Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №12/2004

КОНКУРС "Я ИДУ НА УРОК"

 

Элементы современного танца на уроке

Выполняя различные движения, увлекаясь спортом или танцами, многие школьники выглядят уверенными в себе, раскованными, их движения становятся красивыми и пластичными, круг общения расширяется, дети приобретают новых друзей. Сравнивая детей, ведущих спортивный образ жизни, с остальными, можно с уверенностью сказать, что занятия спортом оказывают благотворное воздействие на формирование костно-мышечного аппарата.
Известно, что снижение двигательной активности и ограничение мышечных усилий приводят ко многим серьезным нарушениям в организме человека.
Современные школьники страдают от гиподинамии, что приводит к нарушению осанки и искривлению позвоночника, ожирению, близорукости.
Занятия физкультурой призваны помочь детям бороться с этими недугами. Одним из видов эмоциональной и эстетической двигательной деятельности для детей являются танцевальные упражнения и танцы.

Для того чтобы подготовить детей к изучению танца, в начале каждого урока проводится разминка.

I. Начинаем с упражнений для мышц шеи.

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1. Наклон головы вперед, назад (фото 1, 2).
2. Поворот головы вправо, влево (фото 3, 4).
3. «Тарелочка». Тянемся ушком вправо, влево (фото 5, 6).
4. «Змейка». Вытягиваем шею вперед, назад (фото 7, 8).
5. Круговые движения головой, не изменяя направления взгляда, в правую сторону с остановками, на счет 1 – вперед, 2 – вправо, 3 – назад, 4 – влево; в левую сторону на счет 1 – вперед, 2 – влево, 3 – назад, 4 – вправо.

Фото 1

Фото 1

Фото 2

Фото 2

Фото 3

Фото 3

Фото 4

Фото 4

Фото 5

Фото 5

Фото 6

Фото 6

Фото 7

Фото 8

Фото 8

6. Круговые движения головой, не изменяя направления взгляда, в правую и левую стороны без остановок. Круг можно выполнить на 1 или 2 счета.

II. Упражнения для разогрева мышц плечевого пояса.

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены.

1. Движения плечами вперед, назад. Выполняются на 8, 16 счетов.
2. Движения плечами вверх, вниз по одному. Выполняются на 8, 16 счетов.
3. Круговые движения плечами назад. Выполняются на 4 счета каждым плечом.
4. Круговые движения правым, левым плечом вперед. Выполняются на 4 счета каждым плечом.
5. Круговые движения плечами вперед и назад одновременно. Правое плечо выполняет круг вперед, а левое – назад. Затем меняем направление. Правое – назад, левое – вперед.

Фото 9
Фото 9
Фото 10
Фото 10

Фото 11

Фото 11

Фото 12

Фото 12

Фото 13

Фото 13

III. Упражнения для рук.

1. И.п.: ноги на ширине плеч, руки перед грудью (фото 9). На счет 1 – правая рука сгибается в локте (фото 10), поднимается вверх, левая – вниз; 2 – руки в стороны (фото 11); 3 – правая рука сгибается в локте, опускается вниз, левая – вверх (фото 12); 4 – руки в и.п. Затем выполнение упражнения в другую сторону.

2. И.п.: ноги на ширине плеч, правая рука вытянута в сторону, пальцы сжаты в кулак (фото 13). На каждый счет выполняется круговое движение вверх от локтя на 4 счета (фото 13, 14, 15, 16, 13). Затем круговое движение вниз на 4 счета (фото 13, 16, 15, 14, 13). Так же выполняется это движение и с левой руки. При выполнении движения локти остаются строго на месте.

3. Круговые движения рук с подъемом локтя. И.п.: как в упр. № 2. Выполняем упражнение точно так же, как и в упражнении № 2, но начинаем снизу, постепенно поднимая руку вверх. Рука проходит не 1, а 1,5 круга, останавливаясь у головы (фото 17). Затем опускаем локоть вниз. Рука проходит 1,5 круга в другом направлении, останавливаясь внизу (фото 18).

Фото 14

Фото 14

Фото 15

Фото 15

Фото 16

Фото 16

Фото 17

Фото 17

Фото 18

Фото 18

Это упражнение можно выполнять отдельно правой и левой рукой или двумя руками одновременно.

