Я играю в свою
игру
У каждого человека есть мечта – кем
быть. Кем только я не хотел быть, но только не
космонавтом и учителем. Судьба...
Можно ли сказать, что я стал учителем
по воле судьбы? Судьба ли это? Давай, судьба,
поговорим с тобой как мать и сын. Нам никто не
помешает: только ты и я.
А помнишь про мою детскую мечту стать музыкантом
или олимпийским чемпионом. Когда еще деревья
были большими, с малых лет я играл в детские
забавы, посещал музыкальную школу, спортивную
школу, образовательную школу, и где бы я только ни
был, один ли, с отцом, который всю жизнь был
учителем, везде я видел учеников школы, видел
яркие краски праздников и серые будни.
Признайся, судьба, ведь ты уже тогда выбрала для
меня этот путь. Заканчивая 10-й класс, я уже твердо
знал, чего хочу. Я учитель. Учитель физической
культуры. Почему-то не стал учителем музыки. А мог
бы... Каждому свое, но мой выбор, моя
педагогическая судьба, безусловно, объясняется
истоками. Мои истоки – это мой отец.
Но я играю в свою игру.
Да, вся наша жизнь – игра, а игра – это
праздник, я играю от всей души. У меня свой стиль,
свои пристрастия, они порой расходятся с
окружающим мнением, но я все равно пытаюсь и
добиваюсь того, чтобы игра состоялась. И тогда
она дает мне ощущение раскованности, в ней есть
свобода выбора и свобода созидания, особая
атмосфера – «мажор». И постоянно меняющаяся
система отношений.
А помнишь, судьба, первый год работы в школе!
Усталость, тяжелая нагрузка, низкая ставка и
полнейшая разочарованность в своей профессии.
Каждый день был безрадостным, а жизнь
превращалась в сплошной кошмар.
До сих пор не могу понять, что же произошло, но мне
хочется верить, что это судьба меня услышала и
помогла.
А потом, судьба, ты подарила мне институт и новых
друзей. Пять тяжелых, но замечательных лет я
пережил тогда.
Сколько новых идей, шальных задумок.
Появился малый спортивный зал, который
предназначен специально для работы с учащимися
младшего школьного возраста. Между двух обычных
кабинетов разобрал стену, обломками кирпича
залатал окна, заштукатурил, покрасил, установил
вентиляцию, освещение, и день за днем, и шаг за
шагом оснащая его спортивным инвентарем и
оборудованием, превратил зал в лучший по городу.
Сколько всего надо было придумать и предвидеть,
сколько, увы, смастерить, изготовить своими
руками, изобрести.
Знаешь, судьба, работа моя особенная.
Учитель физической культуры таит в
себе огромную кладовую широких знаний и умений.
Потому что, избрав эту профессию, ты в ответе за
здоровье детей, их физическое, психическое,
нравственное и социальное развитие. И совсем не в
той мере, что учитель химии, истории или
математики.
А еще от меня зависит, появится ли у детей
уважение к предмету, разовьются ли в детском
сознании потребности заботиться о своем
здоровье, научатся ли ребята активно
противостоять вредным привычкам, станет ли для
них культура физическая частью их личности.
Работа учителя физкультуры не сводится только к
проведению уроков. Внеклассная спортивная
физкультурно-оздоровительная работа является
одной из важнейших составляющих физического
воспитания в школе. Внеклассная работа обогащает
учебную своим специфическим содержанием и
разнообразием форм направленного использования
физической культуры.
В нашей школе для физкультурно-оздоровительной
работы имеется хорошая спортивная база: большой
спортивный зал с душевой комнатой, малый
спортивный, зал для настольного тенниса, зал
атлетической гимнастики, футбольное поле,
спортивная площадка с полосой препятствия, тропа
здоровья. Планируется открытие зала легкой
атлетики и пневматического тира.
В школе работают спортивные секции баскетбола,
волейбола, легкой атлетики, ОФП, атлетической
гимнастики и настольного тенниса и туризма. Вне
школы ученики посещают секции футбола, бокса,
шейпинга. К занятиям в спортивных секциях
вовлечено более 180 учащихся, что составляет 43% от
всего числа учащихся.
В учебную программу введен третий
дополнительный урок физкультуры, что
немаловажно для укрепления и оздоровления
организма учащихся, выработки новых форм и
методик обучения. Работает совет физкультуры
школы. Для детей младшего школьного возраста
введена гимнастика до занятий, физкультурные
паузы на уроках, подвижные перемены.
В физкультурно-оздоровительной работе налажена
связь со школьным врачом, психологом, социальным
педагогом для работы с трудными детьми и
подростками. И в этой работе виден достаточный
спад детской преступности.
