Тестирование
физической подготовленности
Методические рекомендации для
учащихся 1–11-х классов, отнесенных по состоянию
здоровья к специальной медицинской группе
Проблема тестирования физической
подготовленности учащихся – одна из наиболее
разработанных в теории и методике физического
воспитания. Однако для учащихся, отнесенных к
специальной медицинской группе, эта проблема
остается не решенной.
Проверка физической подготовленности учащихся
по таблицам (таблицы 1–5) позволит учителям
физической культуры, работающим с названным
контингентом учащихся, использовать программный
материал, разнообразнее выстраивать
учебно–воспитательный процесс, способствовать
более качественной работе с учащимися,
обучающимися в специальной медицинской группе.
Данные рекомендации предназначены прежде всего
для школьных учителей, слушателей и
преподавателей, работающих в области физической
культуры и спорта.
Требования по выполнению практических
заданий
Проверка физической подготовленности
учащихся по указанным тестам организуется в
учебном году дважды: сентябрь (предварительный
контроль) и май (итоговый контроль), и проводится
на 2–3 уроках.
1. Бег на 20, 30 м. Предназначается
для определения скоростных способностей.
Выполняется из положения высокого (низкого)
старта. В забеге принимают участие не менее двух
человек. Результат оценивается по ручному
секундомеру с точностью до 0, 1 сек. Разрешается
только одна попытка.
2. Бросок двумя руками набивного
мяча (1 кг) из положения сидя. Выполняется двумя
руками из-за головы. Исходное положение для
метания – сидя на полу (на гимнастическом мате
или коврике), каждый учащийся выполняет три
броска. Измеряется расстояние от стартовой линии
(за спиной) до места падения мяча. Все три попытки
фиксируются в протоколе, лучший результат
оценивается по таблице.
3. Челночный бег 3х10 м. Позволяет
оценить быстроту и ловкость, связанную с
изменением направления движения и чередованием
ускорения и торможения. Бег проводится на ровной
дорожке. За каждой чертой, находящейся в 10 м
друг от друга, наносятся два полукруга радиусом
50 см с центром на черте. Из положения высокого
старта по команде «Марш!» испытуемый наклоняется
и берет кубик (5 см), лежащий в полукруге,
пробегает 10 м, кладет кубик в полукруг и
возвращается за вторым. Взяв два кубика, бежит к
линии финиша. Учитывается время от команды
«Марш!» до момента прихода на финиш. Бросать
кубик не разрешается, при нарушении этого
правила назначается повторная попытка.
4. Прыжок в длину с места.
Предназначается для определения
скоростно-силовых способностей. Проводят на
специально размеченном месте с точностью до
1 см или перпендикулярно линии старта
закрепляют сантиметровую ленту (рулетку).
Учащийся встает перед линией старта (не касаясь
ее носками). Затем отводит руки назад. Сгибает
ноги в коленях и принимает положение старта
пловца. Прыжок выполняется активным махом рук
вперед-вверх и толчком обеих ног. Дальность
прыжка измеряется от линии старта до пятки сзади
стоящей ноги. Измерение производится с точностью
до 1 см. Каждому учащемуся предоставляется по
три попытки. В протокол заносится результат
лучшей попытки.
5. Наклон вперед из положения сидя на
полу проводится с целью определения (измерения)
активной гибкости позвоночника и тазобедренных
суставов. На полу наносится необходимая
разметка: горизонтальная линия (длиной 60–70 см)
и вертикальная, делящая горизонтальную пополам.
На пересеченной линии стоит отметка ноль, далее
по вертикали идет разметка через 1 см: вверх –
до 25–30 см, вниз – до 10–15. Результаты выше
нулевой отметки засчитываются со знаком «+», а
ниже нулевой отметки – со знаком «–». Перед
выполнением учащийся садится на пол так, чтобы
пятки находились у горизонтальной линии, но не
касались ее. Расстояние между пятками 20 см.
Вертикальная линия должна быть в середине между
пятками. Выполняют три разминочных наклона,
касаясь пальцами пола перед собой; четвертый
наклон – зачетный. Результат может быть
положительным (со знаком «+»), если кончики
пальцев оказались за нулевой отметкой, и
отрицательным (со знаком «–»), если пальцы не
достали до нее. Измерение производится с
точностью до 1 см.
