Оценка или зачет?
Быть или не быть? Вот в чем вопрос. Чему
быть, что миновать?
Вопрос не шуточный. Долгие годы и
десятилетия оценка деятельности учащихся на
уроке не вызывала никакого сомнения. Тройки,
двойки, пятерки сыпались в школьный журнал. Уж
кто что заслужил. Лучшие, думающие учителя,
конечно же, учитывали физическое состояние
ребят, степень их развития, старательности,
упорства. И один получал «тройку» за то же почти,
за что другому с полной уверенностью учитель
ставил «пять» – он, ученик, это заслужил.
Но наше же время – время перемен. Оно и
вбрасывает в учительскую общественность новые
идеи. Дети, мол, все разные, как их оценивать по
пятибалльной системе? Зачем их психику
травмировать? И так далее, и тому подобное. В
подтверждение приводятся различного рода
осуществленные эксперименты, доводы облекаются
в наукообразную форму и часто выглядят столь
убедительно, что, кажется, и возразить-то нечего.
И многие педагоги активно голосуют за новшество:
долой оценку, даешь зачет! Сколько среди них
добросовестных, творческих личностей, сколько
тех, кто не прочь пойти легким путем в
преподавании – Бог весть!
И возникает столкновение точек зрения:
оценка или зачет? Весьма яростное подчас
столкновение, как мы убедились, присутствуя на
диспуте на эту животрепещущую тему в Центре
физвоспитания учащихся Московского комитета
образования. В ближайших номерах мы расскажем об
этом подробно.
А сегодня под рубрикой «Есть о чем
поспорить» (стр. 8–14) мы публикуем точку зрения
московского учителя физкультуры школы № 1252
В. Межуева. Это очень опытный, творчески
подходящий к делу специалист, заслуживший своим
трудом всеобщее уважение. В работе он неутомим,
индивидуальный подход к ребенку – его кредо.
Но давайте внимательно прислушаемся к
его доводам. Каждому ли учителю нашей огромной и
такой разнообразной страны по плечу подобный
подход, отношение к делу? А ведь если выбор будет
сделан – в пользу оценки или зачета – ему
обязаны будут следовать все. И что тогда случится
с экзаменом по физической культуре? С оценкой в
аттестате, появления которой все мы добивались в
свое время долгие и долгие годы?
И еще давайте подумаем: пока мы с вами
спорим о сущностных вещах, содержащихся в этих
разных подходах к оцениванию учащихся, не есть ли
введение зачета (дабы будет принята такая точка
зрения) – первый шаг, совсем даже поначалу и
незаметный, к выводу предмета «физическая
культура» за сетку часов учебного расписания?
Этот вопрос касается каждого учителя.
Ждем откликов.
Н. ШКОЛЬНИКОВА
|