Одним из стилей, который можно предложить для изучения в 5-м классе, является диско. В танцевальную комбинацию можно включить всевозможные «пружинки», прыжки, круговые движения руками, простые повороты. Если у ребят возникнет желание принять участие в создании танцевальной связки, не стоит им препятствовать в этом. Танец приобретет новизну, а учащиеся будут танцевать его с большим желанием.

Предлагаю несколько отдельных движений, которые можно соединить в любой понравившейся последовательности.

1. «Пружинка». И.п.: ноги вместе. Руки опущены вдоль туловища. 1 – присесть неглубоко и встать; 2 – присесть и встать. «Пружинка» выполняется в быстром темпе на 8 или 4 счета.

2. «Диагональ». И.п.: ноги на ширине плеч. Руки вытянуты вдоль туловища, сжаты в кулаки. 1 – согнуть правую руку в локте, левую отвести назад. Левую ногу согнуть, колено поднять к правому локтю. Правая, опорная, нога прямая или чуть согнута (на выбор постановщика) и и.п.; 2 – согнуть левую руку в локте, правую отвести назад. Правую ногу согнуть, колено поднять к левому локтю. Левая, опорная, нога прямая или чуть согнута (на выбор) и и.п.

3. «Поворот». Выполняется по прямой линии в правую или левую сторону. И.п.: ноги вместе, руки на поясе. 1 – шаг в правую сторону, поворот головы направо; 2 – поворот корпуса в правую сторону на правой ноге, левой ногой выполнить шаг по прямой линии, голова в прежнем положении; 3 – поворот корпуса в правую сторону на левой ноге, правой ногой выполнить шаг по прямой линии, встать лицом к зрителям; 4 – приставить левую ногу к правой, присесть и хлопнуть в ладоши.

4. Круговые движения руками. И.п.: ноги на ширине плеч, правая рука сжата в кулак, поднята в сторону, круговое движение выполняется по часовой или против часовой стрелки. На каждый счет рука останавливается в и.п. Это движение можно выполнять правой или левой рукой вместе или отдельно. Так же его легко скомбинировать с другими движениями, например, «пружинкой», «диагональю», наклоном, поворотом, прыжками.

Есть другой вариант. И.п.: то же самое. При выполнении кругового движения рука поднимается к голове, выполняя 1,5 круга, опускается в и.п.

5. Шаги на месте. И.п.: ноги вместе, руки подняты вверх, кисти раскрыты. 1 – правая нога сгибается в колене, ставится на полупальцы, выполняется шаг на месте, ладони переносятся вправо или влево; 2 – левая нога сгибается в колене, ставится на полупальцы, выполняется шаг на месте, ладони переносятся влево или вправо. При выполнении шагов вперед или назад руки переносятся так же.

6. Круговые движения корпусом. И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе или опущены вдоль туловища. 1 – правая рука ставится на пояс, левая вытягивается вверх, наклон вперед в правую сторону; 2 – корпус, не поднимаясь, переносится вперед, руки остаются в прежнем положении; 3 – корпус, не поднимаясь, переносится вправо, руки остаются в прежнем положении; 4 – поставить корпус в вертикальное положение.

7. И.п.: ноги вместе, руки вытянуты вверх, пальцы прижаты друг к другу. 1 – левая рука сгибается в локте, опускается вниз; 2 – шаг левой ногой назад, правая рука сгибается в локте, опускается вниз, левая рука вытягивается вверх; 3 – шаг правой ногой в сторону, руки переносятся в горизонтальное положение; 4 – левая нога ставится к правой, руки переносятся в вертикальное положение.

Из истории танцевальных стилей

Появление джазовых танцев, таких как: твист, рок-н-ролл, рэп, брейк, фанк, соул, связано с появлением и развитием самого джаза.

