Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №1/2004

ПРИШЛО ПО ПОЧТЕ
 

Адаптация функциональных проб

В функциональной диагностике важная роль принадлежит информации, получаемой с помощью разнообразных проб (далее вместе с термином «функциональная проба» используется и термин «тест»), которые проводятся как в лабораторных условиях, так и непосредственно во время тренировок и спортивных занятий в залах и на стадионах. Пробы позволяют оценивать функциональное состояние организма в целом, его готовность к соревновательной деятельности, уровень общей физической работоспособности и т. д. Поскольку длительная работа мышц лимитируется доставкой к ним кислорода, общая физическая работоспособность в значительной мере зависит от кардиореспираторной производительности.

Во врачебно-педагогической практике обычные исследования в покое не могут вскрыть существенных отклонений от нормы сердца и сосудов. Для этого применяют так называемые функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, которые являются одним из способов определения уровня тренированности: помогают выявить приспособляемость организма к физическим нагрузкам, а также состояние мышц сердца, кровеносных сосудов, вегетативной нервной системы.

В настоящее время используют различные функциональные пробы с разной дозированной нагрузкой. Однако для определения уровня тренированности они должны отвечать следующим требованиям:

1) нагрузка пробы должна соответствовать анатомо-физиологическим особенностям школьников;

2) проба должна выявлять приспособляемость организма к физическим напряжениям;

3) проба должна быть проста и пригодна в любых условиях деятельности.

Все материалы тестов рассматриваются не изолированно, а комплексно с другими медицинскими критериями. Только комплексная оценка позволяет давать объективную оценку готовности организма к нагрузке. Следует помнить, что медицинская информация должна рассматриваться во взаимосвязи с педагогическими и психологическими показателями, что позволит объективно судить о состоянии организма.

Для определения уровня тренированности необходимо проводить специальные наблюдения, чтобы выявить влияние физических упражнений на организм и рост функциональных возможностей.

В качестве одного из показателей можно использовать результаты спортивных соревнований. Однако высокие достижения могут быть признаком хорошей тренированности лишь в том случае, если они устойчиво сохраняются на протяжении достаточно продолжительного времени.

Основной целью этой работы являются анализ использующихся и рекомендуемых функциональных проб, отбор оптимальных и их адаптация к тестированию 12–18-летних подростков. При этом тестирование может проходить как под наблюдением преподавателя, так и в режиме самоконтроля.

Основы самоконтроля

Самоконтроль при занятиях физической культурой позволяет оценивать влияние нагрузок на организм и регулировать режим тренировок. Начинающим спортсменам рекомендуется производить контроль нагрузок по следующим критериям: самочувствие, настроение, аппетит, сон. Если после тренировочных занятий самочувствие, настроение, аппетит и сон хорошие и есть желание заниматься дальше, то это положительные признаки. Они показывают, что организм справляется с нагрузками. Но если на следующий день пульс не вернулся к его постоянной величине в покое, ухудшилось настроение и аппетит, появилась головная боль, то нагрузку надо снизить или дать спортсмену передышку. Тренеру следует обращать внимание на внешние признаки утомления, это окраска кожи лица и туловища, потливость, дыхание, координация движений, внимание.

Как организм переносит нагрузку, лучше всего показывает частота сердечных сокращений (ЧСС). Существует несколько способов измерения пульса: а) тремя пальцами на запястье; б) большим и указательным пальцами на шее; в) кончиками пальцев на виске; г) ладонью на груди в области сердца. Первым способом пользуются, когда человек находится в спокойном состоянии. После физических упражнений нащупать на запястье руки и посчитать пульс бывает трудно. Тогда пользуются другими способами.

Следует отметить, что вышеперечисленные методы контроля и самоконтроля эффективны для использования на уроках физвоспитания и при самостоятельных занятиях с небольшими нагрузками. Для спортсменов разработана группа специальных тестов, речь о них пойдет далее.

Общие проблемы спортивно-медицинского тестирования

Функциональные пробы начали применяться в спортивной медицине еще в начале XX в. Так, в нашей стране первой функциональной пробой, применявшейся для исследования физкультурников, была так называемая проба ГЦИФКа, разработанная Д.Ф. Шабашовым и А.П. Егоровым в 1925 г. При выполнении ее испытуемый совершал 60 подскоков на месте. Реакция организма изучалась по данным сердечной деятельности.

В 30-е годы начали применяться многомоментные тесты, в которых испытуемые выполняли различную по интенсивности и характеру мышечную работу. Примером может служить трехмоментная комбинированная функциональная проба, предложенная С.П. Летуновым в 1937 г.

Надо заметить, что ранее тесты применялись чаще всего для оценки эффективности работы той или иной системы организма. Беговые тесты – для суждения о состоянии сердечно-сосудистой системы, пробы с изменением дыхания – для оценки эффективности работы аппарата внешнего дыхания и т. д. Большинство же современных тестов характеризует деятельность не одной отдельно взятой системы, а организма человека в целом. Такой интегральный подход не исключает использование функциональных проб для оценки преимущественной реакции какой-либо отдельной системы. Поэтому основными задачами тестирования являются:

1) изучение адаптации организма к тем или иным воздействиям;
2) изучение восстановительных процессов после прекращения воздействия.

