Аэробика с большой буквы
(начало статьи)
Предлагаем вниманию наших читателей,
в большинстве своем вдумчивых и серьезных
специалистов по физической культуре и спорту,
основательную и подробную работу о таком,
казалось бы, привычном, но тем не менее не столь
уж тщательно изученном виде занятий – об
аэробике.
Авторы работы:
Татьяна ЛИСИЦКАЯ – мастер спорта по
художественной гимнастике, кандидат
биологических наук, профессор кафедры теории и
методики гимнастики Российской государственной
академии физической культуры, с 1987 по 1992 г. –
президент Федерации спортивной аэробики СССР и
России, старший тренер сборной команды страны,
подготовившая первых чемпионов СССР, Европы,
мира
|
Лариса СИДНЕВА – мастер спорта по
спортивной гимнастике, кандидат педагогических
наук, президент Федерации аэробики России,
заместитель председателя Координационного
совета по фитнесу
|
Данная работа может служить пособием
для тренеров-инструкторов, преподавателей
физической культуры, студентов вузов
физического воспитания.
Когда и как возникла аэробика
Еще в античном мире танцы, а также
физические упражнения, в частности выполняемые и
под музыку, использовались для развития хорошей
осанки, походки, пластичности движения, наконец,
силы и выносливости. V и IV вв. до н.э. – период
высочайшего внутреннего расцвета Греции, давшей
в каждой области интеллектуальной деятельности
выдающихся представителей. Это время вошло в
историю как «золотой век Перикла». Греческая
философия и наука в отличие от других культур
Древнего мира испытывала на себе наименьшие
религиозные ограничения. В результате
взаимодействия греческой культуры с культурными
традициями стран Востока образовалась
самобытная эллинистическая культура, ставшая
впоследствии основой европейской цивилизации.
Частью этой культуры была и физическая культура
как олимпийское движение, где демонстрировались
максимальные возможности человека, и как метод
врачевания, что нашло отражение в первых
сочинениях древнегреческих врачей, в первую
очередь Гиппократа, который по праву считается
отцом современной медицины. Причину болезней
Гиппократ видел в действии различных факторов
внешней среды (природно-климатические условия,
физическая нагрузка, питание) на индивидуальную
конституцию и личностные особенности человека
(темперамент, привычки, образ жизни, профессия).
Придавая важное значение опыту и интуиции врача,
он подчеркивал необходимость раннего
прогнозирования течения болезни. Его девизом
было узнать прошедшее, понять настоящее и
предвидеть будущее. Гиппократ говорил, что
«медицина есть прибавление и отнятие», то есть
прибавление недостающего и отнятие излишнего.
«Прибавить» по Гиппократу – это прописать
движение, пребывание на свежем воздухе, изменить
состав и режим питания; «отнять» – отменить
ставшие ненужными назначения, применить
лекарства или физические воздействия,
усиливающие выделения из организма всего
лишнего. Греческая мифология также уделяет
значительное место врачеванию и физическому
развитию. Бог Аполлон (сын Зевса и богини Лето),
изображаемый высоким стройным юношей с лирой и
луком, был отцом бога врачевания Асклепия, дочь
которого, Гигиея, – богиня здоровья. К роду
асклепиадов причислял себя и Гиппократ –
семнадцатый потомок Эскулапа.
Первая сборная команда страны по
спортивной аэробике
Истоки возникновения
ритмико-пластических направлений в физической
культуре
Прошли столетия, прежде чем люди вновь
обратились к физической культуре. С развитием
цивилизации, научно-технического прогресса
появляется угроза гиподинамии. На рубеже
XIX–XX вв. формируются и становятся популярными
различные гимнастические системы: немецкая,
шведская, снарядная гимнастика Шписа,
дыхательная гимнастика Мюллера, атлетическая
Сандова, сокольская гимнастика и др.
В середине XIX в. в Чехии возникла так
называемая сокольская гимнастика, важную роль в
разработке которой сыграл профессор эстетики
Пражского университета М. Тырш. Для сокольской
гимнастики характерна статичность,
прямолинейность, резкость движений, условность
поз и положений. Но благодаря именно сокольской
гимнастике впервые возникли массовые
соревнования – «всесокольские слеты».
