Рекомендация? Или приказ?
Хочешь – не хочешь, но вновь
приходится вести разговор об оценивании успехов
учащихся на уроках физкультуры. Об этом
пресловутом вопросе: оценка или зачет?
Учительская общественность
взволнована, и не только московская, о чем
свидетельствует письмо нашего давнего автора из
г. Гуково Ростовской области Н.П. Баулы,
напечатанное в этом номере. Споры не утихают. А
виной всему небольшая официальная бумажка
Минобразования РФ, подписанная руководителем
департамента общего и дошкольного образования
А.В. Баранниковым. Приказ ли, распоряжение,
рекомендация? Из названия понять затруднительно.
Называется: «О введении безотметочного обучения
по физической культуре, изобразительному
искусству, музыке». Прямо так и сказано: «О
введении...» Ни с того, ни с сего. Право, голова
пойдет кругом. Правда, в тексте говорится, что
Минобразования «рекомендует использовать...
безотметочное оценивание».
Указывает, что «целесообразно вводить
эту систему работы по решению педсовета, совета
образовательного учреждения». Но и тут же о том,
что уже нынешней весной (а сам документ вышел
лишь в октябре прошлого года) департамент
планирует в ходе эксперимента (где? какого? когда
он был начат? кем?) провести мониторинг системы
безотметочного обучения по физической культуре,
в частности.
Чувствуете? Вроде бы рекомендует всего
лишь полгода назад начать пробовать. А с другой
стороны, как бы дает понять, что все решено и,
грубо говоря, рыпаться бесполезно. Странно все
это в таком сложном, консервативном по
преимуществу деле, как образование.
Вот и звучат протестующие голоса. В
редакцию с открытым и возмущенным письмом к
министру образования В.М. Филиппову обратился
Залетаев И.П., заслуженный работник физической
культуры, награжденный за свою более чем 50-летнюю
деятельность на ниве образования орденом
Трудового Красного Знамени и другими
государственными наградами. В письме говорится,
что указание министра было рассмотрено на
заседании методического объединения учителей
Юго-Западного округа Москвы, на котором были
представлены большинство школ округа. В итоге
обсуждения все единогласно выразили искреннее
недоумение и протест против фактически
насильственного введения новых подходов к
оценке результатов обучения учащихся на уроках
физкультуры. Есть ведь Федеральный закон,
резонно говорится в письме Залетаева, где прямо
указывается: «по итогам учебного года во всех
общеобразовательных учреждениях... каждому
обучающемуся выставляется оценка его физической
подготовленности, в выпускных классах (курсах)
проводятся контрольные проверки».
Предложенное Минобразованием, сказано
далее в письме И.П. Залетаева, «введение
безотметочного обучения по физической
культуре... является антигуманным актом,
свидетельствующим о недооценке физического
воспитания как одного из важнейших средств
осуществления заботы о физическом здоровье
детей и молодежи». «Проблема безотметочного
обучения, отмечается далее в письме, тем более
введение его под нажимом в административном
безотлагательном порядке, может
рассматриваться, да и то с большой натяжкой,
только в ходе исследовательской и
экспериментальной работы с привлечением как
ученых, так методистов, практиков физического
воспитания».
Да разве это сейчас самая насущная
проблема физвоспитания в школе – оценка? Других,
прав И.П. Залетаев, хоть пруд пруди. И за
решение их никто по сути не берется. Это и
содержание программ, соответствие сегодняшним
реалиям нормативов, это оборудование, это
квалификация учителей, уровень их оплаты... И
несть им числа.
Откуда же такой зуд реформаторства? Во
что бы то ни стало. Вынь да положь. Ни
осторожности, ни вдумчивости, ни взвешивания
«за» и «против». А в педагогике так не может быть,
не должно. Мудрые мужи министерства не могут не
понимать этого. И одумаются. Мы уверены.
Н. ШКОЛЬНИКОВА
|