Формируем гармонию эстетического и
физического
Эпиграфом к описанию системы своей
работы я взяла слова Д. Лихачева, в которых
заложен глубокий смысл. Я стараюсь идти в унисон
с современником-гуманистом. «Лишите подлинно
интеллигентного человека его памяти, –
утверждает Д. Лихачев, – пусть он забыл все на
свете, не будет знать классиков литературы, не
будет помнить величайшие произведения
искусства, но при этом он сохранил
восприимчивость к культурным ценностям, его
эстетическое чутье сможет отличить настоящее
произведение от грубой подделки, сделанной
только для того, чтобы удивить, если он сможет
восхищаться красотой окружающего мира и
сохранить его; понять характер и
индивидуальность другого человека, помочь ему,
не проявив грубости, равнодушия, злорадства,
зависти, оценить его по достоинству – вот это
будет настоящая интеллигентность».
Одной из основных проблем
педагогической науки и практики является поиск
наиболее эффективных путей совершенствования
системы физического воспитания детей школьного
возраста.
В условиях ограничения движений резко
замедляется как физическое, так и психическое
развитие детей. Двигательная деятельность, в
особенности движения рук, является одним из
необходимых условий нормального развития мозга,
его речевой функции. Двигательная активность
играет также важнейшую роль в обменных
процессах, положительно влияет на работу всех
внутренних органов.
За счет самостоятельной двигательной
активности учащиеся 1–3-х классов реализуют
только 50% оптимального числа движений. Однако
даже у здоровых, правильно развивающихся
школьников самостоятельная двигательная
активность и уроки физической культуры в школе
не могут обеспечить нужный объем движений.
Занятия физической культурой в
среднем компенсируют 11% необходимых суточных
движений. Утренняя гимнастика перед началом
занятий, уроки физической культуры в школе,
физкультпаузы на уроках, подвижные игры на
переменах, прогулки с подвижными играми после
уроков – если это организовано в режиме
школьного дня – позволяют детям 7–11 лет
совершать до 60% требуемого для них суточного
объема движений.
Проблематика состояния здоровья и
снижения его уровня всегда была актуальной в
условиях Севера.
Север неравноценен по комфортности с
условиями жизни других регионов страны. Районы
Севера рассматриваются как экологически
неблагоприятные регионы с точки зрения
эколого-средовых и климатогеографических
исследований. Уровень развития социальной сферы
на Севере не компенсирует негативного
воздействия региональных факторов на условия
жизнедеятельности и здоровье.
За последние годы в г. Сургуте
наблюдается увеличение количества детей с
низким уровнем физического развития: с 1997 г. – от
0,9% до 1,6%.
Физическая культура может решить
задачи профилактики заболеваний, т. е.
обеспечить физическое благополучие. Отчасти
могут быть решены задачи психического
благополучия, поскольку возбуждение в
двигательной зоне коры головного мозга
стягивает на себя более слабые очаги возбуждения
в других частях мозга. Например, застойные
психические напряжения, связанные с обыденной
жизнью (плохие отношения в семье, в школе, со
сверстниками), ведут к истощению отдельных
нервных клеток из-за их постоянной активности.
Следовательно, физические упражнения частично
решают проблемы психического благополучия.
Компенсировать недостаток
двигательной активности младших школьников
можно путем четкой организации системы
физического воспитания, в которую органично
должны вписаться неурочные формы занятий
(«малые», «крупные», «соревновательные»).
Музыкально-ритмическое воспитание –
одна из форм внеучебной деятельности младших
школьников.
От умения преподавателя проводить
различные виды упражнений с музыкальным
сопровождением, обогащать занятия эстетическим
содержанием, привлекать внимание школьников к
выразительным, точным, красивым движениям
зависит достижение цели по физическому
совершенствованию на основе национальных
традиций финно-угорских народов.
Часто общение между людьми начинается
не на уровне смысла слова, а на уровне
эмоциональной реакции. Следовательно, важно с
детства развивать у ребенка эмоциональную
память, что положено в одну из основ предмета
ритмики.
Предназначение предмета ритмики
осуществляется в процессе формирования образа
мира, развития физического, духовного и
эмоционального начала в каждом ребенке,
Идея моей концепции – гармоничный,
здоровый образ в движении, реализация
биологических и социальных принципов, т. е.