Анализ и комплексная оценка
результатов тестирования
Для оценки уровня физической
подготовленности учащихся необходимо
сопоставить результаты тестирования каждого
испытуемого в соответствии с его возрастом,
полом, с указанными в таблицах показателями,
которые позволят осуществить как
индивидуальную, так и групповую оценку состояния
развития учащихся.
Сентябрьское тестирование учащихся и оценка с
помощью нормативов соответствующих таблиц
определит исходный уровень физической
подготовленности учащихся каждой возрастной
группы СМГ (специальная медицинская группа).
Повторное тестирование в конце учебного года и
соответствующая оценка по таблицам даст
возможность учителю определить степень прироста
результатов в том или ином упражнении и
проанализировать результаты педагогического
процесса за истекший учебный год.
Результаты в контрольных упражнениях-тестах
оцениваются по пятибалльной системе с помощью
разработанных таблиц и могут быть учтены при
выставлении оценок за четверть, год.
Примечание: не сдают контрольное
тестирование только те учащиеся, которым
противопоказан данный тест по заключению врача.
Таблица 1
Оценки результатов в беге на 20 м
(сек.)
Возраст,
класс |
пол |
Оценки |
5 |
4 |
3 |
7–1 |
М
Д |
4,5–4,4
4,7–4,6 |
4,8–4,6
4,8–4,9 |
4,9
5,0 |
8–2 |
М
Д |
4,4–4,3
4,6–4,5 |
4,7–4,5
4,7–4,8 |
4,8
4,9 |
9–3 |
М
Д |
4,3–4,2
4,5–4,4 |
4,6–4,4
4,6–4,7 |
4,7
4,8 |
10–4 |
М
Д |
4,2–4,0
4,4–4,3 |
4,5–4,3
4,5–4,6 |
4,6
4,7 |
11–5 |
М
Д |
4,0–3,8
4,2–4,1 |
4,3–4,1
4,4–4,3 |
4,4
4,5 |
12–6 |
М
Д |
3,8–3,7
4,0–3,9 |
4,1–3,9
4,3–4,1 |
4,2
4,4 |
13–7 |
М
Д |
3,7–3,6
4,0–3,9 |
4,0–3,8
4,1–3,9 |
4,1
4,3 |
14–8 |
М
Д |
3,6–3,5
4,0–3,9 |
3,9–3,7
4,2–4,1 |
4,0
4,3 |
15–9 |
М
Д |
3,6–3,5
4,0–3,8 |
3,8–3,7
4,3–4,1 |
3,9
4,4 |
16–10 |
М
Д |
3,5–3,4
3,9–3,8 |
3,7–3,6
4,0–4,1 |
3,8
4,2 |
17–11 |
М
Д |
3,4–3,3
3,8–3,7 |
3,6–3,5
3,9–4,0 |
3,7
4,1 |
Таблица 2
Оценки результатов в беге на 30 м (сек.)
Возраст,
класс |
пол |
Оценки |
5 |
4 |
3 |
7-1 |
М
Д |
7,1-6,5
7,7-6,9 |
7,4-7,2
8,0-7,8 |
7,5
8,1 |
8-2 |
М
Д |
6,9-6,1
7,2-6,5 |
7,3-7,0
7,6-7,3 |
7,4
7,7 |
9-3 |
М
Д |
6,5-5,8
6,8-6,0 |
6,9-6,6
7,1-6,9 |
7,0
7,2 |
10-4 |
М
Д |
6,3–5,6
6,4–5,8 |
6,7–6,4
6,8–6,5 |
6,8
6,9 |
11-5 |
М
Д |
6,1–5,4
6,3–5,7 |
6,5–6,2
6,6–6,4 |
6,6
6,7 |
12-6 |
М
Д |
5,8–5,1
6,0–5,4 |
6,1–5,9
6,4–6,1 |
6,2
6,5 |
13-7 |
М
Д |
5,6–5,0
5,9–5,5 |
5,9–5,7
6,2–60 |
6,0
6,3 |
14-8 |
М
Д |
5,5–4,9
5,9–5,3 |
5,8–5,6
6,2–6,0 |
5,9
6,3 |
15-9 |
М
Д |
5,4–4,6
5,9–5,3 |
5,7–5,5
6,3–6,0 |
5,8
6,4 |
16-10 |
М
Д |
5,2–4,6
5,9–5,2 |
5,5–5,3
6,2–6,0 |
5,6
6,3 |
17-11 |
М
Д |
5,0–4,6
5,9–5,3 |
5,2–5,1
6,2–6,0 |
5,3
6,3 |
Таблица 3
Оценка результатов в беге на 3x10 м
(сек.)
