Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №16/2004

КЛАДОВАЯ ОПЫТА МОСКОВСКОГО УЧИТЕЛЬСТВА

 

«Познай и измени себя»

Технология частнопредметного и локального преподавания физической культуры и спорта по дневникам

Введение

Год за годом, век за веком человечество поднимается по ступеням новых технологий к решению таких задач, которые приведут человека к абсолютному здоровью. Мы же решаем локальные проблемы, зачастую не учитывая, что человек – часть природы, макрокосма, что человек в основном развивается в трех сферах: физической, умственной и духовной (гармоничное развитие).

Если взять общее развитие человека в природе, то физическое развитие как таковое завершено много миллионов лет назад, а умственное и духовное продолжается и будет продолжаться еще много миллионов лет. Древние адепты восточной философии утверждали, что недостаточное развитие одной из сфер – физической, умственной или духовной – приводит к дисгармонии не только в развитии человека, но и в его общении с окружающим миром. Этот факт мы можем наблюдать в нашей стране. Мы невежественны в понятии здоровья и здорового образа жизни. По этому поводу много разногласий, несогласованности – что полезно, а что нет. К данному вопросу подходим инфантильно, с трудом меняем сформировавшиеся стереотипы. Создавшиеся проблемы решаем аналогично, стандартно, не всегда подходим творчески.

Как и с чего начать, как и с какой стороны нам подойти к интересующей нас проблеме? Во-первых, нам известно, что человек в основном развивается в физической, умственной и духовной сферах. Во-вторых, потребностно-информационная теория, в которой выделяются три основных фактора: социогенный, биогенный и психогенный (П.В. Симонов). Современные социологи утверждают, что здоровье нации напрямую связано с экономическим благополучием страны и личным благополучием субъекта. Их статистика показывает, что здоровый образ жизни ведет богатое и среднеобеспеченное население страны, и лишь 0,5% бедных, которые вынуждены вести здоровый образ жизни по какой-либо причине, обычно из-за болезни, если это позволяют средства.

Рассмотрим проблему «здоровье и здоровый образ жизни» с точки зрения трех основных факторов, взаимосвязанных и взаимопроникающих друг в друга. Как известно, наше государство переориентировалось, вместе с этим изменились структура и содержание его институтов. Политика государства в области образования встала на путь демократизации и гуманизации в образовательной системе. Данную политику понимаю как создание в образовательной системе государства таких дидактических и методологических технологий, которые способствуют внедрению нового стереотипа в понимание глобального преобразования образования вообще и физической культуры, здорового образа жизни и здоровья в частности. Как нам известно, на современном этапе передовые образовательные учреждения нацелены на личностно-ориентированные технологии – педагогику сотрудничества. В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением на первый план было выдвинуто становление ребенка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности. На основе этого В.В. Давыдовым, Л.Б. Занковым и Д.Б. Элькониным были предприняты первые попытки осуществить идеи Л.С. Выгодского «Развивающее обучение».

С помощью составленных мною дневников по спорту «Познай и измени себя» ребенок, ученик познает себя на практике, сам себя обследуя, свое физическое развитие, антропометрию, наблюдает за собой и записывает свои субъективные и объективные показатели в своей действенно-практической сфере. По моему убеждению, этим воспитывается тот самый новый стереотип на самоконтроле, самоанализе и т. д. На этой основе были составлены дневники под номерами 1, 2, 3, где учащиеся одновременно обучаются и воспитываются, в определенной степени происходит самообучение и самовоспитание под контролем врача, учителя, тренера и родителей – эта тетрада неотделима и обязательна. Отсутствие одного из них отрицательно скажется на воспитательно-обучающем процессе всего периода развития ребенка. Если взять любой раздел из дневника, он является неотъемлемой и обязательной частью целого. Так графа «Тренировочный процесс» связана знанием своей группы здоровья (медосмотр), на основе этого ставятся цель, задачи, составляется режим дня, обследуется физическое развитие, измеряется антропометрия. На другом листе рядом графа «Определение субъективных и объективных показателей», которые имеют большее значение для определения физических нагрузок, дозировок и тренированности. Запись субъективных и объективных показателей можно производить до занятий, во время занятий и после занятий. На основе этих показателей корректируются упражнения, их нагрузка, планирование занятий и т. д. Разделы «Расслабление» и «Аутогенная тренировка» помогут учащимся справиться с усталостью, отрицательными эмоциями и стрессовыми моментами в школьной и внешкольной жизни. Раздел «Биоритмологический контроль» научит, как «внутренний» биоритм совместить с внешним, а при совместимости этих двух составляющих в основе лежит эффект биологического резонанса. Чтобы проверить себя, на правильном ли ты пути, были предложены наработки В.В. Клименко. На их основе мною были составлены и предложены школьникам дневники № 4 и 5, в которых В.В. Клименко предлагает ряд тестов для определения: «Мышление и психомоторика», «Сила мозга», «Чувство времени», «Воображение и мышление», «Чувство пропорции» (золотое сечение), «Чувства и интуиция». Данные тестирования хороши тем, что испытуемый тут же видит наглядно результаты своей деятельности, которые не зависят от испытателя или от того, кто проводит испытание. К тому же вышеуказанные тесты способствуют тренировке данного умения. А некоторые тесты, как «Чувства и интуиция», выявляют некоторое отклонение в здоровье, например, скрытый дальтонизм. «Биоритмологический контроль» поможет определить латентное протекание ревматизма у детей.