На занятиях в ГПД обязательным стал ежедневный
час физкультуры, в начале учебного года
воспитатели проходят инструктаж по его
проведению. В школе проводятся предметные
недели, куда обязательно входит и физкультура.
Ученики охотно участвуют в проведении конкурсов
рисунков на темы: «Здоровый образ жизни», «В
здоровом теле – здоровый дух», «Нет наркотикам».
В уголках спорта дети могут узнать результаты
тестирования, о городской и школьной
спартакиаде, новостях спорта, комплексах
домашних заданий.
Большую роль в пропаганде физкультуры
и спорта играет работа с родителями. Выступление
на родительских собраниях на темы: «Личная
гигиена школьников», «Распорядок дня и
двигательный режим», а также вовлечение
родителей в спортивно-оздоровительную работу
школы стало традиционным. Ежегодно проводятся
соревнования и конкурсы: «Папа, мама, я –
спортивная семья», «Богатырские потешки»,
«Семья, ученик, учитель» и туристские слеты.
Вначале учебного года родителям предлагается
программа здоровья, куда входят домашние уголки
здоровья, советы по гигиенической гимнастике,
закаливанию, тесты домашних заданий по
физической культуре, дополнительная литература.
Цель – обеспечить такие условия
жизнедеятельности, которые улучшали бы здоровье,
создать условия для гармонического развития.
Не подскажешь ли, судьба, как доказать
детям необходимость выполнения этой программы,
когда государство не желает заботиться о главном
достоянии человека – здоровье, а родители
отчаялись.
И как мне в данной ситуации выполнить заказ?
Возможно ли? Невозможно. Главная проблема в том,
что ученики мало верят.
А я знаю! Ученик должен поверить в тебя. Он должен
тебе доверять. А это доверие дается за счет
личностных характеристик и эмоциональных
способностей учителя. Моя педагогическая
особенность заключается в том, что обучение
должно быть приятным и ненавязчивым, ибо человек
запоминает только то, что ему нравится или нужно
для жизни, а то, что ему не нравится или к чему он
равнодушен, старается забыть, не выполнять.
Судьба, как ты относишься к юмору? Лично я убежден
в огромной силе общения с детьми, особенно в
непринужденной обстановке, когда ребята заходят
просто поговорить. Это для меня самое ценное. Для
этого никогда не жалко времени. Глубоко убежден,
что юмор в общении это необходимая разгрузка. Это
стимулирует энергию дальнейшего восприятия.
Учебную работу должна всегда подкреплять
внеурочная работа. Их никогда не нужно разделять,
а делать все для их гармонизации, и только тогда у
нас будет расти и процент качества успеваемости,
и процент оздоровления обучающихся, будет меньше
работы у врачей и милиции.
Но все же есть и трудности. Шесть
процентов учеников редко посещают уроки
физкультуры. Я провел исследования в виде анкеты.
Обучающимся было предложено ответить на вопрос:
«Почему вы не посещаете уроки физкультуры?»
Вашему вниманию предлагаю результаты.
Как видно, самый большой процент – 65% – учащихся
те, у кого нет спортивной формы. Родители не могут
купить. Чаще всего это дети из асоциальных и
малообеспеченных семей. Вот какие социальные
катаклизмы отражаются напрямую на уроках
физкультуры. Кому я должен задать этот вопрос? К
кому я должен обратиться за советом, за помощью?
Но все-таки я думаю, что нужно верить в лучшее.
Знаешь, судьба, я думаю, что нет бездарных людей,
просто люди находятся не на своем месте, играют
не в свои игры. Поэтому у них так много проблем, да
и окружающим они доставляют много хлопот. Мне
кажется, они просто недоиграли в детстве.
Своим школьникам я с удовольствием позволяю
играть, давая им возможность выразить себя.
Игра – это праздник, это радость
общения и самовыражения. Откровенно говоря, мне
самому не всегда хочется быть в плену заранее
составленного плана, иногда приходится
импровизировать.
Ребята играют, перевоплощаются и совсем не
замечают, что это трудное задание, а они легко с
ним справились.
Я люблю импровизировать. Нужно быть артистом,
умеющим своим мастерством и обаянием увлечь
каждого.
Я понял, что это как раз для моей натуры, что это
по мне. Я, педагог, на этом пути то поддержу
ребенка, то где-то барьер поставлю, чтобы он его
преодолевал, потренирую. Не получилось –
успокою, по головке поглажу, и снова барьер
поставлю: прыгай!
Все это для того, чтобы он в дальнейшей жизни мог
решать свои проблемы самостоятельно, чтобы ему
хватало сил, смелости, терпения, выдумки найти
себя, свое место.
Но если бы все в жизни зависело только от меня!
И опять пустота! И никакого проблеска впереди!
И вдруг... конкурс «Мастер
педагогического труда».