Возраст,
класс |
пол |
Оценки |
5 |
4 |
3 |
7-1 |
М
Д |
11,1–9,7
11,4–10,4 |
11,7–11,2
11,9–11,5 |
11,8
12,0 |
8-2 |
М
Д |
10,2–9,4
10,7–9,7 |
10,8–10,3
11,2–10,8 |
10,9
11,3 |
9-3 |
М
Д |
9,9–9,0
10,3–9,2 |
10,4–10,0
10,8–10,4 |
10,5
10,9 |
10-4 |
М
Д |
9,4–8,6
9,9–9,0 |
9,8–9,5
10,3–10,0 |
9,9
10,4 |
11-5 |
М
Д |
9,3–8,6
9,6–8,8 |
9,7–9,4
10,0–9,7 |
9,8
10,1 |
12-6 |
М
Д |
9,0–8,3
9,4–8,6 |
9,3–9,1
9,7–9,5 |
9,4
9,8 |
13-7 |
М
Д |
8,9–8,1
9,7–9,4 |
9,2–9,0
9,7–9,4 |
9,3
9,8 |
14-8 |
М
Д |
8,6–8,0
9,4–8,6 |
8,9–8,7
9,8–9,5 |
9,0
9,9 |
15-9 |
М
Д |
8,4–7,8
9,5–8,7 |
8,7–8,5
9,9–9,6 |
8,8
10,0 |
16-10 |
М
Д |
8,4–7,8
9,4–8,6 |
8,6–8,5
9,9–9,5 |
8,7
10,0 |
17-11 |
М
Д |
8,0–7,5
9,6–8,4 |
8,2–8,1
10,2–9,7 |
8,3
10,3 |
Таблица 4
Уровни оценки результатов броска
набивного мяча 1 кг (см)
Возраст,
класс |
пол |
Оценки |
5 |
4 |
3 |
7-1 |
М
Д |
196–269
166–248 |
162–195
127–165 |
161 и меньше
126 |
8-2 |
М
Д |
199–295
171–260 |
151–198
128–170 |
150
127 |
9-3 |
М
Д |
248–355
178–228 |
196–247
178–228 |
195
187 |
10-4 |
М
Д |
263–371
236–360 |
210–262
174–235 |
209
173 |
11-5 |
М
Д |
288–398
267–385 |
235–287
218–266 |
234
217 |
12-6 |
М
Д |
312–438
281–408 |
260–312
240–280 |
259
239 |
13-7 |
М
Д |
346–511
328–488 |
308–345
299–327 |
307
298 |
14-8 |
М
Д |
401–535
381–497 |
349–400
340–380 |
348
339 |
15-9 |
М
Д |
445–591
409–517 |
372–444
365–408 |
361
364 |
16-10 |
М
Д |
483–647
460–540 |
452–482
412–459 |
451
411 |
17-11 |
М
Д |
505–681
446–550 |
458–504
405–445 |
457
404 |
Таблица 5
Оценка результатов в прыжках в длину
с места (см)
Возраст,
класс |
пол |
Оценки |
5 |
4 |
3 |
7-1 |
М
Д |
104–128
98–125 |
92–103
98–125 |
91
83 |
8-2 |
М
Д |
110–137
107–132 |
96–109
95–106 |
95
94 |
9-3 |
М
Д |
123–149
123–147 |
110–122
111–122 |
109
110 |
10-4 |
М
Д |
134–162
123–154 |
120–133
108–122 |
119
107 |
11-5 |
М
Д |
138–171
134–164 |
122–137
120–133 |
121
119 |
12-6 |
М
Д |
148–182
138–171 |
131–147
122–137 |
130
121 |
13-7 |
М
Д |
154–189
144–172 |
136–153
129–143 |
135
128 |
14-8 |
М
Д |
171–204
144–176 |
154–170
128–143 |
153
127 |
15-9 |
М
Д |
190–219
145–179 |
175–139
128–144 |
174
127 |
16-10 |
М
Д |
204–237
150–184 |
188–203
134–149 |
187
133 |
17-11 |
М
Д |
211–247
147–178 |
193–210
132–146 |
192
131 |
И.П. КУЦЕНКО,
средняя школа № 145
ОМСК |