Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №3/2004

 

«Лыжи – вот моя поликлиника, сосны – вот мои доктора»

П.Ф. Лесгафт – основоположник научной системы физического воспитания в России, 1837–1909

(начало статьи)

Среди свойственных россиянам многочисленных средств физкультурно-спортивной деятельности процветает увлечение лыжами, чему благоприятствуют в первую очередь наши уникальные территориально-климатические возможности. Ведь главным условием для занятий лыжами является ежегодно обновляемое явление природы – снег. На карте мира устойчивый снежный покров расположен в северном полушарии и на Антарктиде, причем большая его часть приходится на территорию нашей страны, где продолжительность сохранения снежного покрова составляет 4–8 месяцев в году. А на довольно значительной части российского Севера и Сибири снег лежит постоянно. Снежные богатства России несравнимы с таковыми ни в какой другой стране мира. У нас лыжи можно использовать практически повсеместно в течение полугода и более.

Из всего многообразия упражнений на лыжах разной конструкции (горные, прыжковые, для фристайла, сноуборда, лыжных гонок и др.) в нашей стране наиболее распространенным, развитым, массовым, широко применяемым является передвижение на равнинных лыжах (их называют также беговыми, гоночными). Естественный отбор в пользу этого упражнения произошел благодаря целому ряду достоинств, главное из которых - наивысший по отношению к другим средствам оздоровительный эффект в сочетании со всеобщей доступностью для любого возраста и уровня физической подготовленности.

Процесс оздоровления занимающегося лыжами человека базируется на закономерных биологических обоснованиях. Прежде всего передвижение на равнинных лыжах представляет собой высокоактивную двигательную деятельность, которая заставляет все крупные мышцы включаться в достаточно энергичную (иначе замерзнешь) и продолжительную работу. При передвижении на лыжах относительно не задействованными остаются разве только мышцы лица. И такая глобальная мышечная активность во время оздоровительных прогулок длится у подавляющего большинства лыжников минимум один час. Участие в работе значительной мышечной массы позволяет лыжнику выполнить большой объем нагрузки, так как активная работа руками и туловищем снижает утомление мышц ног. Такое длительное и глобальное мышечное напряжение предъявляет повышенные требования к системам кислородного обеспечения организма, совершенствует прежде всего сердечно-сосудистую и дыхательную системы, требует слаженной, пропорционально скоординированной работы всех важнейших биологических функций. Оздоровительный эффект усиливается преимущественной активизацией аэробных энергетических процессов. При этом формируются физиологические основы здоровья человека, стержнем которого является базовое физическое качество – выносливость. Именно выносливость более всего отражает функциональное состояние организма, является основным критерием общего уровня физического здоровья человека.

Не случайно всемирно известный доктор Кеннет Купер, корректируя в «Новой аэробике» прежнюю доктрину, на первое место по ценности для здоровья ставит лыжные гонки, после них – плавание и на третью позицию выводит бег. Основной мотив обновленных взглядов автора знаменитой «аэробики» – предпочтение умеренно интенсивных упражнений, имеющих разнообразную координацию и вовлекающих в работу большие мышечные массы.

Еще одним существенным достоинством занятий лыжами является сбалансированная мышечная активность, формирующая у занимающихся морфологические соответствия в конструкции тела, гармоничное телосложение, красивую, пропорциональную фигуру и в целом привлекательный внешний вид с подчеркнуто здоровым цветом лица.