Перечисленные выше знания подводят нас к еще одной технологии оздоровления организма по методике С.М. Бубновского.

С множеством приобретаемых профессий человек приобретает и профессиональные заболевания. С.М. Бубновский в основном делит их на три группы: верхний пояс; туловище; нижний пояс, но вместе с тем они взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. По его технологии можно локально воздействовать специальными тренажерами не только на верхний пояс, туловище и ноги, но и отдельно на какие-либо группы или группу мышц, суставов и т. д. В его методике используется дифференцированный и комплексный подход, учитываются возраст, степень заболевания или травмы. При этом дополнительными процедурами являются: криотерапия; гидротермотерапия; форсированная дыхательная гимнастика; миорелаксационная дыхательная гимнастика; комплекс биодобавок; партерная и суставная гимнастика, психогенные, социогенные и биогенные возможности человека.

Воспитание нового стереотипа

Здоровье – это такое понятие, которое отвечает физическому, умственному и духовному критериям. С переориентацией нашего общества в иную общественно-политическую структуру возникла необходимость изысканий иных методических и программных изменений, которые соответствовали бы требованиям государственной политики к образовательной системе; в частности, к здоровью, здоровому образу жизни, к физической культуре и спорту. А мы продолжаем воспитывать старый стереотип по отношению к здоровью, здоровому образу жизни, к физической культуре и спорту, который не отвечает современным требованиям.

Предлагаемая мною технология частнопредметного и локального преподавания физической культуры и спорта (как в урочное, так и во внеурочное время) по дневникам «Познай и измени себя» заключается в том, что это один из методических и программных подходов в воспитании нового стереотипа. На первое место в программе ставится профилактика, воспитание и обучение здоровью, здоровому образу жизни по методике С.М. Бубновского и В.В. Клименко, на второе место – спортивная направленность по школьным программам, на третьей позиции – спорт.

В педагогическом процессе физической культуры и спорта выявляются два характерных подхода – экстравертное и интровертное воздействие на обучение и воспитание, на рост и развитие. На определенных этапах обучения и воспитания один из подходов имеет преобладающее значение, но в большей части это взаимосвязанный и взаимопроникающий пластический процесс обучения и воспитания в развитии человека.

Экстравертная сторона педагогического процесса, или внешнее влияние на образовательный процесс учащихся характеризуется:

– периодическим интересом к своему росту и развитию;
– это традиционное обучение, в котором преобладает авторитарное управление и ведение урока (который нужно максимально приближать к личностно-ориентированным структурам);
– внешнее влияние на обучение учащихся можно рассматривать как гиперопеку – путь инфантильного отношения к психическим, психомоторным функциям человека, в конечном итоге к духовной деградации.

Интровертная сторона образовательного процесса, или внутренний процесс самосовершенствования характеризуется:

– перманентным интересом к своему росту и развитию;
– обучением, воспитанием внутренней потребности к росту и развитию, а в частности, к своему здоровью, здоровому образу жизни, к физической культуре и спорту;
– обучением, воспитанием, развитием воображения; чувством и мышлением, способствующим самосовершенствованию личности.

Пластично-комплексный подход экстравертных и интровертных сторон педагогического процесса как творческое отношение личности к обучению и воспитанию здоровья, здоровому образу жизни, к физической культуре и спорту, при котором проявляется положительное развитие психических и психомоторных функций; например, при разучивании каких-либо упражнений или элементов необходимо научиться:

– следить за ходом мыслей;
– работой чувств;
– конструктивности воображения, благодаря чему мышление ученика идет в глубину изучаемого предмета. Это есть физическое, умственное и духовное развитие человека гармоничного.

