Окончание. Начало см.
№ 19/2004
Записки учителя, или Уроки без
прикрас...
Эпизод седьмой
За внеклассную работу никто не платил.
В последний год работы в деревне я накопил
определенный опыт. Были и очень приличные победы
на уровне района. На первом Всесоюзном Дне бегуна
мои девочки заняли 1-е, 2-е, 4-е и 6-е места! Потом
выиграли четырехборье. И на лыжах в десятку стали
входить. Самое смешное, что всегда проигрывали в
туризме, где я имел самые высокие результаты
среди всех учителей. В туризме победы пришли
позднее. Для тех, кто не понял: я хвалю учеников!!!
Подбор был великолепный просто!
Вернемся к определенному опыту. Я
придумал следующее: каждую пятницу проводить
какие-нибудь соревнования. А готовиться к ним с
каждого понедельника. Приведу короткий перечень
соревнований по пятницам, начиная с октября
месяца:
1. легкая атлетика – четырехборье;
2. легкая атлетика – День эстафет;
3. легкая атлетика – День метателя;
4. кросс;
5. пионербол (двумя мячами! А тех, кто играет
одним мячом, отошлю к истории возникновения этой
игры в 20-е годы);
6. волейбол;
7. силовое многоборье (отжимания, пистолетик,
прыжки со скакалкой на время, подтягивания);
8. Веселые старты;
9. хоккей;
10. лыжи (по дистанциям);
11. лыжная эстафета;
12. слалом;
13. скоростной спуск;
14. спортивное ориентирование на лыжах;
15. биатлон;
16. баскетбол;
17. прыжки в высоту;
18. бадминтон;
19. велокросс;
20. футбол;
21. смешанная эстафета в День Победы;
22. турполоса;
23. плавание (выгнал свиней из пруда, и провел пару
заплывов).
Работал один, изредка помогал военрук.
Эпизод восьмой
Не надо бояться нестандартности. Зачем
начинать именно с бега, а потом проводить
классическую разминку? Да-да, теорию все читали. А
практика... Подслушал разговор двух учениц:
«Опять бегать, потом зарядка... Фу!» Пока шел от
раздевалки до зала – ломал голову. А урок-то
открытый, план уже написан. Плюнул. Вместо бега
весь небольшой класс играл в фантики (или битки,
принцип один). Взмокли, как в Сахаре. Вместо
зарядки – путаница. Размяли все, что могли. Далее
– по плану. Урок получился интересным, никто в
план и не посмотрел.
Не бойтесь играть на уроках в прятки, в
жмурки. А в круговую лапту играли до изнеможения.
И еще. Используйте все, что видите вокруг себя.
Швабра – отличная эстафетная палочка. Забор –
кладезь просто, можно перелезть, пролезть,
запрыгнуть, перепрыгнуть, использовать как
станок и т. д. Ведро – туда можно и мячик
забросить, и шишку, и обегать его удобно, вдвоем
нести...
Обруч. Бросаешь его так, что он летит
закрученный сначала вперед, а потом катится
назад. (В художественной гимнастике наверняка
специальный термин есть.) Вот тут в него и надо
пролезать. У большинства один раз с трудом
получается. После серии тренировок – уже
несколько раз. Рекорд (не поверите!) 33 раза! Это
пока обруч катится!
Один раз мы играли 2 урока подряд в
вышибалы. Точнее, вышибали всем классом (10
человек) одного. Двумя мячами сразу, можно было
ногами. Не смогли. (Жду откликов теоретиков и
методистов!)
Эпизод девятый
Открытые уроки. Я об их пользе уже
писал. Теперь о спортивном братстве. Как правило,
из УНО приходит человек, не слишком хорошо
знающий предмет «физкультура». Все (в его
присутствии) хвалят учителя, рекомендуют его
опыт, оценка – всегда отличная. Но, оставшись
наедине, говорят совсем иное: «Ты что делаешь?
Разве можно так? Какого черта ты стоял там, когда
надо было страховать? Это не урок, а тренировка, а
путать их нельзя! Ты дворник, а не учитель!»
У вас не так? Тогда у вас не творческое
объединение учителей! Не выносить мелкий сор из
избы, но наедине все разобрать до малейших
подробностей. Самое интересное получается тогда,
когда проверяющий все же смыслит в физкультуре.
«Высший пилотаж» убедить его, что не самый лучший
урок – чуть ли высшее достижение творческой
мысли. Вам это удалось? Вы – классные педагоги.
Значит, и детям сумеете самое скучное
преподнести как интереснейшее в их жизни.
