Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №20/2004

ЭКЗАМЕН
 

Экзамен по предмету «Физическая культура»

Не удивляйтесь, что в начале учебного года мы заговорили об экзамене. Все очень просто: чтобы рассказать, как работает учитель, нужно, прежде всего, понять, почему он работает именно так, какие результаты хочет получить на выходе, во время выпускных экзаменов.
Именно поэтому сегодня мы предлагаем вашему вниманию программу экзамена по физической культуре, разработанную в НПО «Школа самоопределения» (об этой школе мы писали в N№ 17/ 2004). В программе изложены цели, которые ставят перед собой преподаватели этого предмета. Экзамен успешно проводится в таком виде уже несколько лет, причем сдают его ребята настолько успешно, что учителя подумывают о дальнейшем усложнении итоговых заданий. Но это – в будущем.
В следующих номерах мы продолжим знакомство с методикой работы преподавателей физической культуры в этой школе. Расскажем о конкретных методиках, которые может использовать каждый учитель. И постоянно будем ссылаться именно на этот текст, объясняя, каким образом педагоги подготавливают ребят к такому выпускному экзамену.

Пояснительная записка

Экзамен по предмету «Физическая культура» рассматривается кафедрой как одна из возможностей для учащихся использовать накопленный опыт в области теории и практики физической культуры; для предъявления (самому себе и окружающим) компетенций (универсальных умений), наработанных выпускниками в данном предмете за время учебы; для аттестации.

Экзамен проводится в два дня и состоит из двух взаимосвязанных частей, условно названных «Практика» и «Теория».

Итоговая оценка выставляется в конце второго дня экзамена. Она выводится после итогового собеседования, в ходе которого комиссия и экзаменуемый обсуждают отметки, выставленные в ходе экзамена. После согласования позиций ученику выставляется отметка, с которой согласен и он, и комиссия.

День первый. Практика

Первая часть наряду с тестами по общей физической подготовке (ОФП) содержит целый спектр теоретических компетенций (умений), для предъявления которых организуется работа в парах и группах. Это позволяет выпускникам самостоятельно определять свой кондиционный уровень физической подготовленности на момент экзаменационного тестирования («здесь и сейчас»).

Прежде всего, выпускники подтверждают  свое состояние здоровья и готовность к испытаниям – медицинский допуск к экзамену.

1. Разминка. Экзаменуемые показывают умение грамотно подготовить свой организм к предстоящей нагрузке. Оценивается:

  • Соответствие внешнего вида предстоящей деятельности (спортивная одежда и обувь, прическа, и т. д.).

  • Грамотный подбор упражнений в комплекс индивидуальной разминки (последовательность и прикладной характер упражнений).

  • Активность и настрой на работу.

2. Работа в группе («Судейская бригада»). Экзаменуемые делятся на группы «инструкторов» и «испытуемых» и показывают умения работать в группе (включенность, распределение ролей, выбор общей тактики и т. д.). Оценивается:

  • Распределение ролей в судейской бригаде.

  • Выбор общей тактики, удержание своей роли в групповой работе.

  • Включенность в работу на общий результат.

  • Комфортность группы.

3. Общая физическая подготовка (ОФП). Выполнение обязательных нормативных тестов. При оценивании учитывается сумма очков, набранная по трем наиболее результативным тестам:

– 1 – 10 очков – «1»;
– 11 – 20 очков – «2»;
– 21 – 34 очка – «3»;
– 35 – 45 очков – «4»;
– 46 – 55 очков – «5»;
– 56 и выше очков – «6».

Учащийся, набравший более чем 56 очков в практической части экзамена в разделе ОФП, получает дополнительный балл.

4. Кондиционное тестирование в парах. Экзаменуемые показывают умение работать в парах: объяснять, фиксировать, измерять, давать методические указания и т.д. Оценивается умение проводить и оценивать индивидуальное кондиционное тестирование:

  • Объяснение техники выполнения тестового упражнения.

  • Методические указания при проведении тестирования.

  • Качество измерения и использование инструментария.

5. Оформление документации. Экзаменуемые оформляют и сдают комиссии документы по первому дню экзамена, демонстрируют умение грамотно заполнить протоколы, указав точно название тестов, единицы измерения, подсчет набранных очков и т. д. Оценивается умение оформлять необходимую документацию по ходу работы:

  • Указание названий тестов.

  • Единицы измерения.

  • Подсчет набранных очков.

  • Аккуратность и законченность.