Сокольская гимнастика была самой популярной в
начале XX в. и вновь, в несколько
синтезированном, модернизированном виде,
возродилась в 30-х годах и просуществовала в
качестве ведущей системы длительное время (до
середины 80-х годов), наиболее полно соответствуя
ментальности советского периода, представляя
определенную форму утренней, гигиенической,
производственной и школьной гимнастики.
В гимнастических системах женщинам не
уделялось особого внимания. Они выполняли те же
упражнения, что и мужчины, без учета их
физиологических особенностей. И лишь в 20–30 годах
XX в. Женевьевой Стеббинс и ее
последовательницей Бесс Менсендик (под влиянием
шведской функциональной гимнастики и системы
Ж. Демени) были разработаны методы,
позволяющие выработать хорошую осанку, красивую
походку, выразительные движения у женщин.
Система американского врача-гинеколога Бесс
Менсендик была популярна в Европе в 30-е годы
прошлого века и имела много последователей. В
частности, большим успехом в СССР пользовалась
книга ее ученицы из Чехословакии Голены
Воячковой «Движения – залог здоровья и красоты
женщины» (1962). Французский физиолог Ж. Демени
считал, что физические упражнения должны быть
динамичными, а не статичными, совершаться с
большой амплитудой. Популяризация этого
направления, построенного на движениях
свободной пластики, значительно расширила
средства гимнастики.
Большое влияние на развитие
гимнастики оказала и система Франсуа Дельсарта,
который пытался установить определенную
взаимосвязь между эмоциональными переживаниями
человека и его жестами, мимикой. Работы Дельсарта
и его последователей легли в основу теории
выразительного движения и оказали влияние на
развитие балета, пантомимы, послужив фундаментом
для создания одного из направлений в гимнастике
– ритмико-пластического. В частности, теория
выразительного движения легла в основу
гимнастики Л.Н. Алексеевой. Она сама окончила
«Московские классы пластики», одну из студий, в
большом количестве возникших в России в начале
XX в. В ее системе «гармонической гимнастики»
большое внимание уделялось этюдной работе,
импровизации, спортивно-танцевальным
постановкам под классическую музыку, а также
пантомиме и танцу. Среди явлений, вызвавших
большой интерес не только к балету, пантомиме, но
и к гимнастике, культуре движений, выразительной
пластике, нельзя не упомянуть деятельность
Айседоры Дункан. Особенность искусства этой
замечательной танцовщицы заключалась в
возрождении античного танца, построенного по
законам свободной пластики, введении
пантомимического элемента в танец, движений и
принципов джазового танца. Ее совершенно новые
для того времени принципы пластической
выразительности стали сенсацией в Америке и
Европе. Айседора Дункан оказала значительное
влияние на формирование ритмико-пластического
направления, из которого затем и сформировались
современная художественная гимнастика со
спортивной направленностью и аэробика – как
массовая форма физической культуры.
Повышенный интерес к гимнастике был
вызван также возникновением школы ритмической
гимнастики, основанной Жаком Далькрозом в
1910 г. в небольшом местечке Хеллерау близ
Дрездена. Именно им был впервые введен термин
«ритмическая гимнастика». Система ритмической
гимнастики изначально предназначалась для
развития у музыкантов слуха и чувства ритма.
Однако попутно оказалось, что она пригодна и как
средство физического воспитания. Органическое
сочетание музыки и движений – основа метода
Далькроза.
Говоря о создании и разработке системы
ритмической гимнастики, следует упомянуть еще
одно имя. Это Карл Орф. Его система детской
гимнастики направлена на одновременное развитие
физических качеств и, с помощью игрового метода,
творческих способностей. В системе Орфа
прослеживается тенденция к интеллектуализации
гимнастики. (К гармоничной интеллектуальной
гимнастике можно отнести и школу
Л.Н. Алексеевой и ее последователей.)
Продолжение читайте в газете
"Спрот в школе" N21/2003г. |