Раздельное обучение физкультуре
Вместо предисловия
Работая долго в обычной школе, я к
концу учебного года был практически как выжатый
лимон. В мае уже ничего не хотелось, никакой
педагогики, хотелось побыстрее уехать
куда-нибудь на курорт, вдохнуть воздуха,
отдохнуть.
И вот родилась идея раздельных
уроков физической культуры. Сначала педагоги
стали это делать в средних классах, потом перешли
в начальную школу. А теперь я работаю с девочками
1–11-х классов. Мои коллеги занимаются с
мальчиками. И в итоге перехода на раздельное
обучение школа сразу вышла в лидеры окружных и
городских соревнований.
Вся работа начинается у нас с
составления положения о соревнованиях. Уже 1
сентября эти положения висят на доске. Главное
положение о конкурсе на лучший спортивный класс
школы, спартакиада школы и ежемесячный день
здоровья.
В спартакиаду включены троеборье по
спринту (30, 60, 100 м), троеборье в прыжках (в длину
с места, тройной с места и с разбега), метание
легкого мяча, тяжелого мяча, гранаты, лапта –
русская народная игра, кроссовое пятиборье,
перестрелка, баскетбол, гимнастическое
пятиборье, длинная скакалка, пионербол, еще раз
длинная скакалка и другое. В сентябре
обязательно – «шиповка юных». Это, кстати,
любимое соревнование детворы.
Вывешивается вот такой живой план
работы, дети очень любят этот план, который
сопровождает приказ директора. По четырем видам
выявляются победители в параллельных классах и
по отдельным видам. В сентябре – день
здоровья: русская лапта для девочек и футбол для
мальчиков. Охват стопроцентный. Такого нет, что
кто хочет, кто не хочет. Вся школа выходит на день
здоровья, полностью освобождается от занятий и
работает в полной нагрузке.
В ноябре у нас идет игра
«перестрелка» – очень подвижная, эмоциональная,
тоже играют все без изъятия.
В декабре заканчивается раздел
спортивных подвижных игр и баскетбола.
Январь пропадает без удовольствия,
так как каникулы длинные, выходим на учебу
поздно.
В феврале снова тур баскетбола у
мальчиков и длинная скакалка в третий раз среди
девочек.
В марте настольный теннис у
мальчиков и пионербол у девочек, также
стопроцентно.
Итоги всех выступлений на
спартакиаде и дня здоровья выводятся по
параллелям. Чемпион класса награждается кубком
на последнем звонке, равно как и абсолютный
чемпион школы.
Кроме спартакиады проходят личные
первенства школы по различным видам спорта,
только среди девочек их 78. Это моя работа.
Результаты очень хорошие.
С 1987 г. фиксируются рекорды школы.
Таблица их висит под стеклом постоянно. Они
регулярно обновляются. Дети очень любят
подходить к этому стенду и смотреть. И вот 19
рекордов по разным видам спорта в этом учебном
году обновлены.
Февраль – это месячник
оборонно-массовой спортивной работы в школе, в
который вовлечены мальчики. Но чтобы девочки не
скучали, среди них проводятся личные первенства,
длинная скакалка, веселый старт для малышей.
Наша школа участвует в спартакиаде
Карасунского округа, объединяющего 30 школ. В
спартакиаде такие виды: волейбол, баскетбол,
гандбол, перестрелка, туризм, шахматы, настольный
теннис и два обязательных вида: кросс и эстафета.
Только прошли соревнования, тут же вывешивается
итог.
Участвуем мы – и успешно – в
спартакиаде Краснодара.
Сам я являюсь действующим
спортсменом, активно занимаюсь спортом,
моржеванием и полумарафонами.
В результате всей работы уменьшились
заболевания ОРЗ на 15% по школе, школа ни разу не
уходила на карантин по гриппу, средний уровень
подвижности улучшился. Школа дважды в год
проходит мониторинг среди лучших школ города, в
октябре и апреле. Эти результаты свидетельствуют
об эффективности раздельного обучения. К нам
регулярно приходят слушатели постоянных курсов
усовершенствования учителей, смотрят нашу
работу по раздельному обучению, для этого нужно
только два зала и один из них маленький.