образ жизни каждого ребенка должен быть
укрепляющим, ритмичным, эстетичным,
нравственным, волевым. Чем младше ребенок, тем
больше степеней свободы и легкости имеет его
тело. Изначально почти всю информацию об
окружающем ребенок получает через телесные
ощущения, поэтому на разных участках тела
имеются зоны, «запоминающие» на всю жизнь
положительные и отрицательные отпечатки его
общения с миром. Поэтому очень важно при развитии
ребенка оставить как можно меньше негативных
«отпечатков», напряжений и использовать не
только методы воздействия на его сознание, но и
упражнения, отвлекающие контроль сознания над
телом, т. е. телесные и танцевальные методы.
Объектом является
учебно-воспитательный процесс, направленный на
формирование здорового образа жизни
(формирование правильной осанки) через
гармонизацию физического, душевного и
социального благополучия с использованием
элементов культуры обских угров.
Предмет – практическая
технология, позволяющая адаптировать организм
ребенка к условиям развивающей среды
окружающего мира ребенка на примере
экологической культуры обских угров.
Педагогическая цель моих взглядов
– развитие эмоционально-чувственной и
двигательной активности учащихся 1–3-х классов
на уроках ритмики на основе
коммуникативно-познавательных технологий через
субъект-субъектные отношения участников
учебно-воспитательного процесса.
Задачи:
1. Осуществить отбор средств, форм и
методов при разработке практических технологий
с учетом возрастных и физиологических
особенностей на основе традиций и нравственной
культуры народов Ханты-Мансийского авт. окр.
2. Произвести отбор критериев
адаптации и построения оздоровительных
технологий, позволяющих их модифицировать в
соответствии с индивидуальными особенностями
учащихся 1–3-х классов.
Гипотеза
Если будет сформирован механизм
оздоравливающего воздействия ритмических
упражнений на организм ребенка как основа для
выбора средств, методов и форм при разработке
практических технологий с учетом возрастных и
физиологических особенностей, этической
традиции и нравственной культуры обских угров на
уроках ритмики, то влияние уроков ритмики через
оздоровительные технологии будет
способствовать адаптации организма ребенка к
условиям развивающей среды гимназии № 2
г. Сургута.
Содержанием занятий является развитие
гармоничного образа в движении через проведение
общеразвивающих упражнений, подвижных игр,
упражнений с предметами с музыкальным
сопровождением, упражнений из хореографии
(классический, историко-бытовой,
народно-сценический танец).
Курс по предмету состоит из 5 разделов:
I. Основные движения, передающие
характер музыки и средств музыкальной
выразительности.
II. Гимнастические комплексы, построения и
перестроения, пластические упражнения,
передающие формы музыкального произведения.
III. Метроритм, его выразительное значение и
отражение в разнообразных движениях.
IV. Танцевальные элементы, танец.
V. Музыкальные игры, национальные игры.
Отбор содержания материала
ориентирован на формирование биологических и
социальных принципов, на стремление к
возрождению традиций родного края.
Критерии ожидаемых результатов
Эффект занятий заключается в высокой
работоспособности учащихся 1–3-х классов,
хорошем самочувствии, отсутствии или сведении к
минимуму заболеваний (нарушение осанки, инфекции
ОРЗ, ОРВИ). В связи с этим правильно
организованные занятия ритмикой являются
эффективным и надежным средством адаптации
организма учащихся к условиям развивающей среды
гимназии № 2 г. Сургута (направлены против
гиподинамии) и окружающего мира на примере
экологической культуры обских угров.
1. Чтобы достичь перечисленных
эффектов, необходимо не реже одного раза в неделю
заставлять функционировать группы мышц,
производящие движения.
2. Форма выполнения упражнений должна
соответствовать эстетическим потребностям
учащихся 1–3-х классов, поэтому должна сочетаться
с музыкой.
3. Занятия будут построены на основе
практической и коммуникативно-познавательной
технологий.
4. Занятия включают изучение
национально-культурной самобытности хантов.
Прогноз возможных негативных
последствий
При проведении занятий возможны
физические перегрузки либо неодновременное
усвоение учащимися движений.
