Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №17/2004

УРОК

 

«Игры доброй воли»

Провести хороший урок сложно. Еще сложнее рассказать о том, как он проводился. Многое остается за кадром: то, как шла подготовка, почему именно такой урок получился блестяще в этом классе, а в параллельном... не очень. Каждый урок – сложное, многоплановое действие, которое можно описывать сотней разных способов.
Конспект урока – самый привычный из них. И, пожалуй, самый надежный. Правда, из конспекта мы вряд ли поймем все, что на уроке в реальности происходило. Но что-то интересное для себя сможет взять каждый. Если урок проводится в игровой форме, можно обогатить свою копилку игр, тем более что в начале учебного года хочется заинтересовать ребят своим предметом. Будем вместе размышлять о таинствах урока.
И делиться опытом.
И думать о том, как сделать свои уроки еще лучше, еще интереснее.

Преподаватель спортивных и подвижных игр, заведующая методическим кабинетом Зауральского колледжа физической культуры и здоровья Ирина Михайловна Богданова, предлагает свою разработку урока в форме «Игр доброй воли».
Что может быть красочней ролевой игры? Игры, в которой подросток, с одной стороны, пробует и использует свои силы, а с другой – защищен своей ролью. Игры праздничной, азартной, вызывающей бурю эмоций и потому запоминающейся надолго.
Разноцветные футболки (по цветам стран-участниц), национальные флаги и символика, перевод приветствий на разные языки мира. Простор для творчества и фантазии.
Учитель на таком уроке становится главным судьей соревнований, а старшие ребята – судьями-информаторами, оформителями. Огромная работа по подготовке урока-игры осталась «за кадром». Но главная цель достигнута: спорт стал общим праздником.

Тип урока: интегрированная игра.

Время проведения: 80 мин. ± 10 мин.

Место проведения: спортивный зал.

Оборудование и инвентарь: гимнастические маты – 6 шт., стойки – 3 шт., ракетки бадминтонные – 3 шт., малые резиновые мячи – 3 шт., гимнастические обручи – 9 шт., кегли – 6 шт., баскетбольные мячи – 6 шт., волейбольные мячи – 3 шт., повязки для глаз – 3 шт., национальные флаги Англии, Германии и России, аншлаги – 3 шт., эмблема Игр доброй воли, музыкальное оформление для проведения торжественных церемоний открытия и закрытия соревнований.

Описание игры

Интегрированная игра началась, естественно, с парада. Команды-участницы: Россия, Германия, Англия – торжественно прошли мимо жюри, члены которого поприветствовали участников соревнований. На трех языках, конечно: если идут международные соревнования, нужно уважать гостей и обращаться к ним по возможности на родном языке.
Под звуки спортивного марша торжественно поднимается эмблема игр. Соревнования открыты.
Участникам командных эстафет после каждого финиша объявляется результат. Регулярно подводятся промежуточные итоги.

Правила судейства:

Команда, пришедшая к финишу первой, получает 3 очка, второй – 2 очка, третьей – 1 очко. За выполнение эстафет с ошибками команда наказывается: с нее снимаются набранные в этой эстафете баллы.
В конце, в торжественной обстановке, прошло награждение победителей.
Вот какие эстафеты были предложены участникам соревнований:

Эстафета 1. «Гонка мячей»

У каждого стартующего в руках по баскетбольному мячу. Бег до первого мата, затем участники по мату прокатывают друг другу свой мяч (поменяться мячами), бегут до второго мата, также прокатывают мячи, обегают стойку, обратно – выполнение того же задания. Передача эстафеты следующей паре мячами из рук в руки.

Эстафета 2. «Перепасуй мяч»

Старт парами: у одного из стартующих в руках баскетбольный мяч. По сигналу двое бегут к первому мату, один ложится на спину поперек мата (боком к своей команде), второй (с мячом в руках) идет вдоль мата. Первый, переворачиваясь на 360°, ловит мяч от второго и обратно отдает ему мяч. На втором мате то же самое задание выполняет этот же участник. Оба обегают стойку, и на обратном пути для выполнения этого же задания участники меняются ролями.