Главной целью образования в нашей
стране традиционно считалось развитие
умственных, интеллектуальных способностей
человека. А вот формирование эмоциональной
сферы, физического и психического здоровья, к
сожалению, оставалось на последнем месте. Такая
однобокость образовательной и воспитательной
системы особенно ярко проявилась в нашу
переломную эпоху. Стремительный темп
научно-технической революции, политическая и
экономическая нестабильность, кризис семьи,
дефицит духовности более всего ударили по
подрастающему поколению. И нам,
учителям-практикам, как никому другому стало
ясно, что необходимо изменить приоритеты системы
образования и воспитания, переориентировать их
на основные потребности человека. В перечне
базовых, сущностных потребностей современный
молодой человек приоритет отдает потребности
быть здоровым и потребности в защищенности, в
безопасности. От этого зависит возможность
изменить свой социальный статус,
самореализоваться. Однако формирование этих
жизненных ориентиров фактически завершается
лишь к моменту окончания школы. Слишком поздно!
Три-четыре года в системе дошкольного воспитания
и десять лет в школе для многих в плане
укрепления здоровья оказываются не просто
бесполезными, а даже вредными. Мы постоянно
говорим о человеческом духе, а воспитанием
культуры человеческого тела не занимаемся,
забывая, что одно без другого быть не может.
Даже сейчас мы вынуждены
констатировать что состояние физического
здоровья нации ухудшается: 55–83% учащихся краевых
школ имеют хронические заболевания, у 25% детей
слабое физическое развитие, каждые 10 лет на 25%
увеличивается рост психических заболеваний.
Молодое поколение все чаще сталкивается с
социальными болезнями. О всех этих проблемах мы
знаем не понаслышке. С каждым годом осложнялась
ситуация в микрорайоне, где расположена наша
школа, далеко не самом благополучном даже в
лучшие времена. Родителей с высшим образованием
у нас всегда было не более 24–26%, со средним и
неполным средним – 45–50%; дети из семей рабочих
составляют 57–60%, к ним еще можно прибавить 7–10%
семей без постоянных средств к существованию;
неполные семьи составляют 27%, многодетные – 5%, а 3%
семей официально зарегистрированы как
неблагополучные. Растет число детей сирот,
опекаемых и тех, кто составляет «группу риска».
Мы отмечаем у себя те же тенденции в
изменении структуры заболеваемости, что и в
целом по стране. Увеличивается количество ребят,
стоящих на диспансерном учете по таким
заболеваниям, как миопия, плоскостопие,
нервно-психические расстройства, нарушение
работы желудочно-кишечного тракта, аллергии. В
этом году на диспансерном учете состоит 43%
школьников. Сократилось число детей, которым
рекомендованы занятия в подготовительных
группах, но зато выросло число тех, кого медики
вынуждены полностью освобождать от любых
физических нагрузок. Тупик?! Нет. Выход есть. В
этом меня неоднократно убеждал личный жизненный
и профессиональный опыт.
Мое детское увлечение игровыми видами
спорта: городками, баскетболом, ручным мячом –
вопреки желанию родителей переросло в дело всей
жизни. Увлечь ребенка легче всего тем, что
интересно самому. А что как не игра является
самой естественной формой деятельности для
любого ребенка? Поэтому мы в своей школе
культивируем игровые виды спорта. Прежде чем
пропагандировать здоровый образ жизни, я на себе
опробовал все известные методики оздоровления –
от христианских постов до систем Малахова и
Иванова. Оптимальным вариантом для меня
оказались моржевание и полумарафон. Абсолютно
согласен с утверждением Сенеки «Долог путь
убеждений, короток путь примеров».
