Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №17/2004

ШКОЛА

 

Другая школа

Александр Наумович Тубельский.Ни один учитель не работает автономно. И не важно, преподает он физкультуру, русский или математику. Как бы ни убеждали нас, что знание методик преподавания отдельных предметов школьного цикла – залог полного и безоговорочного успеха педагога, мы прекрасно знаем, что один в поле не воин. Успех или неуспех учителя напрямую связан со школой, в которой он работает.
А что такое школа? Стены, парты, спортзал? Да нет, конечно. Школа прежде всего – коллектив людей, которые иногда являются единомышленниками и поддерживают друг друга; иногда относятся к коллегам безразлично и (слава Богу!) не мешают работать; иногда... но об этом пока не будем.
Многое находится в руках отдельных учителей, причем часто началом, инициирующим нововведения в целой школе, становится преподаватель физкультуры. Спор о значимости учебных предметов для образования нескончаем, но сегодня никто не будет спорить: без физического здоровья и физической культуры не обойдется ни математик, ни философ.
Сегодня мы начинаем публикации о школах. О том, как они изменяются, если туда приходит творческий учитель физкультуры. О том, как изменяется преподавание этого предмета, если школа ставит перед собой особенные образовательные задачи. Мы будем ждать, уважаемые коллеги, рассказов о ваших школах. О трудностях, с которыми вы сталкиваетесь.
О радостях школьной жизни, которыми хотите поделиться.

Научно-педагогическое объединение «Школа самоопределения» – одна из необычных школ России. В ней многое не так, как везде: начиная с оформления школьного здания и заканчивая уроками. Отношение к физической культуре тоже не совсем обычное. Точнее, непривычное, особенно для тех, кто на уроках следует программам и методическим рекомендациям.

Наверное, воспитать в детях «самость» могут только педагоги, которые не боятся отстаивать свою точку зрения. Даже если она не совпадает с общепринятой. С позицией, которую мы предъявляем вашему вниманию, можно спорить или соглашаться.

О том, как проходят занятия физкультурой в «Школе самоопределения», мы напишем более подробно – это требует особого внимания. Почему такая система появилась именно в этой школе, рассказывает ее директор, Александр Наумович ТУБЕЛЬСКИЙ.

– Александр Наумович, чем отличается ваша школа?

– Все знают, что ребенок – существо индивидуальное. Но большинство понимает это как учет индивидуальных особенностей, суть которого заключается в том, чтобы найти способ обучения каждого ребенка существующим программам. Мы же, коллектив НПО «Школа самоопределения», глубоко убеждены, что именно сохранение уникальности каждого ученика и есть задача школы. Конечно, это задача сложная, особенно для массовой школы. В Царскосельском лицее, где с 30 мальчиками работали примерно столько же профессоров, было проще: каждый лицеист фактически мог заниматься по собственной программе. Там можно было для Матюшкина, например, выписать специальный журнал, потому что он увлекался мореплаванием и географией. А почему бы и нет, если возможности позволяют? Это не так трудно сделать в небольшой частной школе. И сегодня в мире их существует множество. Но наша-то школа государственная. На сегодняшний момент в ней учится 700 детей, и 200 – в детском саду. Казалось бы, какая может быть речь об индивидуальности, если так много учеников, мало учителей, а вся система государственной школы основана на общих программах и нормах? Не имеет значения, это нормы прыжков в длину или количество ошибок в диктанте – суть от этого не меняется. Тем не менее мы хотим создать в нашей школе такие условия, чтобы каждый ребенок развивал и закреплял свою индивидуальность, непохожесть на других, чтобы мог признавать уникальность и непохожесть других людей. Для этого мы используем существующие школьные предметы, но особым способом.

– Каково же место физической культуры в реализации этих идей?

– Дело в том, что наша школа организована как совокупность образовательных пространств, одно из которых – пространство физической культуры. В него входит не только спортивный зал. В подвале школы мы оборудовали тренажерный зал, зал для аэробики, там же стоят теннисные столы. На двух этажах школы, в рекреациях, расположены спортивные комплексы. Дети, которые устали на уроках, всегда могут выйти из учебного кабинета и позаниматься. Учителя физкультуры в начальной школе первые уроки в сентябре всегда проводят именно там, вспоминая вместе с ребятами, как им нужно пользоваться, какие меры безопасности нужно соблюдать. А после этого даже выдают специальные сертификаты-разрешения, гласящие, что учительница может отпускать ребенка заниматься на комплексе самостоятельно, потому что он показал (и учителю, и одноклассникам, и самому себе), что умеет делать это.

– Так ли уж необходимы спортивные комплексы в рекреациях, теннисные столы, тренажеры?

– Дело в том, что наш учебный год – это почти шесть месяцев зимы, когда дети ограничены в возможности свободно двигаться, играть на свежем воздухе. Именно поэтому мы должны в школе везде, где это возможно, создавать условия для занятий физической культурой, причем не тогда, когда скомандовал учитель, а когда у самого ребенка возникла в этом необходимость. Думаю, это гораздо лучше, чем организация так называемых «спортивных пятиминуток» и разминок, когда дети все вместе, ничуть не желая этого, машут руками перед учительницей.

