Урок-игра: как его придумать?
Иногда учителю кажется, что нет ничего проще,
чем провести урок-игру. Стоит только заранее
продумать, во что будут играть дети, предложить
разбиться на команды – и вперед!
Но часто ожидания педагога не оправдываются.
Дети не могут договориться, кто в какую команду
пойдет, или вдруг не хотят играть в предложенную
учителем игру. Педагог начинает нервничать,
переживать. В результате вместо интересного
урока возникает никому не нужный конфликт.
Этого можно избежать. Разговор о том, как
организовать игру, мы начнем сегодня.
Надеемся, что продолжить его мы сможем с вашей
помощью!
Лирическое отступление, или
Наблюдение за игрой в песочнице
Представьте
себе детей, играющих во дворе. Вот малыши подошли
к песочнице. У каждого по совку, небольшое
ведерко дрожит в неуверенной руке. Вот подходит
заботливая мама, показывает, как сделать куличик:
«Насыпай только мокрый песок, вот так. А потом
переверни, постучи…» Один ребенок внимательно
слушает и… делает по-своему. Насыпал немного
песка в ведерко, перевернул его, посмотрел, снова
насыпал. Другой начал черпать песок ведром.
Третий сыпет песок не куда «надо», а на своего
соседа. Дети играют. Взволнованные мамы
переживают: ну надо же, они все делают
неправильно, мы же им все показали, а толку
никакого!
Но проходит время. Вдруг кто-то из
детей (тех, кто постарше) или родителей (тех, кому
надоело стоять и наблюдать за чужой игрой) берет
в руки совок и начинает молча делать красивые
куличи или строить небольшой замок. Никто никого
не учит, просто еще один человек играет сам с
собой, по каким-то своим, неведомым остальным
ребятишкам правилам. Сначала они не обращают на
новичка никакого внимания. Потом начинают
наблюдать. А через некоторое время вся песочница
покрывается куличами разного размера. Те, у кого
пока не получается, переживают, спрашивают, как
же сделать лучше. Учатся. Играют. Начинают
договариваться, во что же они играют, придумывают
свои правила.
Кто больше куличей сделает? Кто
быстрее? Кто аккуратнее?
Но вот приходит еще один новичок. Он
хочет играть в свою, совсем другую, игру. Он
начинает разламывать чужие поделки, бросаться
песком. Ему предлагают: давай играть с нами. Он не
хочет. Это – не его игра. Он не договаривался в
нее играть.
Совместное решение, или История
одного Форта
Игра – дело коллективное. Особенно
когда речь идет о спортивных соревновательных
играх. Чтобы такой урок прошел удачно, лучше
всего привлечь учеников к его планированию.
Причем это можно сделать так, что дети будут
уверены: идея игры принадлежит им, и только им!
Если же идея игры действительно принадлежит
ребятам, честь и хвала учителю, принявшему их
предложение. Ведь он может наполнить игру своим
содержанием (даже программным материалом!), при
этом соблюдая предложенную детьми форму.
Вот как описывают ребята одной из
московских школ историю возникновения на их
уроках физкультуры одной игры:
В моей родной, самой обычной школе
проходит урок физкультуры по оригинальной
методике, разработанной самими учениками. Эта
методика столь элементарна, что даже
удивительно, как до этого раньше никто не
додумался. А все дело в том, что в школе открылся
«Клуб фанатов форта Байярд». Ребята из этого
клуба безнадежно заболели идеей создания форта в
стенах своей школы. И поделились этой мыслью с
директором, учителями физкультуры, получили
добро и дружно принялись за дело.
Теперь каждый класс делится на три равные
команды, а учитель назначается судьей и в течение
40 минут урока фиксирует, сколько ключей успеют за
это время заработать команды. Ключ получают те
команды, которые скорей забросят мяч в
баскетбольное кольцо, залезут по канату к
потолку, будут первыми в челночном беге, точней
всех метнут мяч в цель и выполнят еще кучу всяких
физических изощрений, на которые так богаты умы
школьников. Первые (победители) получили 5, вторые
– 4, а третьи – нет, не тройки, им дается шанс
проявить себя на следующем уроке. Так что все
довольны и противников нововведения просто нет.
Оля САБУРОВА, 11-й класс
Игра должна планироваться теми людьми,
которые в нее играют. Тем более если эти люди –
дети. Поверьте, их идеи только обогатят любой
урок. Потому что детская фантазия безгранична. И
если решение играть будет принято не одним
учителем, а всем классом, то педагогу не придется
никого уговаривать и заставлять. Все проблемы на
себя возьмет детский коллектив.
Учитель тоже играет
Обратите внимание: учитель там был
«назначен» судьей. Не стал судьей, а именно был
назначен. Кем? Конечно, ребятами, а не директором
школы. Фактически педагог взял на себя одну из
ролей этой игры. Важно, что сам факт такого
«назначения» был принят и им, и его учениками. Он
– не контролер и наблюдатель, он – полноправный
участник происходящего в спортивном зале
действа.
Когда на уроках организуются
спортивные игры, важно абсолютно точно понимать,
какова позиция каждого человека, находящегося в
спортивном зале. Учитель может быть и тренером, и
болельщиком, и судьей, и даже участником
соревнований. Причем лучше всего, если его
позиция будет согласована с другими участниками
игры, с его учениками.
Единственная роль, от которой педагогу
на время таких уроков лучше отказаться, – это
роль учителя физкультуры.
Какие могут быть отметки?
Каждая игра рано или поздно приходит к
концу. Если кто-то соревновался, то неизбежно
появятся победители и проигравшие. А тут и урок
закончится, и, по правилам игры в школу, нужно
поставить отметки.