Эпизод десятый
Конечно, найдется въедливый читатель
(ой, чуть было «критикан» не написал!). Мол, в
деревенской школе любой сможет, а вот в
городской... Ну, в принципе, согласен. Само собой
разумеется, что с десятью учениками работать
легче, чем с тридцатью. Но вот когда пара из них
заболеет, то ни эстафету не провести, ни в игры
поиграть. А об интенсивности кто подумал? Я как-то
сразу после деревни на урок к опытному учителю
попал в городской школе. Гимнастика. Все хвалят
(даже в отсутствие директора), а мне скучно и
непонятно. Да у меня дети в деревне ни капли не
слабее были, а уроки во много раз интенсивнее. А
тут весь класс сидит и смотрит. Что, по телевизору
посмотреть нельзя? Зачем на физкультуру
приходить? Вот многие и не ходят.
После тепличных деревенских условий
попал в городской круговорот. 25 английского, а
потом 25 физкультуры. Это – школа с продленным
днем, главная задача – просто продержать детей. А
я тут со своим уставом полез: разминка,
спецупражнения и т. п. Дети постарше – те
просто на дыбы. А с первоклассниками – никаких
проблем. Зала на всех не хватает, занимаемся
круглый год на улице, почти в любую погоду. Очень
много играем, в футбол особенно. Близлежащие
школы играть с нами не хотят – все равно
проиграют.
На рукоходах дети чувствуют себя как
обезьяны на лианах. Играть в догонялки на
огромных рукоходах – любимая забава. На всех
переменах – толпы мальчишек на этих железных
решетках. Не слезают часами. Из всех учителей
сначала один я лазал. Потом еще двое молодых
присоединились. Детей на рукоходах стало еще
больше. Потом стали появляться девочки. Все
лазают, а один мальчик стоит и смотрит. У него
церебральный паралич, ноги плохо ходят. Я не врач,
но уверенно заявляю, что он тоже сможет так
лазать, если захочет. Через день приходит мама.
Она старше меня ровно в два раза, но на меня
смотрит как на бога. Оказывается, я был первым в
жизни ребенка, кто пообещал ему научить тому, что
делают все остальные. Деваться некуда. Размышляю
вслух. Раз ноги плохо ходят, руки должны быть
сильными. Ого! Еще какие сильные! Какие же
проблемы с рукоходом? Запрыгнуть невозможно? А
залезть пробовал? Ребенка до 12 лет никто этому не
учил, он был «освобожден». Попробовали, целую
неделю лазали, заодно и девочки научились.
Появилась другая «проблема»: мальчишки не
принимают его, считают слабым. Втихаря собрал
всех: сами вы слабаки, парня принять, и пусть
кто-нибудь попробует поддаться! Последнюю фразу
все восприняли наоборот. Поначалу поддавались, а
потом вообще забыли, что одноклассник их на
инвалидности!
Эпизод одиннадцатый
Освобожденные от физкультуры. Для меня
это звучит как освобожденные от полноценной
жизни. За автобусом не побежишь – вовремя на
работу не приедешь. В очереди слабину дашь –
последним будешь. А в семейной жизни? Ребенка на
руках носить нельзя? Пол мыть? Ведра с водой
таскать? Картошки с рынка принести? Врачи
запретили? Классно! А когда мама после восьми
запрещает приходить, всегда слушаетесь? А? А на
красный свет перебегали хоть раз в жизни? (Лучше
уж это делать подготовленным!) А целоваться в 14
вам разрешали? А кому такой «рахит» в жизни нужен?
Более 10 лет работаю в Лингвистическом
университете и каждый год наблюдаю одну и ту же
картину. За зачетом по физкультуре приходит куча
студентов (студенток все же неизмеримо больше) со
справками. Почему не ходила в спецгруппу? Рука не
поднимается? А ноги ходят? А вторая рука есть? Так
почему освобождение? Незачет! У вас что? Зрение
плохое? Минус сколько? И все? Запрещены прыжки. Ну,
а просто ходьба? Или велотренажер? Незачет!
Возьму на себя смелость сказать, что для
большинства школьных медалисток освобождение от
физкультуры является просто дополнительным
временем для нужных предметов: математика,
физика, химия, английский и т. д. А болезни
прогрессируют все равно. У моих детей была куча
диагнозов: и астма, и миопия, и болезнь Шляхтера, и
псориаз и еще чего-то. Освобождение было и от
физкультуры, и от черчения, и от труда. Не буду
писать, что справились с этим. Про спортивные
результаты напишу, если кто-то будет настаивать...
Владимир ШЛЕНКИН
Нижний Новгород
|