Да, теперь я понимаю, почему ты, судьба, выбрала
меня. Ты знала, что новый всплеск эмоций
всколыхнет во мне все то хорошее, творческое, что
таилось в отдаленных уголках моей души, и я с
трепетом в сердце принимаю твой подарок. И прошу
тебя, судьба, если ты меня выбрала, не забывай про
меня, мне так нужна твоя поддержка!
Не дай погаснуть тому огоньку, который горит в
душе, благодаря которому спокойная и
однообразная жизнь только снится!
Сделай так, чтобы на моем пути было больше
хороших людей. Сделай, чтобы мои ученики не
разочаровались во мне, а я не разочаровался в них.
Судьба! Пожелай мне удачи!
P.S. Судьба. «Так что же ты, наконец?
Я часть той силы, что вечно хочет зла
И вечно совершает благо!»
М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
Ковбойские игры Санта-Клауса
Сценарий
физкультурно-оздоровительного праздника
Цели: 1. Общая: вовлечение
обучающихся в систематические занятия
физической культурой и спортом. 2. Частная:
обучение детей играм как способу коммуникации и
общения.
Задачи: 1. Развивать и
совершенствовать двигательные качества.
2. Расширять кругозор, знакомить с культурными
традициями стран и континентов. 3. Воспитывать
здоровое чувство соперничества и лидерства,
взаимовыручки, коллективизма. 4. Содействовать
укреплению здоровья обучающихся.
Оборудование и инвентарь: 4
разборные новогодние елки, 10 гимнастических
палок, 8 полуобручей, 2 хоккейные клюшки, 2
теннисных мяча, 2 деревянные лошадки, пистолет с
резиновыми наконечниками, 2 шляпы, 2 жилета, 20
косынок (двух цветов), 4 деревянных бруска, костюм
Санта-Клауса, гитара, баян.
ХОД ПРАЗДНИКА
(Звучит мелодия новогодней песни
«Джангл бенс». Телефонный звонок.)
– Helloy! Это Сибирь? Город Омск? Вам звонят из
Америки, пресс-секретарь из Белого дома.
Встречайте нашего Санта-Клауса для проведения
Ковбойских игр в Сибири. О’кей.
(Звучит музыка «Helloy, baby». Выходит Санта-Клаус с
гитарой в руках и поет песню.)
– Helloy, baby!
Здравствуйте, дети!
Пригласил меня сюда ваш Дед Мороз!
Сказал, что здесь дети
Лучшие на свете.
И конечно, я подарки вам привез!
Узнали? Я Санта-Клаус,
И я вам понравлюсь.
Будем с вами веселиться и играть.
Уверен, что с вами
Классно поиграем.
Значит, нужно праздник начинать.
– Здравствуйте, мои маленькие друзья!
– Здравствуйте, уважаемые взрослые!
– А сюда ли я попал?
– Это Сибирь, Омск?
– А где же здесь сильные и смелые?
– Мальчик, ты в каком классе? (Подозвать любого
взрослого).
– Да нет, мне нужен 3-й класс.
– А ну-ка, идите быстрее ко мне, ребята!
– Так вы действительно сильные, смелые,
ловкие? Что-то я сомневаюсь. Давайте проверим.
Знаю, что все вы любите играть, как все дети на
планете, а так как я приехал к вам из Америки,
предлагаю вам сыграть со мной в ковбойские игры.
Согласны?
– А вы знаете, кто такие ковбои?
– А что они умеют делать?
– Ну, что же давайте попробуем.
– Чтобы начать наши игры, нам нужно две
команды. У меня есть волшебная сумка, в которой я
привез вам настоящие ковбойские платки. Кто
достанет себе красный платок, станет в команду
красных платков из штата «Техас», а синие –
штат «Монтана». Помогут завязать платки
болельщики – ведь это все бывшие чемпионы
ковбойских игр.
– Ну что, все готовы?
– А какой девиз всех ковбоев? Ну-ка все дружно:
«Один за всех и все за одного»! Ну что ж, можно и
начать наши состязания.
– Перед каждой командой стоят елки,
повязанные синим и красным платками. И за победу
в каждой игре на вашу елку будет падать снежинка,
на которой американские ребята написали для вас
поздравления. Эти поздравления я вам буду читать.
И у кого окажется больше снежинок, тот и победит.
– Первым нашим испытанием будет ковбойская
гимнастика.
– Прежде чем начать игру,
Я разминку проведу,
Покажу я вам движенья.
Вы же все без промедленья
Повторяйте же, друзья,
Начинаю первым я.
Ну-ка, братцы, не ленись,
На зарядку становись!
(Все конкурсы проводятся под музыку «Red
Next».)
– Конкурс второй.
– Скоро-скоро Новый год,
Он торопится, идет,
Постучится в двери к нам.