Но как их ставить, если учитель
понимает: дети работали с максимальной отдачей, и
не их вина, что кто-то бегает медленнее, чем
другие, прыгает ниже остальных. Ведь задача
учителя – научить ребят, а для этого нужно прежде
всего сделать так, чтобы они захотели бегать,
прыгать, бросать мяч. И вот на уроке-игре все
выложились в полную силу, теперь они горят
желанием потренироваться и в следующий раз
непременно победить. Какие же отметки им
поставить? Тем более что те, кто проиграл, и без
двоек и троек совершенно расстроены. Поражение
всегда трудно пережить.
Посмотрите любые спортивные
соревнования. Победители пожимают руки
проигравшим. Говорят спасибо за честную игру. И
никогда никто не будет укорять проигравшего.
Напротив, настоящий спортсмен его непременно
поддержит – словом, жестом, улыбкой. И это – одна
из важных составляющих настоящего спорта.
После награждения победителей, во
время заключительного парада участников, все
снова равны. Будь то парад чемпионата маленького
провинциального городка или заключительный
парад Олимпийских игр. Спорт – это прежде всего
праздник. И не стоит забывать: если бы не было
проигравших, никто не стал бы и победителем.
Здорово придумали организаторы игры
«Форт Байярд»: ставить отметки только лучшим, а
остальным дать шанс победить и получить желанные
пятерки в следующий раз. Думаю, об этом учитель
заранее договорился с ребятами, именно поэтому
все остаются довольны.
Фактически получается, что
выставляемые в журнал отметки – всего лишь
зафиксированные в виде цифр «4» и «5» результаты
соревнования.
Но существуют и другие способы
выставления отметок после игровых уроков. У
каждого из них есть свои плюсы и минусы, поэтому
учитель вместе с ребятами должны выбрать тот,
который именно для них подходит лучше всего.
1. Не ставить отметок никому
Если игровые и соревновательные уроки
проходят не часто, то лучше всего доиграть до
конца, провести заключительный парад участников
и никаких отметок никому не ставить. Поверьте,
никто из ребят не обидится, ведь в интересную,
веселую игру они играют совсем не ради отметки.
Они проверяют себя, сравнивают свои силы с силами
и умениями своих товарищей – оценочная
деятельность на таких уроках идет в очень
активной форме, просто выражается не в цифрах, а в
победах и переживаниях. После такого урока
гораздо полезнее обсудить с участниками игры,
что у кого получилось, а что – нет; как нужно
тренироваться, чтобы в следующий раз выиграть. То
есть заняться настоящей оценочной деятельностью
результатов урока, причем всем вместе, учителю и
ученикам.
Конечно, когда вся работа на уроках
физкультуры проводится в виде игр, этот вариант
оценивания не может быть единственным, особенно
если в вашей школе детям выставляют итоговые
отметки по физкультуре.
2. Общий балл на группу
Можно сразу договориться с учениками,
что в конце урока-игры каждой команде будет
выделена определенная сумма баллов, исходя из
которой ребята получат свои отметки,
договорившись внутри команды. Сумма баллов
варьирует в зависимости от места, которое заняла
команда, в соответствии с количеством членов
команды и с заработанным коэффициентом. За
первое место коэффициент – пять баллов, за
второе – четыре, за третье – три. Коэффициент
умножается на количество членов команды. Дети
проводят совещание, на котором решают, поставить
ли всем одинаковые отметки, или кому-то больше, а
кому-то меньше.
Поясню на конкретном примере.
Команда из 6 человек занимает первое
место. Зарабатывает коэффициент «5», то есть на
всех участников получает 6 ґ 5 = 30 балов.
Естественно, что этого количества достаточно,
чтобы всем поставить пятерки.
Команда из 6 человек занимает второе
место. Зарабатывает коэффициент «4», то есть на
всех участников получает 6 ґ 4 = 24 балла.
Как их распределить? Можно поставить всем
четверки, если ребята решат, что все выложились
на соревнованиях одинаково. Можно поставить три
пятерки и три тройки. И так далее. Главное, чтобы
решение исходило не от учителя, а от самих детей,
членов команды.
Обычно ребята очень честно
распределяют баллы. Иногда даже говорят, что все
работали вполсилы, поэтому выставляют себе
тройки. Или просят кому-то поставить пятерки, а
остальным не ставить на этом уроке никаких
отметок. Бывает, что команда, понимая, что лучше
не могли выступить, просит дополнительные баллы
и мотивирует свою просьбу перед всем классом.
Фактически этот прием позволяет не только
оценивать себя и своих товарищей, но и учиться
договариваться в малой группе, анализировать
свою работу, отстаивать собственную позицию.
3. Самоотметка
В некоторых случаях можно предложить
ученикам сказать, какие отметки, по их мнению, они
заработали на этом уроке. То есть просто, без
всяких дополнительных условий, разрешить
поставить себе отметки. Не стоит бояться, что
ребята начнут их завышать, – потом можно будет
обсудить мотивы. К сожалению, гораздо чаще дети
занижают себе отметки в результате заниженной
самооценки.
Последнее и самое главное
Какую бы систему отметок вы ни выбрали,
не бойтесь отказаться от нее, если кто-то из ребят
попросит именно ему не ставить сегодня отметку.
Игра не должна омрачиться безликой цифрой,
аккуратно выведенной в журнале и в дневнике.
Согласитесь с просьбой ученика, и вы увидите, что
в следующий раз он будет стараться гораздо
больше, начнет тренироваться дома, чтобы потом, в
другой игре, стать первым. Чтобы победить. Не
других, а себя вчерашнего. А это, поверьте,
дорогого стоит.
Ольга ЛЕОНТЬЕВА,
кандидат педагогических наук
|