«Отталкивание и приземление»
Место проведения – сектор для
прыжков в высоту.
Инвентарь – резиновый бинт или
планки для прыжков в высоту.
Основная цель – научиться
отталкиваться и приземляться.
Организация – провести с обеих
сторон от планки в яме для приземления и в
секторе на всю ширину ямы 4 линии. Расстояние
между линиями 20–30 см. Линии пронумеровать.
Первая от планки линия с обеих сторон проводится
на расстоянии 40–50 см и имеет наибольший
порядковый номер.
Например: первая от планки линия имеет
№ 3, вторая – № 2, третья – № 1. Учеников
поделить на 2 команды и выстроить с обеих сторон
от ямы в колонну по одному.
Прыгают сначала все ученики с одной стороны, а
потом с другой. Командное первенство
определяется путем подсчета всех очков, которые
набрали участники команд.
«Кто выше?»
Инвентарь – резиновый бинт или
планка для прыжков в высоту, мел двух цветов.
Место проведения – сектор для
прыжков в высоту.
Основная цель – приобретение
опыта соревнований и привычки идти на риск.
Организация – принимают участие 2
команды, участники имеют порядковые номера,
прыгают поочередно. Каждый участник выбирает
себе высоту, которую будет преодолевать, и
заявляет об этом тренеру. Каждый участник
одолевает только одну высоту.
Проведение – к началу
соревнований пометки мелом находятся на одной
высоте. За каждую взятую участником высоту
команде начисляются очки, которые соответствуют
взятой высоте.
Игры, которые оказывают
содействие усвоению техники бега и развития
скорости
«Бежал с мячиком»
Инвентарь – большой или маленький
мячик.
Место проведения – игровая
площадка, футбольное поле.
Основная цель – обучение бегу по
дистанции.
Организация – начертить дугу,
позади которой размещены 2 команды игроков,
которые выстроены в колонну по одному. Двое
ведущих назначаются из учеников, один из них
находится за дугой посередине между командами,
держа в руках мячик, а второй стоит впереди на
определенном расстоянии от первого. Расстояние
между двумя ведущими может быть произвольным и
зависит от времени и подготовки учеников.
Проведение – после сигнала
тренера ведущий, что находится за дугой, передает
мячик по земле второму водящему. Участники по
одному с каждой команды бегут за мячиком.
Команда, представитель которой первым тронет
мячик, получает очко. Игра продолжается до тех
пор, пока все игроки не примут в ней участие.
«Бежал по прямой дорожке с
ускорением»
Инвентарь – флажки.
Место проведения – беговая
дорожка, футбольное поле.
Основная цель – развитие реакции,
ловкости, скорости.
Организация – размечаются 3
параллельные линии. Две первые, которые
находятся на расстоянии 5–7 м одна от другой,
есть стартовые линии. Третья линия – финишная,
находится на расстоянии 15–20 м от стартовых
линий. Участники делятся на 2 команды. Одна с
одной, другая с другой стартовой линии.
Проведение – после сигнала
тренера игроки обеих команд начинают бег. Задача
игроков – скорее добежать до финиша, не дав себя
обогнать игрокам другой команды.
Настигнутым считается игрок, если его
тронули рукой. За каждого настигнутого игрока
команда получает 1 очко.
«Челночный бег»
Место проведения – беговая
дорожка стадиона.
Основная цель – воспитание умения
владеть собою, усвоение техники старта и
развитие скорости.
Организация – размечаются 2
стартовые линии на расстоянии 20–30 м одна от
другой.
Проведение – игроки принимают
низкий или высокий старт. По сигналу стартуют
первые номера, которые бегут ко вторым номерам и
касаются их рукой. Вторые бегут к третьим и
т. д. Выигрывает команда, которая первой заняла
свои первоначальные места.
Игры и упражнения, которые
содействуют усвоению техники легкоатлетических
метаний и развитию необходимых двигательных
качеств
«Метание в подвижную цель»
Инвентарь – 3 флажка для разметки
площадки, мячик для игры в ручной мяч.
Место проведения – ровная
площадка, футбольное поле.
Основная цель – научить метко
метать мячик.
Организация – разметить
треугольник с длиной сторон 10–15 м. Возле любой
из вершин треугольника игроки выстроены по
одному. Все игроки имеют порядковые номера. Мячик
находится в руках у игрока под первым номером. По
сигналу ведущего игрок, у которого в руках мячик,
бежит первым. Как только он сделал 2–3 шага, бежит
игрок под первым номером из группы, которая
выстроена возле следующей вершины треугольника.
Игрок, у которого мячик, передает его в движении
игроку, который начал бежать вторым. Если второй
игрок получил мячик, бег начинает первый игрок из
группы, выстроенной возле третьей вершины.
Бегают игроки по сторонам треугольника.
«Толкание мячика в обруч»
Инвентарь – гимнастический обруч,
набивной мяч.
Место проведения – небольшая
площадка.
Основная цель – научить толкать
мяч под правильным углом.
Организация – подвесить обруч на
высоту 2,5–3 м над землей. На расстоянии 3–4 м
провести линию, от которой будут толкать мяч.
Одна команда становится за этой линией, а вторая
занимает место на второй стороне от обруча в
3–4 м от него.
Проведение – ученики одной
команды поочередно толкают мячик так, чтобы он
пролетел через обруч. Игроки второй команды
подают мяч. Затем команды меняются местами.
Каждое попадание в обруч оценивается в одно очко.
Выигрывает та команда, которая набрала больше
очков.
Игры и упражнения, которые
оказывают влияние на развитие выносливости
«Командный скоростной бег»
Инвентарь – флажки для разметки
дорожки, секундомер.
Место проведения – беговая
дорожка.
Основная цель – проверка умения
бегать с постоянной скоростью.
Организация – группу разделяют на
2 команды, сообщают, на какую дистанцию будет
проводиться бег, указывают время, за которое
команды должны ее пробежать.
Проведение – по сигналу тренера
дается сначала старт одной команде, затем
стартует вторая команда. После финиша всей
команды объявляется время, за которое она
пробежала дистанцию. Для определения
команды-победительницы нужно найти разность
между запланированным и полученным результатом.
Результативность методики подвижных
игр в легкой атлетике
Подвижные игры имеют большое значение
в воспитании сознательной дисциплины у детей,
которая является непременным условием каждой
коллективной игры. В процессе игры у детей
формируются понятия о нормах общественного
поведения, а также воспитываются определенные
культурные навыки. Однако игра приносит пользу
только тогда, когда учитель хорошо владеет
педагогическими задачами, которые решаются во
время игры. Благодаря подвижным играм дети,
которые занимаются легкой атлетикой, могут
добиться желаемых результатов на тренировках и
соревнованиях, ведь развиваются не только
моральные и психологические качества, но и
физические. Легкоатлетическая тренировка не
должна превратиться в монотонный процесс. Если
дети будут выполнять все эти упражнения без
удовольствия и заинтересованности, то едва ли
они смогут достичь нужного результата. Поэтому
без подвижных игр здесь не обойтись. Занимаясь
подвижными играми, дети укрепляют мышцы спины,
верхних и нижних конечностей, корректируют
походку.
Е.Ю. ЕМЕЛЬЯНОВА
учитель физкультуры
МОСКВА |