Я глубоко убежден в том, что учителя и
родители должны, даже обязаны понять: едины и
неразрывны в человеке три начала – физическое,
умственное и нравственное. Помочь ребенку можно,
одновременно воспитывая и развивая каждое. «Мы
должны, – писал основатель олимпийского
движения Пьер де Кубертен, – заново объединить
узами законного брака давно разведенную пару –
Тело и Разум».
Из анализа школьного социума,
особенностей интеллектуального развития
учащихся мы сделали для себя вывод:
приоритетными массовыми направлениями в системе
учебно-воспитательной работы должны стать
физическая культура и эстетическое развитие.
Физическая культура – универсальный инструмент,
позволяющий прививать детям уважение к своему
телу, к движению, расширять спектр эмоциональных
переживаний, обрести необходимую психическую
устойчивость, получить навыки общения и
совместной организованной деятельности,
заложить основные нравственные качества –
гуманность, чувство товарищества, умение
сопереживать, коллективизм и, наконец, дает
возможность самореализоваться, пережить
ситуацию успеха тем, кто слабо успевает во всех
остальных областях школьной жизни.
Эти соображения заставили нас встать
на путь создания комплексной системы
физического развития учащихся. Она включила в
себя переход на раздельное обучение физической
культуре начиная с 1-го класса, пересмотр
программ с учетом половых и возрастных
особенностей учащихся, реализацию программы
«День здоровья в школе», проведение cпартакиады
между классами и личных первенств среди
учащихся, обязательное участие в городских и
окружных спортивных соревнованиях, работу
секций и кружков, месячник оборонно-спортивной
работы. Нам удалось превратить спортивный зал в
самое оживленное место в школе. Чтобы вести эту
работу целенаправленно, необходим был
мониторинг физического состояния детей. Как
нельзя кстати оказалось предложение участвовать
в числе очень немногих школ города в
муниципальной программе мониторинга, которое
выявило, что в целом физическое состояние
учащихся 1–9-х классов находится в диапазоне от
низкой до низшей границы среднего уровня, а
девочек – еще хуже. Мы же у себя можем
констатировать рост этих показателей, т. е.
положительную динамику, когда сборная нашей
школы, в которой учится чуть более 700 человек,
одерживает победы и на равных борется со
спортсменами больших элитных школ, и я, учитель
культуры физической, испытываю законную
гордость.
Л.Н. Толстой утверждал: «Воспитание
– это питание способностей ребенка». Поэтому
очень важно в огромной массе детей увидеть тех,
кто наделен спортивной искрой Божьей, в ком
потенциал физических способностей выше среднего
уровня. Индивидуальная работа с одаренными
ничуть не легче работы с целым классом. Ведь
порой трудно бывает заставить ребенка
преодолеть его природную лень, перешагнуть через
боль, поверить в свои возможности! И как приятно
потом видеть их студентами Кубанской академии
физической культуры и спорта, в составе
российских гандбольных, футбольных клубов, да и
просто здоровыми людьми.
Гармонично личность сама по себе
развиваться не может, и физическое воспитание
человека играет в этом далеко не последнюю роль,
поэтому в будущем ему должно уделяться еще
больше внимания. Считаю свой учительский труд
важным, нужным, занимающим достойное место в ряду
благородных профессий.
Исходя из вышеперечисленного, можно
сделать следующие выводы:
1. Раздельное обучение физкультуре
оказывает положительное влияние на результаты
внеурочных форм физкультурно-оздоровительной и
спортивной работы.
2. Снижается процент заболеваемости учащихся
гриппом и ОРЗ.
3. Резко снижается процент травм на уроках и во
внеурочных соревнованиях.
4. Значительно вырос средний уровень
физического развития учащихся.
5. Раздельное обучение позволяет качественно
улучшать такие показатели, как сила,
выносливость, ловкость, гибкость.
6. Резко возросло техническое оснащение
учащихся во всех игровых видах программы.
7. Значительно приближена основная цель
раздельного обучения: подготовка мальчиков к
службе в армии, а девочек – к материнству.
В.В. ЛЯПИН,
учитель физической культуры, школа № 14
КРАСНОДАР
|