Физически воспитывает... пространство
На экспериментальной площадке
научно-педагогического объединения «Школа
самоопределения» в течение восьми лет
проводилась работа по созданию и использованию
физкультурных комплексов (далее – ФК) для
детского сада и начальной школы.
Начинали мы с комплексов,
разработанных Б.П. Никитиным и
B.C. Скрипалевым, изготовленных и
усовершенствованных инженером
О.И. Померанцевым, и домашних ФК, выпускаемых
нашей промышленностью. В связи с усложнением
устройства ФК, объединением нескольких ФК в
единое целое, использованием дополнительных
элементов (доски, лестницы, мягкие и жесткие
конструкторы и т.д.) для описания в нашей школе
комплекса мы вводим термин «физически
воспитывающее пространство» (ФВП) и «объемное
лазанье».
ФВП – это пространство, в которое хочется
войти, чтобы самостоятельно заниматься
физкультурой, движением, игрой. Необходимость
разработки ФК (одного из элементов ФВП) была
вызвана потребностью детей в лазанье. В опыте мы
наблюдали, что эта потребность присуща детям до
12–14-летнего возраста. Увы, традиционные ФК,
выпускаемые промышленностью, быстро надоедали
подросткам и не давали индивидуальной посильной
нагрузки в разновозрастной группе.
Если ФК достаточно сложно и интересно
устроен, то это пространство втягивает ребенка в
себя, не отпускает, заставляет возвращаться. Оно
бросает вызов ребенку, его силе и ловкости: «Ты
сможешь?» Предоставляет свободный выбор:
двигайся куда хочешь и сам определяй сложность
пути. Заставляет сосредоточиться. Его можно
творчески переустроить, и тогда оно становится
частью тебя, а ты – частью его. Физически
воспитывающее пространство дает простор для
фантазии и игры, легко превращаясь то в самолет,
то в замок, то в джунгли... Здесь можно
почувствовать, как работают простейшие
механизмы: наклонная плоскость, блок, рычаг. Оно
может помочь детям сотрудничать друг с другом.
Опыт преодоления препятствий приносит детям
радость и уверенность в своих силах. Это
пространство имеет ритм (чередование простых и
сложных элементов для лазанья, расстояния между
этими элементами). Оно не завершено и открыто для
взаимодействия с тем, кто в него входит.
В идеале взрослый здесь не нужен
вообще или находится в позиции наблюдателя,
не вмешивающегося без крайней необходимости в
происходящее. ФВП должно быть устроено так, чтобы
даже неловкий или неосторожный ребенок не мог
себе нанести значительного ущерба. Оно
предоставляет возможность одновременно
заниматься в нем большой группе детей разного
возраста. ФВП не заменяет учителя физкультуры, но
помогает ему поддерживать физическую форму
ребят.
Почти все элементы, из которых состоит
ФВП, уже описаны в каталогах фирм, выпускающих
физкультурное оборудование. Мы же хотим разбить
все эти многочисленные элементы на группы по
уровням сложности освоения их детьми и
предложить принципы организации ФВП из этих
элементов. Опираясь на предложенную
классификацию, можно создавать пространства для
различных целей физического воспитания.
Наличие в нем элементов разной степени
сложности дает ребенку возможность делать
посильный выбор сложности пути, трудности
упражнений, времени занятия и игры. Оно приучает
нести ответственность за сделанный выбор (хватит
ли сил пройти намеченным путем, как выбраться из
сложной ситуации), пробовать и ощущать свои
возможности.
Наличие в ФВП других детей (желательно
разных возрастов), помогает им сравнивать свои
силы и возможности, учиться друг у друга,
сотрудничать и помогать друг другу.
Поскольку объемное лазанье развивает
пространственное воображение, оно может в
дальнейшем помочь в успешном усвоении детьми
геометрии (можно создать парк зримых понятий
стереометрии и освоить их не вербально).
ФВП дает ребенку опыт новых преодолений.
(Величина нагрузки регулируется самим ребенком
через выбор сложности пути и времени нахождения
в этом пространстве.) Физическая безопасность
достигается не за счет руководства взрослого, а
за счет устройства самого пространства
(отсутствие навязанных ребенку заданий,
чередование простых и сложных элементов ФК,
разделение пространства на зоны сложности и
т. п.).
Педагогу, работающему с ФВП, можно не обладать
большой специальной подготовкой, достаточно
любить детей, помочь им войти в ФВП, следить за их
эмоциональным состоянием и помогать его
корректировать. Основная роль педагога при этом
заключается в наблюдении за психологическим
состоянием детей.
В ФВП не допускаются или из него
выводятся эмоционально возбужденные
дети и дети, находящиеся в состоянии конфликта.
Конфликтующих детей просят отойти от
ФК и договориться о правилах игры. Договорившись,
они возвращаются обратно. Эмоционально
возбужденные дети не могут контролировать свои
действия, и им можно предложить упражнения,
требующие концентрации внимания, контроля над
движением и уравновешенного психологического
состояния; например, равновесие на опоре, ходьба
по кочкам, по изогнутой веревке, балансировка с
предметами на голове и в руках, жонглирование и
так далее.
Особая группа – дети с агрессией,
направленной на себя. Они нуждаются в повышенном
внимании педагогов, так как у них большая
вероятность получения травмы. Для них можно
ввести различение зон сложности ФК и высоты
лазанья по цветам и ввести некоторые
ограничения. При работе с такими детьми следует
воспользоваться помощью психолога.
Лазая по спортивному комплексу,
ребенок может попасть в сложную ситуацию, когда
он не знает, что ему делать. Некоторые дети в этом
случае попадают в состояние стопора или
мышечного зажима. Ситуация легко разрешается,
если приучить детей просить в сложной ситуации
помощи у педагога или товарищей. Дети, свободно и
самостоятельно осваивающие ФК, обычно в такие
ситуации не попадают.
За безопасность детей на занятиях
отвечает педагог. Но если мы приучаем ребенка из
года в год, что кто-то другой отвечает за его
безопасность, регламентирует его деятельность,
берет на себя ответственность, то ребенок, очень
вероятно, вырастет безответственным,
безынициативным, неосторожным. Попав в
неожиданную ситуацию или получив большую
свободу, он может легко стать жертвой
обстоятельств.
Как же совместить безопасность и
свободу? Лучшая гарантия безопасности – это
способность человека контролировать свои
эмоции, движения, внешние обстоятельства
(понимать ситуацию, предвидеть последствия,
менять стратегию поведения). Педагогический
процесс должен включать постепенный переход в
пространстве и во времени от внешних
ограничений, устанавливаемых педагогами, к
внутренним, устанавливаемым самим ребенком.
Одним из средств может стать метод
двигательных «задачек», когда перед ребенком или
группой детей ставится цель, а средства и методы
ее достижения они находят сами. ФВП может стать
одним из элементов такого воспитания.
Каким же должно быть современное
«физически воспитывающее пространство»?
В результате проведенной
исследовательской работы нам представляется,
что конструкции ФК можно условно разделить на
несколько типов, внутри них выделить элементы, из
которых они состоят. Выбор типа пространства и
сложность его устройства обусловлены
представлениями взрослых о возможностях и
способностях детей и целями, которые ставят
перед собой педагоги.
Рассмотрим несколько типов конструкций ФК.
Сергей РЕУТСКИЙ
г. Москва
(Полностью статью читайте в газете
"Спорт в школе" №18/2004)
|