Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №11/2004

РАЗГОВОР С ЧИТАТЕЛЕМ

 

Рекомендация? Или приказ?

Хочешь – не хочешь, но вновь приходится вести разговор об оценивании успехов учащихся на уроках физкультуры. Об этом пресловутом вопросе: оценка или зачет?

Учительская общественность взволнована, и не только московская, о чем свидетельствует письмо нашего давнего автора из г. Гуково Ростовской области Н.П. Баулы, напечатанное в этом номере. Споры не утихают. А виной всему небольшая официальная бумажка Минобразования РФ, подписанная руководителем департамента общего и дошкольного образования
А.В. Баранниковым. Приказ ли, распоряжение, рекомендация? Из названия понять затруднительно. Называется: «О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке». Прямо так и сказано: «О введении...» Ни с того, ни с сего. Право, голова пойдет кругом. Правда, в тексте говорится, что Минобразования «рекомендует использовать... безотметочное оценивание».

Указывает, что «целесообразно вводить эту систему работы по решению педсовета, совета образовательного учреждения». Но и тут же о том, что уже нынешней весной (а сам документ вышел лишь в октябре прошлого года) департамент планирует в ходе эксперимента (где? какого? когда он был начат? кем?) провести мониторинг системы безотметочного обучения по физической культуре, в частности.

Чувствуете? Вроде бы рекомендует всего лишь полгода назад начать пробовать. А с другой стороны, как бы дает понять, что все решено и, грубо говоря, рыпаться бесполезно. Странно все это в таком сложном, консервативном по преимуществу деле, как образование.

Вот и звучат протестующие голоса. В редакцию с открытым и возмущенным письмом к министру образования В.М. Филиппову обратился Залетаев И.П., заслуженный работник физической культуры, награжденный за свою более чем 50-летнюю деятельность на ниве образования орденом Трудового Красного Знамени и другими государственными наградами. В письме говорится, что указание министра было рассмотрено на заседании методического объединения учителей Юго-Западного округа Москвы, на котором были представлены большинство школ округа. В итоге обсуждения все единогласно выразили искреннее недоумение и протест против фактически насильственного введения новых подходов к оценке результатов обучения учащихся на уроках физкультуры. Есть ведь Федеральный закон, резонно говорится в письме Залетаева, где прямо указывается: «по итогам учебного года во всех общеобразовательных учреждениях... каждому обучающемуся выставляется оценка его физической подготовленности, в выпускных классах (курсах) проводятся контрольные проверки».

Предложенное Минобразованием, сказано далее в письме И.П. Залетаева, «введение безотметочного обучения по физической культуре... является антигуманным актом, свидетельствующим о недооценке физического воспитания как одного из важнейших средств осуществления заботы о физическом здоровье детей и молодежи». «Проблема безотметочного обучения, отмечается далее в письме, тем более введение его под нажимом в административном безотлагательном порядке, может рассматриваться, да и то с большой натяжкой, только в ходе исследовательской и экспериментальной работы с привлечением как ученых, так методистов, практиков физического воспитания».

Да разве это сейчас самая насущная проблема физвоспитания в школе – оценка? Других, прав И.П. Залетаев, хоть пруд пруди. И за решение их никто по сути не берется. Это и содержание программ, соответствие сегодняшним реалиям нормативов, это оборудование, это квалификация учителей, уровень их оплаты... И несть им числа.

Откуда же такой зуд реформаторства? Во что бы то ни стало. Вынь да положь. Ни осторожности, ни вдумчивости, ни взвешивания «за» и «против». А в педагогике так не может быть, не должно. Мудрые мужи министерства не могут не понимать этого. И одумаются. Мы уверены.

Н. ШКОЛЬНИКОВА

 

Рейтинг@Mail.ru