Джаз зародился на рубеже ХХ века и корнями глубоко уходит в традиции африканской народной песни. В поисках новых ритмов музыканты обратились к наследию, пронизывая почти всю свою музыку звучанием африканских барабанов. Синкопирование (смещение ударения с сильных долей такта – первой и третьей – на слабые – вторую и четвертую), «пауза» и многие другие ритмические приемы придали музыке своеобразный танцевальный характер. Музыканты использовали и элементы английских духовных гимнов, немецких полек, итальянских арий, ирландских народных песен, французских кадрилей и любой другой понравившийся им вид музыки. И в результате возникла новая музыкальная форма, которая дальше развивалась по двум направлениям: часть новшеств была освоена духовной музыкой, развившейся в африканские «спиричуэлс», а другая проявилась в маршах, рэгтаймах и блюзах.

Диско – популярный во второй половине 70-х годов. Может быть охарактеризован как «спрямленный» вариант музыки соул, с резко акцентированным ритмом и насыщенным электронным звучанием.

Твист имел успех в 20-е годы. Весь мир «твистовал», и два поколения людей будут вспоминать об этом увлечении.

Первоначально танец исполнялся на 8 тактов и в сторону, затем его исходная позиция изменилась. Танец исполняют на 40 тактов, в ритме «раз», «два», «три», «четыре», «пять», «шесть», «семь», «восемь», равномерно пульсирующем восьмыми долями. «Твист» означает «скручивание». Это и является основой движения бедер, которые должны выполнять равномерный и непрерывный поворот справа налево, в то время как корпус, плечи и руки выполняют вращательные движения в противоположном направлении.

Рок-н-ролл возник в начале 50-х годов в результате слияния элементов многих музыкальных стилей в Соединенных Штатах Америки. Среди них был и ритм-энд-блюз – необработанная танцевальная музыка долины Миссисипи, от которой были взяты синкопированные ритмы и эмоциональность пения. А простые и сентиментальные мелодии были взяты у деревенской музыки белых жителей Аппалачских гор. Этот коктейль к середине 50-х годов стал не только самой распространенной музыкой в Америке, но и стилем жизни нескольких последующих поколений. Само название «рок-н-ролл» появилось впервые в 1934 г. на пластинке африканской певицы Басуэлл с записью блюзов, выдержанных в танцевальных ритмах. Затем термин «рок-н-ролл» снова возник в 1951 г. в музыкальных радиопрограммах американского диск-жокея Алана Фрида, который говорил скороговоркой, отличался темпераментом и страстью к рок-музыке.

Рок-н-ролл является упрощенной формой джайва, в переводе он означает буквально «покачиваться и перекатываться», но быстрый темп делает его похожим на свинг и буги-вуги. И хотя рок имеет свои характерные движения, танцующие на дискотеке изобретают в нем свои собственные движения. Это иногда приводит к тому, что танцующие рок в действительности танцуют под музыку рока буги или би-боб. В момент появления рока модные вариации рок-н-ролла больше напоминали акробатику, чем танцы.

Рок-н-ролл исполняют в ритме «раз», «два», «три», «четыре», «пять», «шесть», с акцентом на второй и четвертой долях, в темпе 48 тактов, в размере 4/4.

Рэп – вокальная манера впервые появилась в начале 80-х годов в арсенале американских диск-жокеев, хотя еще раньше практиковалась на Ямайке под названием «тоустинг». Представляет собой скороговоркой произносимый текст не всегда осмысленного содержания, наложенный на ритмический каркас фанка.

Брейк. В 70-е годы, после выхода в свет «Танцующей машины», Майкл Джексон решил найти танцевальные движения, которые дополнили бы ее и сделали более привлекательной. И вот когда «Танцующая машина» исполнялась в «Поезде души», он двигался по сцене, как бы идя по улице. Такой стиль стал называться «робот». А через несколько дней, казалось, каждый ребенок в Соединенных Штатах ходил, как робот.

16 мая 1983 г. Майкл Джексон исполнил «Билли Джин» в телеконцерте в честь 25-летия «Мотауна». После этого телешоу, в котором 50 миллионов зрителей увидели мунуок, или «лунную дорожку», многое изменилось. Мунуок родился как движение брейк-данса, его создали черные ребятишки, которые танцевали на перекрестках улиц и гетто, еще раз доказав, что чернокожие очень изобретательные танцоры.