Различают следующие виды воздействий, используемых при тестировании:

  • физическая нагрузка;

  • изменение положения тела в пространстве;

  • натуживание;

  • изменение газового состава выдыхаемого воздуха;

  • медикаментозные средства и др.

Наиболее часто применяется физическая нагрузка. Формы ее выполнения многообразны. Это прежде всего простейшие формы, не требующие специальной аппаратуры: приседания (проба Мартине), подскоки (проба ГЦИФКа), бег на месте (проба С.П. Летунова) и многие другие.

Благодаря несложным приспособлениям и оборудованию некоторые тесты получили широкое распространение в спортивной практике. К их числу относятся различные степ-тесты (Гарвардский и др.).

Для тестирования подростков рекомендованы шестимоментная функциональная проба сердечно-сосудистой системы, таблицы, разработанные группой авторов (Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон, В.И. Лях и др.), нормы «Олимпийский зачет» и «Президентские тесты».

Определение максимального потребления кислорода (МПК), тест Новакки, субмаксимальный тест PWC 170

Процедура определения МПК заключается в следующем. После интенсивной (до 50% от МПК) и длительной (5–10 мин.) разминки задается исходная нагрузка в соответствии с полом, возрастом и спортивной специализацией. Затем через каждые 3 мин. интенсивность нагрузки повышается на 300–400 кгм/мин. Производится забор выдыхаемого воздуха с целью определить величину потребления кислорода. Мощность нагрузки повышается до тех пор, пока испытуемый в состоянии продолжать педалирование. По специальной методике делаются выводы о величине МПК.

Тест Новакки достаточно информативен и относительно прост. Идея теста состоит в определении времени, в течение которого спортсмен способен выполнять нагрузку конкретной, зависящей от собственного веса мощности. Проба пригодна для исследования как тренированных, так и нетренированных лиц, она может быть использована и в лечебной физической культуре в процессе реабилитации после заболеваний и травм. Тест дает неплохие результаты при отборе в юношеском спорте.

Субмаксимальный тест PWC 170 предназначен для определения физической работоспособности спортсменов и физкультурников. Физическая работоспособность в тесте выражается в величинах той мощности физической нагрузки, при которой ЧСС достигает 170 уд./мин. Выбор именно этой частоты основан на следующих двух положениях: 1) зона оптимального функционирования кардио-респираторной системы ограничивается диапазоном пульса от 170 до 195–200 уд./мин., т. е. с помощью теста можно установить ту минимальную интенсивность физической нагрузки, которая «выводит» деятельность всей кардиореспираторной системы в область оптимального функционирования; 2) взаимосвязь между ЧСС и мощностью выполняемой физической нагрузки имеет линейный характер у большинства спортсменов вплоть до пульса 170 уд./мин. При более высокой ЧСС этот характер нарушается. Величину PWC 170 находят либо графическим путем, либо по специальной формуле.

Использование этих трех тестов на практике затруднено, так как для их проведения необходимы велоэргометры или третбаны, а этого оборудования, как правило, нет у простых физкультурников.

Проба С.П. Летунова

Этот тест предназначен для оценки адаптации организма к скоростной работе и к работе на выносливость. Проба складывается из трех нагрузок:

1. 20 приседаний за 30 сек.;
2. 15-секундный бег на месте в максимальном темпе;
3. трехминутный бег на месте в темпе 180 шагов в 1 мин.

После нагрузок регистрируется восстановление ЧСС и АД. Эти данные регистрируются на протяжении всего периода отдыха между нагрузками.
Оценка результатов пробы С.П. Летунова не количественная, а качественная. Она ведется путем изучения так называемых типов реакций.
У хорошо тренированных спортсменов чаще всего отмечается нормотонический тип реакции на пробу: под влиянием каждой нагрузки отмечается учащение пульса.
Гипертонический тип: незначительное повышение max АД до 180–220 мм рт. ст. Минимальное АД либо не изменяется, либо повышается.
Гипотонический тип: незначительное повышение max АД при резком повышении ЧСС на 2-й и 3-й нагрузках (до 170–190 уд./мин.).
Дистонический тип: снижение min АД, которое после 2-й и 3-й нагрузок становится равным нулю («феномен бесконечного тона»). Максимальное АД до 180–200 мм рт. ст.
К сожалению, использовать пробу Летунова массово не представляется возможным из-за ориентации ее методики на 1–4 человек и отсутствия тонометров.

Практическая часть

Для исследований по оптимизации тестирования на уроках физической культуры и ОБЖ были использованы три следующие пробы, которые при некоторых допущениях могут быть рекомендованы для более широкого применения в массовой физкультуре. Целесообразность применения Гарвардского степ-теста, проб Руфье и Руфье – Диксона для учащихся 7–11-х классов доказали и эксперименты, результаты которых приведены далее. В исследованиях принимало участие около 200 человек ежегодно на добровольной основе в период с декабря 1999 г. по май 2002 г. Специальный отбор участников не проводился. Погрешность опытов составила не более 3%.

А.Л. ПОПИЛЬ,
учитель ОБЖ и физической культуры
Раздольненской СОШ № 10
п. РАЗДОЛЬНОЕ,
Приморский край

Окончание в газете "Спорт в школе" №1/2004

Рейтинг@Mail.ru