Записки учителя, или Уроки без
прикрас...
Не хочу я никого учить! Невозможно это!
Сам не научишься – кому ж ты нужен! Просто
вспомню несколько эпизодов из своей
десятилетней школьной практики. Да и 10 лет работы
в ВУЗе окажутся не лишними.
Эпизод первый.
Самый первый мой урок физкультуры
Второго сентября мне уже поставили
физкультуру. По программе шла легкая атлетика.
Вот только с ней-то у меня и не было проблем: 13 лет
занимался. Восьмой класс, по-нынешнему девятый.
Три парня и три девочки. Из трех парней два
близнеца-бугая. Слушаться не хотят. Норовят
подковырнуть. И хотят, чтоб я им все показал. А у
меня сил нет: весь август я путешествовал по
Западному Саяну. Изголодался и похудел до 57 кг
(это с 63-х!).
Нормативы я их все же заставил сдавать. Где
хитростью, где уговорами. Через 5 минут они сдали
все нормативы на «пять». А дальше что делать? И
тут мой взгляд упал на бревно. Неделю назад
колхозные плотники в хорошем подпитии сделали
его. Высота – 1м 30 см (не поленился измерить). А
заход на него почти вертикальный. И обточили они
его очень классно, сделав абсолютно круглым и
гладким. Залезть даже теоретически невозможно. Я
и не стал залезать. Я сказал всему классу, что
сейчас будем ходить по бревну. Ни один, конечно,
не смог. И все смотрят на меня: мол, давай! Ну, я и
дал: разбежался и запрыгнул на него. Весь
оставшийся урок класс прыгал на бревно... Забегая
вперед, скажу, что и следующий урок дети прыгали
на него: ну как же так, такой мосол запрыгнул, а мы
нет?
Тогда я усвоил простую истину: класс должен быть
занят. Никто не должен сидеть без дела. А вот как
занять класс, желательно в пределах программы,
личное дело каждого учителя.
Эпизод второй
До меня работал молодой специалист.
Пил беспробудно. Дрался со всеми подряд.
Пропускал уроки неделями. Закрывал детей в
спортзале, а сам куда-то уходил. Тут пришел тоже
молодой, совсем другой. Почти целый месяц я
практически не мог вести уроки: требовал форму и
дисциплину. А дети просто не могли понять, чего от
них требуют. У них сроду не было ни формы, ни
дисциплины. Меня спасло то, что я у них еще и
немецкий с английским вел. Через месяц я всех
учеников знал как облупленных. И проблема
дисциплины осталась только в восьмом классе.
Близнецы упорно не хотели ходить в форме, дочка
председателя привыкла, что пятерки ей ставят
просто так. Учились на ошибках. Не на моих, а на
своих.
...Предыдущий класс перестарался. Сделал такую
влажную уборку, что ходить невозможно. Объявляю:
скользко, стоим строго на месте, играем
потихоньку в волейбол и мяч ногами не пинаем,
поняли, близнецы? И не бегаем – расшибиться
можно! Мяч укатился. К нему бежит Вовка,
размахивается, пытаясь пнуть мяч, не взирая на
мой запрещающий крик. Через мгновение раздается
глухой стук его тела о мокрый пол. Вовка лежит, а
рядом с ним мячик. Мячик выглядит живее. К брату
со всех ног бросается Сережка. Я думал, что Вовку
поднять хотел. А он – ногой по мячу. Раздается еще
один глухой стук. Близнецы лежат, а между ними
мячик. Класс умирает со смеху. Братьям больно.
Зато они никогда больше не бегали по мокрому
полу.
Эпизод третий
Сегодня толкаем ядро весом 3 кг. В
руках у близнецов оно, как грецкий орех. А чего
его толкать, мы его и так дальше бросим! Мой
рассказ о древних греках, о тысячелетнем опыте
толкания ядра, а не бросания на братьев никак не
влияет. Ладно, бросайте. Первый бросил. Потом
второй. Вот ведь действительно близнецы: лунка в
лунку! Теперь толкаем. Ага, дальше! А второй?
