Здоровый ребенок – хороший ученик
Работа
по программе здоровьесберегающих технологий
начата в 1998 г. Была проведена диагностика
физической подготовленности учащихся 1–4-х
классов. Постепенно в программу физического
воспитания добавлялись новые темы, актуальные в
настоящее время. На протяжении двух лет
проводился мониторинг здоровья и успеваемости
учащихся. Когда результаты обучения,
тестирования, опроса выявили хорошие показатели,
возникла идея разработки авторской программы
физического воспитания учащихся 1–4-х классов.
В 2000 г. такая программа была мной
разработана и утверждена методобъединением
учителей физкультуры города, одобрена
профессором Ростовского филиала Кубанской
государственной академии физической культуры
В.И. Кожиным, согласована с руководителями
школы № 28.
Программа содержит учебный материал,
который не включался ранее ни в одну из программ
для учащихся начальной школы.
Новизна работы состоит в том, что
подобран не только практический, но и
теоретический материал содержания уроков,
предлагается осуществление межпредметных
связей, связей школьного и дополнительного
образования на основе имеющихся у школьников
знаний.
Цель программы – достижение здоровья
путем развития конкретных физических и
моральных качеств.
Все компоненты программы образуют
систему взаимосвязанных элементов – ни один из
них нельзя выбросить, иначе принцип системности
нарушится и воспитание будет носить однобокий
характер. Помимо комплексной программы
физического воспитания в программу введены
элементы туристской техники, ритмической
гимнастики, дыхательной гимнастики, ролевые
игры, элементы школы выживания, что делает
программу интересной и разнообразной.
В основе программы лежит принцип
постепенности и доступности всех упражнений и
нагрузок. Мускульная активность играет не
последнюю роль в жизни ребенка. Прыжки, бег,
активные игры приводят в действие всю сложную
систему организма. Такая деятельность,
естественная и разнообразная, призвана
постоянно совершенствовать жизненные силы
детей.
К.Д. Ушинский в свое время писал:
«Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из
впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что
прекрасный ландшафт имеет такое огромное
воспитательное влияние на развитие молодой души,
с которым трудно соперничать влиянию педагога;
что день, проведенный ребенком среди рощ и полей,
стоит многих недель, проведенных на учебной
скамье...» И именно поэтому с 1998 г. в нашей школе
регулярно осенью и весной проводятся
традиционные дни здоровья с обязательным
выездом в лес за пределы города.
Социально-педагогическая значимость
этих мероприятий заключается в том, что
создаются предпосылки для естественного,
рационального сочетания основных видов и
направлений воспитательной работы:
– развитие общественной
активности, умение подчинить себя интересам
коллектива;
– взаимоотношения коллективa и личности;
– знакомство с красотой и богатством родной
земли;
– воспитание мужества;
– выполнение разнообразной работы,
самообслуживание;
– развитие всех физических качеств.
Моя программа основана на двух
главных положениях: максимально удовлетворять
потребности ребенка; способствовать
постепенному интегрированию его в общество,
поощряя к саморазвитию, позволяя
демонстрировать свои знания и навыки.
В программе присутствуют восемь
базовых элементов:
1. Деятельность на природе является
наиболее важным условием объединения уроков
физического воспитания и дополнительного
образования, что позволяет испытывать чувства
приключений, романтики, уверенности в себе,
предоставляет широкие возможности для
реализации практических дел.
2. Игра должна использоваться
всегда, в любом возрасте как неотъемлемое
условие для развития личности.
3. Индивидуальный выбор –
обязательное условие для раскрытия всего
потенциала ребенка. Он сможет правильно
ориентироваться в жизни только тогда, когда
научится понимать и оценивать свои собственные
поступки, симпатии и антипатии.
4. Церемонии и традиции. Каждое
соревнование – это определенная церемония. Если
это туристский поход – это костер, гитара,
взаимовыручка. Если день здоровья – это
праздник, где ребенок чувствует себя героем
сказки.
5. Призыв (девиз) помогает ребятам
настроиться, собраться, взбодриться духом: он
наполнен добротой, верностью, дружбой.
6. Практический труд позволяет детям
обучаться всевозможным навыкам и умениям.
7. Самовыражение – необходимое
условие, без которого также немыслимо воспитание
личности. Часть мероприятий программы призвана
помочь ребенку выработать уверенность в себе и
способность к самооценке, общению с другими
детьми.
8. Поощрение – всякая программа
должна стимулировать ребенка к достижению
успеха.
В программе также соблюдены пять
золотых правил, своего рода пять принципиальных
положений:
1. Сдерживание шума, который так
естествен для детей; умело организованные
звуковые эффекты позволяют избежать
беспорядочного шума; дайте ребятам возможность
быть счастливыми, держите организационный
процесс под контролем до тех пор, пока дети не
насладятся им.
2. Соблюдение безопасности, в основе
которой лежит принцип паровоза. Дело в том, что в
детях быстро накапливается энергия, а значит,
увеличивается давление, и если вы не выпустите
вовремя пар через спасательные клапаны, они
могут разрушить все ваши планы.
3. Соблюдение равновесия – это
должно происходить легко, с улыбкой, энтузиазмом,
при полном соответствии с настроением ребенка и
учителя.
4. Поощрения – очень хорошо, если вы
чаще будете говорить детям комплименты, конечно,
имея на то основания, это вдохновит их: они будут
стараться все делать еще лучше.
5. Эмоции – очень часто учителя
подавляют в себе эмоции и стараются подавить их в
детях. Не бойтесь детских эмоций!
