Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №19/2004

УРОК
 

План открытого урока по теме:

«Создание организационно-педагогических условий перевода предметных умений в универсальные на уроках физической культуры»

Лариса БЫЧКОВА
Лариса БЫЧКОВА

Урок направлен на выращивание универсальных культуросообразных умений, фиксацию собственной двигательной деятельности, использование различных форм и способов организации тестирования.

Цели и задачи:

1. Освоение культурной формы «Пиктограмма».
2. Организация самотестирования и фиксация собственных результатов с использованием таблицы.
3. Знакомство с приемом «цветопись», как с одним из способов проведения рефлексивно-аналитической части занятия.

Необходимые условия для проведения данного учебного занятия:

I. Создание атмосферы доброжелательности, активности, включенности и мотивированности учебных действий.

II. Хорошее владение учителем методами и приемами для построения данного учебного занятия.

III. Наличие материальной базы.

1. Оснащение пространства (в данном случае – спортивного зала) досками, мелом (или листами и маркерами) для записей и фиксаций по ходу урока.

2. Заранее подготовленный индивидуальный раздаточный материал (листы для пиктограмм, достаточное количество карандашей, ручек, фломастеров).

3. Таблицы, доступные для самостоятельных фиксаций полученных результатов собственной деятельности учащихся. Необходимо продумать способ вывешивания (скотч, магнитные держатели и т. д.) и расположения таблиц, удобный для самостоятельного многократного подхода учащихся.

4. Наличие спортивного инструментария или инвентаря (в данном случае – для освоения элементов волейбола):

а) волейбольные мячи на каждого ученика;
б) наличие волейбольных стоек и сетки;
в) свисток для возможного судейства.

IV. Дополнительные условия (возможность проведения пульсометрии).

Введение

На основе какого материала (баскетбол, волейбол, бадминтон, аэробика или ОФП) мы будем познавать свои физические возможности, решают сами ученики. «Волейбол» – это их заказ. Побывав в школьном летнем лагере, ребята «загорелись» этой игрой. И мы начали осваивать волейбол. Так появилась серия уроков, построенная на материале «Элементы волейбола».
Невозможно заранее (когда пишется этот «план» урока) сказать точно, сколько гостей мы примем. Конечно, мы открыты и рады всем, ждем доброжелательной и активной позиции всех участников нашего действа.
В нашей школе принято приглашать на уроки специалистов. Ребята любят, когда с ними работают психологи, педагоги, участники семинаров. Это значительный ресурс. Ведь учитель не может заменить «весь мир» и быть профессионалом во всех областях сразу. Но он может пригласить на урок того, кто профессионально объяснит, покажет и ответит на интересующие ребят вопросы.
И на этот урок, я уверена, придут гости, которые знают и умеют в волейболе больше меня. Мы с радостью используем их желание поделиться с нами секретами замечательной игры «Волейбол».
Пока это только предположение. Поживем – увидим.

Особенности данной возрастной группы (13–14 лет)

Мы считаем, что 8-й класс именно тот возраст, когда возможен «запуск» освоения аналитических способов работы. Наши наблюдения показывают, что эта непривычная на первый взгляд деятельность органично и постепенно становится доступной для освоения и «принятия». Если на предыдущих этапах рефлексивно-аналитическая деятельность на вербальном уровне была успешна и принималась детьми как способ работы, то именно в конце 7-го – начале 8-го класса способы анализа посредством всевозможных фиксаций с успехом переводятся из игровой деятельности (например, дети в младших классах с интересом работают с цветом и т. д.) в осознанно мотивированную, учебно-познавательную.

Мы не претендуем на законченность освоения этих способов уже в 8-м классе (это и невозможно, и не нужно). Но если начинать осваивать эти способы работы заранее (конец 7-го – начало 8-го класса), то к 9-му классу можно говорить о частичном владении способами, позволяющими анализировать динамику происходящего за весь период сбора информационных фиксаций.

При дальнейшем освоении и развитии общих способностей (универсальных культуросообразных умений) у выпускника школы появится реальная возможность осознанно строить индивидуальную и коллективную деятельность: ставить цели, анализировать ситуацию и результаты своего труда, проводить рефлексию и самооценку своих продвижений в собственном развитии.

Девушки/Юноши
Класс ________
Фамилия, Имя

Элементы волейбола

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

                     

2.

                     

3.

                     

4.

                     

5.

                     

1. Верхняя передача над собой (низкая).
2. Верхняя передача над собой (высокая).
3. Две низкие и одна высокая верхние передачи над собой.
4. Две низкие и две высокие верхние передачи над собой.
5. Одна низкая верхняя передача над собой; вторая передача – партнеру.
6. Короткая верхняя передача партнеру.
7. Длинная верхняя передача через сетку.
8. Прием двумя руками снизу.
9. Прием и передача партнеру двумя руками снизу.
10. Нижняя прямая подача.
11. Верхняя прямая подача.

Предполагаемый ход занятия

  • Представление участников конкурсного урока друг другу.

  • Знакомство с предлагаемым форматом модельного учебного занятия.

  • Самостоятельная разминка.

  • Пиктограмма разминки.

  • Самотестирование при работе над элементами волейбола.

  • Внесение результатов в тестовую таблицу.

  • Учебная игра, анализ методом маркировки.

  • Рефлексивно-аналитическая часть «Цветопись».