– А что вы понимаете под физической культурой?

– Совершенствование своего физического состояния. Именно поэтому мы против всякого рода возрастных физических норм. Развитие физической культуры может быть эффективным только за счет собственных усилий каждого отдельного ученика, ведь понятно, что за три урока физкультуры в неделю развить ребенка (и добиться каких-то реальных достижений) невозможно. Значит, должны быть особые принципы работы по этому предмету, особое содержание и способы работы.

– Тогда чему учат детей в вашей школе на уроках физкультуры?

– Помогают детям фиксировать собственный уровень, дают им возможные типы самостоятельных занятий для развития собственной физической культуры. При этом большую работу ребята выполняют дома, самостоятельно. В школе мы проводим тестирование, где каждый сравнивает себя не с общей нормой, а с самим собой, вчерашним. Часто оно проводится в форме самотестирования. Очень популярны различные проекты, суть которых в помощи другим в физическом развитии. Ученики проводят взаимное тестирование, определяют вместе друг с другом, какая группа мышц требует особого внимания и дополнительных тренировок, составляют комплексы упражнений для своих товарищей или для младших школьников. При этом мы говорим о взаимообучении физической культуре, и нам представляется, что эта форма работы очень эффективна.

– Как же оцениваются результаты обучения?

– Пятнадцать лет мы не ставим отметки по физкультуре, всем, вплоть до девятого класса. И это не мешает детям заниматься этим предметом не только с удовольствием, но и упорно, успешно. Я глубоко убежден, что отметочное преподавание отмерло или отмирает по крайней мере. Но никогда не отомрет оценочная деятельность учителя, ученика, родителей. Нельзя, чтобы ее было много, потому что представьте, как трудно человеку, которого каждую минуту оценивают. Даже взрослому, а тем более ребенку. Ребенок должен сам научиться оценивать свое собственное продвижение, вот это очень важно. Поэтому мы давно вывешиваем листы достижений с конкретными результатами, в сравнении с самими собой, устраиваем различные соревнования, первенства. Даже на экзамене по физической культуре, который длится два дня и очень популярен среди наших учеников, нужно рассказывать не о видах спорта, а показать, как умеешь оценивать собственное продвижение, собственное развитие, упражнения, которые ты делаешь. Вот этому и нужно учить на уроках.

– Разве при этом дети смогут освоить программы, стандарты, государственные требования?

– Действующие сегодня государственные программы по физической культуре сохранились в основном еще с советских времен. Они напоминают программы спортивной школы, спортивного совершенствования: в них перечислены определенные виды спорта, нормативы, в соответствии с которыми учителя и составляют поурочные планы. Результатом такого обучения становится бледная выжимка спортивных достижений, и совершенно непонятно, зачем это нужно детям, что они с этим должны делать. Убежден, что программа должна пересматриваться. Центром ее должен быть не спорт, а именно физическая культура. Тем более что все больше и больше данных о том, что уровень физического развития тела человека, особенно ребенка, подростка, сильно влияет и на развитие его умственных и эстетических способностей.

– Многие специалисты поспорили бы с Вами. Получается, что детей вообще не нужно учить спортивным приемам?

– Недавно я был на уроке физкультуры во время аттестации нашего преподавателя. Пришли специалисты в области спорта, посмотрели игру в волейбол и говорят: дети не знают некоторых приемов. Сначала, по их мнению, нужно научить детей приемам волейбола (не правилам, приемам!), отработать их, а потом уже разрешать ребятам играть. Этот подход просто губителен для физкультуры. Если ребенок хочет играть с мячом, пусть играет, даже если он не знает каких-то спортивных приемов. Но ради обучения элементам различных видов спорта делать уроки физкультуры скучными, неинтересными, тренинговыми преступно по отношению к нашим ученикам.

– Где же Вы находите учителей, которые не просто хотят, но еще и умеют работать в такой логике?

Когда я нанимаю на работу в свою школу нового учителя по физкультуре, я прежде всего задаю два вопроса. «Что такое физическая культура?» – первый из них. Если учитель начинает перечислять виды спорта, то мы часто либо расстаемся, либо я уточняю, что говорю именно о физической культуре, а не о спорте. Второй вопрос: «Что значит преподавать физическую культуру?» И снова я не жду конкретного, определенного ответа. Но если учитель говорит о дисциплине и технике безопасности, о преподавании разных видов спорта, я настораживаюсь – вряд ли этот человек сможет работать в нашей школе.

– Если бы мне пришлось работать в Вашей школе, я бы, пожалуй, была в очень сложной ситуации. Без программ. Без отметок. Как же я заинтересую детей своим предметом?

– Учителя всех предметов боятся, что, если отменить отметки, дети перестанут учиться. Но зачем мы, учителя, тогда все нужны, если наш главный стимул к обучению – двойки, тройки, пятерки?

 

Интервью брала Ольга НИКИТИНА

 

Рейтинг@Mail.ru