Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №19/2004

УЧИТЕЛЮ

 

Записки учителя, или Уроки без прикрас...

Не хочу я никого учить! Невозможно это! Сам не научишься – кому ж ты нужен! Просто вспомню несколько эпизодов из своей десятилетней школьной практики. Да и 10 лет работы в ВУЗе окажутся не лишними.

Эпизод первый.
Самый первый мой урок физкультуры

Второго сентября мне уже поставили физкультуру. По программе шла легкая атлетика. Вот только с ней-то у меня и не было проблем: 13 лет занимался. Восьмой класс, по-нынешнему девятый. Три парня и три девочки. Из трех парней два близнеца-бугая. Слушаться не хотят. Норовят подковырнуть. И хотят, чтоб я им все показал. А у меня сил нет: весь август я путешествовал по Западному Саяну. Изголодался и похудел до 57 кг (это с 63-х!).
Нормативы я их все же заставил сдавать. Где хитростью, где уговорами. Через 5 минут они сдали все нормативы на «пять». А дальше что делать? И тут мой взгляд упал на бревно. Неделю назад колхозные плотники в хорошем подпитии сделали его. Высота – 1м 30 см (не поленился измерить). А заход на него почти вертикальный. И обточили они его очень классно, сделав абсолютно круглым и гладким. Залезть даже теоретически невозможно. Я и не стал залезать. Я сказал всему классу, что сейчас будем ходить по бревну. Ни один, конечно, не смог. И все смотрят на меня: мол, давай! Ну, я и дал: разбежался и запрыгнул на него. Весь оставшийся урок класс прыгал на бревно... Забегая вперед, скажу, что и следующий урок дети прыгали на него: ну как же так, такой мосол запрыгнул, а мы нет?
Тогда я усвоил простую истину: класс должен быть занят. Никто не должен сидеть без дела. А вот как занять класс, желательно в пределах программы, личное дело каждого учителя.

Эпизод второй

До меня работал молодой специалист. Пил беспробудно. Дрался со всеми подряд. Пропускал уроки неделями. Закрывал детей в спортзале, а сам куда-то уходил. Тут пришел тоже молодой, совсем другой. Почти целый месяц я практически не мог вести уроки: требовал форму и дисциплину. А дети просто не могли понять, чего от них требуют. У них сроду не было ни формы, ни дисциплины. Меня спасло то, что я у них еще и немецкий с английским вел. Через месяц я всех учеников знал как облупленных. И проблема дисциплины осталась только в восьмом классе. Близнецы упорно не хотели ходить в форме, дочка председателя привыкла, что пятерки ей ставят просто так. Учились на ошибках. Не на моих, а на своих.
...Предыдущий класс перестарался. Сделал такую влажную уборку, что ходить невозможно. Объявляю: скользко, стоим строго на месте, играем потихоньку в волейбол и мяч ногами не пинаем, поняли, близнецы? И не бегаем – расшибиться можно! Мяч укатился. К нему бежит Вовка, размахивается, пытаясь пнуть мяч, не взирая на мой запрещающий крик. Через мгновение раздается глухой стук его тела о мокрый пол. Вовка лежит, а рядом с ним мячик. Мячик выглядит живее. К брату со всех ног бросается Сережка. Я думал, что Вовку поднять хотел. А он – ногой по мячу. Раздается еще один глухой стук. Близнецы лежат, а между ними мячик. Класс умирает со смеху. Братьям больно. Зато они никогда больше не бегали по мокрому полу.

Эпизод третий

Сегодня толкаем ядро весом 3 кг. В руках у близнецов оно, как грецкий орех. А чего его толкать, мы его и так дальше бросим! Мой рассказ о древних греках, о тысячелетнем опыте толкания ядра, а не бросания на братьев никак не влияет. Ладно, бросайте. Первый бросил. Потом второй. Вот ведь действительно близнецы: лунка в лунку! Теперь толкаем. Ага, дальше! А второй? Господи, да они действительно близнецы! Опять лунка в лунку!
... Подходит то ли Вовка, то ли Сережка: штангу поднимите? Ого, 50 кг. Я напрягаюсь и поднимаю. Одной рукой. 45 кг я одолел. Потом сравнили вес. У меня под 60, а у них под 80. Зауважали.

Эпизод четвертый

Началась гимнастика. А это для меня катастрофа. Теорию я изучил от и до. А чего еще долгими вечерами в деревне делать? С практикой было гораздо хуже. Ну, 15 раз подтянуться я мог. Чего еще? Ах да, с восьмого класса помню упражнения на брусьях. Кувырок, наверное, смогу. Подъем переворотом 2 раза. Негусто. Зато есть каникулы. За 7 дней каникул еще кое-чему научился. И понял, наконец, что не все показывать надо, иногда достаточно объяснить.
Кровавые мозоли прошли к новому году. За 2 месяца я умудрился научить девочек делать пару упражнений на разновысоких брусьях (в программе стояло), лазать по канату, стоять на голове, делать кувырок вперед-назад. С мальчиками было полегче. В каждом классе всегда находился хоть один человечек, который мог выполнить какое-нибудь упражнение. Вот на них я и делал ставку.
...По канату у меня лазали все. Даже девочки под 70 и 80 кг. Потому что не боялись. Почему не боялись? Да я их на туристской самостраховке пускал! Устала? – Отпусти руки, отдохни. Узел затянется, можно отдохнуть. Как только снова вверх полезешь – узел ослабнет.
У меня проверяющий на уроке. Отличный учитель и человек. Чуть за 30, а авторитет непререкаемый. Сидит потихоньку в уголочке с тетрадочкой, дети его и не замечают. Мы размялись, следующее упражнение – канат. Еще раз детям объясняю, как держать узел, и как всегда посылаю на канат (со страховкой) Витьку, эдакую палочку-выручалочку. Витек залезает под крышу и отталкивается что есть силы от каната руками и ногами. И, конечно, как всегда, эффектно повисает. Это для нас – «как всегда». А для проверяющего – стресс. Помните, как животные стресс снимают? Движением! Краем глаза замечаю, как из-за моей спины ловить Витька бросается мускулистое тело. И застывает с поднятыми руками.
В конце урока подходит с пустой тетрадкой ко мне и просит узел показать. Я на седьмом небе: ко мне такой человек обратился. А, может быть, это был его метод воспитания?