Учебные годы делятся по возрастному периоду существующей системы образования: дошкольное, начальная школа, основная школа, средняя школа и высшая школа.

Начальная школа

1, 2, 3, 4-е классы, или период данного возраста, работа по дневнику № 1. Данный период характеризуется преобладанием экстравертного педагогического процесса, максимально приближенного к личностно-ориентированным технологиям, с учетом возрастных особенностей данного периода и т. д. Если кратко охарактеризовать возраст, это – детство, возраст «граций». В данном возрасте уже достаточно хорошо развиты психомоторика, в особенности память, а чувства и воображение уже позволяют ребенку охватить мир во всей его целостности. Этот возрастной период характеризуется доминирующим развитием воображения над чувствами и мышлением.

По окончании данного учебного цикла учащиеся должны овладеть умением придерживаться и выполнять режим дня, познать, что такое активный отдых, уметь расслабляться и самоорганизовываться. Уметь определять свое физическое развитие (антропометрия). Осуществлять самоконтроль, анализировать свои субъективные и объективные показатели. С помощью родителей и врача корректировать, менять или составлять (соответственно своему здоровью и объективному самочувствию), планировать свои занятия, нагрузки.

В данный период закладывается новый образ мыслей, представлений, понятий нового стереотипа по отношению прежде всего к здоровью, здоровому образу жизни, к физической культуре и спорту. Ребенок учится прислушиваться к своему внутреннему голосу, сравнивать субъективные показатели с объективными, делать первый анализ и выводы, а значит, начинает мыслить, рассуждать, думать, творчески подходить к своему здоровью, к здоровому образу жизни. Ученик должен научиться самостоятельно работать с дневником «Познай и измени себя» № 1.

Основная школа

5, 6, 7, 8, 9-е классы, или период данного возраста, работа по дневнику № 2.

Возраст – отрочество, характеризуется доминирующим развитием чувств. Создаются собственные мерки чувств (познавательных, нравственных, эстетических). Учащийся безошибочно оценивает известное и неизвестное, отличает моральное от аморального, нравственное от безнравственного. В данном возрастном периоде чувства уступают воображению, а мышление характеризуется своей критичностью.

Педагогический процесс характеризуется комплексно-пластическим взаимодействием, экстравертным и интровертным педагогическим процессом. Характерной чертой данного возрастного периода является появление доминирующей потребности к занятиям физической культурой и спортом. К своему здоровью и здоровому образу жизни подходят философски.

В этот период надо быть особенно внимательным к детям. Период, когда начинает формироваться и складываться окончательная доминанта нового отношения к своему здоровью, здоровому образу жизни, к физической культуре и спорту. Это означает не на словах, а на практике применение основ здорового образа жизни, владение дневником «Познай и измени себя» № 2. Умение работать с младшими школьниками, а именно проконтролировать, помочь провести и организовать спортивно-подвижные игры, знать правила – судейство и владение страховкой и самостраховкой при различных игровых ситуациях.

Средняя школа

10, 11, 12-е классы и старше – дневники № 3, 4, 5.

Возраст – юношество – возраст «революционера».

Данный возраст отличается преобладанием мышления над воображением и чувствами. Открываются способности самостоятельно решать всем известные задачи своеобразно, по-своему, в соответствии со своим темпераментом, а также своими психогенными, социогенными и биогенными возможностями. Когда мышление, чувства, воображение начинают активно работать, создается система «Я – ноосфера» (по В.И. Вернадскому).

Данный возраст отличается и тем, что в этом периоде может выйти и стать ведущим не только мышление, но и любой из трех механизмов души (воображение, чувства и мышление), а два остальные могут содействовать его работе.