Фанк. Стиль первоначально появился в джазе в начале 60-х годов (Хорэйс Силвер, Арт Блэйки). «Фанк» можно понимать как «взвинченный», «вибрирующий». Основной признак фанк-музыки – акцентированный ритм на 8/8, подчеркнутый характерной синкопированной партией жестко звучащей бас-гитары. Фанк одно время считался не более чем манерой игры и аранжировки в соул. В 70-е годы он был известен в основном африканским слушателям (Джорж Клинтон, «Земля, Ветер, Огонь»). Только в начале 80-х годов, когда окончательно приелась механистичная диско-музыка, фанк, как не менее «танцевальная», но гораздо более живая и дающая творческий простор форма, стал по-настоящему популярен, в том числе и в Европе.

Соул. В конце 50-х годов, когда значительная часть «черной» музыки США (блюз, ритм-энд-блюз) была заимствована исполнителями рок-н-ролла, сделавшись, таким образом, «межрасовым» явлением, африканское население стало идентифицировать себя в музыке «соул». В соул преобладают влияние мелодической традиции спиричуэлс и характерные для этого направления многоголосие и сдержанная экстатичная манера исполнения (в противовес более «развязанному» и ироничному блюзу). Первыми «гигантами» соул были певцы Рэй Чарльз и Джеймс Браун.

Задачи и структура урока

Одной из форм занятий физкультурой являются занятия современным танцем.

В настоящее время основными задачами современного танца являются: силовая выносливость; гибкость; мышечная сила; развитие координации.

Структура урока включает в себя 3 основные части:

1. Разминка.
2. Тренинг.
3. Разучивание новых танцевальных элементов.

Разминка

Выполняя упражнения разминки, ученики готовятся к выполнению основной нагрузки. Последовательно разогреваются мышцы шейного отдела позвоночника, плечевого, поясничного отделов, конечностей.

Наклоны головы вперед, назад. Повороты головы вправо, влево. Движения плечами вперед, назад, вверх, вниз. Круговые движения руками. Наклоны вперед, назад, в сторону. Приседания на двух ногах, на одной ноге. Прыжки, подскоки на одной и на двух ногах.

Игры на развитие координации: «Лесенка», «Запрещенное движение».

Тренинг

Основной принцип методики тренинга заключается в создании двигательных форм, которые посредством мышечного чувства ведут к состоянию танцевальности движений.

Задача тренинга – воздействие на мышцу или группу мышц, и лишнее напряжение здесь очень полезно. Приучать через мышечное чувство работать той мышцей, на которую воздействуют, не применяя инерции тела.

Для проведения тренинга разработана программа дифференцированных упражнений:

1. Силовой комплекс.

Отжимание штанги из положения лежа на наклонной доске широким хватом – для груди, также разводы гантелей в этом положении.

Для плеч – поднимание гантелей на руках в сторону или вперед в положении стоя или сидя.

Приседание с весом – для ног.

Для голеней – поднимание на носки, используя штангу.

Разгибание рук с гантелями из-за головы – для задних мышц рук (трицепса).

Сгибание рук со штангой (гантелями) перед собой – для передних мышц рук (бицепса).

Сгибание-разгибание корпуса в положении лежа на спине – для мышц живота.

Поднятие штанги (гантелей) к себе из положения стоя на полу с наклоненным корпусом – для широчайших мышц спины.

Во всех упражнениях, особенно в упражнениях в положении стоя в наклоне корпуса вперед, необходимо контролировать спину, «держать» ее во избежание травм спины.

На следующее утро после тренировок возникает состояние боли в мышцах, так называемая крепатура мышц. Крепатура – это нормальное явление, мышцы адаптируются к новой для них нагрузке. Можно смело дать на эти мышцы легкую нагрузку снова для устранения этой боли.

При выполнении этого комплекса на разные группы мышц начинать нужно с больших мышц и поступательно переходить на меньшие.

2. Развитие гибкости. Наклоны вперед, в стороны, назад.

Растяжки мышц рук, ног, спины.

При выполнении растяжек мышц нужно внимательно прислушиваться к ощущениям, возникающим при исполнении упражнений, необходимо хорошо следить за собранностью тела в целом, для правильного выполнения во избежание травм.

Инерция в движениях стимулирует и укрепляет работу удерживающих свойств мышц тела, а также создает нужный «фон» в воздействуемых мышцах для тренировки силы плавности, взрыва, скорости или медлительности движения.