День второй. Теория

Вторая часть, «Теория», включает в себя работу по подсчету, анализу и осмыслению результатов первого дня экзамена. Затем каждым экзаменуемым проводится сравнительный анализ всего имеющегося материала собственной динамики развития в области физкультуры за предыдущие два-три года. Анализ предъявляется комиссии в виде рефлексивного текста, с последующим обсуждением в форме индивидуального собеседования.

6. Общий уровень физической кондиции (ОУФК). Экзаменуемые демонстрируют умение оценивать индивидуальный уровень физической кондиции.

Значение уровня физической кондиции при обсчете ОУФК соответствует:

«опасная зона» – «1»;
«неудовлетворительно» – «2»;
«удовлетворительно» – «3»;
«хорошо» – «4»;
«отлично» – «5»;
«супер» – «6».

7. Работа по текстовой методике определения индивидуального уровня физической кондиции (ОИУФК). Экзаменуемые демонстрируют умение понять предложенный текст, выполнить задание по тексту и т.д. Оценивается:

  • Понимание новой методики.

  • Выполнение заданий по предложенному образцу.

  • Оформление и правильность необходимых вычислений.

8. Рефлексия. Экзаменуемые демонстрируют умение делать выводы в форме рефлексивного текста. Комиссией проводится:

  • Сравнительный анализ полученных результатов.

  • Соотнесение двигательного возраста.

  • Соответствие полученных результатов с ожидаемыми.

9. Проектирование. Экзаменуемые демонстрируют умение составлять программу (для 11-х классов) или занятие (для 9-х классов) возможного развития индивидуального уровня физических кондиций, исходя из анализа результатов работы. Оценивается:

  • Необходимые условия и инструментарий для занятий.

  • План последовательности действий.

  • Подбор и направленность упражнений.

10. Самооценка учащегося. Экзаменуемые проводят анализ экзамена в целом: первого и второго дней. Делают выводы, объясняют, почему именно так оценили свои достижения. В итоговую ведомость выставляется отметка из листа самооценивания.

После этого проводится сравнение результатов самооценивания и отметок, выставленных комиссией, и выводится итоговая отметка.

Примерные задания по разделу «Теория»

(по некоторым разделам)

1. Подберите три упражнения, направленные на коррекцию вашего индивидуального физического развития.

Упражнение 1: ________________________________________

(название и подробное описание)

________________________________________

________________________________________

физические качества, развиваемые этим упражнением:

_________________________________________

_________________________________________

Упражнение 2: __________________________________________________________

(название и подробное описание)

___________________________________________

__________________________________________

физические качества, развиваемые этим упражнением:

___________________________________________

_________________________________________

Упражнение 3: _________________________________________________________

(название и подробное описание)

__________________________________________

__________________________________________

физические качества, развиваемые этим упражнением:

__________________________________________

__________________________________________

2. Укажите дозировку* и динамику** нагрузки в двухнедельном тренировочном цикле.

Дни занятий

Упражнение
(Единица измерения)

1-я неделя

1-е занятие
Понедельник

2-е занятие
Среда

3-е занятие
Пятница

4-е занятие
Понедельник

5-е занятие
Среда

6-е занятие
Пятница

1.___________

 

 

 

 

 

 

2.___________

 

 

 

 

 

 

3.___________

 

 

 

 

 

 

Дозировка: количество повторений; количество подходов; вес снаряда; время выполнения упражнения.
** Динамика: изменение дозировки упражнений (уменьшается; не меняется; увеличивается).

3. Составьте и подробно распишите учебно-тренировочное или оздоровительное занятие, из которого было бы видно, над чем в своей кондиции и какими способами вы собираетесь работать. Укажите нагрузку, направленность упражнений на развитие тех или иных физических качеств, подбор необходимого инвентаря и условий для выполнения занятий. Включите в описание ваши рекомендации по выполнению упражнений.

Тема (направленность тренировки)______________________________________

Содержание
(название и описание упражнений)

Рисунок
(схема)

Дозировка
(время; количество; подходы)

Примечание
(на что обратить внимание)

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Как вы оцениваете свое физическое состояние, свою кондицию на момент тестирования? Соответствуют ли полученные результаты вашим ожиданиям? Проведите сравнительный анализ по всем своим работам, используя имеющуюся у вас информацию на день экзамена. В чем сходство и отличие ваших субъективных (личных) представлений от объективно подсчитанных оценок? Какими способами вы хотели бы повысить свой кондиционный уровень, чтобы улучшить свое физическое состояние? Расскажите, почему вы выбрали экзамен по предмету «Физическая культура». Насколько ваш выбор оказался оправданным?

 

Кафедра физической культуры НПО «Школа самоопределения»

 

Рейтинг@Mail.ru