Очень важно помнить, что все
запланированные мероприятия должен пронизывать
принцип удовольствия.
Удовольствие – это целый комплекс
возможностей, которые необходимо использовать
для достижения определенных целей. Движение и
удовольствие – именно это пронизывает каждый
пункт программы, именно эта связка позволяет
делать многое, что невозможно сделать никакими
другими способами.
Ввести ребенка в сложный мир
человеческих отношений – одна из важнейших
задач педагога. Но и этого школьным педагогам
показалось недостаточно.
Успешно претворяя в жизнь эту
программу, школа № 28 утверждает еще одну
программу – «Формирование здоровья» и ставит
перед администрацией и учителями следующие
задачи:
1. Валеологически правильно
организовать учебно-воспитательный процесс.
2. Обеспечить необходимый
температурный режим и освещение.
3. Обеспечить контроль за состоянием
здоровья, самочувствия учащихся.
4. Организовать работу по
формированию и укреплению здоровья учащихся.
Создание в школе системы непрерывного
валеологического образования позволяет
реализовать основные валеологические принципы в
практической деятельности по следующим
направлениям:
– диагностика состояния здоровья;
– валеологическое обучение;
– консультативная работa;
– валеологизация учебного процесса.
С 2002 г. в школьное расписание
введены 3 урока физкультуры в неделю, регулярно
устраиваются подвижные перемены, перед началом
занятий в каждом классе проводится утренняя
зарядка, на уроках обязательны физкультминутки.
Очень интересная программа
разработана по валеологии.
Валеология – наука о формировании и
укреплении здоровья, целенаправленно
организованный, планомерно и систематически
осуществляемый процесс овладения детьми
знаниями, умениями и навыками. Освещаются темы по
предупреждению болезней, сохранению здоровья,
продлению жизни человека, даются теоретические
основы предупреждения употребления детьми
табака, алкоголя и других психотропных веществ.
Обмен информацией, выработка единой
стратегии взаимодействия и понимания другого
человека, групповая дискуссия – все это дает
детям возможность бороться с плохими привычками.
Групповая дискуссия – это способ организации
совместной деятельности под руководством
учителя с целью решить групповые задачи.
Использование метода работать группами
позволяет:
– дать ученикам возможность
увидеть проблему с разных сторон;
– уточнить личные точки зрения учеников;
– выработать общие решения;
– повысить интерес учеников к проблемам
одноклассников.
Всего по предмету валеологии
разработано 37 уроков.
Ожидаемые результаты:
1. Создание валеологической
образовательной среды, способствующей не только
сохранению, но и укреплению, развитию
физического, психического, социального здоровья.
2. Введение с 1-го по 4-й класс уроков
здоровья.
3. Осуществление валеологической
организации учебно-воспитательного процесса.
Лето – время действий, проб и проверки
сил, время освоения и осмысления окружающего
мира. Каждый день, каждый час каникул удивителен
и неповторим. Летом дети умнеют, растут,
становятся лучше. Надо только помочь им в этом.
Весь вопрос заключается в том, чтобы интересно,
занимательно, с выдумкой организовать отдых
детей, увлечь их полезными, практическими
занятиями. В школе с 1995 г. ежегодно работает
городской лагерь, новшеством является
десятидневный лагерь «школа выживания»,
проводимый после окончания учебного года на
одном из островов на Дону, где ребята учатся
выживать в экстремальных условиях, обслуживать
себя, готовить, противостоять природным
катаклизмам, работать с картой и компасом,
управлять байдаркой и катамараном, преодолевать
естественные препятствия. Поход – это своего
рода игра. Не долг, как справедливо заметили
мальчишки. Игра, как утверждают психологи,
принципиальна и не прагматична. На зимних
каникулах самые отважные и стойкие ученики были
в двухдневном походе на базе отдыха, где
встречали Новый год с елкой, Дедом Морозом и
Снегурочкой. Весной выезжали в пятидневный
поход, где осваивали азы скалолазания,
закрепляли полученные знания по природоведению.
Во всем этом четко прослеживается
межпредметная связь.
О работе школы и педагогов очень
красочно рассказывают фотостенды, расположенные
в спортивном блоке. Родители, новые ученики,
вновь прибывшие первоклассники могут
ознакомиться с жизнью школы еще до поступления в
нее. Неоднократно проводились съемки
телевидения, в которых рассказывалось о жизни
школы. Авторская программа рассматривалась
аттестационной комиссией Управления
образования, методисты управления по спорту
рекомендовали другим школам воспользоваться
опытом работы школы № 28. Связь школьного и
дополнительного образования заинтересовала
руководство и методсовет ЦДЮТ «Пилигрим», они
неоднократно посещали наши мероприятия,
знакомились с методическими разработками,
которые позволяют тесно связать эти два вида
образования. Большую помощь в организации
занятий по валеологии школе оказывала гимназия
«Юнона» (преподаватель валеологии А.М. Волгин).
В городских и областных соревнованиях ученики
1–4-х классов участвуют наравне с учащимися 5-х
классов, и неплохо.
В
плане первоочередных задач школы – получить
хотя бы минимальное финансирование наших
начинаний. На протяжении 5 лет не получено
никакого спортивного инвентаря. Все мероприятия
финансируют родители. И несмотря ни на что, наш
девиз:
Наша школа в городе
Хоть числом всех менее,
Не числом, умением побеждаем мы,
На дорожках, секторах
Нам чужды сомнения
Ведь победным финишем
Мы озарены!!!
М.В. МАРШЕНКО,
преподаватель физической культуры школы № 28
г. ВОЛГОДОНСК,
Ростовская обл.
|