Наряду с выносливостью к наиболее показательным критериям здоровья относятся адаптационные способности организма, степень его пластичности, готовность с той или иной быстротой подстраиваться под изменения внешних, в первую очередь климатических и не всегда благоприятных экологических условий повседневной жизни. Любая двигательная активность в залах, на других закрытых физкультурно-спортивных сооружениях значительно уступает по эффективности адаптации к естественным факторам природной среды, так как осуществляется в достаточно постоянных, стандартизированных, искусственно регулируемых условиях. Занятия же на лыжах проводят только на открытой местности, в естественных природных условиях, которые отличаются своей неповторимостью (единственный в мире лыжный манеж с искусственным снегом, сооруженный в Финляндии, используют в основном лыжники-гонщики мирового класса и только в бесснежное время года). Даже при занятиях на площадке ограниченного размера, школьном стадионе или дворе, например, под воздействием изменяющихся погодных условий происходит совершенствование адаптационных возможностей, увеличение функциональной надежности организма, повышается степень его приспособляемости и сопротивляемости по отношению к естественным, в том числе и неблагоприятным, воздействиям изменчивой внешней среды. Передвижение на лыжах по жесткому снежному полотну с хорошо укатанной лыжней, или по морозному пушистому свежевыпавшему снегу, или по схваченной морозцем ледяной корочке, или по влажному или мокрому снегу в специфичных для каждого случая погодных условиях, включая иногда и гамму неблагоприятных для организма экологических факторов природы, заставляет лыжника каждый раз приводить свою функционально-двигательную систему в соответствие с реально сложившимися условиями жизни, т. е. минимизировать воздействие вредных явлений, обеспечивать пригодность к жизни в условиях многообразия реально окружающей его природной среды. Ведь далеко не всегда занятиям на лыжах сопутствует солнечная, безветренная, с небольшим морозцем идеальная погода. Бывают и снежная кутерьма с обильным снегопадом, и пронизывающий ветер, и туманное месиво, и жгучий мороз или, наоборот, дождь со снегом. Причем зачастую эти природные явления возникают неожиданно, нередко в комплексе, и надо не избегать, а разумно использовать их для укрепления здоровья через совершенствование адаптационных процессов в организме.

Оздоровительный эффект занятий, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий на лыжах значительно возрастает благодаря тому, что проводятся они главным образом в экологически более чистой загородной лесной или городской лесопарковой местностях, где воздух значительно меньше отравлен дыханием города. При этом создаются уникальные условия для использования целого комплекса целебных оздоровительных факторов природной среды. Прежде всего происходит насыщение организма свежим, морозным, более чистым воздухом. При физической нагрузке, получаемой от передвижения на лыжах, интенсивность этих очищающих организм процессов резко повышается. Звенящий морозцем воздух, низкая температура – прямо-таки волшебные средства укрепления сердечно-сосудистой системы, регулировки обмена веществ. Именно естественно очищенный, свежий воздух является основой здоровья, именно в нем современный человек испытывает постоянно растущий дефицит. Более того, физическая активность в лесной или лесопарковой местностях предоставляет редкую возможность возвратиться и приблизиться к живой матушке-природе, заметить и оценить ее красоту. На лыжной прогулке в постоянно обновляющемся окружении леса, парка, сквера даже долгий путь превращается в удовольствие, остро ощущается гармония души и тела. Здесь всегда интереснее, чем в стенах спортивного зала, других закрытых спортивных сооружениях. Такие общения с природой служат мощным средством снятия нервно-психических сбоев, сопровождающих стрессовые и экстремальные ситуации, которыми, к сожалению, перенасыщена наша повседневная жизнь. Особенно остро нуждается в этом подростково-юношеский возраст, в котором молодежь зачастую сталкивается с трагическими противоречиями между идеальными стремлениями и реально царящими на земле силами жестокости, лжи, несправедливости, безнравственности. У скользящего по заснеженным лесным тропам лыжника поднимается настроение, жизненный тонус.

Двигательная активность детей, подростков и юношей нацелена прежде всего на укрепление здоровья, а затем уже на выявление дарований и спортивные достижения. Более того, здоровье и полноценное развитие подрастающего поколения по значимости намного превосходят любые спортивные достижения. При использовании равнинных лыж преимущественно с оздоровительной направленностью вполне достаточно овладеть основами техники движений, которые безопасны, просты и доступны для освоения каждым, независимо от половой принадлежности, возраста и исходного уровня подготовленности. Освоить различные способы передвижения на лыжах можно почти самостоятельно, по существу, только наблюдая за тем, как выполняют движения старшие в семье, учитель физкультуры или лыжники-спортсмены. Недоступны они только тем, кто стоит на месте. Заметим, в последнее время школьные учителя получили большую свободу в планировании учебного материала. По своему усмотрению педагог может перераспределять учебные часы на прохождение того или иного раздела программы. В этой связи в течение всего снежного периода только от учителя зависит объем часов, выделяемых на лыжную подготовку.