Господи, да они действительно близнецы! Опять
лунка в лунку!
... Подходит то ли Вовка, то ли Сережка: штангу
поднимите? Ого, 50 кг. Я напрягаюсь и поднимаю.
Одной рукой. 45 кг я одолел. Потом сравнили вес.
У меня под 60, а у них под 80. Зауважали.
Эпизод четвертый
Началась гимнастика. А это для меня
катастрофа. Теорию я изучил от и до. А чего еще
долгими вечерами в деревне делать? С практикой
было гораздо хуже. Ну, 15 раз подтянуться я мог.
Чего еще? Ах да, с восьмого класса помню
упражнения на брусьях. Кувырок, наверное, смогу.
Подъем переворотом 2 раза. Негусто. Зато есть
каникулы. За 7 дней каникул еще кое-чему научился.
И понял, наконец, что не все показывать надо,
иногда достаточно объяснить.
Кровавые мозоли прошли к новому году. За 2 месяца
я умудрился научить девочек делать пару
упражнений на разновысоких брусьях (в программе
стояло), лазать по канату, стоять на голове,
делать кувырок вперед-назад. С мальчиками было
полегче. В каждом классе всегда находился хоть
один человечек, который мог выполнить
какое-нибудь упражнение. Вот на них я и делал
ставку.
...По канату у меня лазали все. Даже девочки под 70 и
80 кг. Потому что не боялись. Почему не боялись? Да
я их на туристской самостраховке пускал! Устала?
– Отпусти руки, отдохни. Узел затянется, можно
отдохнуть. Как только снова вверх полезешь –
узел ослабнет.
У меня проверяющий на уроке. Отличный учитель и
человек. Чуть за 30, а авторитет непререкаемый.
Сидит потихоньку в уголочке с тетрадочкой, дети
его и не замечают. Мы размялись, следующее
упражнение – канат. Еще раз детям объясняю, как
держать узел, и как всегда посылаю на канат (со
страховкой) Витьку, эдакую палочку-выручалочку.
Витек залезает под крышу и отталкивается что
есть силы от каната руками и ногами. И, конечно,
как всегда, эффектно повисает. Это для нас – «как
всегда». А для проверяющего – стресс. Помните,
как животные стресс снимают? Движением! Краем
глаза замечаю, как из-за моей спины ловить Витька
бросается мускулистое тело. И застывает с
поднятыми руками.
В конце урока подходит с пустой тетрадкой ко мне
и просит узел показать. Я на седьмом небе: ко мне
такой человек обратился. А, может быть, это был
его метод воспитания?
Эпизод пятый
Директор дрожит и прыгает вокруг
какого-то мужчины. Кто-то шепчет мне, что он из
области, документацию проверяет. Это хуже, чем
урок. Но я за пару месяцев уже понял, что дальше
деревни не пошлют. В школе холодно, а мне после
футбола жарко. Мужчина долго листает журнал,
хмурится (директор за сердце), потом очень строго
спрашивает: «Это что?» – «Журнал».
Далее серия непонятных строгих вопросов и
качаний головой. Я никак не пойму, что он хочет. Он
выходит из себя, не привык к такому непониманию.
Где учился? В Горьком? Тогда должен знать
такого-то. Знаю, только не пойму, при чем здесь мой
кумир, знаменитый путешественник. Глаза у
проверяющего из строгих становятся злыми. Что
делали на уроке? Ах, в футбол играли? А по
программе что? Гимнастика? Так почему нарушаете
программу?
Я выразительно посмотрел на этого ничего не
понимающего методиста и начал спорить, потом
доказывать, потом повышать на него голос. Зал на
ремонте, в коридоре – тесно и шуметь нельзя. На
улице – снег и слякоть. Грязь по колено. Есть один
пятачок, на нем и играли. Или мы должны были
кувыркаться согласно какой-то бумажке?!