Примечание: На каждом мате участник выполняет один переворот. Передача эстафеты – мячом из рук в руки, взявшись за руки.

Эстафета 3. «Веселые прыгуны»

Старт парами: у одного игрока в руках волейбольный мяч; добегая до первого мата и не наступая на него, с места оттолкнуться двумя ногами (мяч зажат ступнями) от площадки и резким движением прямых ног бросить мяч вперед-вверх через мат; другой игрок ловит мяч, бежит ко второму мату, возле него зажимает мяч между ступнями и выполняет то же задание; в это время первый участник быстро перебегает справа от матов ко второму мату, останавливается на противоположной стороне и ловит брошенный ногами мяч. Затем оба обегают стойку и, возвращаясь обратно, выполняют это же задание, меняясь ролями около матов.

Эстафета 4. «Быстро и ловко»

Старт парами: у одного из стартующих в руках гимнастический обруч. Первый участник выполняет на мате кувырок вперед, второй в это время рядом с матом прокатывает по площадке обруч. Первый должен после кувырка взять обруч у края мата. Затем второй на следующем мате выполняет кувырок вперед, первый прокатывает обруч, обегая стойку, на обратном пути участники выполняют то же задание, попеременно меняясь ролями.

Эстафета 5. «Слепая восьмерка»

Старт парами: у одного из стартующих глаза завязаны повязкой, второй держит его за руку. По сигналу второй участник, держа за руку первого, «слепого», вместе с ним обегает каждый мат по кругу; добежав до стойки, они меняются ролями и, возвращаясь обратно, выполняют то же самое задание.

Эстафета 6. «Не урони мяч»

По сигналу бег парами до первого мата, у одного из стартующих в руках баскетбольный мяч. Из и.п. сидя на мате в затылок друг другу направляющий в паре держит зажатый между ступнями мяч; ложась на мат и поднимая ноги, передать мяч вверх за головой в ноги своему партнеру. Тот, приняв ногами мяч, передает его за головой обратно в руки партнеру, и они вместе перебегают к следующему мату, где продолжают выполнять то же самое задание. Затем, добежав до стойки, меняются ролями, передавая обратно друг другу мяч, и возвращаются в свою команду. Передача эстафеты мячом из рук в руки.

Эстафета 7. «Полоса препятствий»

Старт индивидуальный. По сигналу первый участник бежит по прямой до первого мата – выполняет на нем один перекат боком в группировке, затем обегает 2 кегли, стоящие между матами, «восьмеркой», начиная движение с внутренней стороны от кегли; затем проползает второй мат на четвереньках, бежит к стойке, берет бадминтонную ракетку, на нее кладет маленький резиновый мяч и бежит обратно к своей команде по прямой (с левой стороны от матов), передает эстафету второму участнику. Тот с ракеткой в руках (на ней лежит мяч) бежит по прямой до стойки, кладет возле нее ракетку с мячом и на обратном пути выполняет то же самое задание: на мате переворот боком в группировке – «восьмеркой» обежать 2 кегли – проползти на четвереньках второй мат и передать эстафету следующему и т.д.

Примечание. Ракетку с мячом нести на вытянутой руке, стараясь не уронить мяч.

Эстафета 8. «Баскетбольный слалом»

По два участника в каждой команде держат 3 гимнастических обруча вертикально слева и справа от себя, стоя между матами посередине. По сигналу, стартуя парами, участники перебрасывают сквозь обручи баскетбольный мяч туда и обратно, стараясь его ловить, обегают стойку, у которой меняются сторонами, передавая мяч друг другу, возвращаясь обратно, выполняют то же самое задание. Передача эстафеты мячом из рук в руки.

Примечание. Участников, держащих обручи, меняет очередная, вторая пара.

Эстафета 9. «Быстро и аккуратно»

По сигналу участники должны быстро и аккуратно убрать свой инвентарь: маты, обручи, мячи, кегли, ракетку, стойку в отведенное преподавателем место (под ближний щит к выходу из зала).

Ирина Михайловна БОГДАНОВА
г. Шадринск

 

Рейтинг@Mail.ru