Наряду с легкостью в овладении элементарной техникой безусловным достоинством занятий лыжами является еще одна характерная для них особенность. В отличие от бега, ходьбы, плавания, гребли, езды на велосипеде, бега на коньках в передвижении на лыжах используют многочисленное разнообразие движений, в их числе несколько разновидностей одновременных и попеременных классических и коньковых лыжных ходов, многие варианты переходов с одного хода на другой, различные способы подъемов, спусков, преодоления неровностей, торможений, поворотов. Причем любой начинающий лыжник постепенно овладевает почти всем этим комплексом, так как выбор и применение конкретного способа зависят не столько от него, сколько от естественных природных факторов, среди которых наиболее существенными являются используемый под лыжную трассу рельеф местности, состояние погоды и снежного покрова. Их изменения и заставляют переходить на другой способ, что освобождает от утомительно монотонного однообразия движений, характерного для подавляющего большинства других циклических упражнений, способствующих преимущественному развитию фундаментального по значимости качества человека – выносливости.

Движения на лыжах предпочтительнее еще и потому, что их основу составляют скользящие лыжные шаги с мягкими, эластичными, затяжными действиями. Это весьма полезно для укрепления костно-суставного аппарата юных лыжников, а в преклонном возрасте позволяет избежать хрупкости костей, сохранить подвижность всей опорно-двигательной системы.

Общедоступность занятий лыжами обусловлена еще и возможностью обойтись без специальных, сложных и дорогостоящих спортивных сооружений. Реально сложившееся в российской экономике положение не позволяет рассчитывать на полное удовлетворение потребностей в бассейнах, оборудованных катках, тем более с искусственным льдом, крытых теннисных кортах, манежах и т. д. Подобные спортивные сооружения в обозримом будущем по-прежнему останутся у нас больше исключением для элитной части населения, чем правилом для всех. Что же касается лыж, то место для занятий лыжами бесплатно и самостоятельно способен подготовить для себя каждый занимающийся. «Спортзал» лыжника – огромная территория нашей страны, за некоторым исключением юга Европейской части России. Лыжным стадионом может стать двор, школьный участок, игровые площадки, парковая аллея, лесные опушки и просеки. Достаточно по естественному снежному покрову проложить лыжню или использовать уже готовую, проложенную и утрамбованную под коньковые ходы кем-то другим, в том числе и с использованием специальной техники. Попробуйте-ка заняться, скажем, гимнастикой или борьбой, хоккеем или фехтованием, если в вашем городе, поселке, дачном городке нет соответствующей спортивной школы или хотя бы секции. Даже при наличии необходимого спортивного сооружения – ничего не получится. А лыжами можно заниматься как индивидуально, так и самодеятельной группой даже на небольшой, расположенной рядом с домом площадке размером, например, 50ґ50 метров. В этом еще одно существенное преимущество лыж перед другими видами.

Если во время прогулки (занятия) вы, наслаждаясь красотой зимнего леса, забрели в незнакомую местность, да еще с обилием идущих в разные стороны лыжных следов, можно создать ситуацию, при которой достоинства имеют продолжение в виде недостатков, и даже оказаться в положении лыжника, которому Сергей Михалков посвятил стихотворение «Лыжня и пень»:

Я шел по снежной целине,
Легко и трудно было мне,
И за спиною у меня
Ложилась свежая лыжня.
Через поляны, по кустам,
На горку здесь, под горку там –
Я шел на лыжах полчаса
И вдруг услышал голоса!
И вижу: справа от меня –
Другая свежая лыжня…
И я подумал: «Догоню!»
И перешел на ту лыжню.
Опять бегу я по кустам,
На горку здесь, под горку там –
И вышел я к большому пню,
На ту же самую лыжню…
И так весь день,
И так весь день:
Лыжня и пень! Лыжня и пень!
Ну что за хитрая лыжня:
Весь день дурачила меня!

 

Рейтинг@Mail.ru