Классификационные параметры

1. По уровню применения – частнопредметная и локальная.
2. По философской основе – гуманистическая.
3. По ведущему фактору психического развития – социогенные, биогенные и психогенные.
4. По научной концепции усвоения опыта – ассоциативно-рефлекторная, развивающая, саморазвивающая, суггестивная.
5. По ориентации на личностные структуры – ЗУН, СУМ, СДП, СЭН.
6. По характеру содержания и структуры – обучающие и воспитывающие, профессионально-ориентированные, частнопредметные и модульные.
7. По организационным формам познавательной деятельности – классно-урочная, дифференцированная, индивидуально-групповая.
8. По типу управления познавательной деятельностью – программное обучение, «репетитор», «консультант», книги, журналы и т. д./
9. По подходу к ребенку – гуманно-личностная.
10. По преобладающему или доминирующему методу – развивающие, саморазвивающие и творческие.
11. По направлению модернизации существующей системы образования – на основе демократизации и гуманизации педагогических отношений, на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования.
12. По категории обучающихся – массовая, дифференцированная, продвинутого уровня (углубленного изучения предмета, вида спорта и т. д.).

Концептуальные положения

1. Развитие ученика через потребностно-информационную систему.
2. Обучение направлено на гармоничное развитие физических, умственных и духовных сфер человеческой деятельности с приоритетной областью. СУМ (самоуправляющие механизмы личности) и самопознание личности.
3. Ученик – субъект, а не объект процесса обучения.
4. Ведущая роль теоретических, методологических и практических знаний, умений, навыков в творческом применении их.
5. Обучение направлено от ученика к предмету и его положительной Я-концепции.
6. Обучение с учетом возрастного периода, здоровья и доминанты учащегося.
7. Обучение направлено на потребность в познании самого себя.

Дополнительные гипотезы

1. Доминанта самосовершенствования – установка на осознание и целенаправленное познание самого себя в трех сферах жизнедеятельности: физической, умственной и духовной.

2. На внутренние процессы учащихся в самосовершенствовании необходимо влиять с помощью организации внешних сил педагогического процесса, а именно варьировать цели, содержание, методы и средства, опираясь на свойственные человеку стремления к идеалу и к истине.

3. Все поступки человека, вплоть до мельчайших, всегда продиктованы его потребностями. Их многообразие можно представить в виде трех исходных: витальные, социальные и идеальные (познавательные); две промежуточные: этические и идеологические; две вспомогательные: воля и вооруженность или компетентность.

Индивидуальное, неповторимое сочетание потребностей субъекта определяет его личность. Но на каждом этапе развития доминируют определенные потребности, задача состоит в определении доминирующих потребностей родителей и учащихся. В соответствии с этим строить обучение, которое должно идти впереди развития с учетом его врожденных особенностей и периода развития.

Содержательная часть

Общая цель

Формирование нового стереотипа в обучении и воспитании здорового образа жизни, физической культуре и спорту.

Конкретные цели

1. Формирование потребности здорового образа жизни.
2. Формирование СУМ (самоуправляющие механизмы личности), самопознания личности и творческого подхода в своей жизнедеятельности.
3. Формирование потребности самосовершенствования.

Особенности содержания

Технология частнопредметного и локального преподавания внеурочных мероприятий по физической культуре и спорту по дневникам «Познай и измени себя» включает три взаимосвязанные и взаимопроникающие подсистемы: теорию, практику и методику каждой возрастной группы.

Термин

1. Освоение теоретических основ физической культуры (по программе).
2. Освоение теоретических основ самопознания, самосовершенствование во внеурочное время и по вариативной части.

Начальная школа (дневник № 1)

1. Основы физической культуры.
2. Этика поведения.
3. Азбука вежливости.
4. Самоорганизация.
5. Волевые привычки.
6. Учись учиться.
7. Изучение себя (физическое, умственное и духовное).
8. Правила и судейство подвижных игр.
9. Азбука здоровья (гигиена, режим, питание, закаливание, физические упражнения, гигиеническая гимнастика, вредные привычки и т. д.).
10. Работа с дневником.

Основная школа (дневник № 2)

1. Познай и воспитай себя (доминирующие потребности).
2. Познай и измени себя (физически, умственно и духовно).
3. Культура общения.
4. Самоутверждение, самоконтроль, самооценка, самоанализ (работа с дневником).
5. Основы здорового образа жизни.
6. Самоопределение.
7. Основы знаний физической культуры.
8. Правила судейства и организация спортивных мероприятий.
9. Техника безопасности, самостраховка.

Общеобразовательная средняя школа (дневники № 3, 4, 5)

1. Техника безопасности, самостраховка, страховка и помощь товарищу.
2. Основы знаний физической культуры.
3. Правило и судейство и организация спортивных мероприятий.
4. Самоактуализация, готовность к самостоятельной жизни.
5. Самоконтроль, самоанализ, самооценка (работа с дневниками).
6. Психотренинг.
7. Принципы здорового образа жизни.
8. Самореализация (организация и судейство спортивных мероприятий).
9. Познай и измени себя (физическое, умственное и духовное).
10. Самосовершенствование.