Эпизод пятый

Директор дрожит и прыгает вокруг какого-то мужчины. Кто-то шепчет мне, что он из области, документацию проверяет. Это хуже, чем урок. Но я за пару месяцев уже понял, что дальше деревни не пошлют. В школе холодно, а мне после футбола жарко. Мужчина долго листает журнал, хмурится (директор за сердце), потом очень строго спрашивает: «Это что?» – «Журнал».
Далее серия непонятных строгих вопросов и качаний головой. Я никак не пойму, что он хочет. Он выходит из себя, не привык к такому непониманию. Где учился? В Горьком? Тогда должен знать такого-то. Знаю, только не пойму, при чем здесь мой кумир, знаменитый путешественник. Глаза у проверяющего из строгих становятся злыми. Что делали на уроке? Ах, в футбол играли? А по программе что? Гимнастика? Так почему нарушаете программу?
Я выразительно посмотрел на этого ничего не понимающего методиста и начал спорить, потом доказывать, потом повышать на него голос. Зал на ремонте, в коридоре – тесно и шуметь нельзя. На улице – снег и слякоть. Грязь по колено. Есть один пятачок, на нем и играли. Или мы должны были кувыркаться согласно какой-то бумажке?! Проверяющий вышел из себя. И тут дрожащая директриса сказала магическую фразу: «Он у нас не специалист!» Что? Иняз закончил? А что же сразу не сказал? Какие есть проблемы? Попробуем решить! Через несколько минут выяснилось, что мы из одного района, школы наши рядом были. Когда выяснилось, у кого я тренировался, – мы стали друзьями.
Совет проверяющего: делай, что считаешь нужным, но пиши, что должно быть по программе. А то, мол, другой проверяющий придет... Каждый про себя подумал, что следующий проверяющий поступит так же.
Теперь мой совет: рассматривайте каждого проверяющего как источник знаний, берите инициативу в свои руки и спрашивайте, спрашивайте его. Пришел проверять – пусть заодно и поучит.

Эпизод пятый

В то время по всему Союзу в школах проводилась обязательная зарядка. За три года, что я работал, зарядка помогла практически на нет свести опоздания на первый урок и действительно дала силы каждому ученику. В моих параллелях почти все ученики могли отжаться более 50 раз. «Пистолетик» самый слабый делал 15–20 раз. А лучшие (и мальчики, и девочки) отжимались и делали «пистолетик» более 130 раз! Вот вам и обычная зарядка перед уроками! Если кто-то думает, что я хвалюсь, – согласен. И уверен, что если ваши ученики достигнут таких результатов, то и вы будете хвалиться. Но я не себя хвалю, а моих учеников.

Эпизод шестой

А вот и лыжи. Весь декабрь лежит снег, но я должен выполнять эту... программу, а там – гимнастика! По правде говоря, и лыж-то нет. Весь декабрь требую. Дали денег. Мало. На лыжи и палки. А на ботинки – нема. Выцарапал еще немного у колхоза – купил полужесткие крепления. Дело за малым – в каникулы покататься. Тут я должен признаться, почему я взял физкультуру и что, кроме иняза, окончил. До института я два года учился в спортинтернате, отделение легкой атлетики. И ничего больше. В детстве я очень лыжи любил, но за последние 7 лет вставал на лыжи ровно 7 раз: ГТО сдавал. А тут надо еще и детей учить. Как назло, школа стоит на огромной горе, а лыжный стадион – внизу. Попробуй скатись. Я пробовал все каникулы. Домой приходил как снежный человек. Тело было все в синяках. Все ломило.
Первый урок на лыжах. Мой класс. Задача: съехать вниз (зигзагом, или кто как сможет), получить внизу задание. И тут же ехидный вопрос: «А Вы сами-то съедете???». Я съехал и мастерски развернулся. Класс в восторге. И лыжи у них новые. И крепления. Забегая на 3 года вперед, скажу, что потом все до единого ученика будут иметь хорошие лыжи с ботинками.
На каждом уроке учусь сам. Потом пробую на других классах. Я расту прямо на глазах. Теорию изучил так, что на любом спортфаке сдал бы на «пять» без всяких профессоров. Кто-то засмеялся? Напрасно. Еще в институте (инязе!) на первом курсе я написал реферат по спорту, по легкой атлетике. Не по теме института, проверять было некому... Потом отдал другу. Третий курс Лесгафта. Оценка «пять»! Случайно? Через 2 года отдаю однокласснице. Снова Лесгафт, она заменила легкую атлетику на велоспорт и получила «пять»! Или преподаватели не поняли, или я неплохой теоретик! Я думаю, что большинство согласится со вторым. Потом мои рефераты (уже другие) получили высшую оценку на спортфаке пединститута в Горьком, а также в спортивном техникуме в Ленинграде. Это я к тому, что учиться надо самому. И постоянно. К счастью, часто проводились открытые уроки у всех подряд физкультурников в районе. И у каждого можно было что-то взять!

Владимир ШЛЕНКИН
Нижний Новгород

 

Рейтинг@Mail.ru