Гибкость – это показатель пластичности тела, она придает танцу выразительность, способствуя созданию сценического образа.

Разучивание новых танцевальных элементов

Танцевальные движения должны выполнять следующие задачи:

1. Снятие общего напряжения мышц. Все мы испытываем лишнее напряжение в мышцах при движениях, которое мешает проявлять наши двигательные способности в полной мере. Причины лишнего напряжения мышц могут быть разными, но следствие одно – страх. Страх мышц при встрече с незнакомым движением. Это своего рода защитная реакция мышц (нервной системы) перед неизвестным движением. Поэтому лишнее напряжение мышц двойственно влияет на нас.

2. Снятие конкретных мышечных зажимов в теле.

Почувствовать лишнее напряжение мышц возможно только посредством мышечного чувства в движениях. Поэтому приходится «шлифовать» их, тем самым приучать к конкретному движению, «усыпляя» бдительность лишнего мышечного напряжения именно для этого движения.

3. Задействовать при выполнении движения столько мышечного напряжения, сколько нужно для задачи движения.

Через формы танцевальных движений мышечное чувство приводит движения к состоянию, когда мышцы и нервная система способны думать, выбирать и создавать движения самостоятельно, мы их только направляем на выполнение задачи.

4. Пластично переходить от одного танцевального движения к другому. От быстрого к медленному, от медленного к взрывному, от взрывного к мягкому, от мягкого к быстрому и т. д., чем больше разнообразие динамики движений (сила, скорость, амплитуда, частота и т. п.), тем лучше, лишь бы не терять линии перехода от формы к форме (все одним потоком).

При выполнении этих задач главное – приучать слушать свое мышечное чувство и при лучшем исполнении движения приучать мышцы запоминать ощущения.

Для каждого класса подобран танцевальный стиль, соответствующий возрастным особенностям и интересам школьников:

  • 5-й класс – «Диско»;

  • 6-й класс – «Твист»;

  • 7-й класс – «Рок-н-ролл»;

  • 8-й класс – «Рэп»;

  • 9-й класс – «Брейк»;

  • 10-й класс – «Фанк»;

  • 11-й класс – «Соул».

Импровизация в танце

«Лишнее мышечное напряжение» – это защитная реакция нашего тела в движениях. Так сказать, «контроль» нервной системы над свободой движений. Проще говоря, страх мышц (нервной системы) перед неизвестным движением. Импровизация движений – это прорыв к свободе движений, это выход за рамки надуманных заранее движений. И здесь мышечное напряжение обостряется очень сильно, даже, можно сказать, «воспаляется» перед мгновенной неизвестностью движений, как бы ставя заслон всем танцевальным способностям.

В импровизации танца первичную основную роль играют душевное настроение и вдохновение. Именно в импровизации танца этот мышечный заслон лучше проходит через душевную импровизацию, т. е. сначала надо начинать искать импровизацию в душе эмоционально, а потом – в движениях танца. Таким образом, есть уже две «составляющих» импровизации у танцующего – это музыка и его личное эмоциональное отношение (восприятие) к ней. Эти составляющие рождают каждый раз эмоциональность танца, которая способствует импровизации движений в танце. Для импровизации танца нужно вдохновение, и оно одухотворяет танец.

В этой работе я хотела показать, какое важное значение имеют занятия современным танцем. Как правило, те дети, которые овладевают одним танцевальным стилем, стремятся познакомиться и с другими. Учатся сами и учат своих друзей.

С каждым новым движением все больше проявляется желание быть красивым и доставлять радость другим.

Хорошее самочувствие и настроение надолго остаются после занятий, несмотря на ошибки. На ошибках учатся – вот девиз урока. Исправляя неточности, достигается высокий уровень в исполнении. Страх перед неуклюжестью, неуверенность в себе пропадают. Это дает возможность почувствовать себя непринужденно, свободно.

А красивый, уверенный в себе человек знает точно, что справится с любыми трудностями.

 

Н.А. ЧЕРЕНТАЕВА,
учитель физкультуры
медико-биологической школы «Vita»
МОСКВА

 

Рейтинг@Mail.ru