Проверяющий вышел из себя. И тут дрожащая
директриса сказала магическую фразу: «Он у нас не
специалист!» Что? Иняз закончил? А что же сразу не
сказал? Какие есть проблемы? Попробуем решить!
Через несколько минут выяснилось, что мы из
одного района, школы наши рядом были. Когда
выяснилось, у кого я тренировался, – мы стали
друзьями.
Совет проверяющего: делай, что считаешь нужным,
но пиши, что должно быть по программе. А то, мол,
другой проверяющий придет... Каждый про себя
подумал, что следующий проверяющий поступит так
же.
Теперь мой совет: рассматривайте каждого
проверяющего как источник знаний, берите
инициативу в свои руки и спрашивайте,
спрашивайте его. Пришел проверять – пусть заодно
и поучит.
Эпизод пятый
В то время по всему Союзу в школах
проводилась обязательная зарядка. За три года,
что я работал, зарядка помогла практически на нет
свести опоздания на первый урок и действительно
дала силы каждому ученику. В моих параллелях
почти все ученики могли отжаться более 50 раз.
«Пистолетик» самый слабый делал 15–20 раз. А
лучшие (и мальчики, и девочки) отжимались и делали
«пистолетик» более 130 раз! Вот вам и обычная
зарядка перед уроками! Если кто-то думает, что я
хвалюсь, – согласен. И уверен, что если ваши
ученики достигнут таких результатов, то и вы
будете хвалиться. Но я не себя хвалю, а моих
учеников.
Эпизод шестой
А вот и лыжи. Весь декабрь лежит снег,
но я должен выполнять эту... программу, а там –
гимнастика! По правде говоря, и лыж-то нет. Весь
декабрь требую. Дали денег. Мало. На лыжи и палки.
А на ботинки – нема. Выцарапал еще немного у
колхоза – купил полужесткие крепления. Дело за
малым – в каникулы покататься. Тут я должен
признаться, почему я взял физкультуру и что,
кроме иняза, окончил. До института я два года
учился в спортинтернате, отделение легкой
атлетики. И ничего больше. В детстве я очень лыжи
любил, но за последние 7 лет вставал на лыжи ровно
7 раз: ГТО сдавал. А тут надо еще и детей учить. Как
назло, школа стоит на огромной горе, а лыжный
стадион – внизу. Попробуй скатись. Я пробовал все
каникулы. Домой приходил как снежный человек.
Тело было все в синяках. Все ломило.
Первый урок на лыжах. Мой класс. Задача: съехать
вниз (зигзагом, или кто как сможет), получить
внизу задание. И тут же ехидный вопрос: «А Вы
сами-то съедете???». Я съехал и мастерски
развернулся. Класс в восторге. И лыжи у них новые.
И крепления. Забегая на 3 года вперед, скажу, что
потом все до единого ученика будут иметь хорошие
лыжи с ботинками.
На каждом уроке учусь сам. Потом пробую на других
классах. Я расту прямо на глазах. Теорию изучил
так, что на любом спортфаке сдал бы на «пять» без
всяких профессоров. Кто-то засмеялся? Напрасно.
Еще в институте (инязе!) на первом курсе я написал
реферат по спорту, по легкой атлетике. Не по теме
института, проверять было некому... Потом отдал
другу. Третий курс Лесгафта. Оценка «пять»!
Случайно? Через 2 года отдаю однокласснице. Снова
Лесгафт, она заменила легкую атлетику на
велоспорт и получила «пять»! Или преподаватели
не поняли, или я неплохой теоретик! Я думаю, что
большинство согласится со вторым. Потом мои
рефераты (уже другие) получили высшую оценку на
спортфаке пединститута в Горьком, а также в
спортивном техникуме в Ленинграде. Это я к тому,
что учиться надо самому. И постоянно. К счастью,
часто проводились открытые уроки у всех подряд
физкультурников в районе. И у каждого можно было
что-то взять!
Владимир ШЛЕНКИН
Нижний Новгород
|