Учитель. Звание или призвание?
В сегодняшнем номере мы публикуем
материал под заголовком «Каким быть
учителю физкультуры?» Тема актуальнейшая. На
все времена, наверное. Правда, наш автор решает
ее, не в порицание ей будь сказано, несколько
наукообразно, но мы должны быть благодарны ей за
саму постановку вопроса, за попытку так или иначе
осмыслить его.
И в самом деле задумаемся – каким быть
учителю физкультуры? Искусство прошлых лет
(вспомните хотя бы знаменитый фильм «Доживем до
понедельника») навязывало нам образ этакого
здорового, слегка развязного, неглубокого
мужчины (почему непременно мужчины?), изрекающего
с якобы умным видом знающего жизнь человека
банальности и пошлости. Совпадал ли этот образ с
действительностью? Отражал ли ее во всем
многоцветии красок? Возможно, где-то обретались в
прошлом, да и сейчас еще, может быть, обретаются
подобные типы. И халтурщики есть, и так
называемые урокодатели. Но убеждена, не такие,
как они, характеризуют основную армию учителей
физкультуры. Не они.
Конечно, должность эта скромная,
больших денег на ней не заработаешь, но сколь
высока она в сути своей, сколь важна в жизни
общества, да и каждого из нас. Конечно, если
относиться к ней, этой должности, не как к званию,
названию, а воспринимать ее как призвание. Как
свое верно найденное, достойное всякого
уважения, место в жизни.
Сколько прекрасных учителей
физкультуры пришлось встретить мне на длинном
журналистском пути. Трудоголиков, выдумщиков, и
строгих, и веселых, и тонких психологов. Хорошему
учителю физкультуры без этого последнего
качества никак не обойтись. Его ведь с учеником
не разделяет учительский стол. Учитель всегда
рядом – показывает упражнение, страхует,
объясняет. Мало что самому чуть не до пенсионного
возраста надо быть в хорошей физической форме, но
и уметь к каждому, подростку особенно, найти
индивидуальный подход, чтобы добиться нужного
результата – привить любовь к здоровому
образу жизни, потребность в постоянной
физической нагрузке, научить многим сложным и
необходимым навыкам.
В школе все предметы одинаково важны,
об этом и не будем спорить. Но если ученик не
знает ту или иную теорему, не может связно и
грамотно пересказать сюжет художественного
произведения, его сверстники ему это простят, не
осудят. А вот если он не может отжаться, далеко
прыгнуть, быстро пробежать и пр., пр., мнение
одновозрастной среды о нем будет безжалостно –
слабых подростки, как известно, не очень-то
жалуют. Учитель, хорошо знающий психологию
ребенка, ой как тут может помочь делу.
В маленькой заметке невозможно
коснуться всех сторон работы учителя
физкультуры. Ведь кроме важной, но не
единственной проблемы общения с учащимися,
профессионального мастерства, множество и
других. Предлагаем вам, дорогие читатели,
обсудить их вместе. Пишите нам о том, каким вам
видится учитель физкультуры, какова, на ваш
взгляд, его роль в процессе воспитания молодого
поколения, какими профессиональными и
человеческими качествами он должен обладать. С
нетерпением будем ждать ваших откликов. Дело-то
очень серьезное, нужное.
Н. ШКОЛЬНИКОВА
|