  • Краткий итог.

IБЛОК. РАЗМИНКА

Проводится учащимися самостоятельно. Каждый индивидуально подбирает упражнения, объем, интенсивность, темп нагрузки. Очень удобный момент для работы над универсальными умениями.

Задание: Записать разминку с помощью пиктограмм.

Зачем? Фиксируя свою разминку подобным образом, ученик непроизвольно наращивает собственный опыт выстраивания упражнений: не только телесно (кинестетически), но и зрительно (визуально) оценивает продуктивность и обоснованность этого построения. Ответственность за качество разминки принадлежит ребенку, что, несомненно, со временем и опытом повысит эффективность производимых действий.

Дополнение к заданию (для тех, кто сможет):

Попытаться выделить из общей разминки упражнения, относящиеся к специальной разминке (т. е. подводящие к предстоящей работе с элементами волейбола).

* Это задание ранее не выполнялось и предлагается впервые.

Зафиксированная таким образом разминка дает возможность ребенку увидеть и оценить свои умения. Это – следующая ступенька приобретения собственного опыта.

II БЛОК. САМОТЕСТИРОВАНИЕ

Способ фиксации собственной двигательной активности – самотестирование – детям уже знаком. Он был опробован в начале года как во время проведения кондиционного тестирования, так и при подготовке к судейской практике.

Задание: Записать в таблицу максимальное число успешно выполненных упражнений (опробованных элементов волейбола).

Почему это важно? Самостоятельное тестирование с успехом решает вопрос мотивации. Если «истинность» результата не влияет на внешнюю оценку, ученик может позволить себе безоглядно познавать себя, проводить самооценку (не важно, предъявляемую или нет окружающим) собственного умения, усилия, продвижения.

Так как материал – элементы волейбола – будет осваиваться школьником на протяжении многих уроков, то, безусловно, способ проведения самотестирования и фиксации результатов в виде таблицы поможет ученику видеть динамику своего продвижения, вносить возможную коррекцию в собственную работу.

III БЛОК. ИГРЫ

Для меня не важен стереотип понимания и академический формат учебной игры. Она (учебная игра) сейчас средство для проверки деятельностных и коммуникативных умений (например, самостоятельное деление на команды).

Деление на команды – важный и ответственный момент. От него в первую очередь зависит:

  • будет ли игра продуктивной;

  • станет ли она интересной.

Моя задача (задача учителя): не мешать детям нарабатывать свой опыт справедливого деления. Поэтому ответственность за подбор команды отдана детям. Это значит, ребятам придется:

1. учиться «жертвовать» дружескими симпатиями в интересах игры;

2. суметь «поделить» наиболее сильных игроков и терпимо отнестись к «слабым»;

Установка на игру. Использовать как можно больше приемов из предыдущей части занятия.

Сама игра – «лучший учитель». В игре дети учатся:

  • подчиняться правилам;

  • толерантному отношению на площадке;

  • удерживать соответственный интерес в коллективном действии;

  • умению слышать, видеть, чувствовать и понимать;

  • оценивать происходящее;

  • принимать решения;

  • отвечать за результат игровых действий.

То, как ребята ведут себя в игровых ситуациях, – ценный материал для дальнейшей моей работы.

Задание: Зафиксировать в таблице самотестирования два момента:

1. элементы, которыми удалось воспользоваться в игре;
2. элементы, которые по собственному ощущению необходимо прорабатывать в следующий раз.

Зачем?

1. «Мягкий» анализ своих игровых действий.
2. Установление причинно-следственных связей (предыдущая работа и сама игра).
3. Формирование личной мотивации и видения своих дальнейших шагов.

IV БЛОК. ЦВЕТОПИСЬ

Рефлексивно-аналитическая часть модельного урока. Мои ученики не знакомы с этим способом фиксации. Для них это впервые.

Задание 1. Предлагаю детям назвать все фрагменты урока, которые они могут выделить.
Прошу разбиться на группы (2 или 3 человека по ситуации). Каждая группа получает лист бумаги и маркеры для работы.

Задание 2. Прошу закрасить выделенные вами части урока в соответствии с обозначениями на листе: розовый цвет – все понравилось; желтый – было комфортно; синий – не понравилось; серый – совсем не понравилось.
Когда все листы соединены, получается цветное поле «Обратной связи», которое зримо показывает впечатление учащихся от урока. К группам у меня два вопроса:

1. Вы выбрали розовый или желтый цвета, назовите, что вам понравилось в нашем занятии.
2. Вы использовали синий и серый цвет, попробуйте объяснить, что вам не понравилось и почему.

Можно попросить ребят высказать свои опасения, страхи, напряжения; узнать, что не понравилось и почему. Попытаться вместе с ними понять, что и как можно изменить, улучшить, наметить пути дальнейшей работы.

«Цветопись» – богатый материал для начала обсуждений или дискуссий на последующих уроках.

Как результат работы с «культурными формами фиксации» у учителя остаются от занятия следующие материалы:

1. пиктограммы разминки учащихся;
2. таблицы самотестирования;
3. листы цветописи («обратная связь»).

В последующем это ценнейший материал для педагогического анализа качества обучения, выбора способов и приемов работы учителя, для дальнейшей постановки образовательных задач и планирования своей деятельности.

 

Лариса БЫЧКОВА
МОСКВА

Рейтинг@Mail.ru