Личностное развитие младших
школьников
Направленность современного
образования на личность школьника как нигде ярко
проявляется на уроке физической культуры.
Не будет у школьника мотивации к занятиям
физической подготовкой, к здоровому образу жизни
– не будет результата в физическом развитии и
физической подготовленности.
Нравственные качества и мотивы также занимают
важное место в структуре личности школьника,
поэтому обоснованно применение элементов
народной национальной культуры в учебном
процессе по физическому воспитанию.
Уровень развития личности во многом
зависит от уровня развития межличностных
отношений социальной группы, в которую она
включена. Социальные группы, взаимодействуя
между собой, вырабатывают определенные
социальные стереотипы. Наиболее известны
этнические или национальные стереотипы.
В истории и в современную эпоху в мире
существовало и существует огромное разнообразие
видов культур как локально-исторических форм
общности людей. Каждая культура своими
пространственными и временными параметрами
тесно связана со своим творцом-народом. Культура
выражает специфику уклада жизни, поведение
отдельных народов, их особый способ
мировосприятия в мифах, легендах, системе
религиозных верований и ценностные ориентации,
придающие смысл существованию человека.
Антропологическое изучение культур
обязательно включает в себя явное или неявное
противопоставление, сравнение традиционного и
современного типов культур. Традиционная
культура – это образ жизни общества, в котором
регуляция осуществляется на основании обычаев,
традиций, установлений. Источник знаний и умений
– старшее поколение. Современный тип культуры
характеризуется достаточно быстрыми
изменениями в процессе беспрерывной
модернизации. Источник знаний, умений,
культурных навыков – институализированная
система воспитания и обучения.
Надо иметь в виду, что в сельской
местности развитых стран существует тенденция к
сохранению традиционного образа жизни. Таким
образом, в одной стране могут объединяться два
типа культуры – унифицированно-индустриальная и
этнически самобытная,
традиционно-ориентированная. Россия, например,
представляет собой сложное сочетание
традиционной и современной культур.
Культурное развитие человека включает
в себя присвоение им нравственных норм и
ценностей общества. Формирование нравственных
взглядов, убеждений, идеалов, определяющих
повседневное поведение человека, осуществляется
в условиях морального выбора в поведении и
деятельности.
К простым, общечеловеческим моральным
нормам относятся: любовь к Родине, уважение к
достижениям материальной и духовной культуры,
уважение к родителям, старшим, честность,
скромность, осуждение жестокости и другие. Все
это создает высокий уровень духовности в
деятельности людей.
Теперь стало очевидно, что уважение к
культурному наследию своего народа – это одна из
форм проявления внутренней культуры человека.
Сегодня наконец утвердилось признание того, что
патриотизм выражается в преданности высшим
ценностям народа, опираясь на
духовно-национальные начала, базируется на
принципах органического восприятия высоких
патриотических идей, берущих свои истоки в
глубине веков и составляющих основы русского
национального самосознания. Это направление
является обязательным основанием оздоровления
современной начальной школы.
Современная школа нуждается в такой
организации своей деятельности, которая
обеспечила бы развитие индивидуальных
особенностей и творческого отношения к жизни
каждого учащегося, внедрение различных
инновационных учебных программ, реализацию
принципа гуманного подхода к детям и другие.
Иными словами, школа чрезвычайно нуждается в
знании об особенностях развития каждого
конкретного ребенка. Это предполагает
психолого-педагогическое изучение школьников на
протяжении всего периода обучения с целью
выявления индивидуальных вариантов развития,
творческих способностей ребенка, укрепления его
собственной позитивной активности, раскрытия
неповторимости его личности.
Нравственные качества и мотивы
занимают важное место в структуре личности
школьника. Нравственное развитие младшего
школьника осуществляется на основе освоения им
нравственных знаний и нравственного опыта
предыдущих поколений, эмоционального
переживания нравственных отношений
современного общества.
Преобразования в физическом
воспитании подрастающего поколения должны быть
направлены на усиление его культурообразующих и
гуманистических функций.
Определено место и направленность
методов нравственного воспитания на занятиях по
физическому воспитанию. Воспитательные
воздействия, сочетаясь со средствами
физического воспитания, обеспечивают выполнение
следующих функций:
1. Формирование, уточнение и
закрепление знаний, представлений и понятий о
нормах нравственного поведения.
2. Создание положительного
эмоционального настроя перед выполнением
упражнений.
3. Включение в организованную
коллективную деятельность и в ходе ее приучение
к культуре поведения.
Организация работы в области
физического воспитания учащихся базируется в
настоящее время на исследовании
спортивно-диагностических нормативов
(президентские тесты, тесты мэра г. Москвы и
другие) и почти не учитывает мотивы и потребности
школьников в регулярных занятиях тем или иным
видом двигательной активности.
Учет состояния
мотивационно-потребностной среды детей
выдвигается в современном образовательном
процессе как обязательное условие воспитания у
них устойчивого желания к ведению здорового
образа жизни.
Для успеха в учебно-воспитательном
процессе значимо то отношение, которое
основывается на внутренних потребностях.
Школа должна раскрыть перед младшими
школьниками основные черты русского
национального самосознания, воспитывать у
учащихся высокое чувство национального
достоинства, без которого невозможно
сформировать патриотическое сознание личности,
любовь к Отечеству, России.
Приобщение учащихся начальной школы к
национальной культуре должно осуществляться
через продуманные, глубокие авторские программы.
Внесение изменений в программу по физической
культуре позволит вернуть в школу такие народные
игры и забавы, как лапту, городки, русскую борьбу
и другие. Благодаря смыслу, заложенному в русских
народных играх, в детях может ожить двигательная
генетическая память.
В концепции развития школы должна быть
заложена организация обучения и воспитания
целостного процесса формирования национального
самосознания у учащихся в разделе физического
воспитания. Поэтому не случайно все чаще
поднимается вопрос о разработке концептуальных
подходов к предмету «Физическая культура» на
основе русских традиций. Главная цель концепции
сделать жизнь детей ярче, содержательнее,
духовнее, приобщить их к двигательной русской
культуре, помочь ребятам развить свои
способности и дарования.
Список литературы:
1. Серегина О.Б. Формирование
мотивационно-ценностного отношения младших
школьников к физической культуре. Физическая
культура: Воспитание, образование, тренировка.
2000, № 2.
2. Шевандрин Н.И. Социальная
психология в образовании. Учеб. пособие. Ч. 1.
Концептуальные и прикладные основы социальной
психологии. М., ВЛАДОС, 1995.
3. Лубышева Л.И. Концепция
формирования физической культуры человека. М.,
ГЦОЛИФК, 1992.
4. Лях В.И., Мейксон Г.Б.
Перекресток мнений, Воспитание, а не только
физическая подготовка. Физическая культура в
школе. 1991, № 1.
А.А. ТАРАН
с. Большие Уки, Омская область
|