Практика (самоутверждающая деятельность)

1. Формирование опыта деятельности в процессе учебного дня, внеурочных и внеклассных мероприятий.
2. Формирование опыта деятельности по самосовершенствованию: по программе, вариативной части и во внеурочное время.

Начальная школа (дневник № 1)

1. Играя – учась – развиваясь (подвижные, познавательные и спортивно-подвижные игры; различные комплексы упражнений для различных групп здоровья).
2. Оздоровительные мероприятия (различные мероприятия, связанные с комплексами зарядки – гигиенической, оздоровительной и т. д. в соответствии с группой здоровья).
3. Общеразвивающие упражнения и специальные развивающие упражнения.
4. Занятия по программе, по индивидуальному плану.
5. Работа с дневником.

Основная школа (дневник № 2)

1. Оздоровительные мероприятия (упражнения на позвоночник, на умение расслабляться, на внушение – суггестия, упражнение йоги).
2. Занятия по программе или занятия по интересам каким-либо видом спорта).
3. Работа с дневником.
4. Организация, судейство и проведение спортивных мероприятий с учащимися начальных классов.

Средняя школа (дневники № 3, 4, 5)

1. Оздоровительные мероприятия (профилактика, коррекция и реабилитация).
2. Занятия по программе или по интересам по индивидуальному плану, программе (профессионально-ориентированные, оздоровительно-корригирующей направленности).
3. Самоконтроль, самоанализ, самооценка физического развития, физических упражнений и нагрузок – работа с дневниками.
4. Организация, судейство и проведение спортивных мероприятий.

Методика (средства и среда методов деятельности)

Начальная школа

1. Методика оздоровительных и общеразвивающих упражнений.
2. Игровые методики (этика, этика поведения, самоорганизация, волевые привычки, изучение себя и т. д.).
3. Педагогика сотрудничества, гуманно-личностный подход.

Основная школа

1. Методика самостоятельных занятий оздоровительными мероприятиями и физических упражнений.
2. Методика самопознания и потребности «воспитай себя».
3. Методика организации и проведения соревнований.

Средняя школа

1. Методика индивидуальных занятий и дифференцированного подхода.
2. Методика самоконтроля, самоанализа физического развития, упражнений и дозировки.
3. Методика организации и проведения спортивных мероприятий.

Содержание

Характеристика и методика дневников № 1, 2, 3, для физического воспитания и развития

Дневники физического развития и совершенства включают в себя:

– медосмотр (где определяется объективное состояние здоровья, врач определяет группу здоровья и, если есть какие-либо отклонения в здоровье, записывает и дает рекомендации);
– обследование физического развития;
– антропометрия;
– самоконтроль субъективных и объективных показателей, до тренировки, в тренировочном процессе и после тренировки. Умение анализировать объективные и субъективные показатели, на основе данных анализа сделать выводы, корректировку своей деятельности;
– умение расслабляться;
– аутотренинг;
– распределение режимных моментов;
– определение биоритмов.

Медосмотр

Независимо от субъективных и объективных показателей самоконтроля за своей спортивной деятельностью и самочувствием необходим объективный медицинский контроль, благодаря чему вы будете знать настоящее состояние здоровья. Опираясь на объективные показатели, совет и рекомендации врача, тренера, вам легче будет проводить любые корректировки как в физических нагрузках, так и в составлении упражнений. Особое значение медосмотр имеет для преподавателя, тренера и т. п. Им необходимо пользоваться данными о здоровье и функциональном состоянии занимающихся. Учитывать эти данные при рекомендации в планировании и коррекции подготовки. Предупредить и вовремя выявить нарушения в функциональном состоянии организма, знать их причины и признаки. Оказывать первую помощь при травме, заболевании и перенапряжении.

Физическое развитие и антропометрия

В большей степени уровень физического развития определяется двигательной активностью человека. Основными методами исследования физического развития являются соматоскопия (наружный осмотр) и антропометрия.
Антропометрию рекомендую проводить два раза в год – весной и осенью. Определяются основные самоматометрические признаки: длина тела, масса тела, окружности тела, сила мышц и жизненная емкость легких (ЖЕЛ).