Способы коррекции, компенсация
негативных последствий
Необходимо тщательно следить за
динамикой физического развития, отбор
упражнений проводить с учетом возрастной
предрасположенности, без излишних напряжений от
простого к сложному.
Определенная ценность музыкально-ритмических
занятий заключена в их образовательных
возможностях. Учащиеся под руководством
педагога получают знания по теории музыки,
приобретают умения и навыки выполнения движений
в соответствии со средствами музыкальной
выразительности. Возможность использования
бесконечных вариаций движений (по форме,
структуре, последовательности выполнения) в
зависимости от создаваемого музыкального образа
позволяет занимающимся расширить представление
о двигательных возможностях организма,
познавать закономерности движений во
взаимосвязи с музыкой и, таким образом,
практически осуществлять связь между умственным
образованием и физическим воспитанием.
Музыкально-ритмические занятия имеют также воспитательное
значение. Выполнение учащимися групповых
упражнений под музыку требует единых усилий,
сознательности и активности, творческого
отношения к делу, способствует формированию
личности. Регламентированный порядок занятий
дисциплинирует занимающихся, приучает их
внимательно относиться к процессу
музыкально-ритмического воспитания.
Воспитывая музыкальный, художественный вкус у
детей на занятиях ритмикой, необходимо помнить,
что чем выше эстетический уровень содержания
материала, используемого на занятиях, тем
быстрее стабилизируются навыки культурного
поведения детей, приобретается правильная
осанка, последовательно развивается мускулатура
и движения становятся плавными и разнообразными,
с красивой координацией.
Изучение культуры малочисленных народов Севера
через пластику, жесты, подвижные игры
воспитывает интернациональные чувства, любовь к
своему краю, стремление к возрождению
национально-культурной самобытности.
Музыкально-ритмические занятия имеют и большое оздоровительно-гигиеническое
значение. Музыкальный ритм организует
движения, повышает настроение занимающихся.
Положительные эмоции вызывают стремление
выполнять движения энергичнее, что усиливает их
воздействие на организм, способствует повышению
работоспособности, а также оздоровлению и
активному отдыху.
В предмете вижу философию межпредметных связей,
сплав, интеграцию.
Все находится во взаимосвязи, в диалектике! В
гармонии! В движении!
Эту мысль пропускаю через свое Я. Мир существует
в движении, не только физический, но и духовный.
Мир умрет, душа умрет. Душа тоже находится в
движении и во взаимосвязи.
Гармония души и тела – это гармония
эмоционального и физического совершенствования.
При создании определенных условий можно
реализовать данную концепцию в практике других
образовательных учреждений, так как она прошла
апробацию в нашей гимназии.
Сегодня вы видели фрагмент занятия, где были
использованы движения, которые и олицетворяют
мои философские подходы к созданию танца
финно-угорских народов Ханты-Мансийского авт.
окр.
Пространство для нас одномерно – это только
расстояние от точки до точки, которое нужно
поскорее преодолеть. Даже о трехмерности его мы
чаще всего не задумываемся. Изучая культуру
обских угров, мы понимаем, что в пространстве
человека традиционных культур «может быть не
два, не три, не пять, а множество измерений,
соответствующих той или иной грани касания
человека и мира».
Свойственная угорской культуре насыщенность
образами, точными измерениями,
взаимоотношениями предполагает ее тщательное
упорядочение. Угры для измерения пространства
предпочитают строго-зримую «троичность».
Плакат
Жизнь каждого отдельного человека в
первую очередь принадлежит ему самому. Она в
каждой частице его существа, в каждой частице его
тела, в его мыслях. Каждая такая частица может
быть представлена как он сам. Но его жизнь не
только в нем самом. Она и во всех предметах и
существах, с которыми он соприкасается, она
связана с его одеждой, запахом, именем,
творчеством, речью, песней, танцем, поступками,
практикой, обычными промысловыми дорогами,
жилищем, детьми как бы невидимыми нитями.
И все это, и каждое в отдельности может выступать
как он сам, его ипостась. Часть его существа как
бы прилипает ко всему, с чем человек имеет дело,
что так или иначе связано с его действием и его
образом.
И.В.ГРИГУРКО
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ
автономный округ
|