– Дети, здравствуйте, я к вам!
Праздник будет нам без толку,
Если будет он без елки.
Что же ваши елки голые стоят?
Помогите их собрать!
(По команде первые участники команды
берут эстафетную палочку, оформленную в виде
елочной ветки, добегают до стойки в виде ствола
дерева, вставляют ветку в ствол в специальное
отверстие и передают эстафету следующему
участнику команды.)
– Конкурс третий.
– А теперь пора, друзья,
Вспомнить нам и про коня.
Главный друг ковбоя конь.
С ним нестрашно и в огонь.
Оседлай своих коней
Праздник будет веселей!
– По сигналу надеваете жилет, шляпу,
садитесь на коня, скачете до елки и обратно.
(По команде первый участник надевает
жилет, шляпу, садится на деревянную лошадку и
скачет до елки и обратно. Передает эстафету
следующему участнику.)
– Испытание четвертое.
– Ты беги скорей, дружок.
По сигналу в мой рожок
Лассо брось ты точно, метко,
Попади кольцом на ветку.
(По команде первый участник берет
кольцо, бежит до елки – 2 м до елки – и
выполняет бросок кольцом на ветку. Бежит обратно.
Передает эстафету следующему участнику.)
– Задание пятое.
– Переправа, переправа,
Берег левый, берег правый.
Даже если неохота, мы пройдем и по болоту.
– У ковбоев есть специальная обувь,
с помощью которой они ходят в дождь и слякоть.
(По команде первый участник надевает
специальные бруски на ноги и передвигается до
елки и обратно. Передает эстафету следующему
участнику.)
– Испытание шестое.
– В испытаниях, друзья,
Подкрепиться нам пора.
Поедим сейчас немного и отправимся в дорогу.
– Я привез настоящие страусиные яйца. И сейчас
из них мы с вами попробуем что-нибудь
приготовить.
(По команде первый участник берет
деревянное страусиное яйцо, в полуприседе катит
его по полу до елки и обратно. Передает эстафету
следующему участнику.)
– Седьмой конкурс.
– Если хочешь быть смелее,
Поиграй со мной в хоккей.
Клюшки будут у нас не обычные, а настоящие –
ковбойские.
(По команде первый участник берет
хоккейную клюшку, выполняет ведение теннисного
мяча до елки и обратно. Передает эстафету
следующему участнику.)
– Испытание восьмое.
– Ну-ка, смело выходи
И команде помоги,
Удиви сегодня нас,
Покажи свой меткий глаз.
– Конкурс капитанов «Стрельба из пистолета».
– Девятое испытание.
– Мы без лишних разговоров
Перепрыгнем все заборы.
Если надо проползем, мы нигде не пропадем.
(По команде первый участник выполняет
прыжки поочередно через три полуобруча, обегает
елку, обратно проползает под ними. Передает
эстафету следующему участнику.)
– Десятый конкурс.
– Разбрелось все наше стадо.
Вместе нам собрать их надо.
Волки серые не спят
И украсть коров хотят.
(Сначала одна команда гимнастическими
палками загоняет «коров» (воздушные шарики) в
загон из барьеров, затем другая.)
– Ну что ж, вот и закончились наши
ковбойские игры. Я убедился в правоте Деда
Мороза, что вы действительно сильные, смелые,
ловкие ребята! Вы честно состязались. Но все-таки
на елку команды (называется
команда-победительница) упало чуть больше
снежинок. Но вы (называется проигравшая команда)
честно состязались. Не отчаивайтесь. Я знаю, кто
занимается физкультурой и спортом в следующий
раз обязательно победит.
– А сегодня на память о нашей
встрече я хочу вам подарить медали ковбойских
игр.
(Раздаются медали. Все дети стоят по
кругу.)
– А вот и мои волшебные рукавицы.
Здесь лежат ваши сладкие призы.
– Ведь что на свете всех сильнее?
– Дружба!
– Главная награда нам – дружба!
– Главная победа – наша дружба!
– Передайте друг другу мои рукавицы, возьмите
приз.
– Дед Мороз мне говорил, что вы и песни хорошо
поете.
– Так пусть нашей дружбы хоровод танцуется
повсюду.
Пусть приходящий Новый год
Мир, счастье дарит людям!
– Давайте споем песню «В лесу родилась
елочка».
И в этот час, в минуту расставанья,
Прощай вам не скажу я никогда.
Я вам скажу: до скорого свиданья!
До новой встречи, юные друзья!
– До свидания!
– Good bay!
(Музыка «Джангл бенс». Санта-Клаус
уходит.)
С. АЛЕЙЧЕНКО,
учитель физкультуры школы № 32
г. КИСЕЛЕВСК,
Кемеровская область
Окончание статьи см. в газете
"Спорт в школе" №23/2003
|