Самоконтроль

Самоконтроль – это регулярное использование ряда простых приемов для самостоятельного наблюдения за изменением состояния своего здоровья под влиянием занятий физическими упражнениями. Благодаря самонаблюдениям занимающийся имеет возможность самостоятельно оценивать результаты занятий физической культурой и спортом. Кроме того, самоконтроль имеет большое воспитательное и педагогическое значение, приучая занимающихся к активному наблюдению и оценке своего состояния, анализу используемой методики занятий и тренировок. Показатели самоконтроля делятся на субъективные и объективные. В группу субъективных показателей входят самочувствие, оценка работоспособности, отношение к занятиям, сон, аппетит. В группу объективных показателей входят частота пульса, вес, потоотделение, данные спирометрии, динамометрии, частота дыхания, артериальное давление. Значение каждого из них приводится в дневниках.

Расслабление

Темп жизни, физические нагрузки часто приводят к стрессовым ситуациям.
Пагубно сказывается не только и не столько физическое напряжение, сколько нервное. Дело в том, что при психическом и умственном утомлении к мышцам идут неуправляемые сознанием нервные импульсы, которые удерживают их в состоянии постоянного напряжения. А расслабление не только необходимо для отдыха и восстановления энергии, оно способствует концентрации творческой мысли.
Одно из важных условий расслабления – поза тела. Есть несколько поз, приемлемых для расслабления в зависимости от условий и цели. Предлагаем вам позу: «кучера» и позу «трупа», она является наиболее ценной для начинающих. Предлагаемый метод в дневнике на расслабление и отключение внутреннего диалога чрезвычайно полезен для всех. Он не только способствует отдыху, но и стимулирует процессы познания и творческого мышления.

Аутогенная тренировка

Аутогенная тренировка (АТ) – путь внедрения в подсознание принципов отношения к жизни и правил деятельности.
AT можно разделить на стационарную и оперативную.
Стационарная AT используется для управления внутренним поведением и совершенствования внутреннего мира, для управления работой мозга, успокоения нервной системы, создания нужных психических состояний, необходимых в заданное время.
Оперативная AT используется в основном в процессе общения с другими людьми или перед общением. Она позволяет улавливать моменты, когда начинают сковываться мышцы, дыхание, сосуды и быстро расслаблять их.

Режим дня

Биоритмы человека (суточный, недельный, месячный, сезонные, годовые) подчиняются глобальным изменениям космических ритмов. Пример этого – спад жизнедеятельности организма в ночные часы, с рассветом же наступает подъем активности. Например, с 3 часов начинают активно работать почки, а с 6 часов активная работа клапанной системы организма. Сон – это естественный процесс восстановления сил, обработки накопившейся за день информации, а не просто пассивное состояние. Перед сном желательно не возбуждать нервную систему просмотром кинофильмов, чтением остросюжетных книг или физическими упражнениями. Наоборот, чем ближе сон, тем более спокойными должны быть поведение и мысли человека. Спать следует 7–8 часов. Лучшее время сна – 22.00–24.00. В этот период наиболее активно идут восстановительные процессы в организме.

Биоритмологический контроль

Контроль биоритмов проводится с помощью двух основных методов: путем самоконтроля, самоизмерений (ауторитмометрии); и путем углубленного врачебного биоритмологического контроля. Для проведения самоизмерений необходимо овладеть способом самоопределения объективных показателей и самооценки субъективных ощущений в течение дня. Более подробно это описывается в дневнике № 3. Учет биоритмов позволяет на ранних стадиях выявить не только отрицательные последствия нерационального тренировочного режима, но и заболевания латентного (скрытого) характера, что важно для процессов отбора прогнозирования режима тренировочных и восстановительных мероприятий.

Тренировочный процесс

В дневнике в разделе «Тренировочный процесс» имеются графы: порядковые номера к данному упражнению, количество подходов и количество выполнений в каждом подходе, а также дата занятий. Самоконтроль субъективных и объективных показателей, а также тренировочный процесс находятся на одном листе. Это сделано для того, чтобы лучше контролировать и видеть свое самочувствие до занятий, показатели физической нагрузки в процессе занятий и отражение самочувствия как во время занятий, так и после занятий. Например, такой показатель, как подсчет пульса, его измеряют непосредственно сразу же после выполнения какого-либо упражнения, после окончания занятий. С помощью контролирования своего пульса можно определить свою тренированность, а вместе с этим определить объем своей нагрузки.

Г.В. ТРОПЫНИН
г. Москва

 

Рейтинг@Mail.ru